|
Если закон не нравится, значит, он аморален? автор: Марк Горин источник: Курсор 28.12.2004 Едва ли не самым большим потрясением минувшей недели стало заявление председателя регионального совета Матэ-Биньямин (Южная Самария) Пинхаса Валерштейна. Он направил поселенцам письмо, в котором призвал к невыполнению закона о размежевании. "Я не боюсь оказаться в тюрьме, -говорит Валерштейн. - И я надеюсь, что большинство граждан поймут, что такова цена, которую мы должны заплатить за то, что будем противиться ненасильственным путём этому аморальному преступлению. На всех нас в стране не хватит тюрем, и они будут вынуждены отступить". Непростое, надо сказать, заявление, и не случайно столь неоднозначна, а местами и просто алогична реакция на него. "Он не хочет идти в тюрьму, а хочет выступить против депортации разумными методами", - отметил депутат от МАФДАЛа, рав Ицхак Леви. Депутат Ури Ариэль ("Иехуд Леуми") пошел еще дальше: "Если законодательный процесс будет продолжаться в том же духе, произойдут гораздо более серьезные вещи". (Все предыдущие цитаты - по материалам сайта "7 канал"). Странная история. По закону призыв к гражданскому неповиновению или действия, которые могут быть таким образом расценены, ведут к лишению свободы на достаточно ощутимое количество лет. Юридический советник правительства Мени Мазуз поручил государственной прокуратуре проверить законность "слова и дела" Валерштейна. Авторитетный адвокат Илья Вайсберг убежден, что здесь есть, как говорится, "состав". Более того, он считает, что поскольку речь идет не о рядовом человеке, то пребывание г-на Валерштейна в должности главы регионального совета является в данном случае усугубляющим обстоятельством, поскольку это - уже не просто подстрекательство, а подстрекательство от имени лица, наделенного определенными властными полномочиями. И с этим трудно спорить. Наконец, сам Валерштейн, пишет: "Я не боюсь оказаться в тюрьме". Если, как говорится, "брякнул в сердцах", то при чем здесь "тюрьма"? А если все с полной ответственностью, в здравом, так сказать уме и твердой памяти, то что значит: "...против депортации разумными методами", я уж не говорю о словах Ариэли... И все это произносится не обывателями, а звучит из уст депутатов, этих адептов Закона. Но зачем нам такие представители в органе законодательной власти страны, если они готовы поддержать и приветствовать призыв к нарушению закона, принятого Кнессетом, депутатами которого сами же и являются? Даже если они за данный закон и не голосовали. Насколько опасна готовность присвоить себе право не подчиняться закону, который не нравится, и приветствовать такое неподчинение, полагаю, никому объяснять не надо. Вдумаемся, что же происходит. Кнессет принял закон, о котором идет речь, с перевесом в двадцать два голоса (67-45). Не один, не два, купленных за "мицубиши"... Депутаты-арабы воздержались... Подобного рода объяснений игнорирования данного закона не существует. И тем не менее призывы к гражданскому неповиновению принятому закону не только раздаются, но и, по мнению вполне авторитетных людей, являются "легитимными". Ну, а если завтра другой закон кому-то не понравится... Примеры здесь чрезвычайно заразительны, особенно когда подаются признанными руководителями. Если старшему товарищу можно, то почему мне нельзя? И вот уже совет раввинов Иудеи, Самарии и сектора Газа, как сообщает тот же "7 канал", издает постановление с выражением поддержки Пинхаса Валлерштейна и его призыва к гражданскому неповиновению даже ценой тюремного заключения. История чтит немало героических имен людей, которые были готовы пожертвовать свободой и даже жизнью в борьбе с аморальным законом. Но такая борьба не может вести к безнравственным последствиям: тут уж либо - либо... Призывы Пинхаса Валерштейна реализовались в оранжевых шестиконечных звездах, которые решили нацепить поселенцы. Появились у них последователи и вне поселений. Йешиботники из Арада уведомили, что они приняли коллективное решение носить шестиконечные звезды, "Особая группа борьбы за Эрец Исраэль" опубликовала воззвание в поддержку ношения оранжевых звезд... С протестом против этой компании выступили бывший спикер Кнессета Дов Шилянский, директор музея "Яд ва-Шем" Шевах Вайс, председатель партии "Шинуй" Томи Лапид. Все они пережили Катастрофу, и, надо полагать, не понаслышке зная об ее ужасах, имеют право судить о происходящем. Мы ведь не в Уганде живем - если в Израиле кому-то надо объяснять, сколь отвратителен и кощунственен цинизм использования Катастрофы в политических целях, то, что вообще происходит с памятью каждого из нас и всех нас вместе. Я не хочу быть неправильно понятым. Подобное позволяют себе не только крайне правые. В свое время крайне левые сравнивали тех же поселенцев с гитлерюгендом. А сегодня уже поселенцы своими действиями ставят правительство Израиля на одну доску с фашистскими людоедами. Но здесь речь идет не о глупости дурака и циника или интеллектуала с "поехавшей крышей". Перед нами - коллективная акция определенной части общества, обретающая чудовищные формы. Нацепив оранжевые шестиконечные звезды, поселенцы пытаются приравнять себя к жертвам фашизма. Я уже слышал и о попытках отождествить призыв Валерштейна к нарушению израильского закона (будем называть вещи своими именами) с борьбой известных и неизвестных героев против фашизма, тоталитаризма и войны. Таким образом, по логике, должно произойти одно из двух: или мы уравниваем добро и зло, или каждый должен для себя решить, на чьей стороне добро, а на чьей - зло. В демократическом обществе такие решения предпочтительней реализовать на выборах. В соответствии с законом. А не вопреки ему и не в борьбе с ним. P.S. Когда этот материал уже был готов к печати, стало известно, что под давлением общественного мнения принято решение прекратить проведение акции, в рамках которой жители поселений прикалывали на свою одежду оранжевые "Маген Давиды". С осуждением акции выступили большинство израильских политиков и общественных деятелей, люди, пережившие Холокост, и многие духовные лидеры поселенческого движения. Однако смысла статьи это не меняет. Да, джина, готового вырваться из бутылки, пока удалось удержать. Надолго ли? Газета "Глобус"
|
|
© Copyright IJC 2000 | Условия перепечатки |
|