На главную

 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 Интернет-лоция




Анонсы материалов


Реклама на IJC





Реклама на IJC


СТЕНА: защитная или разделительная?
автор:  Алексей Молокин  
16.03.2004

Позади остались слушания в Международном суде по вопросу о законности возведения Израилем так называемого «забора безопасности» вдоль Западного берега реки Иордан, и судьям остается принять окончательное решение. Как известно, это мероприятие вылилось в очередное судилище над Израилем, на котором звучали только обвинительные речи. Не только сам Израиль и США, но даже страны Евросоюза отказались участвовать в процессе, сославшись, формально, на то, что спорная проблема является политической и должна решаться путем переговоров. Тем не менее, сам суд и проблема израильского забора безопасности приковали внимание мировой общественности, мало кого оставив равнодушным, подлили масла в огонь спора между друзьями и врагами Израиля. Стержнем аргументации палестинской стороны было утверждение о том, что строящаяся стена служит не столько цели защиты мирного населения Израиля от террора, сколько является инструментом закрепления под израильским суверенитетом части территории Западного берега, в том числе некоторых израильских поселений. Главным доказательством этого служит, по их мнению, сам маршрут защитной стены. И вот над этим вопросом стоит серьезно задуматься.

Официально об идее возведения защитного забора было объявлено 29-го апреля 2002 года. Министр обороны Израиля Беньямин Бен-Элиезер, представитель партии Авода в первом коалиционном правительстве Ариэля Шарона, сделал заявление о том, что через два года защитные ограждения будет установлены вдоль всех границ Израиля. Первоначально речь шла о земляных укреплениях и заграждений из проволоки, сквозь которую будет пропущен ток. В том же месяце саперные части израильской армии начали возводить заграждения и рыть траншеи на участке между палестинским Тулкармом и густонаселенным районом близ города Нетания, который часто подвергался атакам террористов.
По мере развертывания строительства увеличивалась проектируемая длина и сложность заграждений. От траншей и колючей проволоки постепенно перешли к бетонным блокам высотой до 8-10 метров. Сегодня построено уже около трети протяженности забора (из планируемых 640 км) - это участок, прикрывающий северо-западные районы Израиля, а также часть ограждения вокруг Иерусалима, отделившая арабскую деревню Абу-Дис от еврейских кварталов города.

Сооружение забора безопасности началось на волне терактов, захлестнувших Израиль на новом витке "интифады Аль-Акса". Поэтому по вопросу стены, в отличие от некоторых других проблем внешней политики и безопасности, сразу возник широкий общественный консенсус. Это стало для большинства общественных сил страны своеобразным "предложением, от которого невозможно отказаться". Сегодня, спустя более полутора лет после начала строительства представители левой оппозиции являются, пожалуй, большими сторонниками стены безопасности, чем сам премьер-министр Ариэль Шарон. Депутат Кнессета Хаим Рамон от партии "Авода" недавно подверг критике Ариэля Шарона за то, что он медлит с завершением строительства ограждений. В своей эмоциональной речи он заявил: "Каждый день мы платим кровью за задержки со строительством забора".

Тем временем уже построенный участок забора начинает показывать сою эффективность в противодействии террору. Как отметил  на заседании комитета по безопасности и иностранных делам израильского парламента 24 февраля руководитель службы общей безопасности Израиля (ШАБАК) Ави Дихтер "теракты в Самарии прекратились после того, как там был построен забор. В городах, которые в прошлом подвергались регулярным террористическим атакам, - Хадере, Нетании и Кфар Сабе - сегодня тихо". Стали известны и другие данные о вкладе забора в защиту граждан Израиля от террора. Так, по информации полиции района Амаким, прикрытого ныне стеной, отмечено снижение числа терактов. Если в 2002 году здесь было совершено 29 терактов, в которых погибли 38 человек и получили ранения 124, то в 2003 году в 9 терактах погибли 8 человек и ранены 68. Еще один результат - после постройки забора на севере страны угнано на 37% меньше автомобилей. Таким образом, стена безопасности уже сегодня, будучи далеко незвершенной, действительно защищает граждан Израиля от террористической угрозы, и именно в таком качестве ее воспринимают израильтяне.

Тем не менее, палестинцы недовольны тем, что защитная стена сооружается частично на территории, занятой Израилем в ходе войны 1967 года, которую они рассматривают в качестве будущей территории своего государства. Исходя из этого они считают главной целью возведения "забора" не защиту мирного населения от террора, а аннексию палестинских земель, которые, как они говорят, "Израилю не принадлежат". Именно таков был лейтмотив и большинства выступлений в гаагском суде. Тогда какую все-таки цель носит строящаяся стена вдоль Западного берега реки Иордан: защитую или разделительную?

Ариэль Шарон и израильские министры не раз делали заявления, что стена служит защите граждан Израиля от террора и не является политической или государственной границей. Она даже может быть демонтирована в случае, если в ней исчезнет необходимость. Однако ряд фактов наводит на сомнения в столь прямолинейной оценке "забора".
В январе этого года в своей герцлийской речи Шарон обнародовал план одностороннего отделения от палестинцев. Суть его сводится к тому, что земли Западного берега и Сектора Газа делятся на три части: первая - территории, которые при любом варианте урегулирования отойдут под суверенитет Израиля, земли, которые при любом исходе переговоров отойдут арабам и третья - спорные территории. Похоже на то, что возведение забора полностью укладывается в этот план, т.е. стена должна окружить территорию, которую Шарон хочет при окончательном урегулировании оставить под израильским суверенитетом. 
Косвенно это предположение доказывает и маршрут стены -он напоминает границы, предложенные в плане Э.Барака на переговорах в Шарм-эль-Шейхе в 2000 году. Тогда районы крупных поселенческих блоков Элкана, Ариэль, Маале-Адумим, Гуш Эцион и ряд других предлагалось передать под израильский суверенитет при окончательном урегулировании. Эти же районы должна в итоге окружить и защитная стена.
Понимая это, палестинцы не случайно форсировали слушания в Международном суде по вопросу о возведении "забора". Ведь завершенный северный участок стены практически повторяет "зеленую линию" - фактическую границу Израиля до войны 1967 года, лишь немного вдаваясь в территоию Западного берега. Дальше проектируемый маршурут стены должен охватить поселения Элкана и особенно город Ариэль, расположенный глубоко в Самарии.

Возможность сноса или перемещения забора тоже следует воспринимать скептически. Министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом заявил, что забор безопасности можно снести, как только будет достигнута соответствующая договоренность с палестинцами. По его словам, подобные заборы строились на границах с Египтом, Ливаном и Иорданией. Впоследствии сооружения передвигались на новые рубежи или сносились, и с новым забором безопаснсоти можно будет поступить таким же образом. Министр риторически заявил, что забор можно убрать или перестроить, но убитого террористами человека к жизни возродить не возможно.
Тем не менее, против этого мнения есть целый ряд возражений. Во-первых, учитывая стоимость забора - около 1 млн долл. на километр - возможность сноса или перемещания стены следует рассматривать весьма скептически. Потом, если сравнивать забор вокруг Западного берега с сооружеиями на границах с Египтом, Ливаном и Иорданией можно увидеть большую разницу. Если линия Бар-Лева в Синае, в южном Ливане и на границе с Иорданией были стратегическими, "дальними" рубежами Израиля, создававшими так называемые буферные зоны для защиты от армий враждебных соседних арабских стран, то граница с Западным берегом является "последней чертой", внутри которой находятся уже непосредственно центральные районы Израиля. Кроме того, перенос забора будет сложно осуществить еще и потому, что его постройка влечет за собой и социально-экономические последствия: через несколько лет, если стена простоит, вся инфраструктура будет, как говориться, "плясать" от нее, причем по обе стороны. Следовательно, защитная стена является в то же время и разделительной.

Сооружение правительством Израиля стены безопасности вдоль Западного берега стало ярким примером политической стратегии, когда провозглашая одну популярную цель инициативы, одновременно ставят еще и другую, не менее важную. Строительство забора безопасности стало решающим моментом арабо-израильского конфликта, по крайней мере на нынешнем этапе. Форсированное строительство стены будет означать склонение израильских властей к плану одностороннего размежевания, при котором, по словам А.Шарона, палестины должны будут потерять больше, нежели в случае дипломатических переговоров. Если же правительство А.Шарона уступит многостороннему давлению и приблизит забор к границе 1967 года, то тогда безопасность большинства израильтян будет все равно обеспечиваться (на Западном берегу живут не более 300 тыс. поселенцев) и, конечено, не будет никаких проблем с гаагским судом, но это будет означать победу палестинской интифады. Ибо то, что мы сказали по поводу закрепления территории, огороженной стеной, будет в этом случае работать на палестинцев, которые получат бесплатно надежную границу с Израилем, о которой они могут только мечтать в нынешних политических условиях.

Постоянный адрес статьи: 


сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту




Другие статьи
Гиперсионистская революция

Государство Израиль от Рио-Гранде до Хуанхэ

Глядя из Лода

Стоимость нового Ближнего Востока

Возвращение на круги своя

Еще больший Рабин, чем сам Рабин


Самые читаемые страницы сегодня




© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100