Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Светская жизнь
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог интеренет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Благотворительная помощь
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям
(форма бланка-заявки)

Концерт к празднику Шавуот

Выпускной в ЕКЦ

Московский еврейский культурный центр на Никитской объявляет набор в детский развивающий центр "Тапуз"

МИД Израиля в июле проведет международный семинар для молодых лидеров еврейских общин

Начался прием заявок на конференцию "Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке"

Конференция "Еврейская печать в России"

В Петербурге пройдет 11-й международный семинар "Клезфест"

В Москве пройдет международный фестиваль "Москва – город мира"

Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства продолжает цикл научных чтений

В Москве пройдет международная конференция «Еврейская печать в России»

Летние лагеря "Бейт Агнона"

"Кайтанат Песах" откроется в дни весенних каникул в еврейском центре на Никитской

Принимаются заявки на участие в Европейском молодежном форуме "Подход к толерантности"

"Джойнт" объявляет о приёме заявок от еврейских организаций Москвы и Московской области на участие в конкурсе общинных проектов

Учат программированию

Еврейская йога

Еврейский благотворительный фонд выделяет гранты на проведение мероприятий, посвященных Пуриму

ФЕОР объявляет конкурс на написание методического пособия для молодежных клубов

Девятый Международный фестиваль еврейской культуры пройдет в Биробиджане в сентябре этого года

Тора и мезуза каждому еврею в подарок!

Стажировка в Париже для преподавателей, занимающихся темой Холокоста

Объявлен набор в группы "Самооборона"

Московская школа менеджмента НКО открывает три новые программы

Центр иудаики и еврейской цивилизации (ЦИиЕЦ) расширяет свою деятельность

Проекты РЕК
RJC.ru
Еврейские новости
Антисемитизму.НЕТ
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru

   Еврейский мир / Регионы России / Рязань / История

Новости
Статьи
Общины
Проекты

Община | Новости | История | Архив | Пресса

РЯЗАНЬ :: история

По российским законам евреям было разрешено проживать в городах и местечках 15 губерний империи и Царстве Польском в пределах т.н. черты еврейской оседлости. Для передвижения и проживания на остальной территории России надо было иметь особые права и преимущества (высшее образование, ученые звания, принадлежность к первой купеческой гильдии, кантонистам, ремесленникам, живущим исключительно своим ремеслом).

При обнаружении евреев, незаконно проживавших вне черты оседлости, власти прибегали к их выселению. Выселения производились регулярно, хотя и нечасто. Массовые выселения евреев не проводились до 1891 г., когда высочайшим повелением от 28 марта евреям механикам, винокурам, пивоварам и другим ремесленникам было запрещено проживание в Москве и губернии. Они подлежали выселению, равно как и остальные лица, незаконно проживавшие вне черты оседлости. Эта мера была вызвана назначением на пост московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, известного своими консервативными взглядами и нетерпимым отношением к евреям.

Автор статьи, посвященной выселению евреев из Москвы, О.В. Гольдовский нарисовал жуткую картину выселения 20000  евреев  из Москвы в 1891 г. Мы не беремся опровергать или подтверждать цифры, приводимые Гольдовским, а обращаемся к событиям рязанской истории.

18 мая 1891 г. рязанские купцы и гласные городской думы Н.М. Титкин, Н.А.Гаврилов, А.Е.Данилов, Е.Н.Соколов, Н.А. Рудометкин, Н.Н. Тимофеев и др., всего в количестве 29 человек, подали городскому голове И.Н. Голубеву прошение для обсуждения в думе и дальнейшей передаче губернатору и в МВД. В нем содержались жалобы рязанских купцов и гласных на  евреев , которые проживали на территории города незаконно. В прошении указывались случаи массового нарушения ремесленного устава евреями - ремесленниками и их участие в незаконных денежных операциях. Особо подчеркивалось стремление  евреев  "захватить как можно больший круг для своей деятельности", оттеснить коренных жителей от обычных занятий и поставить их в зависимость от себя, что "отчасти удалось в ювелирном, часовом и портновском производстве". По мысли просителей такие взаимоотношения между коренным и пришлым населением были нежелательными, а посему "было бы полезно, пользуясь примером Москвы, возбудить перед МВД ходатайство о выселении из  Рязани  всех  евреев, незаконно в ней проживавших и производивших в ней торговлю и о принятии мер к тому, чтобы евреи, высылаемые из Москвы, не могли избрать Рязанскую губернию местом своего жительства".

Ответ МВД был заслушан на заседании рязанской городской думы 20 февраля 1892 г. Гласные и купцы были оповещены о том, что высланные из Москвы евреи  ни под каким видом не могут избрать Рязань местом своего жительства. Несмотря на указанные случаи нарушения евреями Рязани паспортного режима и ремесленного устава, МВД отказало просителям дать делу о выселении евреев из города дальнейший ход. Министерство объявило, что из 46 проживавших в городе еврейских семейств лишь права четырех лиц вызывают сомнения, и вопрос о дальнейшем их пребывании уже передан на рассмотрение в губернское правление.

Следующим правительственным актом в "еврейском вопросе" стал циркуляр МВД от 14 января 1893 года рязанскому губернатору, в котором было предложено, "не прибегая к общей проверке прав проживавших в губернии евреев ", выселить тех из них, которые незаконно проживали вне черты оседлости. Всем выселяемым  евреям  давался четырехмесячный срок для устройства дел и выезда за пределы губернии. Для евреев, торговавших, имевших недвижимую собственность, определенные занятия или многочисленные семейства этот срок продлевался до 1 ноября 1893 г.

В ходе полицейско-административных мероприятий в губернии были выявлены 20 человек, не считая несовершеннолетних, незаконно проживавших в городах и уездах: в Касимове - 2, в Сапожке - 1, в Спасске - 3, в Скопине - 4, в Ряжске - 2, в Михайлове - 2, в Зарайске - 3 и в Рязани  - 4. С каждого из них была взята подписка о том, что они оповещены о предстоящем выселении и обязуются выехать из губернии до определенного в указе срока.

Циркуляр 14 января 1893 г. вызвал массу ходатайств не только от евреев  об отсрочке высылки в черту оседлости, но и ряд просьб со стороны русских купцов, которые находились с высылаемыми в правовых, имущественных и личных отношениях. В результате, МВД пошло на некоторые уступки: указом от 2 сентября 1893 г. срок высылки продлевался до 1 июня 1894 г., и мог быть увеличен в особых случаях еще на год. По указу одинокие и достигшие 70-летнего возраста люди не могли быть выселены. Успевшие оформить необходимые документы для законного проживания вне черты оседлости до 1 июня 1894 г. также не подлежали выселению. Согласно этому распоряжению властей 5 человек получили право проживания в губернии (в Рязани - 3, в Спасске -1, в Зарайске - 1). Остальные 15 человек выехали из Рязанской губернии, видимо, еще до сентября 1893 г. Стоит отметить, что действия властей по ограничению прав  евреев  сопровождались массой оговорок. Администрация закрывала глаза на мелкие нарушения, при выселении зачастую шла на уступки и предоставляла отсрочки. По данным МВД, в начале 1891 г. в  Рязани проживало 46 еврейских семей, а уже к ноябрю их число увеличилось до 52 (242 человека). Т.о. еврейское населении Рязани, несмотря на практикуемые выселения лиц, незаконно проживавших в городе, росло и составило к 1905 г. 963 человек или 2,67 % от общего числа рязанцев.

 

Кто есть кто: еврейские организации и объединения Рязани

За последние годы в еврейской жизни Рязани произошли значительные изменения, как количественные, так и качественные. Еврейская жизнь, ранее тихо тлевшая, стала активно разгораться. Результатом этой вспышки явилось возникновение новых еврейских организаций в Рязани. Количество их появлений может вызвать у многих евреев недоумение. Нужно ли создавать новые организации? Не лучше ли вкладывать силы в развитие одной действующей? Не приведет ли рост количества организаций к разобщенности и появлению «иудейских войн»? Со всей уверенностью мы готовы ответить: нет и еще раз нет! Чем развитее становиться еврейская жизнь, тем шире должна быть для каждого возможность найти в этой жизни собственную нишу, отвечающую личным потребностям возраста, увлечений, профессиональных интересов. Каждый человек должен иметь свободу выбора во всем – и в еврейской жизни в том числе!
Нынешние еврейские организации Рязани возникают естественным образом. Растет количество людей, вовлеченных в общинную жизнь. Открываются новые горизонты. Появляется потребность в открытии новых программ, охватывающих новые группы людей. Одни и те же люди одновременно могут быть членами сразу всех организаций – или тех, какие они считают для себя приоритетными. Организации ни в коем случае не конкурируют между собой, а естественно дополняют друг друга. Хотя интересно отметить - многообразие в виде здоровой конкуренции является отличным средством от застоя. Оно держит лидеров в форме. Если одна организация плохо выполняет свои функции, а ее лидер пренебрегает обязанностями – люди сразу же голосуют «ногами», отдавая предпочтение другой. В этом и состоит реальная свобода выбора. Кстати, вспомним уроки Песаха. Свобода – тяжелая ответственность. Чем шире выбор, тем сложнее его делать. Мы сами отвечаем за сделанный шаг. И если кто-то опасается разобщенности, то он должен помнить: опасность кроется не в явлении как таковом, а в наших поступках. Можно перессориться с коллегами, находясь внутри одной организации. А можно идеально существовать в рамках 10-ти организаций. Здесь играет огромную роль наш общий уровень культуры и толерантности.
Итак, кто есть кто в еврейской Рязани:

1. Региональная общественная организация «Еврейский общинный культурный центр Рязанской области «Хесед-Тшува».
Создан в марте 2001 года, официально зарегистрирован в октябре 2001 года. На данный момент является самой многочисленной еврейской организацией Рязани. Количество человек, пользующихся программами Культурного центра, превысило цифру 600.
Основным спонсором Культурного центра является Американский распределительный комитет «Джойнт». В деятельности Культурного центра – два глобальных направления: благотворительное и культурное. Отсюда вытекают соответствующие цели. Кстати, они заложены в самом названии центра «Хесед-Тшува».
Первая цель – охватить как можно большее количество людей, нуждающихся в благотворительной помощи. «Хесед» на иврите – милосердие. Милосердие и помощь нуждающимся – древнейшая основа еврейской традиции. Еврейский мудрец Рамбам утверждал, что за свою жизнь не встретил ни одного города, где бы жили десять евреев и где не было бы специального фонда для помощи нуждающимся. Девиз комитета «Джойнт» - “From generation to generation” - «От поколения к поколению» (англ.) Если каждое новое поколение заботится о предыдущем, то есть надежда, что цепочка не прервется: и ныне молодое поколение, состарившись, не останется без помощи.
В Культурном центре действуют 14 благотворительных программ. В их числе:
- выдача продовольственных наборов;
- распределение льготных лекарств;
- прокат медицинского оборудования;
- уход на дому;
- мелкий бытовой ремонт;
- бесплатная парикмахерская;
- зимняя помощь;
- бесплатные консультации врачей-волонтеров.
Все программы курируются волонтерами, число которых – 50 человек – говорит само за себя. (Штат работников, получающих зарплату , насчитывает всего 6 человек)
Вторая цель деятельности Культурного центра – собственно культурное еврейское возрождение. Эта цель тоже отражена в названии. «Тшува» на иврите – очень многозначное слово. Оно означает в первую очередь покаяние, но не простое осознание своих грехов, а «процесс покаяния через возвращение к Торе и еврейской традиции». То есть, еврею, оторвавшемуся от своих корней, нужно возвращение к основам, что и будет его покаянием на пути к новой, более правильной жизни. Это, собственно, и есть тот процесс, который сейчас происходит. Все культурные программы Центра направлены на восстановление разорванной связи народа со своим прошлым. Культурные программы Центра – это:
- кружки изучения иврита, истории и традиции;
- лекторий для всех групп населения;
- еврейская библиотека (свыше тысячи книг);
- литературно-музыкальные вечера;
- выездные культурные мероприятия;
- интернет-сайт;
- издание газеты, которую вы держите в руках.
Портрет руководителя. Исполнительный Директор Культурного Центра – Людмила Ароновна Захарова. Убежденный фанат своего дела. Фантастически работоспособна на всех фронтах еврейской жизни. Также является квалифицированным специалистом в области еврейской традиции (прошла обучение по израильской программе «Мелтон» - академической подготовке еврейских просветителей для стран СНГ). По совместительству – жена, мать троих детей и бабушка двоих внуков. Двое из трех её детей учатся в Израиле по религиозным программам.

2. Местная религиозная организация «Общество современного (прогрессивного) иудаизма» г. Рязани.
Организована и зарегистрирована в феврале 2001 года. Спонсируется Всемирным Советом Прогрессивного иудаизма (ВСПИ), в России представленным организацией ОРОСИР (Объединение Религиозных Организаций Современного Иудаизма в России), Москва.
Задачей своей деятельности Община прогрессивного иудаизма ставит, во-первых, построение общины как таковой, то есть создание таких отношений внутри еврейского коллектива, которые помогли бы обрести евреям ощущение семьи. И эта задача, в принципе, осуществляется: почти все, кто участвует в программах Общины, могут с уверенностью сказать – «Да, это мой второй дом!» В наше неспокойное время особенно важно осознание сопричастности чему-то большему, ощущение крепкой семьи, где всегда можно найти поддержку и опору.
Вторая задача Общества – не просто дать знания по еврейской традиции, но осветить традицию через современный подход, приближая древнее наследие к нынешнему дню. Все праздники, отмечаемые общиной совместно с Культурным центром, проводятся с использованием современных, интерактивных форм. Все еженедельные мероприятия – встреча и проводы субботы, субботние службы – проходят ярко, увлекательно, с музыкальным сопровождением. Прогрессивный иудаизм основывается на убежденности, что еврейская традиция всегда была развивающимся, непрерывно меняющимся организмом, и сейчас мы с вами – активные участники этого процесса вечного развития.
Портрет руководителя. Председатель Общества – Наталья Недельская – была первым активистом и инициатором создания нового направления в Рязани, соединяя деловые и организаторские способности с обаянием молодости и красоты (безотказное оружие!). Но постепенно отошла от активной работы на еврейском поприще по следующим мотивам. Во всех прогрессивных общинах мира должность председателя – скорее почетная, чем обременительная. Поскольку в каждой общине помимо председателя работает особый духовный лидер – так называемый общинный работник, получивший специальное образование как еврейского, так и общекультурного профиля. Именно он ведет основную работу в общине. А председатель корректирует его работу и занимается чисто деловыми вопросами организации. У Натальи такой человек имеется. Это ее муж Вячеслав Болотников, прошедший обучение в московском Институте общинных и социальных работников и проходящий практику в собственной общине. А Наталья в повседневной жизни остается прежде всего специалистом-стоматологом, женой и матерью очаровательной дочки.

3. Местная религиозная организация «Еврейская община г. Рязани «Тхия»
Организована и зарегистрирована в марте 2004 года.
Создана с целью возродить и представить в Рязани традиционное направление иудаизма, существовавшее в Рязани до революции. («Тхия» на иврите и означает «Возрождение») Еврейская община Рязани конца 19-го – начала 20-го века придерживалась именно этой формы традиционного ортодоксального иудаизма, характерного для общин всей центральной России. Направление носило название «Митнагдим» (иврит.) - «противники» распространившегося в 19 веке хасидизма, считавшегося нетрадиционной формой иудаизма. Хасидской общины в Рязани не было никогда. Именно на средства традиционной ортодоксальной общины в Рязани в 1903 году была построена синагога.
Целью деятельности общины «Тхия» является возрождение и практика традиционных форм важнейших обрядов еврейской традиции. Это в первую очередь проведение хупы – бракосочетания со всей необходимой атрибутикой, обрядов погребения согласно еврейскому закону, поминальных служб и дней поминовения, а также глубокого изучения Торы и книг еврейской традиции.
Портрет руководителя. Председатель общины – Леонид Григорьевич Цейтлин. Волонтер еврейского движения Рязани. Человек феноменальной памяти, «живая энциклопедия» рязанского еврейства. Необычайно энергичен в свои 73 года. Олицетворяет собой преемственность еврейского поколения Рязани. Дед Леонида Цейтлина был членом прежней общины Рязани и участвовал в строительстве синагоги.

4. Молодежный еврейский образовательный центр.
Вообще-то всегда именовался просто молодежным еврейским клубом Рязани, существующим почти 10 лет. Но с осени 2003 года поставил перед собой новые стратегические задачи: быть не просто местом встреч и досуга для еврейской молодежи, но в первую очередь давать еврейское образование, стремясь таким образом к становлению еврейского самосознания у молодого поколения.
Проекты Молодежного Центра: ЖЗЕ - Жизнь Замечательных Евреев, Загадки еврейской истории, встреча субботы, изучение Торы, еврейский театр. Каждый образовательный проект подается в увлекательной форме, превращающей еврейское образование в интереснейший процесс.
Портрет руководителя. Координатором проектов Молодежного центра с осени 2003 года является Андрей Пшеницкий – молодой человек со всеми задатками вундеркинда – не достигший еще 18-летнего возраста, но по уровню еврейских знаний и общей духовной зрелости обгоняющий своих сверстников на добрый десяток лет. Любознателен, трудолюбив, самокритичен. Талантлив практически во всем. Естественно, такого человека ждет большое и светлое еврейское будущее.

5. Женский клуб «Кешер».
Как отдельная организация возник в конце 2003 года в форме активной женской группы (без образования юридического лица). Вошел в состав всемирной структуры женских еврейских организаций под общим названием «Кешер», что на иврите означает «Связь».
Цель существования всемирной организации «Кешер» – дать возможность еврейским женщинам реализовать себя в любой жизненной сфере: деловой, предпринимательской, личностной; одним словом, найти свое место в современном обществе. И конечно, обмениваться опытом, поддерживать друг друга и постоянно искать новые пути развития. С этой целью всемирный «Кешер» уже много лет проводит встречи, семинары, разрабатывает методики сотрудничества. Теперь и Рязань станет частью этого процесса. Любая еврейская женщина, войдя в состав клуба «Кешер», может попробовать реализовать свои проекты.
Портрет руководителя. Инициатором открытия «Кешера в Рязани стала Наталья Чеслер – женщина неистового темперамента и тонкого вкуса. Возможно, это столь парадоксальное сочетание делает Наталью особенно привлекательной. В буквальном смысле этого слова – она умеет привлекать новых людей. Художник-оформитель по образованию. А-идише маме по состоянию души.

Вот – краткое описание еврейских организаций Рязани. Надеемся, что в ближайшее время этот список пополнится, а организации будут успешно развиваться и сотрудничать друг с другом.



Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО



Еврейское Агентство в России



МАОФ
В Екатеринбурге прошлел просветительский форум "Память о Холокосте -путь к толерантности"

15-17 мая в Уральском государственном университете им. М. Горького прошел научно-просветительский форум "Память о Холокосте как путь к толерантности", который был совместно подготовлен Центром израилеведения и академической иудаики УрГУ и фондом "Джойнт".


"Путевка в жизнь" от факультета иудаики

Вчера в Еврейском культурном центре на Большой Никитской прошел выпуск учеников Малого факультета иудаики – подразделения кафедры иудаики ИСАА МГУ для старших школьников.


Заявление Российского еврейского конгресса в связи с убийством в Санкт-Петербурге преподавателя еврейской гимназии

Российский еврейский конгресс с тревогой и болью узнал об убийстве в Санкт-Петербурге 22-летнего Дмитрия Никулинского — студента Петербургского государственного университета и преподавателя местной еврейской гимназии, погибшего 12 мая в подъезде собственного дома от многочисленных ножевых ранений. Мы приносим глубокие соболезнования семье погибшего и выражаем искреннее сочувствие еврейской общине Санкт-Петербурга.


Даже в праздник 9 Мая националисты смогли свободно пройтись по центру Москвы

Мир отметил очередную годовщину Победы над фашизмом. Однако те, кого победили 62 года назад в Европе, набирают силу в самой России. Так, вчера по Москве прошли маршем активисты «Славянского союза», которые хвастаются своей аббревиатурой «СС». А как следует из представленного на днях доклада Московского бюро по правам человека, численность скинхедов в России уже сопоставима с количеством бритоголовых во всем остальном мире, а количество их жертв за год возросло в полтора раза.


700 фронтовиков-евреев отпраздновали День Победы в Московском дворце молодежи

Более семисот евреев - ветеранов Великой Отечественной войны побывали 7 мая в Московском дворце молодежи на торжественной мемориальной акции, посвященной 62-й годовщине Победы над фашизмом. Организаторами церемонии выступили Российский еврейский конгресс (РЕК) и Московская еврейская религиозная община (МЕРО).


Jlife