Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Светская жизнь
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог интеренет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Благотворительная помощь
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям
(форма бланка-заявки)

Даниэль
Коммуникабельный, обаятельный, интеллигентный, устроенный мужчина. В\о, разведен. Вдруг понял, что хочу прожить еще одну жизнь и, если получится, многое начать сначала. Мне кажется, это может быть очень интересно.Фото вышлю в письме.

star
Я ищу порядочного и образованного мужчину, еврея от 34 до 40 лет (не имеющего детей) для создания семьи.

Посмотреть все анкеты
Проекты РЕК
RJC.ru
Еврейские новости
Антисемитизму.НЕТ
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru

   Тутти-еврутти / Мужчина и женщина

Сексуальность по-еврейски

02.05.2007

Из Современного комментария к Торе раввина-реформиста

Часть главы “Ахарей мот” (18:1-30) посвящена этике сексуальных отношений. В ней не содержится всеобъемлющего отчета о библейских взглядах на человеческую сексуальность. Обращаясь главным образом (но не только) к мужчинам, Тора просто перечисляет определенные формы сексуального поведения, которые запрещены и осуждаются.

Библейские подходы к сексу

Для того чтобы понять и достойным образом оценить этот материал, нам следует рассмотреть, как Библия подходит к сексуальным отношениям в целом. Такое исследование тем более необходимо, поскольку многие современные авторы, критикующие законы, основанные на так называемой иудео-христианской традиции, приписывают еврейскому Писанию определенные подходы, которые вообще не являются еврейскими. Это христианские наставники отождествляли “плоть” с грехом, прославляли безбрачие и относились к браку как к уступке человеческим слабостям (см., в частности, I Послание Коринфянам 7:1-9).

Все это чуждо духу Торы. Она утверждает, что в ходе Творения человечеству было предписано плодиться и размножаться (Берешит, 1:28). Мужчина должен прилепиться к своей жене, дабы они стали одной плотью (Берешит, 2:24). Библия откровенно обращается со многими проявлениями полового влечения, дозволенными и запрещенными, и признает его глубокое влияние на эмоции и поведение человека. “Песнь Песней” – собрание откровенно эротических поэм, выражающих одновременно и страсть, и нежность. В этой лирике мужчина и женщина в равной степени открыты в выражении собственных чувств.
Тора учит, что Б-г управляет природой. Репродуктивный процесс – это дар от Б-га, и Б-жественные цели достигаются путем ответственного использования этого дара, а не путем бессмысленного подчинения чувствам. Сексуальное влечение не надо подавлять, но его надо контролировать.

Нормальная сексуальная реализация происходила в рамках брака, который в библейские времена обычно заключался в раннем возрасте. Сексуальные отношения вне рамок (гетеросексуального) брака рассматриваются главным образом в Ваикра 18 и 20, где запрещаются прелюбодеяние, кровосмешение (инцест), гомосексуальные отношения и совокупление с животными. Кроме того, в этих главах запрещается половой контакт мужчины с любой женщиной, даже с его собственной женой, во время ее менструального периода.

Кастрация. Другое значительное различие между Израилем и его соседями касается практики кастрации. Кастрация животных, чтобы сделать их более управляемыми, была распространенной практикой во всем мире. У многих народов, в том числе на древнем Ближнем Востоке, евнух был известной фигурой. Во фригийском культе “Великой матери” кандидаты в жрецы кастрировали себя во время оргиастического ритуала, и это, вероятно, не было беспрецедентным явлением. Тора, однако, исключает священников, страдающих каким-либо серьезным физическим дефектом, из участия в богослужении у жертвенника. Аналогичным образом, она запрещает приношение в жертву обладающих пороками животных. На основании слов “В вашей стране не делайте этого” (Ваикра 22:24) мудрецы пришли к выводу, что кастрация безоговорочно запрещена. Они считали, что это правило относится как ко всем людям, так и ко всем видам животных.

Еврейские подходы к сексу в постбиблейский период

Здоровый, позитивный подход к сексу, наблюдаемый в Торе, был несколько видоизменен в талмудическую эпоху. Это изменение частично произошло под греческим влиянием. Греки были отнюдь не единодушными в прославлении чувственных слабостей. Платон, например, говорил о теле и его физических проявлениях с определенным пренебрежением, и он, вероятно, был не первым философом, поступавшим подобным образом. Философские школы киников и стоиков были более решительны в осуждении физических желаний и потребностей. Стоики учили, что мудрец должен руководствоваться исключительно трезвым рассудком. Он должен подавлять в себе даже нежные чувства, тем более – бурные и иррациональные страсти. Неоплатонические мыслители отстаивали аскетизм и тем самым могли оказать влияние на зарождающееся христианство.

Талмудические источники в определенной мере отражают эти негативные представления. “Песнь Песней” отныне интерпретировалась в качестве аллегории, изображающей любовь между Б-гом и народом Израиля, а ее изначальное эротическое содержание было с негодованием отвергнуто. Существовала также тенденция отождествлять “дурное начало” в человеке (йецер hа-ра) с половым влечением, хотя на самом деле это понятие включает в себя также агрессивность и другие греховные импульсы. Тем не менее мудрецы также утверждали, что дурное начало по своей сути является “хорошим”, поскольку приводит человека к созданию семьи. Они же призывали человека служить Б-гу дурным началом в той же степени, как и добрым.

В некоторых раввинистических высказываниях по поводу секса присутствуют оттенки настороженности и неопределенности. Возможно, это стало результатом экономических и социальных обстоятельств, вынуждавших многих откладывать бракосочетание, что приводило к возникновению определенного напряжения. Тем не менее жениться и иметь детей для мужчины по-прежнему считалось Б-жественной заповедью. Оставаться холостяком по собственному выбору считалось грехом. Супружеские пары были свободны в выборе техники сексуальных отношений, а ночь пятницы считалась наиболее подходящим временем для исполнения супружеских обязанностей. Согласно традиционному пониманию Шмот 21:10, замужняя женщина обладает правом на регулярное удовлетворение своих интимных потребностей, даже если ее муж имеет другую жену. Галаха также в определенной степени позволяет контроль за рождаемостью в случае, если пара имеет, по крайней мере, двух детей. (Естественно, надежные методы контрацепции в те древние времена были недоступны.)

Средневековые еврейские мыслители находились под более сильным влиянием греческих и христианских взглядов. Ибн-Эзра (в комментарии на Ваикра 18:20) утверждает, что сексуальная активность необходима для поддержания физического и душевного здоровья. В то же время он добавляет, что занятие сексом ради удовольствия недостойно просвещенного человека. Рамбам принимает точку зрения Аристотеля в том, что чувство осязания унизительно для нашей человеческой природы. Он утверждает, что мы должны относиться к сексуальным отношениям с пренебрежением и стремиться осуществлять их лишь время от времени. Согласно Рамбаму, обрезание ослабляет половое влечение. Следовательно, оно было предписано Торой, чтобы помочь мужчинам достичь самоконтроля.

Намного более консервативный Рамбан сурово критиковал Рамбама за заимствование идей у “нечистых греков”. В особом трактате, многозначительно озаглавленном “Письмо о святости”, посвященном супружеским отношениям (авторство приписывается Рамбану, хотя и не со всей определенностью), утверждается, что половой акт отличается чистотой и святостью, если он совершен достойным образом, в точное время и с правильными намерениями. Б-г не создал бы половых органов, если бы их функции не обладали позитивной ценностью. Но муж должен приближаться к жене с возвышенной надеждой на произведение мудрого и благочестивого потомства. Кроме того, он должен быть к ней очень внимательным, чтобы она могла в полной мере разделить радость священного момента. Тем не менее этот документ также выступает против “развлекательных” аспектов сексуальных отношений.

Несмотря на это изменение во взглядах, еврейская традиция по-прежнему далека от принятия христианского определения плотских отношений. Характерно, что средневековые еврейские общины считали своим долгом обеспечить бедных девушек приданым и выдать их замуж. В христианском мире в подобных случаях девушки предназначались для монашеского образа жизни, даже если не имели к нему никаких наклонностей.

Еврейские мудрецы считали человеческое семя драгоценным, поэтому его нельзя было расходовать впустую. Ночные поллюции не считаются грехом, но необходимо избегать фантазий, которые могут к ним привести. Мастурбация строго осуждается.

Скромность. Греческие мужчины регулярно занимались спортивными упражнениями в обнаженном виде. Гимназиум означает “место наготы”. В некоторых особых случаях молодые женщины также появлялись на публике раздетыми. Греческая скульптура идеализировала обнаженное человеческое тело.

В отличие от этого иудаизм настаивал на ношении скромной одежды представителями обоих полов. Это привело к ошибочным представлениям о ханжестве иудаизма. К тому же это весьма спорный вопрос: что больше стимулирует сексуальный интерес – обнажение или сокрытие.

Библейская еврейская традиция также призывает к сдержанности в разговорах по поводу секса. Не то чтобы еврейские источники, откровенные и свободные от излишней щепетильности, избегали этого вопроса. Но даже в библейском тексте грубые выражения часто заменяются эвфемизмами. В нашей недельной главе половой акт именуется “раскрытием наготы”. В высшей степени эротичное содержание Песни песней облечено в язык поэтических метафор. Мудрецы, таким же образом, призывали к сдержанности в языке. “Всякому известно, зачем невеста вступает в брачные покои, но тот, кто ведет пошлые разговоры, заслуживает строгого наказания” (Ктубот 8б).

В заключение, иудаизм на протяжении столетий сочетал позитивное отношение к браку и признание его физических сторон полезными и желанными с одобрением сдержанности. Результаты такого подхода были в высшей степени похвальными. Всегда существует разница между идеалом и реальностью. Сентиментальные люди, бывало, преувеличивали прелести еврейской семейной жизни. Тем не менее с точки зрения стабильности семьи, благополучия детей и успешной передачи нравственных и социальных стандартов, общий итог весьма положительный. (Это обсуждение не включает правовых аспектов еврейского брака, которые, по мере их развития, предоставляли жене все больше финансовой безопасности – и личной независимости.)

В свете этих результатов даже самым резким критикам традиционных правил сексуальной морали стоило бы их тщательно изучить, прежде чем отвергать как устаревшие.

Кровосмешение (инцест)

Некоторые виды сексуальных ограничений существуют в любом человеческом сообществе. Одним из наиболее распространенных видов ограничений является запрет на вступление в брак и сексуальные отношения с кровными родственниками. Объем этих запретов варьирует, но сексуальная связь между родителями и детьми запрещена повсеместно. В древнем Египте брак между братом и сестрой был общепринятым в рамках в царской семьи, но во всех остальных случаях был запрещен. Нечто подобное существовало и в древней Персии.

Нелегко объяснить происхождение этих табу. Фрейдистская теория эдипова комплекса может не обладать универсальной ценностью, если учитывать разнообразные формы семейных структур, существующие в различных культурах. Миф об Эдипе просто выражает то отвращение, которые испытывали некоторые сообщества к сексуальным отношениям между родителями и детьми.

Более того, древние люди, сформулировавшие эти законы, ничего не знали о генетике и не понимали причин, по которым близкородственные отношения неразумны с биологической точки зрения. (Когда-то широко распространенные представления о том, что в результате браков между близкими родственниками возрастает вероятность рождения умственно отсталого или глухого потомства, – неверны. Близкородственные отношения просто усиливают уже существующие склонности. Но поскольку генетические недостатки широко распространены, даже браки между двоюродными братьями и сестрами, обычно разрешенные и религиозным, и светским законодательством, являются рискованным предприятием.) Короче говоря, нам известно очень мало о происхождении законов, направленных против инцеста (этимологически это слово означает просто “несдержанность”), несмотря на то что эти законы носят практически универсальный характер.

Библейское законодательство запрещает не только союзы между кровными родственниками, но также, в определенных случаях, союзы между людьми, чьи родственники связаны посредством брака. Так, нельзя жениться на вдове своего отца, дяди или сына. В Ваикра 18 перечисляются различные степени запрещенных родственных отношений. Аналогичный список в главе 20 предусматривает для нарушителей этих законов наказание каретом (“отторжением души”). Два раздела не дополняют друг друга, а скорее являются параллельными вариантами одного и того же материала.

Гомосексуальные отношения

Книга Ваикра, по-видимому, выражает однозначное осуждение сексуальных отношений между мужчинами (18:22). Подобное поведение наказывается смертной казнью (20:13). Нормативная часть установления довольно неопределенна. Современные ученые убедительно доказали, что мы более не можем быть уверены в том, каково было ее первоначальное значение. Существуют некоторые свидетельства того, что это под этим преступлением подразумевается отношение к мужчине, как если бы он был женщиной. Аналогичным образом, в среднеассирийском законодательстве (закон 10, около 1076 до н. э.) с мужчиной, надругавшимся над другим мужчиной, следует поступить в судебном порядке таким же образом, как поступил он сам (по закону о равнозначном возмездии), а затем оскопить его, то есть сделать подобным женщине (буквально – евнухом). Некоторые современные ученые полагают, что два стиха из книги Ваикра отражают обеспокоенность по поводу практики насилия и надругательства над мужчинами, известной из истории Содома и Гоморры (Берешит 19:5).

Между тем лесбийские отношения в Библии не упоминаются. Традиционная еврейская литература также крайне редко говорит о таких отношениях, относясь к ним как к “неприличному” поведению, наравне с чревоугодием.

На протяжении столетий превалирующей (хотя и не единственной) нормой в иудаизме, христианстве и исламе было отношение к гомосексуализму, особенно среди мужчин, как к неестественным, или извращенным, а во многих случаях – противозаконным отношениям. Однако существует очень мало свидетельств о смертных приговорах за гомосексуальные отношения, приведенных в исполнение под еврейской юрисдикцией. (Очевидно, христианские суды в Средние века также приговорили к казни несколько человек за грех содомии.)

В западном мире публичное изменение такого подхода к гомосексуализму началось главным образом с призывов психиатров ХХ века к большему сочувствию гомосексуалам. Общественное восприятие гомосексуальности и людей, определяющих себя геями, лесбиянками и бисексуалами, и сейчас далеко от однозначности. Гомосексуализм по-прежнему слишком часто является предлогом для одновременно слишком мягкого и слишком грубого обращения. Тем не менее он все чаще рассматривается вне связи с проблемами, обусловленными сексуальными отношениями, как-то: педофилия, сексуальное насилие и беспорядочные половые связи, от которых он логически отличается, но с которыми его слишком часто путали.

В настоящее время при обсуждении гомосексуальных отношений принимают во внимание современное определение “сексуальной ориентации”. UAHC (ныне – Союз реформистского иудаизма) предпринял значительные шаги навстречу терпимому отношению евреев к гомосексуалистам. Дискриминация на основе сексуальной ориентации признана недопустимой. Например, генеральная ассамблея UAHC приняла в 1987 году резолюцию, согласно которой сексуальная ориентация не может приниматься во внимание при решении вопросов о членстве в общине или участии в тех или иных программах. Раввин Давид Саперстейн, директор Центра религиозных действий при Союзе реформистского иудаизма, выступал перед Конгрессом США в защиту принятия закона, запрещающего дискриминацию на основе сексуальной ориентации при приеме на работу: “Мы выступаем против любой дискриминации, включая дискриминацию, направленную против геев, лесбиянок и бисексуалов, поскольку печать Б-жественного присутствует на каждом из нас”.

Всемирный совет прогрессивного иудаизма

Гюнтер Плаут
Источник:
jig.ru
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО



Еврейское Агентство в России



МАОФ
Горячие вакансии - оператор на телефоне

Московская компания проводит набор сотрудников на вакансию оператор на телефоне.


Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям (форма бланка-заявки)

Благотворительный Фонд «Российский еврейский конгресс», представляющий интересы всего спектра современного российского еврейства, в соответствии со своей миссией, целями, задачами и стратегией развития Еврейской общины России оказывает всевозможную помощь и содействие еврейским общинам и организациям.


Всероссийский профессиональный конкурс журналистов «Россия без вражды и ненависти»

Всероссийский профессиональный конкурс журналистов «Россия без вражды и ненависти» проводят Альянс руководителей региональных СМИ России, Московское бюро по правам человека, Союз журналистов РФ.


Jlife