Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   Книжная полка / Он-лайн библиотека

Ирмеягу - апофеоз мужества и веры

"Если не брать Иова, то пророк Ирмеягу - самый несчастный персонаж Библии"

р.Й. Телушкин ("Еврейский мир". Москва-Иерусалим, 1995 - 5755, стр. 72, далее только стр.)

 Но Иеремия -- не только воплощение горестей и страданий. Он - пример Мужества, Стойкости и Веры. А еще он - один из двух первых так называемых "письменных пророков". И, может быть, самый "везучий" пророк древности, ибо только от него в Ветхом завете осталось две книги: "Ирмеягу" ("Книга пророка Иеремии" в "Пророках") и "Кинот", или "Эйха" ("Книга Плач Иеремии" в "Писаниях").
Но это все, как говорится, увиделось (и понялось) потом. А тогда, при жизни... Иеремия родился в священнической семье неподалеку от Иерусалима, в городе Анатота (Анафофа), ныне Аната, в земле Вениаминовой. Как пишет М. Грант, "Книгу (пророка Иеремии) открывает утверждение о том, что "слово Яхве" пришло к пророку в 627-626 г.г. в царствование Иосии. Но указанная дата скорее относится к году рождения Иеремии, пророчествовать же он, возможно, начал лишь при Иоакиме" (М. Грант. "История древнего Израиля. Москва. Терра - Книжный клуб, 1998, стр.169). А вот, что пишет р. Й. Телушкин: "Ирмеягу...- единственный персонаж Библии, лишенный семейных радостей. Б-г не велел ему жениться и иметь детей из-за ожидавшей их ужасной судьбы..." (с.72). Судьба, действительно, была неласкова к Пророку: в родном поселении Анатоте против его жизни организуется заговор; священники (о которых он говорит, что они превратили Храм в "вертеп разбойников"(Иер.7.11) запрещают ему проповедовать на территории Храма; обличаемые им лжепророки преследуют и пытаются его убить; царь Иоаким (608-598 г.г. до н. э.), ознакомившись с его пророчествами, бросает рукопись в огонь, и только благодаря помощи секретаря и друга Иеремии Варуха рукопись удается восстановить; сменивший Иоакима и его сына Иехонию (598) царь Седекия (598-587 г.г. до н.э.) обвиняет Иеремию в проповеди пораженчества и в предательстве (пророк ходил по осажденному Иерусалиму в добровольно надетом на шею ярме и призывал народ не сопротивляться вавилонянам, считая их нашествие карой Господней за прегрешения против Веры); по постановлению суда старейшин пророка бросают сначала в яму с нечистотами, а затем в темницу. Но когда победители - вавилоняне освобождают Иеремию и предлагают ему место при царском дворе, пророк отказывается и решает остаться со своим народом в Иудее.
Как пишет тот же р. Й. Телушкин: "Судьба каждого настоящего пророка - бороться со своим временем. Когда евреи жили в достатке, но без духовной опоры, Ирмеягу осуждал их. Когда они решили присоединиться к восстанию против превосходящего их войска, Ирмеягу высмеял их. Но когда евреи потеряли все и погрузились в отчаяние, обычно мрачный Ирмеягу вселил в их сердца надежду. Евреи приготовились отправиться в изгнание и больше не рассчитывали увидеть родную землю. Иермеягу в это время тратит последние средства на покупку земли в Стране Израиля, чтобы показать отправляемым в изгнание - еще придет время вернуться..., хотя ни один другой народ после изгнания еще не возвращался обратно на свою родину. В своем "сионистском" пророчестве, которое до сих пор, спустя 2600 лет, поется на каждой еврейской свадьбе, он заявляет: од йишама - "на этом месте... в (покинутых) городах Иудеи и на опустевших улицах Иерусалима... еще слышен будет голос радости и голос веселья: ликование жениха и невесты (33:10-11)" (с.72). Это звучит актуально и сейчас. Не правда ли?
И далее: "Во время восстания против Невухаднецара Ирмеягу предсказывает, что вавилоняне одержат верх над евреями не только благодаря военному превосходству, но и потому, что Б-г послал их, чтобы наказать Иудею. Евреям его времени (как и многим нынешним) утверждение Ирмеягу о том, что страдания народа - наказание за его ошибки, казалось оскорбительным... .В древнем мире считалось, что боги победителя сильнее богов побежденного. Вот почему жители страны, потерпевшей поражение, нередко обращались в веру победителей. Но именно потому, что евреи верили, что Б-г - а не Навухаднецар - привел их к поражению, они не соблазнились вавилонскими идолами. Они смогли остаться евреями и в Вавилоне, потому что верили: тот же Б-г, Который изгнал их, вернет их в Израиль, если они возродят свою мораль" (с.73).
И эту веру дал им, евреям пророк Иеремия. И опять к р.Й. Телушкину: "Хотя идеи Ирмеягу в ретроспективе кажутся очень ясными, он заплатил несоразмерно тяжелую цену за свою оппозицию восстанию соотечественников-евреев" (с.73). Я уже писал о тех бедах, которые обрушились на голову пророка.Ни у одного из других пророков древности нет такого отчаяния: "Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби; и чтобы дни мои исчезли в бесславии?" (Иер. 20 : 18).
"Но после смерти Ирмеягу евреи стали считать его героем. Они берегли его письма, в том числе и обличавшие их поведение. Они согласились с ним, что присутствие Б-га повсеместно и Ему можно поклоняться и в изгнании, Даже в самые мрачные дни вавилонского пленения их дух держался благодаря внушенной пророком уверенности, что когда-нибудь они вернутся в Израиль" (р.Й. Телушкин, с.73). А вот, что пишет уже цитированный М. Грант: "Высланные люди остро нуждались в богословской доктрине, которая могла бы успокоить их после бедственного изгнания - и она появилась" (с. 172). Что можно добавить к сказанному. Разве то, что и сейчас люди нуждаются в такой доктрине. И сейчас доктрина пророка Иеремии помогает людям. А его пример, пример несгибаемой воли, мужества и веры вдохновляет нас, его слабых потомков.Наверное, это и есть главный признак величия пророка Иеремии - великого Ирмеягу.
И в заключение еще две цитаты. На этот раз из Ф.Ницше и р. Й. Телушкина :"Некоторые люди рождаются посмертно"(Ф, Ницше). "Когда Ирмеягу умирал, он явно считал, что прожил жизнь неудачником. Однако спустя более 2500 лет он оказывает заметное влияние на жизнь евреев" (р. Й. Телушкин).
И из С. Кьеркегора: "Умирает тиран и власть его кончается; умирает мученик, и власть его начинается".
А теперь послушаем самого пророка Иеремию (Ирмеягу), как его услышал я:

 

Монолог пророка Иеремии

м и н и п о э м а
 


Страна погибла, город пал, в руинах Храм!
О, Боже! Боже! Гнев твой так велик!
Безмерен грех. И грозен Бога лик.
Се наказанье за измену нам.
 
Богам Египта, идолам Ваала
Ты молишься, мой "избранный народ"!
Ты Богу изменил!. Пришел и твой черед!
Ну что ж, начнем наш разговор сначала.
 
Я вспоминаю прошлое свое:
Еще я не пророк,- вьюнош  в семье Халкина.
Но Бог  зовет меня,- мне "ветер дует в спину":
"Ты над людьми пророк! Вот звание твое!".
 
Я не умею, Бог! Я молод, косноязычен я!
О чем мне говорить с царями и князьями?"-
Я дам тебе Слова. Ты их услышишь сам. И
Это ты, ты скажешь им Слова. И это буду Я!
 
Спроси: как мог мой "избранный народ",
Мной в эту  землю брошенное семя
Сынам Мемфиса и Тафны подставить темя?
Чужих козлищ  ввести в мой огород?!
 
Как Дом Израиля мог в блудницы дом
Себя перед народами поставить?
Как может он чужих богов пред миром славить?-
Народ, введенный мною в Божий Дом?"
 
И я пошел к народу моему.
Я нес слова заблудшему народу.
Они же моему грозили роду.
Ну, а меня  - меня в тюрьму!
 
Я говорил. Но не внимали. Нет!
Сыны заблудшие - Израиль и Иудея.
Я говорил - Опомнитесь, злодеи!
Они смеялись мне в ответ.
 
О, лжепророков мерзостные рты!
За пропитанье вы вещаете народу.
Чем говорить о красоте уроду,
Так  лучше покрывало немоты.
 
Священники, презревшие свой долг!
В вертеп разбойничий вы превратили Храм.
Что нового поведаете нам?
Что может  рассказать ягненку старый волк?
 
Князья, погрязшие в бессмысленной вражде!
В корысти Бога вы забыли своего!
Забыли, что в горсти вы у него!
Народ оставили вы в горестной нужде.
 
Терпенье кончилось. И наказанья час
Настал. Враги идут к нам с севера и юга.
В пустыню превратится вся округа.
То Бог наказывает нас!
 
Я говорил им это, говорил.
Они ж меня за это - в яму, в нечистоты.
Убить меня,- и нет иной заботы.
Как будто я все это сотворил.
 
Пасхор, священник, сын Эммера,-
Он бил меня, позорил и казнил.
Зачем ты, Саваоф, меня не защитил?
Не подал  людям знака и примера?!
 
Анания  и с ним весь Гаваон
Мне предвещают  разные напасти.
Внутри меня все разрывается на части.
А он смеется: Где твой Бог? Где он?
 
Я им показывал свое ярмо.
Я говорил им: Сдайтесь. Божья Воля.
Нам в наказанье послана неволя.
Они ж за это в грязь меня, в дерьмо!
 
А ты, мой Бог!
Ты говорил: Иди, мой сын. Я помогу тебе!
За что оставил ты меня в моей судьбе?
В моих печалях не помог!?
 
Я знаю: Бог велик! И милостив к своим
Народам, верящим в Величие Его.
Он не погубит семя рода моего!
В Сион позволит возвратиться им!
 
Ну, а пока - Страна погибла! Город пал!
Народ пленен, ограблен и рассеян.
Израйля дом сожжен. И пепел по ветру  развеян.
О, Господи! Неужто ты свой гнев не исчерпал! 


Статья опубликована с любезного разрешения редакции журнала "Заметки по еврейской истории"

 

 

Давид Гарбар
Источник:
Журнал "Заметки по еврейской истории"
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

РЕК рекомендует: Музей истории евреев в России

Свой первый день рождения отметил Музей истории евреев в России. Его экспозиция - это рассказ о более чем двухсотлетней истории российского еврейства, цикле метаморфоз и круговороте судеб. В экспонатах - история людей, как преданных своей вере и традиции, так и тех, кто стал частью русской культуры и сформировал особый тип русского еврейства, внесшего заметный вклад в общемировую культуру. Коллекция музея, созданного на спонсорские средства под руководством вице-президента Российского еврейского конгресса Сергея Устинова, насчитывает более 4000 предметов.


Программа высшего образования в Москве американский диплом бакалавра

Ограниченный набор. Всего 12 мест и только для еврейских парней. Обучение проходит по специально разработанной программе, поэтому оно длится всего 3 года. Община централизованно оплачивает обучение, сами студенты за учебу не платят. Есть возможность получать стипендию. Также община имеет свое общежитие и обеспечивает питанием.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
Улыбка Рамона
Урок немецкого
«Без памяти народа у него нет будущего»
РЕК объявляет конкурс художников
10 событий 2012 года
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru