Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Светская жизнь
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог интеренет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Благотворительная помощь
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям
(форма бланка-заявки)

Даниэль
Коммуникабельный, обаятельный, интеллигентный, устроенный мужчина. В\о, разведен. Вдруг понял, что хочу прожить еще одну жизнь и, если получится, многое начать сначала. Мне кажется, это может быть очень интересно.Фото вышлю в письме.

star
Я ищу порядочного и образованного мужчину, еврея от 34 до 40 лет (не имеющего детей) для создания семьи.

Посмотреть все анкеты
Проекты РЕК
RJC.ru
Еврейские новости
Антисемитизму.НЕТ
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru

   Книжная полка / Он-лайн библиотека

Три ипостаси царя Соломона

Интересны исторические судьбы личностей. Во всей Библии нет, пожалуй, персонажа (кроме, конечно, Моисея с его "пятикнижием"), которому было бы уделено больше места, нежели царю Соломону (Шломо).

Его "Книга Песни Песней", "Книга притчей." и "Книга Экклезиаста" являются составными частями третьего раздела Ветхого завета (Танаха) - "Писания" ("Кетувим"). А есть ли более "мудрый" или более "прекрасный" герой Библии, нежели Соломон?! Конечно, нету.

Так что же было при Соломоне, каков был он сам, что сделал, чтобы войти в историю в виде такого прекрасного персонажа?!
Приход к власти был для Соломона весьма непрост. Он был одиннадцатым (из семнадцати) сыновей Давида (кроме сыновей у царя Давида была еще дочь Фамарь, сестра Авессалома). Согласно традиции Соломон вряд ли мог претендовать на отцовский престол. Но на его стороне были: мать Вирсавия (Вирсува, Батшева)- любимая жена царя Давида, один из двух первосвященников Садок (Цадок), пророк Нафан и, главное, Предвечный. Кроме того, старшие братья, претендовавшие на престол: третий Авессалом был мертв, а четвертый, Адония после неудачной попытки завладеть престолом как будто бы отказался от своего намерения. Но были и еще братья. Да и Адония мог возвратиться к своему намерению. Тем более, что за его спиной стояли такие силы, как главный военачальник Давида Иоав и другой первосвященник Авиафар. Да и "притязания на трон самого Соломона,- как пишет Майкл Грант,- были отнюдь не бесспорными - особенно потому, что его мать Вирсавия являлась иевусейкой и чужеземкой" (М. Грант, "История древнего Израиля", с.100). И вообще недоброжелателей хватало. Чего стоил один Семея из колена Вениаминова, выступавший еще против царя Давида; да и старейшины родного колена Иудина колебались... Понимая все это, Давид еще при жизни провозгласил Соломона царем. Но чтобы удержать полученную власть, надо было действовать быстро и жестко. И Соломон действовал сообразно обстановке. Брат Адония, возжелавший взять в жены красавицу Ависаку, "ходившую за их отцом", был "умерщлен" начальником телохранителей Ванеей. Авиафар лишен первосвященнического звания и выслан в его "родную деревню" без права возвращения (от казни его избавили лишь прежние заслуги и священнический сан). Военачальник Иоав, попытавшийся "искать убежища у подножья жертвенника", был казнен прямо там же. Довольно быстро был уничтожен и Семея, - он был убит все тем же Ванеей "по приказанию царя". Сам же Ванея был назначен главнокомандующим вместо Иоава. Садок был провозглашен единственным первосвященником. Таким образом, с непосредственной угрозой было покончено. Но впереди было еще 38 лет правления (965-927г.г. до н. э).
Так каков же он был, царь Соломон? Я уже писал о том как называет его Танах и предание. А вот что пишет на стр. 72 своей "Популярной истории евреев" ("A History of the Jews") современный историк Пол Джонсон: "Преемник Давида, Соломон, был человеком совершенно другого типа. Если Давид был страстным, стремительным, волевым, грешным, но кающимся, сознающим грех, чистым в сердце и богобоязненным, то Соломон был личностью сугубо светской, человеком своего мира и века до глубины сердца (если только у него было сердце)". Ему вторит уже цитированный Майкл Грант: "О чертах характера Соломона трудно говорить сколько-нибудь уверенно, ибо дошедшее до нас еврейское предание (которое невозможно проверить с помощью посторонних источников) во многом является легендой. Один современный писатель предпочитает видеть в нем не ястреба или голубя, а осминога. По-видимому, в поведении Соломона обнаруживалась своеобразная смесь сибаритской царственной неумеренности и холодной, расчетливой проницательности" (с. 104 -105).
Но тогда почему именно Соломон был избран Давидом в качестве преемника? Вот как отвечает на этот вопрос тот же Пол Джонсон: "...Соломон был не военачальником, а судьей и ученым, в традициях Моисея. Он - единственный из сыновей Давида, кто мог совмещать религиозные функции с царскими; Давид явно считал это обстоятельство существенным для сохранения израильского конституционного равновесия" (с.71). Итак, мнения Библии, традиции и историков рознятся. Но давайте рассмотрим факты.
Да, действительно, "не военачальник": при Соломоне Израиль почти не вел войн. Более того, государство потеряло ряд территорий: отделился "Эдом, который обрел независимость под эгидой вождя Хадада..., в Сирии арамейские государства восстановили самоуправление"..., более того, "царь был вынужден передать 20 городов в Галилее Хираму Тирскому в счет погашения долгов. Тем не менее, эти сложности не помешали Соломону развить весьма энергичную торговую деятельность. С помощью Хирама он построил в Эцион-Гебере, у оконечности залива Акаба, торговый порт.... В Эцион-Гебер прибывали суда из Офира (возможно, Суппары, вблизи Бомбея) с грузами золота и серебра, драгоценных камней и слоновой кости, павлинов и обезьян. Свои колесницы Соломон покупал в Египте, лошадей - в...Коа (на юго-востоке малой Азии). Израиль впервые полностью вошел в основное русло ближневосточной большой торговли, деловых отношений и дипломатии" (М. Грант, с.99-100). И далее: "Для обеспечения всей этой внешнеполитической и внешнеторговой активности Соломону приходилось содержать мощную армию. Давид полагался главным образом на наемников-пехотинцев, но при Соломоне их оттеснили на второй план отряды колесниц, число которых значительно возросло. Они базировались в сильно укрепленном Соломоном форте Гезер (полученном в качестве приданого за женой-дочерью последнего фараона ХХ1 династии Псусеннеса 11), Хацоре (Гацоре) и Мегиддо.... Эти и подобные честолюбивые начинания преобразили лицо Израиля". (М. Грант, с.100-101).
Можно еще долго перечислять заслуги Соломона в строительстве и укреплении государства Израиль. И конечно, при этом необходимо будет сказать о росте числа городов и численности населения, которое "возможно, достигло 800000 человек и стало вдвое больше, чем в период, непосредственно предшествовавший образованию монархии", и о реоганизации всего внутреннего устройства государства - разделении его на 12 "административных префектур, из которых лишь 6 носили прежние названия израильских племен" (М. Грант, с.102-103). С помощью этих мер Соломон упорядочил сбор налогов и обеспечил постоянный приток рабочей силы для проводимого им строительства, для осуществления которого Соломон ввел систему принудительного труда, "толкуя ее как аналог рекрутской повинности" (М. Грант, с.103).
Но главное, о чем надо сказать и что ставится в заслугу царю Соломону еврейской историей и всеми без исключения исследователями, является постройка Храма. Соломон приступил к основному делу своей жизни - постройке Храма на четвертый год своего правления. Постройка его заняла семь с половиной лет. И хотя, как пишут в "Очерке истории еврейского народа" (Библиотека-Алия, Израиль, 1994) историки Х. Тадмор и Р. Надель, "храм был построен, очевидно, по финикийскому образцу и финикийскими мастерами" (с. 50), присланными царем Тира Хирамом, но заслуга Соломона в его постройке безусловна и неоспорима. Однако опять слово историкам. Вот что пишет уже цитированный М. Грант: "Намеревался ли Давид стать инициатором этого проекта или нет, но осуществил его Соломон, чем и заслужил вечную славу" (с. 100). Его продолжает Пол Джонсон: "В наше время от Иерусалима времен Соломона не осталось практически ничего. Частично он оказался скрыт под огромным храмом, сооруженном во времена Ирода Великого, частично римляне разобрали его на строительный камень. Поэтому о том, как выглядел Храм Соломона, мы можем судить исключительно по литературным источникам, точнее по главам 6 и 7 из Первой Книги Царей" (с. 76). Значение постройки Храма далеко выходило за рамки создания чисто ритуального комплекса. С сооружением Храма у евреев появился не только единый административный, но и единый религиозный центр. А если учесть особенности еврейского народа и особенности первого еврейского государства, это означало, что им было завершено строительство объединенной монархии, начатое Давидом. И в этом главная историческая заслуга царя Соломона.
Но Соломон не был пуристом. При нем в стране функционировали и другие культы, чему особенно способствовало наличие в семье царя многочисленных жен-иностранок. И хотя традиция приводит именно этот "грех" Соломона в качестве основной причины последовавшего после его смерти распада государства на Северное и Южное царства, но современные историки объясняют это иначе. Пол Джонсон: "Однако в те стародавние времена само понятие центрального царского храма было неприемлемо для многих израильтян-пуристов. Они сформировали первую из многих сект, которым суждено было отпочковаться от религии Яхве - секту рехавейцев. Многих северян возмущало сосредоточение религии в Иерусалиме и его царском Храме, потому что тамошние священнослужители вскоре выступили с категорическим утверждением, что, дескать, правильными, законными являются лишь их службы, а все старые святилища, храмы и алтари, почитаемые с давних пор, суть не что иное, как гнезда ереси и зла. В конце концов эти утверждения прижились, стали преобладать и превратились в библейскую ортодоксальность; но в те времена они встречали сопротивление на Севере. Эта враждебность по отношению к Соломоновым религиозным реформам в сочетании с его абсолютистскими замашками и поборами сделала по большому историческому счету объединенную монархию, созданную его отцом, нежизнеспособной. Успехи Соломона и его искусство управления государством удерживали до поры до времени ее от распада, но признаки напряженности проявлялись уже при его правлении. Для израильтян, у которых всегда существовало реальное ощущение прошлого, система принудительного труда была особенно ненавистной, поскольку напоминала о египетском рабстве. В их сознании свобода и религия были неразделимы. Сконцентрировав культовую деятельность в Иерусалиме, Соломон уменьшил вес таких северных святых мест, как Шехем, который ассоциировался с Авраамом, и Вефиль (Иаков). Так что для северян Соломон и его линия все более ассоциировалась с разрушением веры и дискриминацией. Поэтому когда Соломон скончался..., северяне отказали его преемнику Ровоаму в коронации в Иерусалиме на объединенное царство и настояли, чтобы он отдельно принял северную корону в Шхеме... " (с.78). С этого и начался процесс распада первого государства евреев. Но это было уже после смерти Соломона...
Мы рассмотрели две ипостаси царя Соломона: строителя Храма и строителя еврейского государства. Но мне хотелось бы затронуть еще одну его ипостась- великого мыслителя и поэта. Я уже писал о том, что с именем Соломона связано написание трех книг, помещенных в Танахе: "Песня Песней", "Притчи" и "Слова проповедника". Вокруг каждой из них к настоящему времени собраны целые библиотеки исследований, токований, переводов... В некоторых из них ставится под сомнение авторство Соломона, в других исследуются "корни" этих великих произведений. Можно апеллировать к египетским "Поучениям Аменемопета" (1250г. до н. э.). Можно доказывать, что "Экклезиаст" был написан после "вавилонского пленения". Но нельзя не согласиться с тем, что сам факт "присвоения" этим произведениям имени Соломона, свидетельствует о его высочайшем авторитете в области этики, философии и литературы, о его мудрости, и о готовности людей слышать это все именно от Соломона. Мне лично больше всего нравится такая формула: "Песня Песней" написана молдым человеком, "Притчи"- человеком зрелым, а "Экклезиаст" - мудрым старцем. Именно таким я вижу автора этих великих произведений.
Исчезло первое государство евреев, в преданиях остался Храм Соломона. А его "Песня Песней", "Притчи" и "Слова проповедника" живут. Живут уже три тысячи лет! И будут, я надеюсь, жить еще многие тысячелетия. Пока будет жить еврейский Народ и его главная Книга - Танах. В заключение мне хотелось бы предложить Вашему вниманию "монолог" царя Соломона (как я его услышал) и свое "переложение" "Книги Экклезиаста":

Монолог царя Соломона

м и н и п о э м а

Я царь и сын царя! Я Соломон!
Моя держава - Иудея!
Мне все покорны здесь: от хетта до халдея,
Я царь и сын царя! Я Соломон!

Отец Давид, Вирсава и Цадок
Меня на царство повенчали.
Не все сие восторгами встречали.
Со всеми расплатился я - чем мог.

Отец мне говорил, что это ложь,
Как-будто царство достается просто:
Вот голова Иоава падает с помоста,
Адония! Ты брат, но трон не трожь!

Отец столицу мне оставил - Град Давида!
Мельхиседека чудный, древний град.
Подарок сей превыше всех наград.
Так отчего тоска его снедала и обида?

Столица что, коль нет в ней Храма!
Пусть станет Храм в Селиме мне венцом!
Я должен строить Храм, завещанный отцом!
И мне помогут мастера Великого Хирама.

И я построил Храм! Чудесный, славный Храм.
Я клятву выполнил отцовского обета!
Здесь встанет навека Ковчег Завета!
Теперь есть Дом, куда сходиться нам.

Прославлен Храм - творенье Соломона!
Здесь золото, и кость, и серебро, и медь.
Теперь бы сохранить его суметь.
И будет он превыше храма Ра-Амона!

Я мудр и справедлив! И тысячи людей
Ко мне приходят с тяжбами своими.
И я сужу. Решеньями моими
Довольны идумей и иудей.

В любви я Бог! И сотни жен,
Служанок и наложниц страстных
Привезены из стран далеких и прекрасных.
Я красотою неземною окружен.

Царица Савская из дальних стран
Приехала, чтобы познать любовь.
При взгляде на нее вскипала кровь!
Но я раскрыл ее обман.

Мои суда плывут во все края.
Мои стада тучней от года к году.
Я мир принес еврейскому народу.
И этим тоже славен Соломон. И это я!

Я царь и сын царя! Я Соломон!
Мной Храм воздвигнут на скале Сиона!
И что бы ни случилось в время оно,
Меня в веках прославит Он!

 

 

Давид Гарбар
Источник:
Журнал "Заметки по еврейской истории"
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО



Еврейское Агентство в России



МАОФ
Горячие вакансии - оператор на телефоне

Московская компания проводит набор сотрудников на вакансию оператор на телефоне.


Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям (форма бланка-заявки)

Благотворительный Фонд «Российский еврейский конгресс», представляющий интересы всего спектра современного российского еврейства, в соответствии со своей миссией, целями, задачами и стратегией развития Еврейской общины России оказывает всевозможную помощь и содействие еврейским общинам и организациям.


Всероссийский профессиональный конкурс журналистов «Россия без вражды и ненависти»

Всероссийский профессиональный конкурс журналистов «Россия без вражды и ненависти» проводят Альянс руководителей региональных СМИ России, Московское бюро по правам человека, Союз журналистов РФ.


Jlife