Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   IJC.Ru Главная / Недельная глава Торы

Раздел «Хаей Сара»

Недельный комментарий, раздел «Хаей Сара»

Содержание раздела


Сара, праматерь еврейского народа, умирает в возрасте 127 лет. Оплакав жену, Авраам решает похоронить ее в пещере Махпела в Хевроне. Хозяин участка, предводитель хеттов Эфрон готов отдать его бесплатно, но Авраам платит полную цену. Затем Авраам поручает своему домоправителю Элиэзеру найти подходящую жену для сына Ицхака и берет с него клятву, что он будет искать девушку на родине Авраама, у его родни, а не среди аморальных ханаанеев, населяющих Эрец-Исраэль. Элиэзер отправляется за реку Евфрат, в город Арам-Наараим, и просит Б-га дать ему знак для правильного выбора. Вечером, когда Элиэзер приводит верблюдов на водопой, у источника появляется юная Ривка. Элиэзер просит у нее воды, и девушка не только поит незнакомца, но и с готовностью черпает воду (почти 700 литров) для его десяти верблюдов. Такая редкостная отзывчивость доказывает, что Ривка - подходящая жена для Ицхака, что она достойна стать праматерью еврейского народа. Элиэзер встречается с отцом Ривки Бетуэлем и ее братом Лаваном. После длительных переговоров, получив щедрые дары, семья соглашается отпустить девушку с гостем. Ривка приезжает в Эрец-Исраэль и выходит замуж за Ицхака. Позаботившись о сыне, Авраам «уходит на покой»; он повторно берет в жены Агарь, получившую новое имя - Кетура. У них рождаются шестеро сыновей. Авраам дает им подарки и отсылает на восток. Основатель династии еврейских праотцев умирает в возрасте 175 лет; Ицхак и Ишмаэль хоронят его рядом с Сарой в пещере Махпела.

* * *

 

Что такое «битахон»?

История о том, как слуга Авраама Элиэзер искал жену для его сына Ицхака - одна из самых трогательных и лиричных во всем ТАНАХе. С Элиэзера лишь взяли клятву, что он выберет девушку не из местных «дочерей ханаанеев», а из Харана, родины Авраама, и не вернет Ицхака в Харан, если невеста откажется переехать к жениху. Других указаний не последовало. Авраам снабдил слугу щедрыми дарами и отправил в путь, предоставив ему возможность действовать по своему усмотрению.

Элиэзер выбрал самый простой и самый нетрадиционный метод поиска. Придя с караваном верблюдов в город Арам-Наараим, где жил брат Авраама Нахор с семьей, он остановился у ближайшего колодца и стал молиться Б-гу, чтобы Он немедленно послал ему требуемую девушку: «Вот я стою у источника воды, и дочери жителей города идут за водой. Пусть девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, и я напьюсь, и она ответит: «Пей, я и верблюдов твоих напою», - окажется суженой слуге твоему Ицхаку...» (24:12-14).

Как загадал - так и исполнилось. Ривка, будущая жена Ицхака и праматерь еврейского народа, тут же, как по мановению волшебной палочки, предстала перед Элиэзером и напоила его вместе с верблюдами, повторив почти дословно фразу из его молитвы.

Но ведь еврейская традиция запрещает полагаться на чудеса. Молитва, конечно, никогда не помешает, однако, ведя поиски невесты, Элиэзер должен был, в первую очередь, предпринять конкретные действия: навести справки, обратиться в местное бюро брачных знакомств, дать, наконец, объявление типа: «Объявляется конкурс на должность жены второго праотца еврейского народа, сына основоположника этического монотеизма...».

Ничего этого Элиэзер не сделал. Он рассчитывал только на чудо - и чудо свершилось. К нему подошла именно та девушка, о которой он молился: «А девица эта очень хороша собой, девственна, и ни один мужчина ее не познал» (Берешит, 24:16). Последнее качество считалось редкостью в ту аморальную эпоху.

Запретив нам полагаться на чудеса и требуя прилагать физические усилия для достижения поставленных целей, еврейские мудрецы не сообщили, однако, универсальный объем и вид этих усилий. Все зависит от конкретного человека, его воспитания, личного опыта и обстоятельств. При слабой вере в Тв-рца и недостаточном уповании на Него (на иврите «битахон») требуется больше времени и усилий для достижения цели. При более прочном «битахоне» - меньше. Авраам-авину обладал безграничной верой в Тв-рца. Он знал, что ему достаточно послать Элиэзера в Харан с лаконичным указанием привезти оттуда жену для Ицхака, а в остальном положиться на Б-га. Элиэзер же решил, что ввиду отсутствия подробных инструкций, ему надо обратиться за помощью ко Вс-вышнему, и Он не подведет. Как сказано в Книге Псалмов (Теилим): «Счастлив человек, который уповает на Б-га, ибо Б-г (оценит это упование и) станет ему опорой». Впрочем, Элиэзер уповал не только на Б-га, но и на обещание Авраама, который сказал ему на прощание: «Г-сподь... пошлет ангела Своего перед тобой», и этот ангел обеспечит успех миссии.

 

Доброта в квадрате


Молитва Элиэзера дает нам еще один важный урок. Слуга Авраама хотел найти не просто добрую, отзывчивую девушку, а добрую в квадрате, готовую не только проворно выполнить просьбу незнакомца, но и предугадать его невысказанные желания, приложив максимум усилий для их выполнения (в самом деле, попробуйте напоить десять верблюдов). Ибо доброта высшей пробы заключается в умении помочь человеку, даже если он не высказывает вслух свою просьбу.

Однажды к Раву из Бриска пришел бедный еврей и сказал, что он не сможет выпить обязательные четыре бокала вина на пасхальном Седере, и поэтому просит разрешить ему заменить вино молоком. Рав строго велел бедняку пить вино в ночь Седера и попросил свою жену дать ему денежную сумму из общинного благотворительного фонда, чтобы тот мог купить себе на праздник вино и мясо.

Когда бедняк ушел, ребецин спросила мужа, почему он дал ему деньги и на мясо, ведь речь шла только о вине. Рав ответил: «Если этот человек намеревался пить четыре бокала молока во время Седера, значит, он был готов обойтись без мяса, на которое у него, по-видимому, тоже нет денег».

Подобно раву из Бриска, Ривка умела «вычислять» нужды людей: «Пей, господин мой ...и для верблюдов твоих начерпаю тоже». Такая девушка была достойна стать женой Ицхака и праматерью еврейского народа.

 

Для полного счастья


В сегодняшнем разделе сказано: «И благословил Г-сподь Авраама во всем» - «ба-коль». Что еще хорошего может получить человек в жизни, кроме долголетия, здоровья, богатства и удачи, которыми Авраам обладал сполна? Комментаторы по-разному объясняют слово «ба-коль».

Гематрия (цифровая сумма букв) «ба-коль» - бейт + каф + ламед - составляет 52. Такая же гематрия и у слова «бен», сын. Авраам был благословлен тем, что у него родился сын Ицхак, достойный продолжатель его миссии.

Рабби Меир считает, что дополнительное благословение состояло в том, что у Авраама не было дочери. Авраам жил среди язычников и вряд ли подыскал бы ей достойного жениха.

С этим мнением не согласен рабби Иегуда. Он говорит, что Авраам был благословлен именно тем, что у него была дочь (те из нас, кто имеет дочерей, согласятся с этим мнением). В некоторых источниках сказано, что эту дочь так и звали - Баколь, и она умерла вместе со своей матерью Сарой. На это указывает маленькая буква «каф» в слове «ве-ливкота»: «...и пришел Авраам справить траур по Саре и оплакать ее» (23:2). Если изъять эту букву, то получится «у-ле-вита»: «...справить траур по Саре и по ее дочери».

Еще несколько объяснений слову «ба-коль» (благословен «во всем»). Рабби Элиэзер ха-Модаи говорит, что Авраам был непревзойденным экспертом в области астрологии и с ним консультировалась вся знать древнего мира. Рабби Шимон бар-Йохай утверждает, что Авраам владел драгоценным камнем, обладавшим уникальными лечебными свойствами: одного взгляда на него было достаточно, чтобы полностью исцелиться от любой болезни. Эти два мудреца считают, что благословение «ба-коль» включает в себя видное положение в мире. Вполне подходящая «браха» для Авраама, чье имя означает: «отец множества народов».

Согласно другим комментариям, благословение «ба-коль» избавило Авраама от семейных неурядиц: при жизни нашего первого праотца его внук Эсав, брат-близнец Яакова, воздерживался от злодейских поступков, а старший сын Ишмаэль раскаялся в грехах еще до его смерти. Каждый, у кого есть дети и внуки, поймет, как это важно для полноты личного счастья.

«Ба-коль» может означать также, что Аврааму еще при жизни открылся Мир Грядущий, и Ангел смерти был невластен над ним. (Авраам, как и Моше-рабейну, умер от «Б-жественного поцелуя»; его тело не подверглось разложению в могиле).

Так или иначе, Авраам был вполне достоин всех перечисленных благ. Ведь он впервые после Адама и Ноаха восстановил веру в Единого Тв-рца вселенной и заложил духовно-нравственные основы современной цивилизации.

 Из архива «Еврейского камертона», приложения к газете «Новости недели»

Нахум Пурер
Источник:
Седьмой канал
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

РЕК рекомендует: Музей истории евреев в России

Свой первый день рождения отметил Музей истории евреев в России. Его экспозиция - это рассказ о более чем двухсотлетней истории российского еврейства, цикле метаморфоз и круговороте судеб. В экспонатах - история людей, как преданных своей вере и традиции, так и тех, кто стал частью русской культуры и сформировал особый тип русского еврейства, внесшего заметный вклад в общемировую культуру. Коллекция музея, созданного на спонсорские средства под руководством вице-президента Российского еврейского конгресса Сергея Устинова, насчитывает более 4000 предметов.


Программа высшего образования в Москве американский диплом бакалавра

Ограниченный набор. Всего 12 мест и только для еврейских парней. Обучение проходит по специально разработанной программе, поэтому оно длится всего 3 года. Община централизованно оплачивает обучение, сами студенты за учебу не платят. Есть возможность получать стипендию. Также община имеет свое общежитие и обеспечивает питанием.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Реклама на IJC.Ru