|
Письмо протеста
16.12.2013
Группа деятелей науки и культуры обратилась с письмом к главе округа Самара Дмитрию Азарову.
В письме говорится:
Главе городского округа Самара Дмитрию Игоревичу Азарову
Уважаемый Дмитрий Игоревич, из различных информационных источников нам стало известно, что в Самаре всерьез планируется установка памятника митрополиту Иоанну (Снычёву), который с 65-го года был епископом Куйбышевским и Сызранским, а с 90-го года - митрополитом Ленинградским и Ладожским.
На недавней встрече с двумя инициативными группами, ратующими за данное мероприятие, Вы сказали, что "Установка памятника этому человеку не вызывает никаких дискуссий в обществе. Она объединяет абсолютно всех горожан. Нет ни одного голоса, кто бы был против".
Вместе с тем, Вы сказали, что такие "решения нужно находить вместе со всем гражданским обществом Самары".
Нам также стало известно, что с идеей установки памятника этому человеку уже много лет выступает бывший мэр Самары В.А. Тархов, но до сих пор эта идея Вами, к счастью, блокировалась.
Что же произошло сейчас? Неужели бацилла националистических и шовинистических взглядов в "религиозной" и "патриотической" оболочке, которой сейчас активно насыщается воздух нашей страны, долетела и до Вас?
Мы так, конечно, не думаем. Мы думаем, что все дело в информации. Вы спросили мнения только адептов митрополита Иоанна, не пригласив никого из его оппонентов.
Активная поддержка идеи этого памятника, выказанная на встрече некоторыми самарскими историками и журналистами, пусть останется на их совести. Коньюктура и страх еще не то делают с людьми.
Со своей стороны должны заявить, что установка памятника митрополиту Иоанну стала бы позорным несмываемым пятном на всем облике нашего города.
Самара за последнее время обрела целый ряд новых нетривиальных памятников персонажам кино и литературы – Юрию Деточкину, товарищу Сухову, бравому солдату Швейку и т.д.
Можно как угодно относиться к их эстетическому воплощению и локальной уместности, но их гуманитарный, культурный и человеческий смысл не вызывает сомнений.
Здесь же случай совсем другой. По правде говоря, если бы не знать, что мы живем как будто в романах Владимира Сорокина, то удивлению бы не было предела.
Дмитрий Игоревич, Мы рекомендуем Вам самому составить мнение о том, кого инициативная группа называет "просветителем" и "патриотом". В сети Вы легко найдете его основные сочинения.
Так книга "Самодержавие духа", как и все другие сочинения Иоанна, демонстрируют нам ярового сторонника самодержавия, истового и открытого ненавистника демократии как формы политического строя, и самое главное, как фанатичного борца со всеми "жидовствующими", "евреями", "масонами", со всеми теми, кто, с его точки зрения, является главным врагом православия и России, главным источником всех мировых политических заговоров и постоянным субъектом растления "русской души".
Последовательный антисемитизм был не просто пунктиком "просветителя", но его базовой идеологией, теоретической и практической программой действий, основанной на дремучем невежестве и некритически усвоенной традиции антисемитских фальшивок, типа "Протокола сионских мудрецов".
Мы не будем цитировать этого автора, чтобы не тратить места и не смущать читателя этими цитатами, не вызывать очередную волну возмущений.
Благо в самой РПЦ, даже в Московской патриархии в свое время открещивались от взглядов этого ревностного крайне правого "патриота" в силу их очевидной одиозности, сочетавших сталинизм неосергианства и черносотенный имперский патриотизм.
В 90-е годы митрополит Иоанн стал оплотом православно-ксенофобской оппозиции (не путать с православием вообще) внутри самой РПЦ. И вот теперь Самара хочет поставить памятник "просветителю".
Да еще на совещании, посвященном установке памятника, упоминали еврейского царя Соломона и его знаменитое решение. И смех, и грех.
Соломоново решение могло бы состоять в том, чтобы те, кто разделяет взгляды митрополита Иоанна, а такие, увы, есть, и переубеждать их, как показывает опыт, почти бессмысленно, поставили бы этот памятник, коль скоро он уже отлит, на собственной частной территории.
Этого человеку запретить нельзя. Такое решение было принято недавно в Якутии в связи с памятником Сталину, там тоже была своя "инициативная группа".
Еще раз хотим высказать свое однозначное неприятие установке памятника митрополиту Иоанну на общегородской территории Самары. С нашей точки зрения, Самара достойна совсем других памятников.
Виталий Лехциер, профессор Самарского государственного университета (Самара)
Анна Готлиб, профессор Самарского государственного университета (Самара)
Ольга Идельсон, театральный критик, член союза театральных деятелей (Самара)
Елизавета Тарнаруцкая, главный хранитель фондов Самарского литературного музея (Самара)
Аркадий Гринштейн, профессор Самарской государственной областной академии им.Наяновой (Самара)
Сергей Лейбград, поэт, культуролог, член Союза журналистов РФ (Самара)
Дмитрий Лобойко, директор ИА Засекин (Самара)
Михаил Бахрах, издатель, директор Издательского Дома "Бахрах-М" (Самара)
Дмитрий Кузьмин, главный редактор журнала "Воздух", к.ф.н. (диссертация защищена в Самарском Педуниверситете) (Москва-Самара)
Люмила Кузьмина, общественный деятель (Самара)
Александр Ожиганов, поэт (Самара-Москва)
Анна Ожиганова, к.и.н., н.с. Института этнологии и антропологии РАН (выросла в Самаре)
Анастасия Бабичева, переводчик, руководитель общественной волонтерской организации (Самара)
Ольга Крокинская, д.с.н. профессор РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург. Училась в Самаре (Самара - Санкт-Петербург)
Илья Поляков, журналист, сценарист, художник (Самара)
Алексей Гусев, к.и.н, доцент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. к.ф.н., (Москва)
Анна Ямпольская, к.ф.н, ведущий научный сотрудник философского факультета РГГУ (Москва)
Андрей Олейников, к.ф.н, доцент РГГУ (Москва)
Ирина Замятина, д.ф.н., доцент, профессор кафедры "Теория и методика дошкольного и начального образования Пензенского государственного университета "Пенза"
Источник:
АЕН
|
|