 |
День Независимости
Религиозное значение еврейского государства
День Независимости - праздник выполнения заповедей Торы. Среди религиозных евреев (как, впрочем, и среди нерелигиозных евреев) есть разные точки зрения на Йом hа-Ацмаут. Одни празднуют этот день как религиозный праздник, другие, хоть и согласны поддерживать Государство Израиль, отказывают ему в религиозном значении. Каким вообще образом нерелигиозное государство может иметь религиозное значение (а если оно этого значения не имеет, то есть ли место для религиозного праздника в Йом hа-Ацмаут?)
Тора заповедует нам: "И овладейте этой землей и заселите ее, ибо вам даю Я землю эту, чтобы владеть ею" (Бамидбар 33:53).
Заповедь жить в Земле Израиля содержит, таким образом, два аспекта: "заселить землю" и "овладеть ею". Если мы даже живем в Земле Израиля, но не владеем ею, заповедь еще не выполнена. В этом веке, в период до провозглашения государства евреи уже заселили часть Земли Израиля, но не владели ею - верховная власть была сначала в руках турок, а потом англичан.
Именно в День Независимости мы получили эту землю во владение, и, таким образом, осуществили заповедь, которую не могли исполнить почти две тысячи лет.
Крупнейшие авторитеты иудаизма о религиозном значении Государства Израиль.
Рамбан ("Нахманид"), один из крупнейших авторитетов иудаизма (ХII век), пишет об этой заповеди так: "Заповедано нам Торой владеть землей, которую дал Всевышний нашим праотцам, и не оставлять ее во владении какого-нибудь другого народа, и также не оставлять ее невозделанной; полностью в границах ее, о которых клялся Бог нашим праотцам, и никакую часть ее не оставить". Если перевести слова "не оставить ее и никакую часть ее во владении какого-нибудь другого народа" на язык современных понятий, то это означает: "суверенное еврейское государство на всей исторической территории Земли Израиля". С этой точки зрения даже нерелигиозное еврейское государство имеет религиозное значение, т.к. оно представляет собой реализацию заповеди Торы.
Государство Израиль обеспечивает еврейское владение Землей Израиля - значит, существует не только прагматическая, но и религиозная обязанность всячески поддерживать его, а также стремиться, чтобы его власть и суверенитет распространялись на всю территорию Святой земли. И хотя, к сожалению, многое в этом государстве не соответствует тому, что нам хотелось бы видеть в еврейской стране, это никак не уменьшает нашей обязанности поддерживать его.
Это можно проиллюстрировать следующей аналогией: есть религиозная обязанность жениться и иметь детей, и также есть обязанность воспитывать детей в духе соблюдения Торы. Но, однако, если человек опасается, что ему не удастся воспитать детей в духе Торы, это не может освободить его от обязанности иметь детей; т.е. здесь есть две раздельные обязанности. Точно так же есть две раздельные заповеди: создать еврейское государство в Земле Израиля и также стремиться, чтобы это государство основывалось на принципах Торы; и трудности второй задачи никак не могут отменить первой обязанности.
Этот подход находит свое наиболее полное выражение в концепции религиозного сионизма. Согласно этой концепции, оформившейся в начале ХХ века в учении рава Авраама-Ицхака Кука, в начальной стадии мессианского освобождения еврейский народ должен своими собственными действиями подготовить почву для прихода Мессии.
Поэтому современное еврейское государство, даже при всем его светском характере, имеет важнейшее религиозное значение - оно является базой для дальнейшего духовного развития, "началом взращивания мессианского Избавления нашего".
Отрывки из книги рава Авраама Ицхака Кука "Орот"
Перевод Фримы Гурфинкель (под редакцией П.Полонского)
Книга"Орот", содержащая основы религиозно-сионистской концепции рава Кука, говорит прежде всего об особой связи еврейского народа с Землей Израиля и об отличиях путей духовного развития еврейского народа в Эрец Исраэль и в галуте.
Страна Израиля не является чем-то внешним, неким внешним достоянием народа, средством для достижения цели общего объединения и поддержания материального или даже духовного существования. Страна Израиля - это самостоятельное целое, связанное жизненной связью с народом, она соединена своими внутренними свойствами с его действительностью.
* * *
Свойства страны и свойства народа соответствуют друг другу. Подобно предназначению народа - Божественному вознесению из глубин его бытия, - Страна Израиля, которая есть земля Господа, совершенствует народ, живущей на ней в силу вечного наследства, полученного с заветом, клятвой и упованием. Вечность Израиля основана на неизменной Божественой природе, заложенной в этой удивительной прекрасной земле, предназначенной служить народу, который Господь избрал сокровищем Себе. Душа народа и земля вместе формируют основу своего бытия, стремятся и требуют осуществить свое святое стремление.
* * *
Священная связь народа Израиля со своей святой землей отличается от естественной связи любого другого народа с его страной. Ибо естественная связь формируется в течение длительного периода в ходе целого ряда событий в процессе жизни многочисленного и сильного народа, собравшегося для совместного постоянного проживания в определенной стране. И тогда некая историческая привязанность, происходящая от привыкания, начинает биться в сердцах грядущих поколений, и между народом и землей возникает духовная связь.
От такой (естественной) связи отличается связь народа Израиля с Эрец-Исраэль, ибо это - Божественная связь из источника святости, когда народ Израиля освятился святостью прекрасной земли. Эта священная печать выделяется высшим Божественным указанием. Тора, описывая создание связи между евреями и Святой землей, говорит: вы были тогда малочисленны, когда появились в этой стране. И более того: вы тогда жили в ней не как постоянные жители, а как прищельцы. Иными словами, ни один из естественных факторов не способствовал установлению этой начальной связи между народом и страной. Эта связь возникла как Божественное творение по слову Господа и святоиу завету Его, по закону вечной клятвы, когда "Он изрек и стало так". "Вы были тогда малочисленны и ничтожны, пришельцы в ней" - и тем не менее эта связь осуществилась.
* * *
Чтобы познать жизнь нации, путь по которому она идет, в особенности ее устремленность к будущему, нужно прийти в Страну Израиля и быть здесь постоянно телом, душой и духом.
* * *
Самобытное израильское (т.е. еврейское) творчество в области мысли, жизни и действия становится возможным для народа Израиля только в Стране Израиля.
* * *
Святость, заложенная в природе, в нормальной естественной жизни - может осуществиться только в Стране Израиля. Когда же Шехина (Божественное Присутствие) отправляется в изгнание вместе с народом Израиля, то там, в галуте, она реализует иной уровень святости - это святость противопоставленная природе и обычному течению естественной жизни. Но святость, противоборствующая природе, жизни, не является святостью совершенной. И потому в процесе возвращения еврейского народа и Шехины в Эрец-Исраэль эта "несовершенная (галутная) святость" должна быть поглощена высшей сущностью, высшей святостью, которая является святостью в природе и в жизни.
В Галуте святость вытесняет жизнь, противоборствует ей. В Эрец-Исраэль напротив, святость согласуется с жизнью и реализуется в ней самой. Такая, более высшая святость, является основой исправления и совершенствования всего мира. Святость осуществляемая в изгнании не будет утеряна, а присоединится к святости святой страны. Именно об этом говорит нам Талмуд, предсказывая, что: "в будущем молитвенные и учебные дома Вавилона утвердятся в Стране Израиля".
Пинхас Полонский
Источник:
|
 |