|
Мир на Ближнем Востоке возможен...Интервью политолога Владимира Левина источник: www.presscenter.ru 18.04.02 Автор предлагает оригинальный вариант решения палестинской проблемы, который, как нам кажется, тоже имеет право на существование. - Именно так. И это не пустые слова, а результат скрупулезного анализа эволюции ПДС в контексте развития ближневосточной политики в целом. Это результат многолетних личных наблюдений, многочасовых бесед как с арабами-палестинцами, так и отчасти с евреями-израильтянами. Поверьте, мне близок палестинский дух, понятен арабский язык с его загадочно-таинственной вязью (в прямом и переносном смысле). И чем больше вникаешь в ситуацию, тем все чаще задумываешься - как мало мы знаем о Палестине, о населяющих ее народах. - Все заключается в самой "изюминке" палестинской территории, земли обетованной как для евреев, так и арабов. Здесь всегда переплетались религии, чувства и эмоции, но редко преобладал разум. Наконец, Палестина в ХХ веке - это арена большой политики и идеологических устремлений, где, как правило, очень мало честных правил, а об истинных помыслах местного населения задумываются лишь в последнюю очередь. - В конце позапрошлого века, когда появилась Всемирная сионистская организация с идеей создания еврейского государства сначала в Аргентине, Уганде или Венесуэле, а затем - в Палестине. Против выступила Англия, которая в 1922 году получила мандат Лиги наций на управление "бесхозным" османским вилаетом. Против были и некоторые полуколониальные арабские страны. Но не палестинцы. Нередко, вплоть до провозглашения Государства Израиль (как раз вчера еврейский народ праздновал 54-ю годовщину этого события)они совместно с "переселенцами" с оружием в руках выступали против англичан под лозунгом создания суверенной двухнациональной Палестины. - Сама сложность проблемы, в которой даже Лига наций не смогла разобраться. Передав все права Великобритании, вместо того чтобы объявить Палестину арабским, еврейским или арабо-еврейским государством, а не территорией без определенного статуса, она фактически способствовала эскалации региональной напряженности. После того как Англия ушла и был создан Израиль, отведенные под "арабское государство" земли юридически отошли Иордании и Египту, которые не хотели их отдавать никаким палестинцам. Более того, они бросили идею "сбросить Израиль в море", а его территорию разделить между собой. Возникшие в 50-е годы радикально-революционные палестинские движения или уничтожались, или попадали под контроль сопредельных стран. - Лишь отчасти. После Суэцкого кризиса 1956 года арабские лидеры поняли, что палестинский фактор можно эффективно использовать в борьбе с Израилем. Палестинцам был дан статус "этнической общности", которая наряду с арабскими странами может принимать участие в "освобождении Палестины". Но при этом не может быть и речи о собственном государстве. В 1964 году создается Организация освобождения Палестины (ООП). Сразу же на территории Сирии, Египта, Иордании и Ирака началось формирование Армии освобождения Палестины (АОП), бойцы которой почти ежедневно проникали в глубь израильской территории, где совершали диверсионные и террористические акты. Не секрет, что именно это стало одним из поводов израильского "превентивного" удара в 1967 году. - Не совсем. Они все еще оставались "разменной монетой" в руках региональных центров сил в общей борьбе с Израилем, которого, как государства, не признавала ни одна арабская страна. Хотя к тому времени ООП начала проявлять некую самостоятельность, отчасти строптивость в тактике вооруженной борьбы, что не всегда нравилось странам-покровителям, между которыми не было единства. - Прежде всего сменой акцентов в общеарабской позиции. Допускалась идея создания на территории Палестины арабо-еврейской автономии, некого "светского и демократического" образования, где мусульмане, евреи и христиане могли бы жить без всякой дискриминации. У прежнего палестинского руководства Ахмеда аш-Шукейри и Яхйи Хаммуды даже возможность подобного сосуществования вызывала открытый протест. Они строго придерживались положений Национальной хартии ООП, в которой был заложен принцип незаконности Израиля и единой и неделимой арабской Палестины. Арафат же призывал евреев присоединиться к революции и совместно с арабами строить "новую Палестину"… - Именно так надо понимать. - И да, и нет. Арафату всегда приходилось маневрировать в сложном лабиринте арабо-израильских, межарабских и арабо-палестинских противоречий, не говоря уже о противоречиях внутри самого ПДС, где были левые и правые, фундаменталисты и экстремисты, демократы и социалисты, наконец, террористы международного пошиба. По своим убеждениям он не был сторонником жестких мер против Израиля. Одним словом, Арафат должен был лавировать, чтобы выжить и сохранить палестинскую революцию, лозунги которой во многом не совпадали с его собственными. Ведь воевать приходилось за Палестину для Иордании, Египта, Сирии, но отнюдь не за независимость и свободу той земли, где прошло его детство. Он не мог не видеть, что арабы играли в собственные игры, используя при этом палестинцев то ли в качестве "пушечного мяса", то ли по политическим соображениям. - Это один из примеров. Только-только закончилась "война на истощение" между Египтом и Израилем. Каир и Дамаск начали готовиться к кампании 1973 года. Иорданский король Хусейн (нынче покойный) идею новой войны с Израилем не поддержал. Решено было убрать "продажный режим" руками Арафата. Итог печален: палестинцы потеряли убитыми и ранеными более 14 тыс. человек, лишились своих баз в Иордании. Центр палестинского сопротивления переместился в Бейрут, что стало причиной израильского вторжения в Ливан летом 1982 года. - В первом случае арабам нужна была Палестина с палестинцами, но без палестинского государства. Во втором - ирано-иракская война перетасовала все карты в регионе. Безоговорочная поддержка Арафатом Саддама Хусейна, который пообещал бросить всю свою военную мощь на создание независимого палестинского государства после победы над Ираном, сделала ООП "нежелаемой" в Египте, Сирии, Ливане, Ливии и ряде других стран. - После поражения арабов в войне 1973 года стало ясно, что Израиль "не уничтожить", да и освободить оккупированные им арабские территории при помощи силы не удастся. Тогда по их инициативе в основу арабо-израильского противоборства была положена "палестинская проблема". Вначале арабские страны признали ООП в качестве "единственного законного представителя арабского народа Палестины" с полномочиями установления "палестинской национальной власти" на оккупированных территориях. Затем, в сентябре 1982 года, на Фесском совещании в верхах они согласились с правом палестинцев на создание независимого государства на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Только через 30 с небольшим лет арабы признали резолюцию № 181 (2) от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины. Появился шанс политического решения проблемы. - Арафат не единожды имел возможность создать хоть что-то наподобие государства. Но менталитет не позволил этого сделать. Даже диплом лауреата Нобелевской премии и широкая международная поддержка не пошли на пользу. Не говоря уже о постоянных израильских уступках. Необходимо хотя бы на время отказаться от идеи суверенитета и государственности. А пока заняться реализацией проекта покойного короля Хусейна, который в середине 1980-х годов предложил создать иордано-палестинскую конфедерацию в качестве первого шага на пути к полной независимости и создания собственного палестинского государства.
|
|
© Copyright IJC 2000 | Условия перепечатки |
|