На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

5.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 4 (28)

29.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3 (27)

22.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 26

15.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 25

19.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 23

11.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 22

4.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 21

28.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 20

21.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 19

13.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 18

6.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 17

30.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 16

23.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 15

16.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 14

9.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 13

2.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 12

25.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 11

18.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 10

11.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 9

6.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 8

28.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 7

21.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 6

13.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 5

7.8.2002
"Еврейские новости" №4

31.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3

24.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 2

17.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 1


Газета "Еврейские новости"

"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 26

от 22.1.2003

Можно ли сказать, что в Израиль пришли предвыборные технологии черного пиара?

Леонид БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, главный редактор издательского дома "Новости недели", Израиль
- То, что вы называете черным пиаром, никогда никуда не уходило, просто никто не знал, что это так называется. Слив компромата бывает всегда в любой демократической стране, это одно из зол, сопутствующих демократии. Как только приходят выборы, выплескивается все, хороши все средства для достижения цели. В той стране, откуда мы приехали, раньше просто не было выборов, а теперь происходит то же самое. Не сказал бы, что эти выборы серьезно отличаются от предыдущих, они в какой-то степени даже чище. Победа тех, кто называет себя правыми (в Израиле это название достаточно условно), в данном случае Шарона, просто обеспечена, у меня нет никаких сомнений, что он будет избран премьер-министром. Разрыв между Ликудом и Аводой составит более десяти мест в кнесете, что очень много для Израиля. Попытки скомпрометировать Шарона были предприняты в рамках этой игры. Кстати, делаются попытки скомпрометировать и соперника Шарона - Амрама Мицну.
Полиция пытается быть вне политики, но в таком маленьком государстве, как Израиль, это сложно. Кроме того, есть несколько объективных факторов. Во-первых, отсутствие конституционного, то есть представительского, суда. У нас - Высший суд справедливости. Во-вторых, все - родственники всех, страна-то маленькая. В-третьих, Израиль - одна из немногих стран в мире, которая не знает, существует она или нет. У нас все еще продолжается Война за независимость. Идя к избирательным урнам, мы знаем, что речь идет о жизни и смерти. Причем о жизни и смерти не только государства, но и каждого гражданина. И так каждый раз. Поэтому черный пиар здесь не очень проходит. Когда мы решаем, за кого голосовать, мы думаем, кто лучше выполнит эти функции - защиты от терроризма.

Песах АМНУЭЛЬ, редактор израильской газеты "Вести"
- Нет, не думаю - потому что они никуда не уходили. Черный пиар был и прежде - пресса всегда (во всяком случае, на моей памяти, то есть с начала девяностых годов) публиковала любой компромат на любого политического деятеля, когда журналистам удавалось что-нибудь откопать. И не играло роли - правый политик или левый, главное было - опубликовать. Другое дело, что уже потом, после публикации, одни дела доводили до большого скандала, в других случаях ограничивались небольшим кровопусканием, и это уже зависело, конечно, от политических пристрастий журналистов. И перед выборами, конечно, каждая партия находила и публиковала не столько материал о себе (положительный), сколько - о соперниках (черный, естественно). Сейчас это видится как нечто, переходящее границы, просто потому, что нынешняя кампания слишком кратковременна, и слив компромата происходит гораздо концентрированнее, нет времени на последовательную раскрутку и обработку. К тому же не так много черного пиара, на самом деле, было слито. Взятки в Ликуде? Это появилось бы в любом случае, поскольку информация шла из полиции. Взятки в Аводе? То же самое. Дело Шарона и сыновей? Да, этот слив компромата, конечно, имеет предвыборный характер. А еще - компромат на Мицну. И все. Кого еще "пиарят" сейчас в черном цвете? Да вроде больше никого. Даже на Лапида ничего нет, кроме общих фраз, а ведь обе большие партии кровно заинтересованы в том, чтобы Шинуй не отбирал у них мандаты (по прогнозам - аж 14-17!). Так что черный пиар, конечно, имеет место, но до специальных предвыборных технологий дело не дошло.

Михаил ХЕЙФЕЦ, израильский историк и журналист
- Меня смущает слово "пришли". Они были всегда. Перед выборами всегда сливается компромат на конкурентов, но в этот раз, мне кажется, это оказывает меньше влияния на публику. Все уже привыкли, что такие вещи возникают: да - это так, но это со всеми так.
Я вижу серьезность ситуации в другом. Необыкновенно возросло влияние новой партии, которая называется Шинуй. Она выросла от двух мандатов до шести на прошлых выборах, а сейчас опросы сулят ей 17 мандатов. Все депутаты - почти неизвестные люди. Тяготение к новой публике, к новым людям - это результат того, что пиаровские акции марают старых политиков, старые партии, продвигают новых. На самом деле, все эти пиаровские акции дутые. Израиль всегда использовал деньги из-за рубежа на проведение выборов, на партийные технологии. Это норма израильской жизни на протяжении десятилетий.
Сравнительно недавно парламент принял новый закон, по которому резко ограничиваются возможности получения денег из-за рубежа. Конечно, он был принят в интересах малых партий, потому что они в отличие от крупных не могут собрать за рубежом нужные суммы. То есть закон был принят в интересах равенства всех партий. Но, на самом деле, все понимают, что предвыборные компании требуют больших денег и лидерам партий трудно отказаться от тех денег, которые им дают. Вот они и используют всевозможные лазейки в законах, чтобы добыть эти деньги. Это делал Барак, это делает Шарон. Это, конечно, нарушение закона, но сказать, что это очень компрометирует партийных лидеров в глазах израильтян, нельзя. Это в традициях страны, все понимают, что деньги идут не в карман того или иного лидера, а на партийные нужды. Я не вижу тут особо большого события.

Яков КЕДМИ, бывший глава Бюро по связям "Натив"
- Технологии черного пиара были и раньше. Но сейчас весь уровень предвыборной борьбы опустился на более низкий, грубый. В том числе это происходит из-за того, что связанные с криминалом круги активно полезли в политику, а в израильской демократии не произошли соответствующие изменения, чтобы нейтрализовать эти явления. Поэтому все, что раньше хотя и происходило, публично не обсуждалось, а сейчас вышло на поверхность и обсуждается публично.

Георгий ЧИЖОВ, политолог, заместитель генерального директора Института региональных проблем
- Прежде всего, нужно сказать о том, что такое "черный пиар". Каждый это понимает по-своему. Если для российского общественного мнения "черным пиаром" стало появление кандидатов-"двойников", слив компромата, то для людей, имеющих непосредственное отношение к организации и проведению избирательных кампаний, понятие "черные технологии" вызывает улыбку. Технологии не бывают белые или черные, они бывают эффективные или неэффективные. Все то, что эффективно и способно повлиять на мнение избирателей, так или иначе будет использоваться в избирательной кампании в любой стране, будь то Россия, Израиль или Соединенные Штаты.
Специфика избирательной кампании в Израиле состоит в том, что она проходит в условиях, приближенных к боевым, от чего израильтяне за последнее относительно спокойное десятилетие в значительной степени отвыкли. Нынешняя ситуация и порождаемые ею общественные настроения не дают шансов усилить свои позиции противникам Ликуда. В то же время конкурирующие с Ликудом политические силы не готовы с этим смириться. Поэтому, чтобы как-то сдвинуть общественное мнение, они пытаются использовать политические приемы, прежде не принятые в израильской политике.
Действие, как всегда, рождает противодействие. Поэтому то, что многие называют черными технологиями, проявляется с обеих сторон. Эффективность этих технологий для Израиля мы узнаем очень скоро, сразу после выборов, и тогда же будет решена их дальнейшая судьба. Если это "оружие" окажется действенным, оно будет совершенствоваться и использоваться в дальнейшем. Если же нет, то вряд ли у черных технологий в Израиле есть перспектива. В любом случае за годы существования Израиля как демократического государства сложилась определенная политическая культура, превосходящая политическую культуру России или других стран СНГ. Поэтому лично у меня нет опасений, что черные пиарщики смогут всерьез влиять на выборы граждан Израиля.

Евгений СЕЛЬЦ, журналист израильской газеты "Вести"
- Все зависит от того, что называть "черным пиаром". Если речь идет о фабрикации заведомо ложных дел, об откровенной клевете, о выдуманном компромате на тех или иных политиков - с тем, чтобы напустить туману и дезориентировать избирателя, - то вряд ли Израиль может соревноваться в этом плане с Россией. Дело в том, что в Израиле - в конечном итоге - любое дело попадает в суд, а там уже без конкретных доказательства не обойтись. Технологии, используемые в нынешней предвыборной кампании в Израиле, я бы назвал "методом своевременного слива". На самом деле, если не откровенного компромата, то разной сомнительной информации на каждого израильского политика есть в достатке. Важно в определенное время "слить" эту информацию в прессу, придать ей определенный тон, звучание, раздуть скандал, который впоследствии скорее всего лопнет, как мыльный пузырь.
Впечатление о том, что в Израиль пришли технологии "черного пиара", связано с весьма непривычной (даже для самих для израильтян) жесткостью нынешней предвыборной кампании. Большие партии, у которых рыльце всегда в пушку (потому что уж слишком оно большое - это рыльце), стремительно теряют свои позиции, и им не остается ничего другого, как пытаться отнимать голоса друг у друга "методом исключения": если я плохой, то он - еще хуже. А пресса, работая по большей части на рейтинг и сенсацию, использует все "сливы" в своих интересах.
Дело усугубляется еще и тем, что ни одна большая партия сегодня не имеет четкой позитивной программы. Все поют старые песни о главном. А эти "песни", как и это "главное", избирателю давно уже надоели.
Поэтому наш "пиар" все же нельзя отнести к черному. Он, скорее, бледный, беспомощный.

Константин КАПИТОНОВ, специальный корреспондент газеты "Россия", Тель-Авив
- Компромат всегда был незаменимым подспорьем в работе политтехнологов. Но почти никогда он не становился главным орудием выборов. Но в эту избирательную кампанию именно пропагандистские помои и разоблачения заполнили идеологическую пустоту и вакуум идей.
Главные конкуренты Шарон и Мицна сделали эту предвыборную кампанию максимально персонифицированной, замкнутой на личность лидера. Ликуд, оглушенный коррупционными скандалами, выбрал в качестве линии противопоставление программы Шарона тому, что называют здесь "программой Мицны". В рекламных роликах Шарон - личность мощная, целеустремленная, подавляет палестинский террор и добивается мира на израильских условиях, а заодно отражает обвинения в коррупции.
Мелькают кадры: "Бульдозер" гордо выруливает на мировую арену, где отлично ладит с президентом США. В следующих сериях Авода представляется в виде мыши в колесе, а позиция ее разносится в пух и прах: Мицна продастся террористам, отдаст Иерусалим, вернет Израиль к границам 1948 года, впустит миллионы палестинских беженцев.
Предвыборная кампания Аводы проходит под главным лозунгом "Шарон - крестный отец" и под оптимистическое пение "Мы верим Мицне". В роликах отдана дань соцреализму - Мицна возникает на фоне колосящейся пшеницы и подъемного крана.
Профессионально работает пропагандистская машина партии Шинуй. В каждом ролике выделяется определенная группа, будь то средний класс, студенты или новые репатрианты, к которым как бы обращается лидер партии Томи Лапид, восклицая: "Где справедливость? Где равенство?".
Конкуренты Лапида собрали его высказывания в период его журналистской и парламентской деятельности. Они доказывают его дурное отношение к ортодоксам и сефардам, глумление над бедными и неприязнь к гомосексуалистам. Аналитики признают, что влияние Лапида привело к радикализации других партий, прежде всего Аводы.

 


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки