На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

12.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 9 (33)

5.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 8 (32)

26.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 7 (31)

19.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 6 (30)

12.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 5 (29)

5.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 4 (28)

29.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3 (27)

22.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 2 (26)

15.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 1 (25)

19.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 23

11.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 22

4.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 21

28.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 20

21.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 19

13.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 18

6.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 17

30.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 16

23.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 15

16.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 14

9.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 13

2.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 12

25.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 11

18.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 10

11.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 9

6.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 8

28.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 7

21.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 6

13.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 5

7.8.2002
"Еврейские новости" №4

31.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3

24.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 2

17.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 1


Газета "Еврейские новости"

"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 4 (28)

от 5.2.2003

Эйсав и Яаков

автор:  Раввин Яков МАЗЕ  

Изучение архивных материалов по истории евреев Москвы открывает много интересных мыслей, высказанных ведущими деятелями еврейских общин XX века. Опубликованное ниже "Послесловие…" раввина Московской хоральной синагоги Я.И. Мазе к сборнику статей "Крещение евреев" (Москва, Универсальное книгоиздательство Л.А. Столяр, 1912 г.) позволяет понять и осмыслить те нравственные посылки, которые лежали в основании мировоззрения еврейской общины конца XIX - начала XX века.
Я.И. Мазе (1859-1924) - с июля 1893 года - казенный раввин еврейской общины Москвы. Знаток Талмуда и еврейского права. Духовный лидер общины и ее защитник перед властями. Блестящий оратор и публицист. Выступление Я.И. Мазе на процессе по делу М. Бейлиса (Киев, 1913 г.) в качестве эксперта по вопросам иудаизма способствовало его большой популярности в среде мирового еврейства.
В 1923 году раввин Мазе обратился к М.И. Калинину и Ф.Э. Дзержинскому с требованием не допустить инспирированного евсекцией закрытия Московской хоральной синагоги с передачей ее здания под еврейский клуб. Похороны Я.И. Мазе (1924 г.) вылились в многотысячную демонстрацию признательности евреев Москвы своему духовному лидеру. В Тель-Авиве одна из центральных улиц названа именем раввина Мазе. Ценнейшая коллекция книг Я.И. Мазе, переданная в 1936 году его наследниками Всесоюзной библиотеке им. В.И. Ленина (ныне РГБ), приобщена к золотому фонду российской культуры.

Есть легенды, которые превосходят жизнь своею яркостью и картинностью. К числу таких я отношу ту, которая описывает борьбу двух библейских братьев - Эйсава и Яакова.
Еврейский Мидраш так изображает эту борьбу. В четырех лицах гений Эйсава сражался с Яаковом: в образе архиразбойника, при виде которого Яаков воскликнул: "Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, избавь меня от руки брата моего, от руки Эйсава, я боюсь его, чтобы он не явился и не убил у меня матерей вместе с детьми".
Переутомленный своим "архиразбойничеством", Эйсав все же продолжает борьбу в новом уже образе - образе националиста. Его национальные интересы требуют, заявляет он, чтобы Яаков слился с ним в единую нацию. Отныне он уже теснит Яакова не по принципу нападения из-за вражды, а во имя будто бы самосохранения. Яаков опять призывает Бога своих предков спасти его национальность от нового покушения.
Видя, что и этот способ борьбы не достигает своей цели, Эйсав принимает прежний образ, образ пастуха. Он делает брату "братское предложение": "У меня свои овцы, а у тебя свои. Давай устроим общее пастбище, будет просторнее и сытнее как моим, так и твоим овцам".
Но не долго Эйсав остается на своей "братской" почве. "С Яаковом, - твердит он, - никакой договор не мыслим. Его овцы совсем лишние, даже на общем пастбище. Их шерсть - не шерсть. Их мясо - не мясо. Их молоко - не молоко. Даже их шкура не овечья, а волчья".
Проходит пастушеский период, умолкает проповедь объединенного пастбища, исчезает наконец образ пастуха. Эйсав вдруг является в образе ученого. Вместо вооружения, национального интереса и пастушеской свирели - тога и книга. Эйсав утверждает, что книги Яакова зловредны. Их автор подлежит самоистреблению во имя высшего разума и Божественной справедливости. Даже пророки Яаковы ветхи и, как все ветхое, должны уступить свое место на земле новым учениям и новым пророкам.
Как бы формулируя сокровенные мысли Эйсава во все периоды борьбы "брата-врага" в четырех образах, Яаков говорит, опять и опять обращаясь к своему родному Богу:
"Против народа твоего - тайный замысел";
"Замышляют зло против хранимых Тобою";
"Сказали себе:
"Пойдем, истребим их из народов,
Чтобы не вспоминали более имя Израилево".
(Псалом, 83, ст. 4-5)
Так понимали мидрашисты весь ход истории еврейского народа, так инстинктивно понимает весь еврейский народ все проповеди, обращенные к нему со словами "отрекись от Бога и умри" (Иов, гл. II, ст. 9).
В последнее время уши Якова слышат новые напевы Эйсава, которые заключают в себе новую попытку покончить с ним посредством гипноза. Вместо "отрекись от Бога и умри", ему говорят: "Разве ты не видишь, что твои дети уже отрекаются от тебя, ты уже умер, хотя еще не погребен".
Пятый образ - образ гипнотизера. Внушением он желает привить Яакову мысль, что уже все кончено, что гений Эйсава уже победил и Яаков ослеп, если он верит в свою вековую победу. В действительности же он больше не существует: ему роют могилу и живому устраивают похороны.
Ошибаются эйсаветяне и в этот раз - они проиграют и эту битву. Скорее, можно сказать, что их, а не Яакова, поразит слепота, раз они забывают, что речь идет о народе, не поддающемся гипнозу самоуничтожения. Его неслыханное долголетие при смертельных условиях, беспримерная мартирология его жизни, служит достаточной гарантией, что гипноз не вытравит у Яакова сознания на право существования.
Духовного крещения у евреев мне, по крайней мере, не приходилось ни видеть, ни слышать. Если бы еврейство было мертво, то с ним бы не боролись так жестоко. С трупами никто не воюет. Сама борьба с евреями и формы ее ясно доказывают всю жизнеспособность еврейства.
Исчезает само собою то, что на самом деле обветшало и сгнило. На борьбу с гнилью никто не посвящает сил и не тратит энергии.
Физическое же крещение отдельных евреев, это - неомарранство, о котором друзьям еврейства приходится говорить с болью в сердце, как о признаке некоторого временного понижения исторического героизма. Но недругам иудаизма нет ни малейшего основания по поводу этого уродливого явления злорадствовать и праздновать победу. Это - обыкновенная вынужденная ложь, к которой прибегают даже "сильные мира сего" в целях самосохранения. Это маска спасения - не больше. Это дождевой зонтик, который ставится в угол сейчас же после дождя. Это не отречение от лжеучения иудеев, а лжеотречение из страха перед жизнью, полной ограничений, перед которой струсил слабый человек, хотя и сын сильного народа.
Истерическое явление никак нельзя считать историческим. Сам еврейский народ с давних времен охарактеризовал это явление. Вот как сквозь слезы смеется еврейская народная мудрость над физическим крещением с целью избавиться от вековых гонений. "Да простит Бог, - гласит старая, как еврейский народ, пословица, - тяжкий грех моего прадеда, не крестившегося в свое время и тем самым не избавившего меня от всех ужасов еврейского бытия, и да не дождется мой правнук, чтобы я во имя его земного блага, хотя бы и притворно-наружно преставился духовно".
Некоторые указывают на Берне (еврейский публицист, в 1818 году принял лютеранство. - Ред.) как на типичного выкреста духа. Предоставим же ему последнее слово! "Пожалуйста, - пишет он, обращаясь к немцам, - не презирайте вы моих евреев. Будь вы так же, как они, вы стали бы лучше. Вы отняли у евреев воздух, но это предохранило их от гнилости. Вы посыпали их сердце солью ненависти, но это сохранило свежесть их сердца. Вы заперли  их на целую, длинную зиму в погреб и заложили отдушину навозом, но вы сами, стоя на холоде, под открытым небом, полузамерзли. Когда наступит весна, мы посмотрим, кто зазеленеет прежде".
Выкрест духа! Не правда ли?

Публикацию подготовил
Ефим УЛИЦКИЙ


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки