Интервью с Председателем Кнессета Реувеном Ривлиным
Этого разговора я ждал целую неделю - в Кнессете как раз обсуждали поправки к экономической программе Нетаниягу, и депутатам приходилось заседать чуть ли не сутками. Руби Ривлин, Председатель Кнессета, приобрел апоплексический цвет лица и изъяснялся по поводу регламента короткими нервическими репликами.
Время для интервью удалось выкроить с трудом. Ривлин сидел в большом председательском кабинете за маленьким боковым столом (его предшественник, Авраам Бург, предпочитал садиться за большой стол для совещаний), и остывал после парламентских баталий. Его лицо постепенно приобретало нормальный цвет, и чтобы дать главе парламента отдышаться, я начал с легкого вопроса:
- Господин Ривлин, недавно Кнессет посещала группа школьников, чтобы ознакомиться с системой израильской законодательной власти. Я знаю, что в этой группе было два ваших внука. Расскажите, пожалуйста, о них...
- В последние годы дети редко посещают Иерусалим. И когда мои внуки выразили желание посетить Кнессет - так сказать, увидеть деда на работе - я помог учителю организовать экскурсию. Мы поводили детей по всему Кнессету, провели в зал заседаний, посадили на места правительства... Нам надо воспитывать наших детей и внуков, показывать, что наше государство еврейское - и вместе с тем демократическое. Демократическое - даже несмотря на то, что еврейское государство вынуждено постоянно бороться за свое существование.
Сегодня еврейские матери боятся посылать своих детей в Иерусалим. Тем самым они рубят сук, на котором "сидит" сионизм. Иерусалим называется Сионом, он - мистический центр страны, и именно от Иерусалима пошло слово "сионизм".
Школьников, побывавших в Кнессете, я пригласил в свой кабинет, дал подарки... Надо делать побольше таких экскурсий, чтобы дети чаще посещали Иерусалим.
- Я знаю, что вы уроженец Иерусалима. Это говорит о том, что пришла смена политиков - ведь государство Израиль основывали выходцы из России, Белоруссии, Украины, Польши? - В Иерусалиме родился не только я, но и несколько поколений моих предков. За сто лет до начала политического сионизма уже существовал "мистический сионизм". Мои предки прибыли в Израиль в 1809 году из Вильнюса, они были учениками Виленского гаона. Тогда много евреев отправилось в Израиль со всего мира... Наступал год тав-куф-айн по еврейскому календарю, его расшифровывали как "тека" - воструби. Ибо сказано в молитве: "Воструби в шофар большой для Избавления нашего!" И евреи были уверены, что в этот год придет Машиах.
...В Иерусалиме тогда проживало десять тысяч человек, из них две тысячи евреев, большая часть - сефарды (евреи восточного происхождения - А.Р.) Но Машиах не пришел, и евреи остались дожидаться следующего срока пророчества - 1840 года, соответствовавшему еврейскому году тав-рейш (4600-й год от Сотворения Мира). За это время в Израиль со всего света приехало 40 000 евреев.
Мои внуки - уже одиннадцатое поколение евреев, непрерывно живущих в Земле Израильской. И династия должна продолжаться, чего бы это ни стоило. Мы должны объяснить всему миру неотъемлемое право евреев на Землю Израиля.
Во время этой тирады Ривлин успокоился, отдышался, и я задал ему следующий, уже не столь приятный вопрос:
- Считаете ли Вы, что принятие плана "Дорожная карта" - это окончательный разрыв между "Ликудом" и правым лагерем? - Не нужно представлять "Ликуд" какой-то единообразной массой. В "Ликуде" существуют разные мнения. Я, например, верю в право евреев на ВСЮ Эрец Исраэль...
Чтобы передать выражение, с которым Председатель Кнессета произнес слово "всю", я написал это слово заглавными буквами.
... И я никогда не соглашусь на раздел Израиля, несмотря на любовь и уважение, которое я испытываю к главе правительства. Я не вошел в правительство, потому что не согласен на раздел нашей земли и создание Палестинского государства. "Ликуд" всегда был идеологической партией, внутри него есть группы последователей Жаботинского. Шарон же превратил "Ликуд" - с согласия самого "Ликуда" - в партию прагматиков, в партию "искусства возможного"... Если на самом деле возникнет "Палестинское государство", то политическая карта Израиля сильно изменится. Хотя еще рано говорить и разделе "Ликуда"... Да и не надо, пожалуй...
- Вы считаете, этот состав Кнессета досидит свою каденцию? Ривлин смеется:
- Большинство депутатов понимают, что другого такого "приза" в их жизни не будет, и после перевыборов вряд ли они вернутся в Кнессет. Поэтому они сделают все, чтобы не допустить роспуска парламента. Я думаю, что этот состав Кнессета проживет четыре года, потому что Шарон может найти коалицию в любом составе - как с правыми, так и с левыми. Вопрос, как себя поведет центр "Ликуда"? Я, например, люблю Шарона, но не буду голосовать за "Дорожную карту".
На столе Ривлина можно заметить фотографию, на которой они с Шароном стоят в обнимку. Нынешний Председатель Кнессета всегда считался "человеком Шарона", и очень странно слышать от него достаточно резкие слова в адрес главы правительства. Учитывая, что Президент Израиля - должность сугубо номинальная, Руби Ривлин - второй человек в государстве, после Шарона. Однако взгляды их на заключаемое соглашение диаметрально противоположны.
- Что же, по Вашему мнению, толкает Шарона на подписание соглашения "Дорожная карта"? Неужели только американское давление? Или у него есть какие-то свои соображения? - Шарон - прагматик, а не идеалист, и никогда идеалистом не был. Нужно учитывать сложившуюся реальность - в "глобальной деревне" правят Соединенные Штаты, правит Буш, мировой порядок изменился полностью. И вместе с тем, США - сегодня единственная страна, которая поддерживает Израиль. Идеалисты говорят, что даже если Америка не пойдет с нами, все равно мы должны попытаться разъяснить населению США опасность соглашения для Израиля.
...Что толкает Шарона? Объективное положение толкает! Я хорошо знаю Арика, и уверен, что он никогда не поступится тем, что имеет в его глазах стратегическую важность.
Арик думает, что лучше сегодня поступиться немногим, чем потерять все. Он прагматик, а я идеалист.
И я думаю - если мы сегодня начнем понемногу раздавать наши земли, то потеряем все.
----------- Если говорить с прагматической точки зрения, то невозможно было создавать государство на узкой прибрежной полоске земли, без нефти и воды. Его невозможно было защищать против миллиарда мусульман, нечего было и рассчитывать на то, что сюда приедут люди из более или менее благополучного галута.
Но государство это было построено романтиками, а не прагматиками, и забывать об этом не стоит.
-----------------------------------------------
Александр Рыбалка - постоянный автор-корреспондент ВЕРО