На главную

 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 Интернет-лоция




Анонсы материалов


Реклама на IJC





Реклама на IJC


В праздничные дни вспомните о павших
автор:  Фримет Рот  
источник: israelinsider
18.04.03

Песах - один из самых любимых праздников в Израиле, его с нетерпением ждут как верующие, так и атеисты. Как приятно наслаждаться любимыми блюдами и семейным уютом за общим праздничным столом!

Но не для всех. Не в этом году.

"Я чувствую боль и горе каждый день" - говорит С., чей сын погиб при нападении террористов на иерусалимский автобус - "но праздничные дни хуже всего. Каждый раз я вспоминаю, какую радость приносили праздники раньше, и от этого становится еще больнее".

Даже предпраздничная уборка и наведение порядка в шкафах может причинить боль. Я нашла забытые рисунки, письма и одежду моей дочери Малки. Вчера мне попался ее дневник на 5762 год. Он открыт коротким стихотворением о жизненном выборе и пожеланием счастья от подруги. Но она не успела написать в нем ни строчки. Страницы дневника опалены огнем и испещрены дырками от гвоздей, которыми палестинский убийца нашпиговал свою бомбу.

В прошлом году палестинские террористы напомнили о себе, устроив взрыв в отеле "Парк" во время праздничного обеда. Погибло 29 человек, 140 получили серьезные ранения. Мы все молимся о том, чтобы нынешнее затишье продолжалось как можно дольше. Но это не значит, что мы должны забывать о погибших даже в праздничный вечер.

Празднуя освобождение от египетского рабства, мы по традиции вспоминаем о страданиях, которые пришлось претерпеть евреям от целой вереницы тиранов. Мы выпиваем ровно четыре бокала вина, в честь четырех из пяти выражений Божьего обещания об избавлении. Мы не пьем пятый бокал, памятуя о словах "И приведу вас" - в знак того, что Исход еще не завершен и окончательное спасение еще впереди.     

Еще одна традиция - открывать входную дверь, читая молитву Shfoch Chamatcha" - родилась в средние века, из-за широко распространенной клеветы, будто евреи воруют и убивают христиан. Евреи демонстративно открывали двери, чтобы показать, что они ни в чем не виноваты и им нечего скрывать. (По другой версии, дверь открывали, чтобы никто не мог подбросить компрометирующие предметы, вроде церковной облатки или крови, чтобы выдвинуть ложное обвинение против хозяев дома).

В семидесятые годы прошлого столетия в западных странах родилась новая традиция - оставлять свободным одно место за праздничным столом, в память об узниках Сиона в Советском Союзе. А до Пасхи 2001 года Еврейское Агентство призывало евреев всего мира "оставлять одно символическое место за праздничным столом в честь евреев, попавших в плен или пропавших без вести в ходе боевых действий, и возносить молитвы за их благополучие". 

Сейчас мы находимся в состоянии войны, которую нам навязали наши соседи. Стоит ли напоминать, сколько утрат мы понесли за прошедшие 30 месяцев? Неужели все жертвы уже забыты?

Израильтяне заслужили всеобщее уважение своей стойкостью и готовностью "продолжать обычную жизнь" в условиях непрерывных атак террористов. Это действительно достойно уважения.

Но все на свете имеет свою цену. Некоторые психологи отмечают, что израильтяне в каком-то смысле "привыкают" к страданиям, отгораживаясь от отрицательных эмоций.  Д-р Йоран Йовелл из психологического отделения университетского госпиталя Хадассы и израильского института психоаналитики недавно дал интервью для "Jerusalem Post Magazine". На вопрос о реакции израильтян на теракты он ответил: "Мы научились отгораживаться от эмоций. Это не значит, что у нас их нет - просто они как бы существуют отдельно, отгороженные невидимыми стенами. Проблема в том, что со временем люди теряют способность сочувствовать и сострадать…Примером тому может стать наше отношение к страданиям детей "с той стороны" - мы видим их, но больше не сочувствуем их горю".

Пострадавшие израильтяне могли бы ответить доктору Йовеллу, что "изоляция эмоций" привела к тому, что многие израильтяне перестали обращать внимание и на страдания собственного народа - и даже своих детей. Многие из нас пережили невосполнимые утраты - и многие ощутили нежелание близких разделить наше горе и боль. Это просто защитный механизм психики, и если именно он лежит в основе нашей "стойкости", то вряд ли этим стоит гордиться.

Я хорошо знаю, что не следует бередить свежие раны. И я также знаю, что родители стремятся оградить своих детей от горького знания. Но чему же мы учим своих детей, скрывая от них сотни убийств и заставляя "хорошо держаться"? 

Семьсот погибших израильтян были дороги не только для своих родных и близких. Они были дороги для всего Израиля. Все израильтяне должны оплакивать смерть молодых учителей, врачей и солдат - лидера волонтеров организации "Маген Давид Адом", онколога из Хадассы, моей Малки, которая добровольно помогала инвалидам, хиропрактика, который бесплатно лечил раненых детей, осиротевшего солдата, который в одиночку растил своих младших сестер - этот список героев можно продолжать очень долго…

У моей Малки была подруга Михала, которая погибла вместе с ней при взрыве в пиццерии "Сбарро". Ее мать Авива Разиэль, часто говорит мне: "Наши дочери погибли не напрасно. Они отдали свои жизни за то, чтобы евреи могли свободно жить в своем единственном родном государстве. Они погибли как солдаты - на поле боя".

Подумайте над ее словами в эти праздничные дни.

Постоянный адрес статьи: 

Ваши комментарии

Всего страниц: 0



Имя*


E-mail


Отправлять ответы по E-mail

Текст*





сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту




Другие статьи
Гиперсионистская революция

Государство Израиль от Рио-Гранде до Хуанхэ

Глядя из Лода

Стоимость нового Ближнего Востока

Возвращение на круги своя

Еще больший Рабин, чем сам Рабин


Самые читаемые страницы сегодня




© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100