|
В праздничные дни вспомните о павших автор: Фримет Рот источник: israelinsider 18.04.03 Песах - один из самых любимых праздников в Израиле, его с нетерпением ждут как верующие, так и атеисты. Как приятно наслаждаться любимыми блюдами и семейным уютом за общим праздничным столом! Но не для всех. Не в этом году. "Я чувствую боль и горе каждый день" - говорит С., чей сын погиб при нападении террористов на иерусалимский автобус - "но праздничные дни хуже всего. Каждый раз я вспоминаю, какую радость приносили праздники раньше, и от этого становится еще больнее". Даже предпраздничная уборка и наведение порядка в шкафах может причинить боль. Я нашла забытые рисунки, письма и одежду моей дочери Малки. Вчера мне попался ее дневник на 5762 год. Он открыт коротким стихотворением о жизненном выборе и пожеланием счастья от подруги. Но она не успела написать в нем ни строчки. Страницы дневника опалены огнем и испещрены дырками от гвоздей, которыми палестинский убийца нашпиговал свою бомбу. В прошлом году палестинские террористы напомнили о себе, устроив взрыв в отеле "Парк" во время праздничного обеда. Погибло 29 человек, 140 получили серьезные ранения. Мы все молимся о том, чтобы нынешнее затишье продолжалось как можно дольше. Но это не значит, что мы должны забывать о погибших даже в праздничный вечер. Празднуя освобождение от египетского рабства, мы по традиции вспоминаем о страданиях, которые пришлось претерпеть евреям от целой вереницы тиранов. Мы выпиваем ровно четыре бокала вина, в честь четырех из пяти выражений Божьего обещания об избавлении. Мы не пьем пятый бокал, памятуя о словах "И приведу вас" - в знак того, что Исход еще не завершен и окончательное спасение еще впереди. Еще одна традиция - открывать входную дверь, читая молитву Shfoch Chamatcha" - родилась в средние века, из-за широко распространенной клеветы, будто евреи воруют и убивают христиан. Евреи демонстративно открывали двери, чтобы показать, что они ни в чем не виноваты и им нечего скрывать. (По другой версии, дверь открывали, чтобы никто не мог подбросить компрометирующие предметы, вроде церковной облатки или крови, чтобы выдвинуть ложное обвинение против хозяев дома). В семидесятые годы прошлого столетия в западных странах родилась новая традиция - оставлять свободным одно место за праздничным столом, в память об узниках Сиона в Советском Союзе. А до Пасхи 2001 года Еврейское Агентство призывало евреев всего мира "оставлять одно символическое место за праздничным столом в честь евреев, попавших в плен или пропавших без вести в ходе боевых действий, и возносить молитвы за их благополучие". Сейчас мы находимся в состоянии войны, которую нам навязали наши соседи. Стоит ли напоминать, сколько утрат мы понесли за прошедшие 30 месяцев? Неужели все жертвы уже забыты? Израильтяне заслужили всеобщее уважение своей стойкостью и готовностью "продолжать обычную жизнь" в условиях непрерывных атак террористов. Это действительно достойно уважения. Но все на свете имеет свою цену. Некоторые психологи отмечают, что израильтяне в каком-то смысле "привыкают" к страданиям, отгораживаясь от отрицательных эмоций. Д-р Йоран Йовелл из психологического отделения университетского госпиталя Хадассы и израильского института психоаналитики недавно дал интервью для "Jerusalem Post Magazine". На вопрос о реакции израильтян на теракты он ответил: "Мы научились отгораживаться от эмоций. Это не значит, что у нас их нет - просто они как бы существуют отдельно, отгороженные невидимыми стенами. Проблема в том, что со временем люди теряют способность сочувствовать и сострадать…Примером тому может стать наше отношение к страданиям детей "с той стороны" - мы видим их, но больше не сочувствуем их горю". Пострадавшие израильтяне могли бы ответить доктору Йовеллу, что "изоляция эмоций" привела к тому, что многие израильтяне перестали обращать внимание и на страдания собственного народа - и даже своих детей. Многие из нас пережили невосполнимые утраты - и многие ощутили нежелание близких разделить наше горе и боль. Это просто защитный механизм психики, и если именно он лежит в основе нашей "стойкости", то вряд ли этим стоит гордиться. Я хорошо знаю, что не следует бередить свежие раны. И я также знаю, что родители стремятся оградить своих детей от горького знания. Но чему же мы учим своих детей, скрывая от них сотни убийств и заставляя "хорошо держаться"? Семьсот погибших израильтян были дороги не только для своих родных и близких. Они были дороги для всего Израиля. Все израильтяне должны оплакивать смерть молодых учителей, врачей и солдат - лидера волонтеров организации "Маген Давид Адом", онколога из Хадассы, моей Малки, которая добровольно помогала инвалидам, хиропрактика, который бесплатно лечил раненых детей, осиротевшего солдата, который в одиночку растил своих младших сестер - этот список героев можно продолжать очень долго… У моей Малки была подруга Михала, которая погибла вместе с ней при взрыве в пиццерии "Сбарро". Ее мать Авива Разиэль, часто говорит мне: "Наши дочери погибли не напрасно. Они отдали свои жизни за то, чтобы евреи могли свободно жить в своем единственном родном государстве. Они погибли как солдаты - на поле боя". Подумайте над ее словами в эти праздничные дни.
|
|
© Copyright IJC 2000 | Условия перепечатки |
|