На главную

 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 Интернет-лоция




Анонсы материалов


Реклама на IJC





Реклама на IJC


Пора сделать выбор
автор:  Яков Натан  
источник: Arutz Sheva
22.08.02

Два года интифады. Один год Аль-Каиды. С исторической грустью человечество обнаружило себя в суровых объятиях эпохального конфликта, который похоже способен поставить весь мир по разные стороны баррикады. Этот конфликт получил название "Война с терроризмом", но оно не отражает всю глубину этого противостояния. При всех своих грандиозных целях эта "Война с терроризмом" по сути не более чем война против дурных манер, против преступной культуры, которая отказывается подчиниться общепринятым правилам ведения войны. Конфликт, сотрясающий планету до самого основания, следовало бы назвать "Схваткой цивилизаций", но при этом следует ясно понимать, что именно представляют из себя эти цивилизации, чего они добиваются, и как можно определить - руководствуясь словами президента Буша - "с нами они или против нас".

Есть люди, которые назовут это войной Демократии против демагогии, свободы против угнетения, свободного рынка против феодализма. Их противники назовут это войной против глобального разносчика безнравственности и стяжательства, борьбой между верующими и неверными. В странах, поддерживающих терроризм, убежденность в правоте своего дела крепка и непоколебима. Какими бы ужасающими не были совершенные теракты, они не проявляют ни малейшего желания пересмотреть свои моральные нормы. На Западе, напротив, царит неуверенность в себе и разрастается внутренняя война. Эта внутренняя война не менее серьезна, чем война внешняя.

У западной культуры есть две ясно различимые основы. Первая - это глубоко укоренившиеся с языческих времен самооправдание и потакание своим прихотям. Вторая основа связана с израильской Торой, в которой содержится ясное определение добра и зла и призыв жить по закону. Эта противоречивая смесь двух противоположностей существует уже почти две тысячи лет, но она никогда не сможет стать единым целым. Нынешний конфликт обострил это противоречие, и каждая сторона яростно сражается за первенство и за возможность избавиться от помехи в лице своего противника. Иллюзия их сочетаемости рассеивается, и каждый западный человек ощущает, что ему приходится сделать выбор - "с нами или против нас". Мы все ближе подходим к пониманию того, что более невозможно удерживаться на границе между двумя противоположностями и поддерживать одновременно обе стороны.

Одной из особенностей израильской Торы является идентификация различий и разделение противоположностей: чистый и нечистый, кошерный и не кошерный, шабат и будний день. При этом Тора предупреждает об опасности, которая кроется в попытках объединить то, что должно существовать раздельно. Справедливость и правильность по определению не могут примириться с несправедливостью и неправильностью. А языческий взгляд на мир напротив отличается высокой терпимостью - терпимостью к принесению в жертву детей, к половой распущенности, к самым  разнообразным манерам и мировоззрениям, даже самым отвратительным, которые позволяют их сторонникам осуществлять свои желания. Язычество нетерпимо только к тем вещам, которые мешают его сторонникам заботиться о своих удовольствиях. Тора - это верность и моногамия, а язычество - промискуитет.

Несовместимость этих противоположностей особенно ясно прослеживается в США. Сначала эта земля была заселена глубоко религиозными людьми, которые стремились построить общество на тех принципах, которые изложены в Торе. Но полтора века спустя основы существования новой страны были заложены людьми, которые считали очевидной истиной, что одной из важнейших вещей, вложенных Богом в человека, является право на стремление к счастью. С тех самых пор язычество и Тора были обречены на вечное противоборство.  

Та составляющая западной культуры, которая берет свое происхождение в Торе, противостоит кровожадности  арабского/исламского мира (который в свою очередь также состоит из двух непримиримых противоречий - Язычества и Веры). Запад не в состоянии постичь ту неудержимую радость, которую вызывают безжалостные убийства женщин, детей и целых семей. Он требует, чтобы напавшие на США
11-го сентября и их единомышленники, которые продолжают терзать Израиль, были признаны угрозой человечеству, чтобы были приложены все усилия для ниспровержения того мировоззрения, которое ими движет. Запад заявляет: дети и женщины не должны погибать из-за нашей щепетильности и нашего нежелания распознавать Зло и сражаться с ним.

Языческие аргументы имеют совсем другую природу. На самом деле это даже и не аргументы, а скорее попытка дать разумное обоснование бездействию: мы, мол, должны "понять" гнев арабов, вызванный, конечно же, израильским угнетением и американской бездушностью; культура террористов на самом деле ничем не хуже нашей собственной, и если бы мы могли превратить их в счастливых потребителей, они отвергли бы путь разрушения; война с терроризмом потребует слишком больших расходов, она будет угрожать экономике США и стабильности  Ближнего Востока. Все их заявления в сущности сводятся к одному: отречься от нравственного императива борьбы со Злом и заняться поисками личного счастья и благополучия.

Израильская Тора насчитывает 3 300 лет, именно тогда было объявлено, что прародитель арабского народа Ишмаэль будет "диким зверем среди людей", и его рука будет грозить всем. Когда Ишмаэль начал угрожать сыну Авраама, он был выслан в пустыню и отделен от "цивилизованного мира". Со стороны может показаться, что мы воплощаем в жизнь эту сцену, так как нас призывают прямо заявить: террористы и те кто их поддерживает на могут жить среди остальных народов. Одновременно с этим, каждый сын или дочь Ишмаэля имеет возможность при желании отречься и отделить себя от варварства. Согласно Торе, ни один человек не несет в себе проклятия сразу при рождении, и те дети Ишмаэля, которые решат отречься от гнева и бессмысленного насилия, должны именно так и поступить. Нам, как и им, брошен персональный и общественный вызов: будем ли мы противостоять варварству, который Ишмаэль вновь принес в этот мир? 

Изучающие Каббалу говорят, что последний Исход еврейского народа будет Исходом Ишмаэля, и он будет самым трудным из всех. Почему? Возможно потому, что он потребует от нас отречения от многих привычных иллюзий и самообманов, от фальшивых языческих столпов,  которым мы позволили стать основой нашего мировоззрения. Их придется разрушить, чтобы построить здание внутренней Истины и жить в гармонии с собой. Почему этот исход будет последним? Возможно потому, что освобождение от всех этих иллюзий и самообманов, хоть и болезненное для многих, все же поможет нам полностью постичь требования Торы и позволит выйти из Исхода вместе, неся миру порядок, в котором он так нуждается.

Постоянный адрес статьи: 

Ваши комментарии

Всего страниц: 0



Имя*


E-mail


Отправлять ответы по E-mail

Текст*





сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту




Другие статьи
Гиперсионистская революция

Государство Израиль от Рио-Гранде до Хуанхэ

Глядя из Лода

Стоимость нового Ближнего Востока

Возвращение на круги своя

Еще больший Рабин, чем сам Рабин


Самые читаемые страницы сегодня




© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100