На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

19.11.2003
№ 42 (66)

12.11.2003
№ 41 (65)

5.11.2003
№ 40 (64)

29.10.2003
№ 39 (63)

22.10.2003
№ 38 (62)

8.10.2003
№ 37 (61)

1.10.2003
№ 36 (60)

24.9.2003
№ 35 (59)

17.9.2003
№ 34 (58)

9.9.2003
№ 33 (57)

4.9.2003
№ 32 (56)

27.8.2003
№31 (55)

20.8.2003
№30 (54)

13.8.2003
№29 (53)

29.7.2003
№ 28 (52)

23.7.2003
№27 (51)

16.7.2003
№ 26 (50)

9.7.2003
№ 25 (49)

2.7.2003
№ 24 (48)

25.6.2003
№ 23 (47)

18.6.2003
№ 22 (46)

10.6.2003
№ 21 (45)

4.6.2003
№ 20 (44)

28.5.2003
№ 19 (43)

21.5.2003
№ 18 (42)

14.5.2003
№ 17 (41)

30.4.2003
№ 16 (40)

23.4.2003
№ 15 (39)

16.4.2003
№ 14 (38)

9.4.2003
№ 13 (37)

2.4.2003
№ 12 (36)

26.3.2003
№ 11 (35)

19.3.2003
№ 10 (34)

12.3.2003
№ 9 (33)

5.3.2003
№ 8 (32)

26.2.2003
№ 7 (31)

19.2.2003
№ 6 (30)

12.2.2003
№ 5 (29)

5.2.2003
№ 4 (28)

29.1.2003
№ 3 (27)

22.1.2003
№ 2 (26)

15.1.2003
№ 1 (25)

2004 г.
2003 г.
2002 г.


Газета "Еврейские новости"

№ 10 (34)

от 19.3.2003

Еврейский квартал Праги

автор:  Ирина БЕЗЫМЕНСКАЯ  

 

 

 

Еврейская община существует в Праге практически постоянно с раннего средневековья по сегодняшний день. Евреи жили на территории Праги уже в X веке. Первые еврейские поселения, позднее бесследно исчезнувшие, находились в окрестностях Пражского Града. Около середины XII века появляется новый еврейский поселок с синагогой. Дальнейший рост еврейского населения наблюдается в XIII веке. Вокруг нынешней Староновой синагоги образуется поселение, из которого вырастает Еврейский Город - гетто. В 1850 году он становится одним из районов Праги и получает название Йозефов в честь австрийского императора Йозефа II. На рубеже XIX и XX веков старинные постройки гетто сносят в процессе санитарного благоустройства города и заменяют многоэтажными жилыми домами в стиле неоренессанса, нового барокко или модерна. Но благодаря широкой поддержке пражской культурной общественности удалось сохранить еврейскую ратушу, кладбище и шесть синагог.
Ратуша была построена на средства старосты Еврейского Города Мордехая Майзеля во второй половине XVI века и перестроена во второй половине XVIII века. В ходе перестройки была сооружена деревянная башенка с часами, на циферблате которых написаны еврейские цифры.
Староновая синагога, в которой и по сегодняшний день проводятся богослужения, самая старая из сохранившихся синагог к северу от Альп, одна из первых пражских построек эпохи ранней готики. Редкой достопримечательностью является находящийся в ней исторический флаг пражских евреев. В 1905 году перед синагогой была установлена статуя Моисея работы скульптора Ф. Билека.
Пинкасова синагога, первоначально частный молитвенный дом, судя по археологическим исследованиям, была поставлена на месте старого поселения в конце XV века. В 1535 году на ее месте было построено новое здание синагоги, о чем свидетельствует памятная доска с древнееврейским текстом. Синагога в стиле поздней готики в начале XVII века была перестроена в стиле ренессанса и расширена. В 1960 году, после реставрации, интерьер синагоги был переделан под памятник 77297 казненным и замученным евреям Чехии и Моравии, погибшим в 1939-1945 годах в годы нацистской оккупации.
Высокая синагога находится в тесном соседстве с Еврейской ратушей и составляет с ней единое целое. Ее название связано с тем, что первоначально молельня располагалась не на первом, а на втором этаже здания, в нее можно было войти только со второго этажа ратуши. При перестройке на рубеже XIX и XX веков вход из ратуши был заделан и пробит вход с улицы. Синагога служила для заседаний настоятелей гетто и религиозной общины, и, возможно, для заседаний раввинского суда. Согласно письменному свидетельству в хронике Давида Ганса, эта синагога была построена старостой Еврейского Города Мордехаем Майзелом в 1568 году. Из-за пожаров и ассенизационных работ синагога несколько раз реконструировалась. Последние ремонтные работы проводились здесь в 60-70-е годы XX века. С 1950 года Высокая синагога стала составной частью Государственного еврейского музея, с 1982 года в ней находится постоянная экспозиция текстильных изделий, типичных для синагог.
Майзелова синагога была построена на средства Мордехая Майзела по особому распоряжению императора Рудольфа II от августа 1591 года. Первоначально она была построена в ренессансном стиле, но из-за повреждений в результате пожаров потеряла свой блеск и ренессансное великолепие. Нынешний неоготический облик синагога получила в результате реконструкции, проводившейся в 1892-1907 годах. В настоящее время в ней размещается экспозиция культовых серебряных изделий Государственного еврейского музея. В июне 1995 года раввин Карол Сидон торжественно открыл новую часть экспозиции под названием "История евреев в Чехии и Моравии".
Клаусова синагога, построенная в раннебарочном стиле, близко прилегает к Старому еврейскому кладбищу. Она была построена на участке, приобретенном Мордехаем Майзелом, причем часть участка была использована для расширения кладбища, а другая - для строительства трех малых объектов ("клаусов"), используемых для обучения и в качестве молельни, в третьем, возможно, была миква. Поэтому синагога, построенная после пожара 1689 года на месте сгоревших "клаус", была названа Клаусова. Постепенно интерьер был реставрирован и приспособлен для экспозиции Еврейского музея. Среди экспонатов наиболее выделяются старые рукописные и печатные образцы на древнееврейском языке.
Испанская синагога была построена в 1867-1868 годах и названа Испанской из-за наличия мавританских декоративных деталей (с первой половины XII века здесь находилась синагога поселения евреев восточного обряда. На протяжении веков она неоднократно перестраивалась). К сожалению, здание синагоги недоступно для публики, в нем находится депозитарий Еврейского музея.
Юбилейная синагога, расположенная также на территории Еврейского Города, была построена в стиле модерн в начале XX века, в ней и сейчас проходят богослужения.
Старое еврейское кладбище - одно из наиболее достопримечательных мест еврейских погребений в мире - возникло в первой половине XV века. Вход на него расположен в здании похоронного братства, построенного в 1906 году в виде маленького романтического романского замка. В настоящее время в нем помещается экспозиция Государственного еврейского музея, состоящая из рисунков детей-узников концлагеря Терезин. С западной стороны с кладбищем соседствует здание Музея прикладного искусства. На территории кладбища находится почти 12 тысяч надгробий, однако могил там гораздо больше: складка местности несет в себе много слоев захоронений. Самыми старыми надгробиями являются простые плиты из песчаника. Общим признаком надгробий поздней готики и ренессанса служит вырытый рельеф шрифта. Для поздних готических надгробий типичен трилистник, а для эпохи ренессанса - профилированное обрамление надгробия. Самое позднее захоронение относится к 1787 году.
На кладбище похоронены выдающиеся исторические и культурные личности разных эпох. В их числе Иехуда бен Бецалель, прозванный равви Лёв, который, как говорит старинное предание, создал искусственного человека - Голема; астроном, историк и математик Давид Ганс, староста Еврейского Города, меценат Мордехай Майзел, врач, физик и математик Йозеф Делмедиго, знаток Талмуда, библиофил Давид Оппенгеймер. Кладбище, надгробные памятники которого постоянно реставрируются, составляет часть Государственного еврейского музея и открыто для посещений.


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки