На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

30.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 16 (40)

23.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 15 (39)

16.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 14 (38)

9.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 13 (37)

2.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 12 (36)

26.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 11 (35)

19.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 10 (34)

12.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 9 (33)

5.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 8 (32)

26.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 7 (31)

19.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 6 (30)

12.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 5 (29)

5.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 4 (28)

29.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3 (27)

22.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 2 (26)

15.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 1 (25)

19.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 23

11.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 22

4.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 21

28.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 20

21.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 19

13.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 18

6.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 17

30.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 16

23.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 15

16.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 14

9.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 13

2.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 12

25.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 11

18.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 10

11.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 9

6.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 8

28.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 7

21.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 6

13.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 5

7.8.2002
"Еврейские новости" №4

31.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3

24.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 2

17.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 1


Газета "Еврейские новости"

"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 10 (34)

от 19.3.2003

Йосеф Тавор: "Говорить об Израиле непросто и очень легко"

8-10 марта в Нижнем Новгороде находился первый секретарь посольства Государства Израиль в Российской Федерации, в прошлом ведущий программ радиостанции "Голос Израиля" Йосеф Тавор. Специально для "ЕН" с ним побеседовал Алексей Молокин.

Йосеф Тавор - не только дипломат, но, возможно, в большей степени журналист, прекрасно знающий мировую культуру и культуру Израиля. Поэтому проведенные в Нижнем встречи были разноплановыми. В Обществе еврейской культуры "Цви Гирш" он прочел лекцию об истории и современном состоянии израильской культуры; лекция в воскресной школе была посвящена современному политическому положению Израиля. На встрече с руководством и преподавателями факультета международных отношений Нижегородского госуниверситета разговор шел о научных и образовательных контактах между ННГУ и израильскими вузами, а также о некоторых аспектах ближневосточного конфликта. Последняя лекция под названием "Плавильный котел", посвященная сосуществованию культур разных диаспор в современном Израиле и проблеме формирования интегральной израильской культуры, состоялась в еврейском лицее "Ор Авнер".
Давние и прочные узы связывают Тавора с Нижним Новгородом, где он перед репатриацией окончил четыре курса консерватории. В своей alma mater Тавор прочитал лекцию о современной израильской музыке.
Визит израильского дипломата и журналиста стал событием и для еврейской общины, и для культурной жизни города.

- Расскажите о цели вашего приезда в Нижний.
- Вот уже третий год я работаю в иммиграционном отделе израильского посольства в Москве и занимаюсь исключительно вопросами репатриации евреев в Израиль. Мы обычно общаемся только с еврейскими организациями. И в данном случае моей целью было посещение школы с еврейским уклоном, общества "Цви Гирш" и воскресной школы, где я выступал перед членами еврейской общины.
Я рассказываю евреям - никого не уговаривая, никого не пытаясь тянуть за собой - о своей стране, потому что государство Израиль видит в каждом еврее потенциального своего жителя. Я лично хотел бы видеть абсолютно всех евреев в государстве Израиль, хотя и понимаю, что задача это невыполнимая. Поэтому мое дело в данном случае - сказать, что существует такая страна - Израиль, чтобы каждый еврей знал об этой стране, видел в ней, по крайней мере, свой духовный дом, если не физический, ощущал чувство солидарности с ним. Убежден: что бы ни происходило в мире, еврейство диаспоры и государство Израиль неразрывно связаны между собой. И одно без другого будет неполноценным. Евреи 2000 лет молились, повернувшись в сторону Иерусалима, говорили: "В будущем году в Иерусалиме". А чтобы это было осознано, а не чисто автоматически, - я рассказываю, что такое Израиль.
Сегодня говорить об Израиле и непросто, и очень легко. Потому что положение Израиля всем хорошо известно. В течение 55 лет своего существования мы постоянно - ежедневно, ежечасно, ежеминутно - боремся за жизнь, за мир, за нашу независимость. И за эти 55 лет постоянной борьбы, приема новых репатриантов, финансовых и военных трудностей, войн и террористических актов мы все-таки сумели построить прекрасную страну, изумительно красивую, где люди в основной массе чувствуют себя хорошо - "дома". И это, наверное, самое главное: ощущение своего собственного родного пространства. Это я и пытаюсь показать.
Да, я не пытаюсь скрывать, что мы находимся в нелегком положении. Мы были в авангарде борьбы с террором, террор в первую очередь коснулся нас. Наверное, нет страны, которая психологически настолько бы пострадала от террора, как Израиль. Именно не еврейство, а Израиль как страна. И отнюдь не потому, что мы не были готовы найти общий язык, путь к пониманию. Мы постоянно шли на компромиссы, постоянно шли на какие-то уступки. Достаточно взять газеты и посмотреть, чтобы понять, насколько мы готовы были идти на уступки. И в ответ на любое послабление мы получали удар, нацеленный на то, чтобы вытеснить нас из нашей страны. И посему рассказывать об Израиле, как я уже сказал, и легко, и очень непросто. Тем не менее я взял на себя эту задачу, и я пытаюсь ее выполнить.
Что касается иных, побочных целей, то так уж получилось, что я - консерваторец. Приехать сюда и не встретиться с людьми из консерватории, с которыми я учился?.. Я пришел в день приезда в консерваторию - просто посмотреть на стены. Это действительно были потрясающие годы моей жизни. Я с огромнейшей теплотой в течение долгих лет в Израиле вспоминал и помнил Горький, он мне снился, это единственное место, которое мне снилось из всей России, из всего Советского Союза.
Когда я зашел в консерваторию, здесь же меня спросили, кого я помню. И я вспомнил, конечно, Григория Донбаева, Петра Федотова, проректора, и парень который спросил меня, сказал: "Я - Федотов". Я удивился: "Как Федотов?" Он говорит: "Я внук того самого Федотова". И мне было очень приятно вспомнить одну деталь, о которой говорю с гордостью. Когда я в 1971 году заявил о том, что уезжаю в Израиль, я был один из первых. И все, в общем, как-то отшатнулись от меня, даже те, кто потом поехали в Израиль. Единственный, кто сказал: "Вы выбрали, вам - доброго пути" - был Петр Анисимович Федотов. Русский человек, не имевший никакого отношения ни к еврейству, ни к Израилю, просто осознавший, что не все так просто в жизни, что нельзя всегда идти, как конь с шорами по одной стезе...
Не выступить в своей консерватории я, конечно, не мог, тем более что за годы своей жизни в Израиле я очень много занимался музыковедением, изучением израильской культуры, израильской музыки. И мне приятно, что я смог хоть какое-то ощущение, какой-то аромат, какое-то легкое дуновение этой израильской культуры перенести сюда, в стены моей alma mater.
Мне понравились лекции, атмосфера на них. Я люблю, когда люди активны, так как это было в воскресной школе. Надеюсь, что мои встречи прошли достаточно профессионально, и я смогу оставить здесь какую-то частичку своего ощущения Израиля. Будут ли с ней согласны или будут против нее возражать, это уже другой разговор. Но, мне кажется, что мне удается убедить людей, по крайней мере, в моей любви к моему государству.

- На каких принципах посольство Израиля взаимодействует с еврейскими общинами и еврейскими организациями в России?
- Посольство занимается межгосударственными делами. Мы, иммиграционный отдел, занимаемся еврейским населением. В этом случае мы можем только советовать, только беседовать. Мы не являемся благотворительной организацией, как "Джойнт". Мы не являемся иммигрирующей организацией, как "Сохнут". Мы занимаемся больше философией, психологией, настроениями. Рассказываем, как мы себя чувствуем в стране. Мы выступаем передаточным звеном. Еще мы занимаемся консульской деятельностью, то есть тот, кто хочет уехать, проходит "через наши руки".
А с еврейскими организациями у нас великолепные отношения. У нас чудные отношения с РЕК, с ФЕОР, с КЕРООР. Мы пытаемся рассказать об Израиле в каждой еврейской общине, не более того. Это основная цель. В идише есть понятие: пейнтеле ид. Это можно перевести на русский, как "родинка на еврейском сердце". Это ощущение еврейства в сердце. И я хотел бы, чтобы такое ощущение Израиля было в каждом еврейском сердце.

- У нас, несмотря на внешнюю открытость, ощущается недостаток прямой информации об Израиле. Мы ее слышим в переложении российских СМИ. Единственный объективный источник, наверное, это Интернет, но он пока еще далеко не всем доступен…
- Да, информации не достаточно. Сегодня все, что приходит из Израиля, - это сплошная подготовка к войне. О том, что Израиль продолжает жить нормальной жизнью: любить, рожать детей, завтракать по утрам, ходить на концерты, элементарно ходить на работу, ездить купаться в Эйлат или на Хермон кататься на лыжах, - никто об этом не рассказывает. Но это непреложные факты. Мы пытаемся эту картину как-то подкорректировать. Я не могу этого изменить. Я не могу влиять на российские СМИ, я не могу влиять даже на частные СМИ. Единственное, что мы можем, - дополнить уже существующую информацию своей. Я не могу прийти к редактору и сказать: "Ты - подлец, ты написал неправду!" или "Ты написал только вот об этом, однобоко". Поэтому я пытаюсь дать еще и другую информацию. О том, что не только взрывами и не только предстоящей иракской войной живет Израиль. И живет полнокровно. Да, страна переживает трудности, и мы их никогда не скрывали, но, с другой стороны, продолжает радоваться и солнышку, и дикому количеству дождей.
Кто-то рассказал, что в Израиле впервые за годы его существования на 2,5 метра поднялся уровень в озере Киннерет - никогда такого не было. Это для нас благословение. Потому что мы все время говорили о том, что воды не хватает. Никто об этом даже не вспоминает за теми событиями, которые сегодня есть, а завтра - нет. А ведь это - на год нормальной жизни всей стране.

- Какие основные направления общего, не узко еврейского, культурного сотрудничества развиваются между Израилем и Россией?
- Вообще-то это прерогатива культурного атташе посольства. Посольство государства Израиль и советник по вопросам культуры Дан Орьян лично делают очень много для этого. В частности, был целый ряд интересных выставок. Было издано очень много израильской литературы на русском языке. Мы, иммиграционный отдел, пытаемся издавать больше русскоязычных авторов, новых израильтян, тех, кто приехал из России и продолжает писать на русском, но об Израиле. А переводы - это прерогатива посольства, и они очень хорошо знакомят и с поэзией, и с прозой: Этгар Керет, Авраам Б. Иегошуа, Амос Оз, Шамай Голан - это только за последнее время. Целый ряд потрясающих израильских авторов переведены с иврита на русский язык.
Был приезд филармонического оркестра, приезжал хореографический ансамбль Идо Тадмора, представительство собирается привезти театр "Гешер" (это очень большой и очень серьезный проект - русскоязычный израильский театр, который играет на иврите и на русском). Посольство в этом году очень способствует приезду еще одного театра из Иерусалима на Чеховский фестиваль. Было несколько джазовых фестивалей с ведущими израильскими джазовыми музыкантами. Мне кажется, что деятельность плодотворная, хотя всегда недостаточно, всегда хотелось бы большего.

- Изучаете ли вы настроение российского общества по отношению к Израилю, проблемы антисемитизма?
- Профессионально я этим не занимаюсь. Мне очень приятно видеть положительные изменения в российском обществе, но меня пугает антисемитизм. За этим мы следим, потому что это наша общая боль. Но мы не изучаем, мы можем только наблюдать. Мы можем даже реагировать. Израиль всегда считал себя обязанным выступать в защиту евреев в любой точке земного шара, и поэтому любое проявление фашизма и антисемитизма немедленно вызывает у нас очень сильную ответную реакцию. Но нельзя забывать, что это не только российская проблема. Антисемитизм был, есть и, я боюсь, что будет везде, даже в тех странах, где нет евреев, как, например, в Польше. Сегодня антисемитизм и антиизраилизм существуют в такой стране, как Норвегия, где евреев действительно раз-два - и обчелся. Вообще же, мне кажется, что российское правительство и российское общество достаточно серьезно воспринимают эту тему. Примером может служить Ульяновск, где выходки антисемитов получили достойный отпор не только со стороны еврейской общины, но и со стороны местной прокуратуры.

-Каково сейчас отношение к российской алие?
- К российской алие всегда было очень хорошее отношение. К сожалению, не всегда все сразу получается, нужно очень много терпения. Важно настроение, с которым человек едет в Израиль. Он должен знать, что его ждет. Израиль - это молодая, очень энергичная, не всегда понятная страна.

- Насколько сильны сейчас в среде новых репатриантов настроения покинуть Израиль?
- Мне кажется, что настроение должно быть - ехать в Израиль, а не уезжать из него. И не важно, что творится в Израиле. Это должно быть в еврее. Мы же не страна эмиграции, мы страна репатриации, и я все время это подчеркиваю. Не США, не Канада и не Германия. Мы - страна репатриации! И поэтому человек должен желать жить там. Когда он желает этого, все намного легче.
Теперь, что касается самого Израиля. Олим - это граждане Израиля. Они испытывают те же трудности, а возможно, даже большие. И, наверное, всем им нужна помощь. Я могу высказывать тысячи и тысячи пожеланий. Но мы, вне всякого сомнения, делаем максимум того, что можем делать. И люди это должны осознавать и осознают.
Посмотрите, что творится в любой стране, когда есть эмиграция: сразу же кричат: "У нас отбирают рабочие места". В Израиле есть люди, которые высказывают то же самое. Но это не правительственная, не политическая, не общественная реакция. А это реакция отдельных людей, которые, может быть, боятся за свое будущее. Приедут молодые, талантливые, с "острыми локтями" люди, которые захватят их место. Что ж, это - черта западного мира. Приедут - захватят. Может быть, на мое место придет новый журналист с прекрасным русским, знающий больше, и мне придется уступить ему место.

- Есть еще один фактор отношения к алие из бывшего СССР, это голоса религиозного лагеря.
- В свете последних выборов мне кажется, что голоса религиозного лагеря будут несколько сдержаннее. И, кроме этого, мы - демократическое государство. Иногда вы воспринимаете заявление того или иного политического лидера как уже решенную проблему. Мы о Законе о возвращении спорили, спорим и будем спорить, но пока что никто его не менял, не меняет и не собирается менять. И всегда будет тот, кто недоволен. Это свойство демократического общества - прислушиваться к мнению меньшинства. А вот принимать его - это уже другой разговор. Каждый имеет право высказываться, если это не разжигает рознь и не подстрекает к каким-то антигуманным действиям. Мы спорим, мы продолжаем спорить, мы - народ спора.


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки