На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

19.11.2003
№ 42 (66)

12.11.2003
№ 41 (65)

5.11.2003
№ 40 (64)

29.10.2003
№ 39 (63)

22.10.2003
№ 38 (62)

8.10.2003
№ 37 (61)

1.10.2003
№ 36 (60)

24.9.2003
№ 35 (59)

17.9.2003
№ 34 (58)

9.9.2003
№ 33 (57)

4.9.2003
№ 32 (56)

27.8.2003
№31 (55)

20.8.2003
№30 (54)

13.8.2003
№29 (53)

29.7.2003
№ 28 (52)

23.7.2003
№27 (51)

16.7.2003
№ 26 (50)

9.7.2003
№ 25 (49)

2.7.2003
№ 24 (48)

25.6.2003
№ 23 (47)

18.6.2003
№ 22 (46)

10.6.2003
№ 21 (45)

4.6.2003
№ 20 (44)

28.5.2003
№ 19 (43)

21.5.2003
№ 18 (42)

14.5.2003
№ 17 (41)

30.4.2003
№ 16 (40)

23.4.2003
№ 15 (39)

16.4.2003
№ 14 (38)

9.4.2003
№ 13 (37)

2.4.2003
№ 12 (36)

26.3.2003
№ 11 (35)

19.3.2003
№ 10 (34)

12.3.2003
№ 9 (33)

5.3.2003
№ 8 (32)

26.2.2003
№ 7 (31)

19.2.2003
№ 6 (30)

12.2.2003
№ 5 (29)

5.2.2003
№ 4 (28)

29.1.2003
№ 3 (27)

22.1.2003
№ 2 (26)

15.1.2003
№ 1 (25)

2004 г.
2003 г.
2002 г.


Газета "Еврейские новости"

№ 10 (34)

от 19.3.2003

Развитие общинного процесса в Украине

Иосиф ЗИСЕЛЬС
Председатель Генерального совета Евро-Азиатского еврейского конгресса, председатель Ваада Украины

В мае 1989 года в Риге на первой легальной конференции еврейских организаций бывшего СССР впервые после долгого перерыва прозвучало понятие "еврейская община", до сих пор вызывающее эмоциональные споры, но практически не исследованное на серьезном научном уровне.
На заре "еврейского возрождения" мы наивно верили, что все в наших руках: и концепция новой общины, и реализация концепции, то есть восстановление общинной жизни. Так же наивно мы верили в то, что еврейский мир, от которого мы были оторваны 70 лет, бескорыстно и с радостью поможет нам восстановить еврейскую жизнь.
Концепция, принятая в свое время еврейским миром по отношению к восточноевропейским евреям, оказалась несостоятельной, в том числе и потому, что она никогда не согласовывалась с нами, не получала нашего одобрения.
Концепция эта заключается в том, что "советские" евреи - только потенциал для репатриации, и укреплять их общины нет необходимости. До тех же пор, пока все не уехали, временно остающихся ассимилированных евреев "обслужат" профессиональные структуры: "Сохнут", "Джойнт" и другие.
К настоящему времени рассыпались "оптимистические" пророчества о поголовной репатриации, и мы остались с большой, слабой, разрозненной и неструктурированной, но все же - с общиной, обремененной массой проблем.
Что же такое община? По нашему мнению, община - это структура, состоящая из еврейского населения, общинных институтов и множества связей между людьми, возникших с помощью этих институтов.

Демография

По переписи населения 1989 года, в Украине проживали 487,3 тыс. человек, которые в момент переписи назвали себя евреями. Как правило, это были те, у кого оба родителя были евреями и кто в советском паспорте имел запись "еврей". Будем считать эту цифру "ядром еврейской популяции" Украины.
По мнению демографов, "коэффициент расширения" ядра составляет 1,5-2,5. Таким образом, "расширенная популяция" евреев в Украине составляла около 1 млн человек, что вместе с членами семей - не евреями дает для 1989 года ориентировочную цифру в 1,2-1,3 млн человек.
"Естественная убыль" еврейского населения за последние 12 лет составила около 100 тыс. человек.
Смешанные браки среди евреев характеризуются такими цифрами. 1996 год: мужчины - 82%, женщины - 74%; 2000 год: мужчины - 95%, женщины - 90%. "Средний возраст" общины - более 56 лет.
Субэтнически евреи Украины на 99% - "ашкенази". Есть небольшие группы караимов (1230 человек - 1994 г.) и крымчаков (1000), а также бухарских (110), горских (136) и грузинских (56 человек) евреев.
Религиозных евреев (по данным Еврейского научного центра в Москве - ЕНЦ) - не более 3% (1% посещают синагогу практически каждый день, 2% молятся дома). Соблюдают традицию в той или иной мере - около 10% (4-14% - ЕНЦ). В культурных и иных общинных мероприятиях принимают участие: в малых городах - до 80%, в больших - до 30%, причем динамика развития данных процессов положительна (15% - члены организаций, 30% - бывают на мероприятиях, 10% - пользуются услугами. - ЕНЦ).
По данным израильского социолога Нади Зингер, проводившей в конце 1995 - начале 1996 года исследование "Тенденции репатриации из России и Украины" по заказу Еврейского агентства "Сохнут" в Киеве, Харькове, Одессе и Львове, только 13% опрошенных не принимают участия ни в одном из видов еврейской деятельности.
Массовая эмиграция уменьшила объем расширенной популяции евреев (с семьями) на Украине за 12 лет (1989-2001) примерно на 600 тыс. человек. Таким образом, ныне в Украине проживают около 450 тыс. человек, которых в той или иной степени можно отнести к потенциалу как еврейской общины, так и эмиграции. "Ядро популяции" (2002) составляет примерно 120 тыс. Динамичный характер демографических, миграционных и культурных процессов, а также отсутствие специалистов не позволяют воспроизвести более точную количественную картину.
Евреи Украины реагируют на ухудшение социально-экономической ситуации преимущественно эмиграцией, в меньшей степени - переходом из традиционной профессиональной деятельности 60-90-х годов в частный бизнес.
Основные причины (по результатам многократных опросов) стабильно высокого уровня репатриации и эмиграции евреев из Украины - социально-экономическая ситуация, воссоединение с родственниками, желание улучшить жизнь детей (постчернобыльский синдром), проблемы при профессиональной самореализации, качественное изменение среды общения.
Из 560 тыс. эмигрировавших за последние 12 лет - примерно 300 тыс. выехали в Израиль, 130 тыс. - в США, 70 тыс. - в Германию, 60 тыс. - в другие страны.
Обратимся к результатам исследования Нади Зингер. По отношению к общему количеству опрошенных в Украине и России намерены эмигрировать: по Украине - 38% (12% - уверены, что да; 26% - думают, что да); по России - 28% (10% + 18%).
По данным ЕНЦ, в конце 1993 - начале 1994 года в Украине 50% опрошенных намеревались эмигрировать (18% + 32%), из них в 1994 году планировали эмиграцию 6,5%. Это может означать, что за два года эмиграционные настроения снизились в 1,5 раза. Реально еврейская эмиграция из Украины составляла: 1994 год - 44228 человек, 1995 год - 41132, 1996 год - 40986, 1997 год -39292, 1998 год - 37258 человек.
Исследование ЕНЦ показывает, что, несмотря на высокие темпы эмиграции, более половины опрошенных евреев считают, что средства, собираемые в еврейском мире для наших общин, должны идти в основном на укрепление общины, а не на репатриацию.
Согласно данным Нади Зингер, 62% опрошенных не намерены эмигрировать из Украины (из России - 72%), причем 28% абсолютно уверены, что не эмигрируют, а 34% думают, что не эмигрируют.
Основными причинами нежелания эмигрировать являются сильная связь со страной проживания, ее культурой, возраст, хорошая работа и опасения относительно снижения профессионального и социального статуса.
Качественный предварительный анализ указанных причин свидетельствует, что при стабильном развитии эмиграционной ситуации за первое десятилетие ХХI века из Украины "по еврейскому каналу" эмигрируют 200-250 тыс. человек, то есть примерно 50% "расширенной популяции". Среди оставшихся "ядро популяции" будет составлять 50-60 тыс. человек.
Согласно данным Государственного комитета статистики Украины, прослеживается возникший в последние годы и медленно возрастающий (количественно) процесс реэмиграции. За пять лет (1994-1998), только по официальным данным, "возвратились" в Украину (из Израиля, США, Германии и России) около 9500 евреев (с семьями), что составляет примерно 5% количества эмигрировавших за то же время.
Часть реэмигрантов - люди, получившие образование и деловые навыки в Израиле, США или Европе и желающие применить их в новых условиях в Украине. Часто такие люди являются посредниками для западных и израильских инвесторов, так как намного лучше знают ситуацию в Украине, не говоря уже о знании языка, ментальности и сохранившихся связях.
Поскольку далеко не все "возвращенцы" официально заявляют о своем новом статусе, можно предположить, что реальные цифры реэмиграции в 2-3 раза выше.
По израильским неофициальным данным, за последние годы из Израиля в СНГ возвратились 30-40 тыс. репатриантов.
Этот феномен требует специального исследования, но уже сегодня можно высказать некоторые предположения, например:
o значительное количество израильтян по ряду причин практически постоянно проживают в разных странах, в том числе в странах исхода (личного или во втором поколении);
o несмотря на неблагоприятные условия жизни и бизнеса, Украина является в достаточной степени привлекательной страной для активных людей из разных стран, в том числе и для бывших эмигрантов;
o даже при незначительном улучшении ситуации в Украине через 15-20 лет мы можем столкнуться с феноменом "динамического равновесия", когда годовые потоки эмигрантов и реэмигрантов будут примерно равны;
o наряду с очевидными факторами реассимиляции, связанными с восстановлением еврейской общинной жизни, фактор активного со временем участия в общинной жизни проживающих в Украине израильтян и реэмигрантов из других стран может помочь сохранить еврейскую общину Украины не только количественно, но и на достаточно высоком уровне активности.

Проблемы и потребности евреев Украины

Почти половину еврейской общины (200-250 тыс.) составляют пенсионеры. Пенсия основной массы членов общины незначительна. Многие проживают без семей или дети находятся далеко от родителей. Часть получают денежную помощь от родственников из Израиля, США, Германии.
Большинство пенсионеров не в состоянии оплатить (и не оплачивают) коммунальные услуги, медицинскую помощь, транспорт, обновление одежды и обуви, нормальный рацион питания.
По приблизительным оценкам, 20-25% общины (120-130 тыс. человек) постоянно нуждаются в различных видах помощи (продукты, медикаменты, уход, одежда, деньги). Самые полные списки пенсионеров включают около 115 тыс. человек, то есть около 90% нуждающихся. 10-12 тыс. пожилых людей и инвалидов нуждаются в патронажном уходе, так как не могут обслуживать себя.
Из-за невозможности глобально решить социальные проблемы ни самостоятельно, ни вместе с "Джойнтом" еврейские общины, особенно в небольших городах и местечках, зачастую прибегают к помощи местных и зарубежных христианских организаций.
Согласно данным известного демографа Марка Куповецкого, в Украине в 1999 году проживали около 30 тыс. еврейских детей школьного возраста (через 20 лет прогнозируется 10 тыс.).
По данным Центра еврейского образования Украины, только около 10 тыс. детей в той или иной степени обучаются в системе еврейского образования Украины.
Основные проблемы еврейской общины Украины можно кратко охарактеризовать так:
o нехватка профессиональных кадров;
o невысокий уровень внутреннего финансирования;
o отсутствие серьезной координации деятельности различных организаций, включая внешние;
o слабая вовлеченность молодежи в общинную жизнь.

Инфраструктура общины

Более 500 еврейских организаций и общин условно объединены с начала 90-х годов в структуры "крышевого" и "сверхкрышевого типа": Еврейская конфедерация Украины (Ваад, Объединение религиозных еврейских организаций и Еврейский совет (или Общество еврейской культуры), Федерация еврейских общин Украины (Хабад и близкие ему общины) и Всеукраинский еврейский конгресс - Объединенная еврейская община Украины (Еврейский фонд Украины, "Маккаби", Религиозное объединение общин прогрессивного иудаизма, "Гилель").
В настоящее время в Украине насчитывается около 100 ортодоксальных и более 40 реформистских общин, работают более 20 иностранных ортодоксальных раввинов (Израиль и США) и нет ни одного местного. Наиболее значительно представлены и активны карлинстолинские хасиды и Хабад.
Религиозным общинам принадлежит только около 30 синагог, остальные общины используют неприспособленные помещения или вообще не имеют их.
Более чем в 60 городах Украины местными общинами при поддержке "Джойнта" создана инфраструктура социальной защиты, объединенная в две системы - непосредственно общинную ("Милосердие - Маген Авот") и управляемую "Джойнтом" ("хесэд"). К сожалению, многие из них не имеют отдельных и приспособленных для работы помещений, не хватает профессионалов - социальных работников, оборудования и волонтеров.
По инициативе и на средства, собранные общинами, вопреки противодействию "Джойнта", в Днепропетровске построен, а в Киеве строится дом для престарелых.
Чрезвычайно важным обстоятельством является и то, что обеспечение профессионалами по общинной работе, оборудованием, книгами и т.п. в значительной степени происходит за счет зарубежных организаций.
Значительная часть существующей общинно-социальной инфраструктуры управляется непосредственно "Джойнтом".
Многие руководители еврейских общин и организаций работают и получают заработную плату в зарубежных еврейских организациях. Такая "практика", решая их индивидуальные финансовые вопросы, создает проблему зависимости общинных лидеров от внешних факторов.
Присутствие и деятельность раввина, как правило, уравновешивает как финансовую, так и моральную ситуацию в общине. Раввин во многих аспектах ближе к членам общины, чем представители международных и израильских организаций, а потому даже с меньшими средствами может конкурировать с ними.
Деятельность раввина направлена непосредственно на укрепление общины, на ее большую самостоятельность и этим выгодно отличается от деятельности зарубежных организаций.
В Украине не удается достаточно эффективно использовать добровольцев в системе социальной защиты. Очень часто волонтеры нуждаются в помощи не меньше, чем их подопечные.
Важным аспектом жизни общины является еврейское образование. В Украине действуют 26 дневных и около 60 воскресных школ, 11 детских садов, 8 иешив (большей частью существующих только формально), около 170 ульпанных групп; университет, два колледжа, используются дистанционные формы обучения.
Более 400 учителей обучают свыше 20 тыс. учащихся (половина из них - дети и молодые люди). Значительная часть школ не имеет своих помещений, необходимого оборудования, учебников и т.д.
Элементами инфраструктуры еврейской общины также являются Институт иудаики, который работает по 30 программам, Комитет сохранения еврейского наследия, система лидерских и иных семинаров, еврейская пресса (более 30 газет), Комитет по репатриации (консультанты в 40 городах Украины).

Основные этапы развития общинного процесса

Еврейские общественные организации сыграли важную роль в пробуждении и элементарном удовлетворении интереса ассимилированных евреев Украины на первом этапе (1988-1992) восстановления еврейской жизни.
Второй этап (1992-1996) развития общинной жизни можно обозначить как период создания и развития профессиональных еврейских структур (школ, центров милосердия, прессы, научных структур). На этом этапе существенную помощь еврейским общинам Украины оказали межгосударственные и израильские организации - прежде всего "Джойнт", посольство Израиля, религиозные организации и "Сохнут".
В это же время межгосударственные и израильские организации перешли от внешней поддержки деятельности еврейских организаций Украины к созданию собственных инфраструктур, предлагая различные хорошо оплачиваемые должности многим еврейским активистам.
К настоящему времени влияние общественных организаций на евреев Украины существенно снизилось, так как они, во-первых, оказались не в состоянии адаптироваться к новому этапу - созданию профессиональной инфраструктуры еврейской общины и, во-вторых, не смогли конкурировать по возможностям с внешними факторами.
Начало третьего этапа развития общинного строительства можно отнести к 1996 году, когда крупные бизнесмены начали проявлять интерес не только к спонсированию общинных программ, но и к личному активному участию в управлении общинной жизнью. Наиболее яркими являются примеры Днепропетровска, Одессы, Донецка, Киева. В это же время создаются Всеукраинский еврейский конгресс, Еврейский фонд Украины и Еврейская конфедерация Украины.
Таким образом, именно на третьем этапе развития в еврейских общинах завершается процесс объединения всех необходимых для полноценного функционирования составных - активистов движения, раввинов, еврейских профессионалов и бизнесменов.

Финансовый аспект деятельности общины

По ориентировочным данным, в создание, поддержку и развитие только структуры социальной помощи в еврейской общине Украины необходимо вкладывать ежегодно не менее 50-60 млн долларов. В 2001 году в программы социальной помощи было вложено только около 20 млн долларов, то есть 35-40% потребности.
Основными спонсорами выступили "Клеймс Конференс", "Джойнт", зарубежные религиозные организации ("Хабад" и "Агудат Исроель"), европейские еврейские организации (ЕЕК и ЕСЕО), Объединение религиозных общин Украины, Ваад Украины, местные бизнесмены.
На еврейское образование в настоящее время в Украине расходуется не более 8 млн долларов в год, потребность - не менее 20 млн. Основные спонсоры: зарубежные религиозные организации ("Хабад" и "Агудат Исроель"), Государство Израиль, Еврейское агентство "Сохнут", Министерство образования и науки Украины, "Джойнт", Мемориальный фонд еврейской культуры (США), Фонд Леона Пинкуса (Израиль), "Мидрешет Иерушалаим", Объединение религиозных общин и Ваад Украины.
На детские и молодежные программы (лагеря отдыха, клубы, кружки, игровые программы) с участием 5-7 тыс. детей и подростков расходуется около 1 млн долларов, потребность - не менее 3 млн. Основные спонсоры - Еврейское агентство "Сохнут" и религиозные организации.
Мемориальные программы поглощают не более 2 млн долларов в год при минимальной потребности 5-6 млн.
Административные расходы зарубежных организаций по управлению перечисленными программами и проектами составляют не менее 3-4 млн долларов (15-20% помощи).
Таким образом, минимальная потребность еврейской общины Украины в средствах составляет около 80-100 млн долларов в год, расходуется же реально 30-35 млн, собранных в США и Израиле, то есть удовлетворяется не более 35% потребности. Примерно такая же сумма расходуется ежегодно Еврейским агентством "Сохнут" на подготовку к репатриации и перевозку в Израиль 10 тыс. евреев Украины, то есть на обслуживание примерно 2,5% членов общины.
На каждого уезжающего еврейский мир тратит в десять раз больше средств, чем на еврея, который остается в Украине и желает сохранить и развить свою национальную жизнь.
Зарубежное участие в финансировании "еврейской жизни" Украины составляет более 90%.
"Внутренними" спонсорами выступают чаще всего на уровне городских программ местные бизнесмены, причем не обязательно евреи. Небольшую помощь (около 5% внутренней) оказывает государство, в основном через муниципальные органы. До последнего времени на национальном уровне общинных программ местные бизнесмены практически не работали.
Только около 3 млн долларов (примерно 10% "бюджета" еврейской общины) покрывается за счет внутреннего фандрейзинга. Таким образом, финансовый, а следовательно, и общий контроль над ситуацией в еврейской общине Украины находится в руках израильских и межгосударственных еврейских, в значительной степени бюрократических организаций, не заинтересованных в укреплении и развитии самостоятельности местных еврейских общин.
Среди местных бизнесменов выделяются граждане Израиля, США и ФРГ - бывшие жители Украины, эмигрировавшие и затем вернувшиеся для участия в развитии нового украинского бизнеса. Ознакомившись в эмиграции с цивилизованной практикой благотворительности, они несколько в большей степени, чем местные бизнесмены, готовы финансово поддерживать общинные программы.
В Украине активно и довольно успешно занимаются бизнесом не менее 3 тыс. евреев, в том числе около 30 евреев входят в первую сотню самых активных и состоятельных бизнесменов Украины, но только около 10% эпизодически оказывают местным общинам небольшую помощь деньгами, продуктами, стройматериалами, рабочей силой, транспортом. Они же ежегодно расходуют на нееврейскую "благотворительную" деятельность не менее 20 млн долларов, фактически содержат целый ряд спортивных клубов, детские и медицинские государственные учреждения - часто не по своей воле, а по указанию государственных чиновников, от которых зависят конкретные условия существования частного бизнеса в Украине.
В некоторых городах Украины наблюдается процесс "приватизации еврейской общины", когда руководителями общин являются бизнесмены, минимально поддерживающие общинные программы на свои средства. Некоторый позитивный аспект данного феномена в значительной степени компенсируется издержками: монополизацией "власти" в общине, авторитарными методами руководства, невозможностью добиться переизбрания лидера-бизнесмена.
Из 2 тысяч сохранившихся объектов бывшей еврейской общинной собственности еврейским общинам возвращено государством не более 30. Проблема реституции даже предварительно не рассматривается органами власти в Украине. В то же время процесс приватизации уже затронул несколько общинных объектов в западных областях.
Значительной проблемой в условиях недостаточного финансирования является практически полное отсутствие координации в деятельности между различными источниками финансирования, между региональными представительствами внутри работающих здесь зарубежных организаций, а также между внешними и внутренними факторами.
В результате обеспечение евреев Украины различными видами общинной взаимопомощи отличается в пять и более раз между большими и малыми городами, а также между районами внутри больших городов.

Некоторые итоги

В отличие от еврейских общин других стран СНГ основные параметры еврейской общинной жизни в Украине в основном позитивные:
o налажена совместная деятельность религиозных и светских организаций;
o подготовка к алие рассматривается как часть общинной деятельности;
o развивается профессиональная инфраструктура.
Однако дальнейшее совершенствование и развитие общинной жизни сдерживается слабостью внутренних источников финансирования.
Еврейская община Украины, несмотря на неблагоприятные условия, создает свою инфраструктуру и профессионализируется.
Международные и израильские организации в основном разделили между собой "сферы влияния" в общине, а потому посредством финансирования и иных "механизмов" пытаются сохранить контроль над ситуацией.
Проблему самофинансирования еврейской общины Украины можно попытаться решить, инициировав в первую очередь фандрейзинг среди местных евреев-бизнесменов, прежде всего среди предпринимателей-реэмигрантов.
Учитывая, что местные общины используют собранные средства намного эффективнее, чем зарубежные организации, концентрация ежегодно 10 млн долларов внутренних средств (на первых порах) позволила бы еврейской общине Украины стать "конкурентоспособной" и превратиться в существенный фактор еврейской жизни.
Именно европейские еврейские структуры в этой ситуации могут помочь: передачей опыта самофинансирования; "усилением" тихого голоса новых еврейских общин, желающих занять свою нишу в еврейской картине Европы и мира и протестующих против патерналистского отношения; установлением прямых контактов с различными общинами и фондами в еврейском мире.
Неиспользованным резервом является развитие прямых связей между общинами Украины и еврейскими общинами Европы, США и Канады. Помощь может и должна осуществляться не только и не столько через бюрократические межгосударственные еврейские структуры, но и посредством прямых связей между общинами. Это позволит как минимум вдвое увеличить эффективность каждого доллара, собранного на Западе.
В определенной степени финансовые проблемы еврейской общины могут быть решены с помощью реституции бывшей еврейской общинной собственности. В связи с этим еврейский мир должен помочь евреям Украины уже в ближайшее время.
Координация усилий различных международных и внутренних экономических структур позволит значительно эффективнее использовать имеющиеся средства.

Попытка прогноза

Через 20-30 лет еврейская община Украины стабилизируется на уровне 150-200 тыс. человек и будет оставаться одной из наиболее активных в Европе.
Существенными факторами активности общины станут реэмигранты и иностранные граждане, проживающие и работающие в Украине.
В ближайшие годы доминирующими факторами в финансировании еврейской общины Украины будут по-прежнему оставаться израильские государственные и межгосударственные еврейские организации.
Однако даже при увеличении объемов финансирования за счет зарубежных структур еврейская община Украины не сможет удовлетворять минимальные потребности вследствие нерешенности социально-экономических проблем.
Местный экономический потенциал, развиваясь в ближайшие 5-10 лет, не сможет соперничать с внешним из-за незначительных объемов и недостаточной внутренней координации.
Время расставляет приоритеты в нашей деятельности. Основные средства и силы направляются на социальную защиту общины, образование и т.д. Мы не имеем права заниматься интересными проектами, пока люди не накормлены и не обогреты.
На первый взгляд, и "картина" нашей жизни, и прогнозы выглядят пессимистично. Но за долгую историю - это не первый раз, когда после погромов, на грани отчаяния мы начинаем и продолжаем восстанавливать нашу еврейскую общину.


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки