На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

30.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 16 (40)

23.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 15 (39)

16.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 14 (38)

9.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 13 (37)

2.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 12 (36)

26.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 11 (35)

19.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 10 (34)

12.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 9 (33)

5.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 8 (32)

26.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 7 (31)

19.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 6 (30)

12.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 5 (29)

5.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 4 (28)

29.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3 (27)

22.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 2 (26)

15.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 1 (25)

19.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 23

11.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 22

4.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 21

28.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 20

21.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 19

13.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 18

6.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 17

30.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 16

23.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 15

16.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 14

9.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 13

2.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 12

25.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 11

18.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 10

11.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 9

6.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 8

28.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 7

21.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 6

13.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 5

7.8.2002
"Еврейские новости" №4

31.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3

24.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 2

17.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 1


Газета "Еврейские новости"

"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 11 (35)

от 26.3.2003

Сколько евреев в Англии?

автор:  Ричард Аллен ГРИН  
источник:  JTA

"Численность еврейского населения занижена" - говорят еврейские эксперты о последней британской переписи населения.

В Великобритании существенно больше евреев, чем считалось раньше, заявляют эксперты после обнародования результатов переписи 2001 года. Согласно этим результатам, в Англии, Шотландии и Уэльсе живут менее 267 тысяч евреев, что составляет менее 0,5 процента британского населения.
Однако на вопрос, касающийся религии, отвечать было необязательно, и около четверти еврейского населения на него отвечать не стали. Более того, в районах со значительным еврейским населением частота отрицательных ответов на вопрос о религии ("нет ответа" или "нет религии") была выше средней, отмечает сотрудник Института еврейских политических исследований Стэнли Уотерман. "Все указывает на то, что перепись дала заниженные результаты", - заявил он.
Скромные подсчеты института дают основание полагать, что в Великобритании живут около 310 тысяч евреев, а это почти на 10 процентов превышает оценки численности еврейского населения, которыми руководствуется Совет депутатов (структура, объединяющая представителей британских еврейских организаций). Совет депутатов оценивает численность британского еврейства в 285 тысяч человек.
Уотерман сказал, что особенно занижена численность ультраортодоксальной общины. Перепись населения лондонского района Хэкни дала чуть менее 11 тысяч евреев, но там как раз и находится самая крупная ультраортодоксальная община страны. Результаты исследования, недавно проведенного самой еврейской общиной, показали, что в этом районе живут от 17 до 22 тысяч евреев.
Раввин Авраам Пинтер, директор ортодоксальной школы для девочек и бывший член городского совета от района Хэкни, сказал, что многие евреи-ультраортодоксы не стали отвечать на вопрос о религии. Многие члены общины принадлежат ко второму поколению переживших Холокост, объяснил он, и они побаиваются сообщать государству о своем вероисповедании в рамках анкеты, где указаны их фамилия и адрес. Кроме того, отметил он, одна из двух общинных газет не советовала ультраортодоксам отвечать на вопрос о религии. "Газета "Еврейская трибуна" негативно отнеслась к переписи. По мнению этой газеты, есть определенная опасность в том, что власти будут владеть подобной информацией. Моя собственная дочь не стала отвечать на этот вопрос" - сказал раввин.
По оценке раввина Пинтера, численность ультраортодоксального населения составляет 17-18 тысяч человек, и ежегодно увеличивается на 5-8 процентов. "Наши школы трещат по швам. Постоянно открываются новые школы, но и они моментально заполняются" - сказал он.
Институт еврейских политических исследований провел опросы, которые помогут оценить, какова ошибка результатов переписи. Опросы показали, что среди лондонских евреев-ортодоксов (речь идет не об ультраордоксальной общине) только 84% респондентов в ходе переписи назвали себя евреями. Так же поступили 89% евреев из северного города Лидс.
Барри Космин, директор института, сказал, что, кроме того, заниженные результаты получены в ходе переписи пожилых евреев и тех, кто родился за границей. Еще, вероятно, занижены результаты при переписи студентов, у которых распространенным ответом на вопрос о религиозной принадлежности был: "Джедай", заимствованный из сериала "Звездные войны".
"Так или иначе, но чтобы получить реальные цифры, к результатам переписи надо добавить еще, по меньшей мере, процентов 25, а это от 50 до 70 тысяч евреев" - считает Уотерман.
Космин отметил, что перепись дала еще один удивительный результат: присутствие, по меньшей мере, трех евреев во всех органах местной администрации страны. Исключение составляет разве что Скилли Айлс на юго-западной оконечности Англии. "Главное открытие переписи состоит в том, что евреи обнаруживаются там, где их меньше всего ожидаешь увидеть", - сказал он.
"Хасиды вообще в переписи не проявились. А вот евреи центральных графств Англии себя обнаружили, - сказал Космин, имея в виду сельские районы страны. - Совет депутатов считал, что за пределами двадцати крупных городов живут 8 тысяч евреев. А перепись показала, что их значительно больше - 25 тысяч". По мнению Космина, остается неясным, кто же эти евреи, живущие в сельской местности. Они могут быть пенсионерами или профессионалами, работающими дома. "Еврейское население, как и весь белый средний класс, переселяется за город - так поступают самые разные люди от бухгалтеров до художников. Они покидают города и устраивают себе дома в бывших амбарах. Этим путем идут и многие евреи" - сказал директор Института еврейских политических исследований. Однако, по его мнению, не может быть, чтобы все сельские евреи перебрались за город в последние годы - уж слишком их много.
Космин полагает, что некоторые сельские евреи, возможно, состоят в смешанных браках, или это люди, которые считают себя евреями по этническому, а не по религиозному признаку.
"Полученные результаты нуждаются в тщательном анализе" - заявил Космин. Он также рассказал, что национальный опрос еврейского населения США 1990 года, которым он руководил, тоже выявил неожиданное географическое распределение: "Нас тогда обвинили в том, что мы умудрились найти евреев в странных местах, типа Юты и Аризоны, но явно недосчитались их в Бруклине".
Космин подчеркнул, что британская перепись 2001 года поставила важные политические вопросы: "Есть районы, где живут сотни евреев и нет синагоги. Там открываются удивительные возможности. Это места, в которых нет ничего еврейского. Случись такое в России или Польше, туда ринулись бы многие организации с предложением самых разных услуг".
При этом он добавил, что результаты переписи, похоже, подтверждают результаты главного исследования лондонских евреев, опубликованного институтом в конце прошлого года. Эта работа - "Портрет евреев Лондона и юго-востока" - показала, что община, как правило, больше интересуется еврейской культурой, чем религией. Она также показала, что среди евреев преобладают светские люди, принадлежащие к среднему классу, имеющие определенные занятия и постоянное жилье. Большая доля их пользуется Интернетом (немало таких и среди пожилых людей), интересуется еврейской культурой от кинофильмов и художественных выставок до радиопрограмм и книг.
"Еврейство прошло процесс приватизации, - сказал Космин. - Люди ведут еврейскую жизнь в Интернете или ходят на концерты и кинофестивали. Так что вполне естественно, что они могут жить небольшими группами и обходиться без больших общин".
Перепись-2001 впервые после 1851 года предприняла попытку исследовать религиозную принадлежность британцев. Но в XIX веке больше внимания уделили подсчету молельных домов, чем религиозной принадлежности отдельных людей.
Перед переписью большинство евреев поддержали идею включить необязательный вопрос о религиозной принадлежности в анкету, и Совет депутатов призывал евреев на него отвечать. Однако институт подверг критике то, как этот вопрос был сформулирован в Англии и Уэльсе. Он касался только религиозной, а не этнической принадлежности. И кроме того, людям предлагалось выбрать вариант ответа, а не самим вписать свою религию.
По словам Уотермана, результаты, полученные в Канаде и Шотландии, указывают на то, что больше людей называют себя евреями при ответе на вопрос об этнической принадлежности, нежели о религиозной.


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки