На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

30.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 16 (40)

23.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 15 (39)

16.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 14 (38)

9.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 13 (37)

2.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 12 (36)

26.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 11 (35)

19.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 10 (34)

12.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 9 (33)

5.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 8 (32)

26.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 7 (31)

19.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 6 (30)

12.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 5 (29)

5.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 4 (28)

29.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3 (27)

22.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 2 (26)

15.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 1 (25)

19.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 23

11.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 22

4.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 21

28.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 20

21.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 19

13.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 18

6.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 17

30.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 16

23.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 15

16.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 14

9.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 13

2.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 12

25.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 11

18.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 10

11.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 9

6.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 8

28.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 7

21.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 6

13.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 5

7.8.2002
"Еврейские новости" №4

31.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3

24.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 2

17.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 1


Газета "Еврейские новости"

"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 13 (37)

от 9.4.2003

Цена вопроса

Ефим ШТЕЙНБЕРГ, педагог-психолог
- Против. Обращение к религии каждого человека - это сугубо интимное дело, как, например, любовь. Человек волен выбрать любую религию и самостоятельно совершенствоваться в ней. А привлечение государства - это уже не религия, не вера. Кроме того, в учебных заведениях могут учиться люди, принадлежащие к разным конфессиям. А вот изучение культурного наследия разных конфессий может преподаваться в разных предметах школьной программы.

Виталий ГИНЗБУРГ, физик, действительный член Российской академии наук
- Категорически против. Я считаю преподавание религии в государственных школах абсолютно недопустимым и противоречащим Конституции Российской Федерации. Более подробно мое мнение на этот счет изложено в моей заметке, опубликованной в журнале "Здравый смысл" № 1/2002-2003, которая называется "Россия не должна скатываться в клерикальное болото". В частности, я там пишу: "Согласно Конституции Российской Федерации, вступившей в силу 25 декабря 1993 г., Россия является светским демократическим государством, в котором "никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства". Далее: "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать… любую религию или не исповедовать никакой…" (статьи 14 и 28 Конституции). Очевидно, что в светском государстве школа должна быть совершенно отделена от религии. Если родители хотят обучать своих детей чему-то религиозному, это можно делать при молельных домах (церквях, мечетях, синагогах и т.д.), но ни в коем случае не в общеобразовательной школе. Дети ведь должны получать образование, в частности, в области физики, биологии и т. д. Наука же совершенно несовместима с теизмом и его легендами библейского типа. Религия - продукт прошлых, далеких веков. Проповедовать религию в школах означает толкать Россию, ее население буквально в религиозное болото, обучая детей не современной науке, а обветшалой лженауке креационистского типа.
Кстати, ревнителям возрождения православия в России в качестве чуть ли не руководящей идеологии полезно вспомнить, что "мы это уже проходили". Действительно, православие было официальной и доминирующей идеологией в царской России. Как хорошо известно, это обстоятельство не помешало зверским "разборкам" гражданской войны, а затем бесчинствам большевистского террора в СССР. Его в особенно зверских формах возглавлял бывший слушатель православной духовной семинарии, а проводниками и жертвами были в первую очередь крещеные люди".

Александр АСМОЛОВ, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель президентской программы по толерантности и профилактике экстремизма
- Вопрос поставлен неверно. Правильно поставленный вопрос: "Нужно ли в государственных школах преподавание истории религии?" Преподавание истории религии необходимо. И вводится на уроках по выбору. Например, в курс "Великие книги человечества" входят Ветхий Завет, Новый Завет, мифы и легенды Древней Греции, Коран. Этот курс читается культурологами с совершенно особым акцентом. Если же говорить о преподавании закона Божьего, то делать это категорически нельзя для светского образования. Тем более что некоторая религиозная литература несет в себе национальную рознь и является провокационной.

Рафаил ФАЙНБЕРГ, сопредседатель правления общественной межрелигиозной организации "Лицом к лицу", преподаватель Академии им. Маймонида и Махона.
- Я против преподавания основ религии в светских школах. Почему? Формально церковь в нашей стране отделена от школы, религия от государства. Нельзя нарушать Конституцию страны, чем бы при этом не руководствоваться, какими бы сладкими речами это не сопровождалось. Как говорится, благими намерениями мостится дорога в ад.
Изучение основ религии - частное дело детей и их родителей. Есть много возможностей приобщать детей к той или иной религиозной традиции: воскресные школы, кружки и другие формы, представляемые церквами, синагогами, мечетями. Светская школа обязана быть вне религии. Это главное.
Введение изучения основ любой религии чревато потрясениями. Внутри каждой религии есть конфессии, направления, где своеобразно понимают те или иные религиозные постулаты. В иудаизме это, к примеру, ортодоксальные иудеи, реформисты, хасиды, в христианстве - православные, католики, протестанты, баптисты и т.д. Основы какой конфессии преподавать в школах?
В религиях есть некоторые догмы, которые даже высокообразованные богословы в ходе диалога считают нужным обойти, не заострять на них внимание. Сторонники изучения основ религии в школах, не думая об этом, втягивают ребенка и его родителей в конфликтные ситуации, и не только в детских душах, что важнее всего, но существует вероятность и распространения конфликтов на религиозные организации.
Говорят, что ребенок может не посещать уроков, где изучают основы религии, ибо это дело добровольное. Но как он будет чувствовать себя, пропуская занятия, посещаемые другими, и кем будут считать его одноклассники? Изгоем, нехристем, бусурманином? Вместо того чтобы объединять детей, учить их толерантности, умению жить в согласии, школа будет вольно или невольно разобщать их по конфессиональному признаку.
Это совсем не значит, что слово "религия" должно быть запретным в светских школах. В рамках учебных дисциплин, например, истории, географии, литературы или специальных предметов, таких как культурология, должны быть занятия, где детям надо рассказывать об истории религий, их истоках, традициях, обычаях разных народов. Но при этом говорить о том позитивном, что есть в иудаизме, исламе, христианстве: законах гостеприимства и человеколюбия, высоких нравственных нормах, огромном гуманистическом потенциале.

Отец Всеволод ЧАПЛИН, заместитель начальника отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
- За. Тем более что на Западе большинство поддерживает практику преподавания религии в школах. Естественно, это преподавание должно проходить на основе добровольного выбора учеников и их родителей. Так происходит во многих странах, где уже давно установилась демократия. Но так происходит и в Сербии, и в Румынии, где на выбор предоставляется одна из шести конфессий или светская этика. Так может быть и у нас.
Во многих школах России православие преподается уже много лет. Во многих северокавказских школах преподается ислам, в еврейских стационарных школах - иудаизм. И это нормально. Это хорошая практика, и если она основывается на свободном выборе, то не приводит к конфликтам. В то же время надо избавляться от обязательного преподавания дарвинизма, навязываемого учения о том, что библейские чудеса - это мифы. Обучение должно основываться на добровольных началах, нельзя навязывать всем материалистическое мировоззрение. Нужно, чтобы родители выбирали, в каком духе и как должны воспитываться их дети - в духе православия, католицизма, мусульманства, иудаизма или в духе материализма. Более того, право на выбор зафиксировано в международном законодательстве, где очень четко сформулировано право родителей на то, чтобы их дети воспитывались в том духе, который исповедуется в семье.

Леонид ЛЬВОВ, исполнительный директор Центра правовой помощи имени Гарольда и Сельмы Лайт
- Религиоведение, безусловно, необходимо. Люди, вступающие в жизнь, должны иметь понятие о существующих в мире основных религиях и религиозных течениях. При этом преподавание должно вестись с акцентом не на худшее, что было в истории мировых религий, не на череду религиозных войн, а на факты взаимодействия религий и религиозных культур.

Борух ГОРИН, пресс-секретарь Федерации еврейских общин России
- Я - против. Преподавание религии - очень тонкая область, здесь главное - не навредить. В России нет опыта преподавания религии в школах, и я боюсь, что может случиться то, что случилось, например, с "Войной и миром" Толстого, когда целое поколение, кроме тех случаев, когда кому-то повезло с учителями литературы, считало эту книгу скучной и отвратительной. Но это "Война и мир". А если школьники будут относиться так же к религии - от этого будет больше вреда, чем пользы. Квалифицированные учителя в этой области - утопия, их нет по определению.

Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных объединений и организаций в России, раввин общины современного иудаизма "Гинейни"
- Я за то, чтобы учащиеся государственных школ знакомились с культурой, традициями, религиями народов Российской Федерации. Все остальное может быть в воскресных школах при религиозных организациях, в виде факультативов в каких-то удобных местах. Я считаю, что должен быть единый учебник религий народов России, который знакомил бы с религиями, культурой и традициями народов нашей страны.

Евгений БУНИМОВИЧ, депутат Московской городской думы
- Вопрос поставлен странно. Против - Конституция Российской Федерации. Все решено. У нас светское государство. Введение в государственных школах религиозных дисциплин меняло бы его основу. В частных школах - пожалуйста. Понятно, что у нас есть семьи, которые хотели бы, чтобы их ребенок изучал религию, и таких семей немало. Более того, когда встал вопрос о повышении арендной платы, то в первую очередь льготы касались конфессиональных и этнокультурных школ, так как понятно, что там учатся дети не из самых богатых семей. Потом, правда, аренду вообще не стали повышать. Но, так или иначе, в первую очередь различные льготы предназначаются конфессиональным учебным заведениям. Другое дело - преподавание истории религии. Это вопрос более сложный и тонкий. Все мы понимаем, что мировую историю нельзя постигнуть без истории религиозных верований. Возьмем религиозные войны. Даже сегодня в войнах присутствует религиозно-этнический аспект, что же говорить, скажем, о Крестовых походах. Без знания в той или иной степени истории религии мы не сможем понять мировую историю; без базовых представлений, например, о Ветхом Завете, о Новом Завете, нельзя понять сюжет многих картин, скажем, в Эрмитаже и других музеях. Но как вводить такой предмет в школах - это уже другой вопрос.


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки