На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

14.5.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 17 (41)

30.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 16 (40)

23.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 15 (39)

16.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 14 (38)

9.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 13 (37)

2.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 12 (36)

26.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 11 (35)

19.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 10 (34)

12.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 9 (33)

5.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 8 (32)

26.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 7 (31)

19.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 6 (30)

12.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 5 (29)

5.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 4 (28)

29.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3 (27)

22.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 2 (26)

15.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 1 (25)

19.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 23

11.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 22

4.12.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 21

28.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 20

21.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 19

13.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 18

6.11.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 17

30.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 16

23.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 15

16.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 14

9.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 13

2.10.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 12

25.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 11

18.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 10

11.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 9

6.9.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 8

28.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 7

21.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 6

13.8.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 5

7.8.2002
"Еврейские новости" №4

31.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3

24.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 2

17.7.2002
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 1


Газета "Еврейские новости"

"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 14 (38)

от 16.4.2003

Цена вопроса

Элиягу ВАЛК, генеральный директор израильской Ассоциации по изучению еврейских общин
- Является антикризисная программа спасением или только первым шагом к нему, можно будет сказать через полгода-год, не раньше. Ясно только, что в нынешней экономической и политической ситуации жизненно необходима программа по оздоровлению экономики в смысле решения проблемы занятости населения. У программы, предложенной Нетаниягу, есть немало критиков, есть и сторонники. Я не специалист в экономических вопросах, но мне кажется, что в ней содержатся меры, которые могут быть откорректированы по ходу развития событий.

Яков КЕДМИ, бывший глава Бюро по связям "Натив"
- Я считаю, что не является - по нескольким причинам. Во-первых, программа, которая может спасти израильскую экономику, должна базироваться прежде всего на тех элементах, которые увеличивают продуктивность хозяйства и его производство. А этого в программе нет. Вся программа, предложенная Нетаниягу, настроена на то, как экономить, как отнимать деньги, а не на то, куда их вкладывать. А такой подход не может вывести экономику из кризиса. Кризис заключается в том, что падает производство, нет капиталовложений. Во-вторых, основная часть программы построена на том, чтобы реализовать все планы министерства финансов по ликвидации социальных договоров со всеми видами работников государственного и общественного сектора. То есть все, о чем мечтают чиновники минфина, - это выпивание последних соков из работников этого сектора под лозунгом: "Давайте бороться с тяжелым экономическим положением!" А в это понятие входит уменьшение пенсий, ломка всей пенсионной системы, повышение пенсионного возраста - а это вообще глупость, деструктивное, а не конструктивное предложение. Вместо того чтобы заменить 60-65-летних людей молодыми, более дееспособными, предлагается снизить эффективность производства, закрыть рабочие места перед молодыми, более способными развивать новые наукоемкие производства. Что касается сокращения работающих в общественно-государственном секторе, - то это прежде всего армия, учителя, работники медицинского сектора. Армию необходимо реконструировать, но не в смысле сокращения численности солдат и офицеров, а в первую очередь в том, что касается ее вооружений в соответствии с потребностями государства. Сокращение числа учителей повлечет за собой снижение уровня и качества образования, а из этого следует рост тех проблем, от которых мы страдаем. В отношении здравоохранения все и слепому ясно. Сейчас в Израиле много долгожителей. Но, как однажды в начале 90-х годов мне сказал один академик в России, если государство не будет решать проблему стариков и пенсионеров, то эта проблема скоро начнет решаться сама собой. То же самое может произойти у нас. В первую очередь все меры, предлагаемые в программе, ударят по наиболее слабым, незащищенным слоям населения- старикам и детям. И это вряд ли принесет доход в экономике. Кроме того, это просто бесчеловечно. Нам нужно упрощение законов, которые облегчат экономическое бремя, нам нужно снижение налогообложения - ничего этого в программе нет. В ней все направлено на то, чтобы люди получали меньше, платили больше. Если выбросить на улицу учителей, врачей, медсестер, несколько тысяч солдат и офицеров, то в состоянии глубокой безработицы, в которой находится наша страна, эти люди будут дополнительной обузой для социального сектора. Им просто негде будет работать. Уже сейчас можно говорить о четверти миллиона безработных, которые хотят и могут работать. Те люди, которые еще придут, увеличат нагрузку на социальный сектор, а значит, все эти сокращения приведут к увеличению государственных расходов.

Валентин ФАЙНБЕРГ, вице-мэр Хайфы
- В принципе, да. Другое дело, что идут ожесточенные споры об отдельных разделах этой программы, потому что она затрагивает почти все секторы - общественный, хозяйственный, политический… И каждому кажется, что по отношению к другим секторам в этой программе все справедливо, а в отношении его сектора - нет. Как говорил Ларошфуко, "все мы достаточно тверды, чтобы переносить чужие несчастья". Страна находится на грани забастовки. Но это надо было делать, потому что когда-нибудь это надо было делать.

Зеэв ГЕЙЗЕЛЬ, израильский математик и политолог
- Никакой программой невозможно никого спасти. Даже самые замечательные рецепты сами по себе спасти никого не могут. Никакая деятельность сверху не может ничего гарантировать. Спасти может только живая деятельность - есть разные люди, есть местная специфика и так далее. На мой взгляд, очевидны две вещи. Первая - в том виде, в каком представлена эта программа, в общих чертах она имеет правильное направление. Вторая - без нее государство может вылететь в трубу. Не могу обещать, что эта программа спасет израильскую экономику, но надо отметить, что в тех довольно тяжелых условиях, в которых находится наша экономика, она продемонстрировала живучесть довольно высокого уровня. Израиль выжил, хотя большой удар пришелся по алмазному производству, по туризму. Но в Израиле накопился, если можно так сказать, социальный жирок. Люди привыкли довольно много получать. Целые слои населения очень мало платили. Известно, что 10 процентов населения платят 90 процентов подоходного налога, многие совсем не платят подоходный налог, а получают в разном виде помощь от государства. Пока экономика развивалась, государство могло себе это позволить. Другой вопрос, насколько это оздоровляло экономику. Люди привыкли к такой жизни, и вдруг им говорят, что этого больше нет, израильская экономика не может себе больше это позволить. А вообще я не могу быть объективным, так как был советником Биньямина Нетаниягу в бытность его премьер-министром Израиля, и считаю его очень умным человеком.

Роман БРОНФМАН, депутат израильского парламента
- Можно сказать, что антикризисная программа Биньямина Нетаниягу - это шаг в нужном направлении. Опасность этой программы в том, что она нарушает коллективные договора, которые были заключены правительством Израиля с работниками общественных секторов. Кроме того, эта программа наступает на слабые слои населения, она отменяет социальные программы помощи этим слоям. Программа Нетаниягу ориентируется на американскую экономическую школу в противовес социал-демократической европейской, которая лежала в основе израильской экономики до сих пор. Поэтому - нет, эта программа не спасет израильскую экономику. Может быть, она сможет оздоровить некоторые экономические сферы. Но до одной трети населения она превратит в слабые социальные слои, это очень много, страна не может себе это позволить.

Андрей ФЕДОРЧЕНКО, заведующий кафедрой экономики и хозяйственной политики Израиля Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права
- Я не стал бы излишне драматизировать ситуацию в израильской экономике. Израиль всегда был окружен множеством мифов. Один из них состоит в том, что национальное хозяйство неустойчиво, неразвито, держится на плаву только благодаря американской финансовой помощи и его постоянно надо спасать. На самом деле, Израиль уже давно создал высокоразвитую диверсифицированную экономику научно-технического типа, которая глубоко вовлечена в мирохозяйственный обмен (соотношение внешнеторгового оборота страны и ВВП составляет около 80%) и в то же время умеет справляться с внешними шоками. Выберется он и из этого экономического кризиса. Другое дело, какой ценой. Сегодня речь идет как раз о минимизации этих издержек и создании благоприятных условий для будущего динамичного роста.
Напомню, что основные причины нынешнего кризиса носят внешний по отношению к израильской экономике характер - спад в мировой торговле, циклический кризис в мировом высокотехнологичном производстве, экономические издержки израильско-палестинского конфликта. Поскольку изменить мировую экономическую конъюнктуру или быстро помириться с палестинцами Шарон и Нетаниягу вряд ли могут, перед правительством стоит задача оздоровить национальную экономику, подготовить ее к грядущему оживлению на мировых рынках. Роль идеолога реформ отведена министру финансов Б. Нетаниягу. Очевидно, он попытается извлечь из кризиса максимум пользы как в области экономики, так и в области политики.
Программа главы финансового ведомства носит комплексный характер, но она имеет одну главную цель - воспользовавшись во многом чрезвычайной для страны ситуацией, предпринять еще одну, возможно, решающую попытку ввести израильский экономический корабль в рыночное русло. Несмотря на то, что с начала хозяйственной либерализации в стране прошло уже семнадцать лет, по степени вмешательства государства в экономику Израиль заметно опережает другие индустриально развитые страны. По основным показателям хозяйственного развития он стоит в самом начале третьего десятка стран мира, а по комплексному индикатору экономической свободы - лишь в пятом десятке. Нетаниягу, известный своими либеральными экономическими воззрениями и уважением к американскому опыту США, попытается радикально сократить участие государства в экономической жизни и сблизить израильский хозяйственный механизм с американским образцом. Судя по всему, он решил вспомнить о знаменитой "программе экономического оздоровления", предложенной Р. Рейганом в феврале 1981 года, и претворить в жизнь ее отдельные ключевые положения, учитывая, конечно, израильскую специфику. В частности, планируется снизить государственные расходы, радикально уменьшить размеры госсектора путем ускорения приватизации и сокращения численности госслужащих (сегодня это треть всей рабочей силы), снизить подоходный налог и одновременно отменить многочисленные финансовые льготы и резко сократить социальные трансферты, демонополизировать энергетику, где господствует "Израильская электрическая компания" - национальный аналог РАО ЕЭС, усилить конкуренцию со стороны зарубежных компаний, либерализовать фондовый рынок. Стимулирующее влияние на экономический рост должна оказать широкомасштабная модернизация транспортной сети.
Таким образом, заметно сократится уровень этатизации израильской экономической модели, ослабнет ее социальная направленность, что может оживить частную инициативу, на которую, по замыслу правительства, и будет опираться будущий экономический подъем. Традиционно весомый военный компонент этой модели, напротив, планируется усилить. Урезание бюджета будет происходить на фоне роста военных ассигнований, что в сегодняшних условиях неизбежно, но при недостаточно жесткой бюджетной политике чревато нарастанием бюджетного дефицита, а последний составляет главную головную боль израильского казначейства. От последовательного осуществления намеченной программы израильская экономика скорее всего выиграет. Поможет ли это Нетаниягу достичь своих политических целей - стать следующим премьер-министром, - не ясно. Социальные издержки реформ могут перевесить будущие лавры создателя израильского варианта "рейганомики".


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки