На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

4.6.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 20 (44)

28.5.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 19 (43)

21.5.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 18 (42)

14.5.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 17 (41)

30.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 16 (40)

23.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 15 (39)

16.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 14 (38)

9.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 13 (37)

2.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 12 (36)

26.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 11 (35)

19.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 10 (34)

12.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 9 (33)

5.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 8 (32)

26.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 7 (31)

19.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 6 (30)

12.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 5 (29)

5.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 4 (28)

29.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3 (27)

22.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 2 (26)

15.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 1 (25)

2003 г.
2002 г.


Газета "Еврейские новости"

"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 17 (41)

от 14.5.2003

Воспитание против растворения

Возможно, смешанные семьи скоро будут доминировать в еврейском американском сообществе

Доклад нью-йоркского Jewish Outreach Institute (этот институт исследует механизмы вовлечения в общинную жизнь смешанных семей, а также евреев, далеких от нее) утверждает, что среди семей, в создании которых участвуют евреи, смешанных семей в скором времени может оказаться большинство. Уже сейчас, утверждается в исследовании, среди детей младше 12 лет больше тех, кто растет в смешанных семьях, нежели тех, у кого оба родителя - евреи.

"Если на сегодня доля создающихся смешанных семей еще не достигла пятидесятипроцентной отметки, то этот показатель не за горами", - отмечает автор доклада, директор по связям с общественностью и стратегическому планированию института Пол Голин.

Этот прогноз прозвучал в тот самый момент, когда американская еврейская община со дня на день ожидает публикации результатов общенационального опроса еврейского населения 2000-2001 годов, чтобы сравнить данные о доле смешанных браков с данными предыдущего национального опроса 1990 года.

Опрос 1990 года показал: 52% браков, заключенных евреями за предыдущие пять лет, были смешанными. Всего же тринадцать лет назад 28% американских евреев состояли в брачном союзе с неевреями.
За минувшее десятилетие в еврейской общине США, с одной стороны, предпринимались попытки сокращения роста смешанных браков путем укрепления еврейского самосознания, с другой - в надежде на то, что в смешанных семьях детей будут воспитывать евреями, - к активному еврейскому образу жизни старались побудить родителей.

Самое последнее исследование на тему смешанных еврейских семей, озаглавленное "Приближающееся большинство: что можно предпринять в отношении смешанных семей", ратует как раз за вовлечение смешанных пар в жизнь общины, чтобы таким образом переломить складывающуюся демографическую тенденцию. "Смешанный брак - это еще не конец еврейской преемственности, конец наступает тогда, когда детей не воспитывают евреями, - убежден исполнительный директор института раввин Керри Олитцки. - И дело тут не обязательно в доле таких семей, главное в том, откликаются ли они на наши призывы".

Опрос 1990 года спровоцировал множество параллельных исследований и аналитических работ на тему смешанных браков. В некоторых из них оспаривались сама цифра 52%, результаты других работ совпали с данными национального опроса. Например, социолог Стивен Коэн, профессор Центра Мелтона в Еврейском университете в Иерусалиме, считает, что доля смешанных браков скорее составляет 40%.
В 2000 году, когда уже должны были появиться результаты национального опроса, который обошелся в 6 миллионов долларов, Центр еврейских исследований Сити-университета Нью-Йорка опубликовал отчет о своей работе. При том что в этой работе использовалась те же методики, что и в национальном опросе, вывод сделан несколько иной: 33% евреев состоят в браках с неевреями.

Однако, по мнению Голина, данные о численности смешанных браков часто неверно интерпретируются. Любая доля, превышающая 33%, означает, что смешанных браков больше, чем чисто еврейских, сказал он. Более того, ни один из опросов, проводившихся с середины 60-х годов, не дал долю смешанных браков ниже 33%. Так что и заниженная оценка - 40% означает следующее: на четыре смешанных брака, образующих четыре смешанные семьи, приходится шесть еврейских браков, ведущих к образованию всего трех еврейских семей. При 50% это соотношение становится равным 2 к 1. Только тогда, когда община посмотрит на полученные результаты под этим углом, она оценит важность вовлечения смешанных пар в дела общины, говорят Голин и Олитцки.

Ссылаясь на результат национального опроса 1990 года, который установил, что треть смешанных семей воспитывает детей евреями, Голин сказал: общее еврейское население будет расти, если эта доля увеличится. "Увеличение доли смешанных семей, воспитывающих детей евреями, с 30 до 50 процентов - вполне реально, и должно стать главным приоритетом еврейской общины" - подчеркнул он.
Коэн из Еврейского университета согласен с такой арифметикой, но считает, что она отражает "полуправду". "Даже если согласиться с тем, что доля смешанных браков равна 50%, это не отрицает того факта, что большинство евреев продолжают жить в браках с единоверцами, - сказал он. - Еврейские семьи включают намного больше евреев: у еврейских супругов обычно больше детей, и большинство их считают себя евреями".

Правда, Коэн - противник вовлечения в общину смешанных семей. По его мнению, евреи, создавшие семью с единоверцами, "обычно делают больше для поддержания здорового климата в общине" - через членство в синагогах и других организациях, через филантропию, поддержку сионизма и соблюдение заповедей. Поэтому, заключает Коэн, община должна сосредоточиться на укреплении еврейского самосознания, а не на привлечении неевреев. "Если речь идет о распределении средств и внимания, то надеюсь, здесь право голоса будет отдано еврею" - сказал он.

Айра Шескин, член консультативного комитета Национального опроса еврейского населения, ученый из Университета Майами, который занимался изучением местного еврейского населения, частично согласен с прогнозом Jewish Outreach Institute. "Наступит день, когда появится много синагог и общинных центров, где большинство людей будут из смешанных семей. Но не думаю, что случится это так уж скоро" - сказал он.

В большинстве общин смешанных семей не так много, считает Шескин. Кроме того, обычно смешанные пары не вступают в еврейские организации и не считаются полноправными членами общины. В последнем издании своей книги "Чем отличаются еврейские общины" Шескин пишет, что только в двух из 47 регионов, где он проводил исследования, смешанные семьи составляли большинство: в Сиэтле - 55%, а в Эссексе и Моррисе, двух небольших, но весьма типичных общинах штата Нью-Джерси, - 50%.
Шескин весьма скептически отнесся к докладу Jewish Outreach Institute, заявив, что опубликованные результаты подозрительно совпадают с позицией института. Но Голин и не отрицал, что проведенное исследование подтверждает обоснованность деятельности института. Но "мы убеждены, что выражаем стремление большинства американских евреев, у них ведь есть родные, вступившие в смешанный брак", - сказал он.

Джо БЕРКОФСКИ
JTA


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки