На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

4.6.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 20 (44)

28.5.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 19 (43)

21.5.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 18 (42)

14.5.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 17 (41)

30.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 16 (40)

23.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 15 (39)

16.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 14 (38)

9.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 13 (37)

2.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 12 (36)

26.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 11 (35)

19.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 10 (34)

12.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 9 (33)

5.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 8 (32)

26.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 7 (31)

19.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 6 (30)

12.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 5 (29)

5.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 4 (28)

29.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3 (27)

22.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 2 (26)

15.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 1 (25)

2003 г.
2002 г.


Газета "Еврейские новости"

"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 17 (41)

от 14.5.2003

Феномен суицидального терроризма

Террористы-самоубийцы еще долгое время будут продолжать взрывать себя, считает автор исследования, недавно опубликованного в Великобритании

Несмотря на тот факт, что двое террористов-смертников, совершивших теракт в Тель-Авиве 30 апреля, были британцами, не похоже, что именно Великобритания способна плодить значительное число подобных преступников, считает Марк Харрисон, историк-экономист из Университета Уорика.

В работе "Логика суицидального терроризма" Харрисон доказывает, что самоубийство часто совершает человек, чья идентичность становится для него важнее собственной жизни. В нормальных обстоятельствах такая смерть может восприниматься и как акт героизма, и как трагедия, считает он.
"Мать погибает при попытке вынести своих детей из горящего дома. Если бы она этого не совершила, ей бы пришлось доживать свой век, лишившись своей идентичности любящего родителя, - пишет Харрисон. - Глубоко верующий человек предпочитает погибнуть за веру, нежели отречься от нее, так важна для него его религиозная идентичность".

Но в случае суицидальных терактов вмешиваются и иные силы. Харрисон начал изучать феномен террористов-самоубийц после терактов 11 сентября. В попытках понять, что же двигало террористами-смертниками, он включил в свое исследование и палестинских террористов-камикадзе, действующих против израильтян.

Он выделил три наиболее важных фактора, которые могут привести к теракту-самоубийству: поиск своей взрослой идентичности, тяжелые условия жизни и деятельность террористических организаций.
Первые два фактора, указывает Харрисон, объясняют, почему среди террористов так много вполне образованных безработных молодых людей: обстоятельства жизни серьезно ограничивают реализацию их возможностей - препятствуют развитию идентичности, адекватной их личным качествам. Третий фактор, терроризм - при наличии первых двух - способен превратить их в преступников-самоубийц.
Впервые в истории Израиля террористы-смертники с британскими паспортами взорвали себя в Тель-Авиве 30 апреля. 21-летний Асиф Мухаммад привел в действие взрывное устройство перед входом в приморское кафе Mike's Place, убив троих и ранив около 50 человек. Второй британец, 27-летний Омар Хан Шариф, скрылся с места преступления, когда его взрывное устройство не сработало. Израиль продолжает его розыск.

Харрисон утверждает, что британские мусульмане испытывают особые трудности в обретении себя. "Остается неясным, что значит быть мусульманином в западном обществе. У такого человека возникает конфликт идентичности, который и делает его уязвимым", - сказал Харрисон корреспонденту JTA.
Однако ученый не ожидает, что британские этнические группы - скорее  из-за трудностей процесса вербовки - смогут стать массовой "кузницей" террористов-смертников. "Вербовка - это процесс, а не разовое действие, заниматься такими вещами продолжительное время очень сложно" - сказал он. Харрисон переводит эти утверждения на язык экономики и утверждает, что между террористом-смертником и лидером террористической организации должно существовать некое негласное соглашение. "По условиям этого договора, доброволец соглашается продать свою жизнь в обмен на некую идентичность. Он умрет во имя целей террористического движения, - пишет Харрисон. - В обмен на это организация соглашается подтвердить идентичность добровольца как воина-мученика, а также обеспечить его средствами разрушения и саморазрушения".

Но при том что мотивы террориста-смертника могут быть абсолютно прозрачны, цели лидера террористов куда туманнее. Он может быть заинтересован не столько в завоевании какой-то территории, сколько в создании на ней полукриминальной среды, где бы имел власть и влияние.
"Необходимо различать заявленные и истинные задачи терроризма, - сказал Харрисон корреспонденту JTA. - Вполне возможно, что лидеры террористов и не стремятся к созданию палестинского государства. Очевидно, что в палестинском обществе есть силы, которые выигрывают именно в ситуации, когда не достигается мирное урегулирование".

Однако независимо от реальных мотивов террористов-камикадзе само явление будет существовать еще долго. "Это - новое изобретение. И уж коль скоро открытие сделано, его нельзя закрыть обратно, - сказал Харрисон. - Необходимо создать такие условия, при которых это новшество было бы нерентабельным".

Работа профессора содержит ряд рекомендаций. В качестве тактических шагов предлагается ослаблять террористические организации и лишать их финансовых средств. Стратегически очень важно ослабить социальный гнет в обществах, порождающих террористов-смертников. "Вне зависимости от эффективности современных методов разведывательной и полицейской работы действенность государственной репрессивной машины ограничена: нельзя одной только силой бороться с суицидальным терроризмом, не пытаясь при этом разрешить глубинные фундаментальные конфликты, его порождающие", - заключает ученый.

Ричард Аллен ГРИН
JTA


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки