На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

19.11.2003
№ 42 (66)

12.11.2003
№ 41 (65)

5.11.2003
№ 40 (64)

29.10.2003
№ 39 (63)

22.10.2003
№ 38 (62)

8.10.2003
№ 37 (61)

1.10.2003
№ 36 (60)

24.9.2003
№ 35 (59)

17.9.2003
№ 34 (58)

9.9.2003
№ 33 (57)

4.9.2003
№ 32 (56)

27.8.2003
№31 (55)

20.8.2003
№30 (54)

13.8.2003
№29 (53)

29.7.2003
№ 28 (52)

23.7.2003
№27 (51)

16.7.2003
№ 26 (50)

9.7.2003
№ 25 (49)

2.7.2003
№ 24 (48)

25.6.2003
№ 23 (47)

18.6.2003
№ 22 (46)

10.6.2003
№ 21 (45)

4.6.2003
№ 20 (44)

28.5.2003
№ 19 (43)

21.5.2003
№ 18 (42)

14.5.2003
№ 17 (41)

30.4.2003
№ 16 (40)

23.4.2003
№ 15 (39)

16.4.2003
№ 14 (38)

9.4.2003
№ 13 (37)

2.4.2003
№ 12 (36)

26.3.2003
№ 11 (35)

19.3.2003
№ 10 (34)

12.3.2003
№ 9 (33)

5.3.2003
№ 8 (32)

26.2.2003
№ 7 (31)

19.2.2003
№ 6 (30)

12.2.2003
№ 5 (29)

5.2.2003
№ 4 (28)

29.1.2003
№ 3 (27)

22.1.2003
№ 2 (26)

15.1.2003
№ 1 (25)

2004 г.
2003 г.
2002 г.


Газета "Еврейские новости"

№ 19 (43)

от 28.5.2003

Не только о жертвах, палачах и героях…

"Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1941-1945 гг." - так называется монография сопредседателя Российского межрегионального фонда "Холокост" историка Ильи Альтмана, вышедшая осенью 2002 года в Москве. Она издана фондом историко-архивных исследований и образовательных программ "Ковчег" (Россия), который на протяжении ряда лет занимается поиском и изучением бывших ранее недоступными архивных фондов и малоизученных материалов по истории Катастрофы и героизма европейского еврейства и подготавливает к изданию серию книг под общим названием "Анатомия Холокоста".

Илья Альтман поставил перед собой задачу - не только обобщить разрозненные сведения и факты об "окончательном решении еврейского вопроса" на территории бывшего СССР, аккумулировать уже накопленные знания - результат многочисленных исследований как зарубежных коллег, так и ученых в странах бывшего СССР, но и ликвидировать "белые пятна", связанные с Катастрофой на территории России, то есть создать некую целостную картину трагедии.

Рассказывая в интервью различным изданиям о первом совместном проекте ученых Израиля и России ("Холокост - Сопротивление - Возрождение" - сборник научных статей и документов и вопросов, а по сути, хрестоматия для студентов вузов), И. Альтман неоднократно отмечал, что изучение Холокоста в школах и вузах России в рамках федеральной целевой программы по формированию толерантного сознания и профилактике экстремизма в обществе должно стать необходимым процессом. Проблематика Холокоста на территории бывшего СССР изучена еще недостаточно. Ведь именно советские евреи стали первыми жертвами чудовищного эксперимента по полному уничтожению еврейского народа…

Мне кажется, книгу "Жертвы ненависти" следует читать… с конца, с "научного аппарата", сносок, ссылок на первоисточники, а их база обширна - автором исследованы документы 27 российских и зарубежных архивохранилищ, в частности, фонды Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов и их пособников, рассекреченные лишь в середине 90-х годов.

Впервые в качестве источника о Холокосте привлечено огромное число изданий, выходивших на оккупированных территориях. Логика, последовательность, четкие формулировки самых необходимых терминов и понятий (это касается и учебника, где перед темой "Нацистский оккупационный режим на территории СССР" студентам предлагаются "вводные" материалы о Холокосте как об объекте исследования и антисемитской политике нацистской Германии в предвоенные годы), суховато-академический, сдержанный, без излишней патетики стиль - отличительные черты исследования, и в этом его большое достоинство.

Рассматривая Холокост на территории бывшего СССР в общем контексте нацистской оккупационной политики, выделяя общее и особенное в судьбах евреев и представителей других народов, оказавшихся в оккупации (генеральный план "Ост"), историк убедительно доказал, что массовое истребление советских евреев началось с первых минут вторжения в СССР, и к началу 1942 года немецкие нацисты и полицейские из местного населения уничтожили не менее 1,270 тысяч евреев из 3 миллионов, оказавшихся на оккупированных территориях, и это произошло почти за полгода до Ванзейской конференции (январь 1942 года), на которой был принят план "окончательного решения еврейского вопроса". Общее же число евреев, уничтоженных на территории бывшего СССР или умерших в результате геноцида, колеблется от 2,805 до 2,830 тысяч, причем наибольшее число погибших приходится на Украину и Белоруссию - соответственно 1,430 и 810 тысяч.

Об уничтожении евреев в Прибалтике (попутно отмечу досадную неточность автора, идентифицировавшего как один два концлагеря на территории Латвии - Кайзервальд и Саласпилс, в то время как они отстоят друг от друга более чем на 15 километров. Кайзервальд находился в центре Риги, Саласпилс - за городом. - Г.Р.), Белоруссии, на Украине и в Молдавии известно из исследований как местных, так и зарубежных историков. И. Альтман постарался не только обобщить их, он поднял практически новый пласт, проследив этапы Катастрофы на территории от Финского залива до Черного моря (Северо-Запад, Центральная Россия, Юг и Северный Кавказ, Крым). Отдельно говорится о судьбах евреев-военнопленных.

Одно из важнейших достоинств как монографии, так и учебного пособия - показ повседневной жизни евреев на оккупированных территориях. Автор описывает погромы и массовые убийства, осуществляемые местными националистами на территории Прибалтики и Западной Украины до прихода нацистов, рассказывает о первых массовых акциях - расстрелах в Бабьем Яре, Понарах, Девятом форте и др., рассматривает особый статус неарийца - не только всех, оказавшихся в оккупации, но и евреев, их полное бесправие, унижение и беззащитность, отразившиеся во всех сферах жизни, будь то регистрация и идентификация с шестиконечными желтыми звездами на одежде (а на территории России - пятиконечными, дабы подчеркнуть сопричастность советских евреев с "иудобольшевизмом"), экономическое ограбление в виде бесконечных денежных и вещевых контрибуций в пользу немецких оккупационных властей и их местных приспешников, лишение элементарной медицинской помощи, средств к существованию, голод и холод в условиях гетто с его конечной ликвидацией...

Гетто на территории СССР - в Молдавии, на Украине, в Белоруссии, Прибалтике и России - посвящена отдельная большая глава. Их насчитывается не менее 800, и они имеют как общие черты, так и особенности. Продолжительность их существования и этапы неизбежной ликвидации тесно увязываются историком с целым рядом факторов, как, например, с событиями на фронте, так и с потребностью немецких оккупационных властей в дармовой рабочей силе. Как указывает И. Альтман, вопросы о количестве гетто, особенностях и деятельности в разных зонах нацистской оккупации, деятельности юденратов, использовании узников в качестве рабочей силы и т.д. исследованы еще недостаточно. "Реконструировать" повседневную жизнь евреев гетто, рабочих и концентрационных лагерей помогают не только всевозможные немецкие руководящие служебные циркуляры, пресса, другие документы периода оккупации, труды современных историков, но и публикации воспоминаний бывших узников, с выдержками из которых благодаря книге знакомится российский читатель.

Нельзя обойти молчанием главу о еврейском Сопротивлении на оккупированных территориях бывшего СССР. В условиях нацистского террора (системы заложников и коллективной ответственности), отсутствия помощи, поддержки извне - ни советское правительство, ни Центральный штаб партизанского движения, разворачивавшегося на оккупированных территориях, не давали указаний партизанским отрядам помогать уцелевшим после акций беглецам из концлагерей и гетто (не говоря уже об организации боевых операций по спасению обреченных на гибель людей), евреи поднимались на борьбу с нацизмом. Илья Альтман дает четкую классификацию форм и методов борьбы, показывает их зависимость от внешних и внутренних условий во всем их многообразии. Как формы индивидуального сопротивления ученый рассматривает побеги с целью спасения жизни, переход линии фронта, вступление в партизанские отряды, отказ от сотрудничества с оккупантами с целью выдачи участников и т.д. Высшие формы борьбы - участие в восстаниях в гетто, а затем в составе партизанских отрядов, восстания и побеги в лагерях смерти. На карту нанесены населенные пункты, где происходили восстания, районы деятельности еврейских партизанских отрядов с указанием фамилий командиров. Приведена численность евреев-партизан в Литве, Белоруссии, на Украине, в России. Всего на территории СССР их насчитывается около 17,5 тысяч.

А ведь далеко не везде евреев принимали в партизанские отряды. Командиры-антисемиты сами грабили и убивали евреев, пришедших в отряд, отказывали им в приеме и отдавали на расправу нацистам и полицаям, но впоследствии остались безнаказанными, так как были оправданы советскими судебными инстанциями.

Читателю представлена плеяда прославленных командиров партизанских отрядов - евреев. Увы, среди них не упомянуто имя ныне живущего в Израиле бывшего командира партизанского разведывательно-диверсионного отряда имени Пожарского Леонида Беренштейна. К сожалению, отсутствуют даже приблизительные данные о половозрастном составе подпольщиков и партизан. Это, вероятно, вопрос будущего, как и, возможно, выделение при последующем переиздании (верится, что это произойдет!) подраздела о вкладе в борьбу с нацистами еврейской молодежи, детей и подростков.
Последний раздел книги - "Общество и Холокост". В нем исследуется, в частности, отношение советского правительства к Холокосту, выделены важнейшие хронологические этапы, начиная с прихода к власти Гитлера вплоть до распада СССР, и каждый наполнен конкретным содержанием. Можно ли было предотвратить гибель евреев Германии и оккупированной нацистами Польши, европейской части СССР, захваченной гитлеровцами в 1941-1942 годах, и несут ли за это ответственность наравне с "западными демократиями", не предоставившими им убежища, советское правительство и "лично товарищ Сталин"? Ведь с момента прихода к власти Гитлера вплоть до августа 1939 года, до сближения двух тоталитарных режимов (пакт Риббентропа-Молотова) СССР неоднократно осуждал расовую и юдофобскую политику нацистов, что нашло отражение в выступлениях Молотова в 1936 году, в освещении событий "Хрустальной ночи", в сталинском определении антисемитизма как пережитка каннибализма. Но дальше деклараций, указывает И. Альтман, дело не шло - вопрос о переселении еврейских беженцев из Германии в Биробиджан был решен не в их пользу постановлением Политбюро и секретными "Правилами въезда из-за границы в СССР…" для евреев в 1935 году. Не помогла и готовность "Агро-Джойнта" профинансировать переселение.

Историк освещает малоизвестный эпизод советско-германских отношений, когда в начале 1940 года руководители Берлинского и Венского бюро по делам еврейской эмиграции, будущие "творцы" "окончательного решения еврейского вопроса" Р. Гейдрих и А. Эйхман обратились к Советскому правительству принять в ЕАО еврейских беженцев из рейха (не менее 400 тысяч евреев из Австрии, Чехословакии и Германии и 1,8 миллиона польских евреев). Ни к одной другой стране Германия с этим предложением не обращалась. В руках Сталина оказались судьбы свыше двух миллионов будущих жертв Катастрофы. Отказом в приеме еврейских беженцев, сформулированным в записке из архива В. Молотова за подписью начальника Переселенческого управления при СНК СССР Е. Чекменева от 9 февраля 1940 года (текст ее приводится), советское правительство обрекло их на гибель в гетто и нацистских лагерях уничтожения. Кремль, считает историк, наравне с "западными демократиями" несет прямую ответственность и за отказ принять беженцев, и за отсутствие в условиях уже начавшейся Великой Отечественной войны действенных военно-политических мер, нацеливавших подпольщиков и партизан на помощь узникам гетто и концлагерей. Непризнание же важности Холокоста в годы войны, несмотря на специальное советское заявление "Осуществление гитлеровскими властями плана уничтожения еврейского населения Европы" от 19 декабря 1942 года (оно было скорее вынужденным шагом для укрепления реноме перед западными союзниками и международными еврейскими организациями), неизбежно вело к его замалчиванию в послевоенные годы, что, как известно, проявилось в многочисленных запретах выделять еврейские жертвы нацизма (прекращение подготовки к печати "Черной книги" и упоминаний о еврейском геноциде, отказ от увековечения памяти жертв, объявление сохранения памяти о них "буржуазным еврейским национализмом", забвение подвига спасителей евреев - Праведников мира, рисковавших жизнью), вытравлялась сама память…

При сканировании обложки книги в черно-белом варианте ее название - "Жертвы ненависти" - теряется, почти сливаясь с темным "бакграундом". Не должно. Потому что набрано красным. Кровь человеческая - красная…

Григорий РЕЙХМАН (Израиль)
Специально для "ЕН"


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки