№ 19 (43)
от 28.5.2003
Хасиды поддержали правых
Бельгийские правые получили на выборах больше голосов, чем прежде, и в этом им помогли антверпенские хасиды.
В воскресенье 18 мая Фламандский блок, давно привлекший к себе внимание своей антииммигрантской программой и заигрыванием с неонацистскими движениями Европы, получил 19% голосов, став третьей крупнейшей партией Бельгии. В районе Антверпена результат выборов оказался поразительным: из 24 представителей различных партий, которые займут свои места в парламенте страны, больше всех - 7 мест получили представители Фламандского блока.
Странно, но, по мнению членов еврейской общины, своим успехом блок, во всяком случае отчасти, обязан евреям Антверпена, и в особенности хасидской общине.
40 тысяч бельгийских евреев - даже объединившись вокруг одного кандидата, не смогли бы обеспечить ему места в парламенте - поровну поделены между Антверпеном и Брюсселем. Брюссельскую общину составляют и светские и традиционные евреи, а в Антверпене живут в основном современные ортодоксы и хасиды.
В прошлом еврейские организации помогали удерживать Фламандский блок на обочине национальной политики. После 1992 года, когда блок впервые добился успеха на выборах, центристские политические партии страны согласились не кооперироваться с ним, чтобы воспрепятствовать вхождению его представителей в правительство. Запрет на кооперирование с блоком получил название "санитарный кордон" и был принят по просьбе евреев-политиков из ведущих бельгийских партий и представителей местной еврейской общины.
Десять лет назад сопротивление растущему влиянию блока было очевидно и достаточно легко объяснимо. В 1992 году все были согласны, что программа блока под названием "70 пунктов" очень похожа на нацистские Нюрнбергские законы. Было известно, что лидер партии Филип Девинтер часто посещает неонацистские сборища в разных городах Европы, числит австрийского политика правого толка Йорга Хайдера своим другом и считает Холокост и нацистские газовые камеры "историческим эпизодом". Также было широко известно - хотя сам Девинтер это и отрицал, - что блок связан с Сент-Маартенфондс, организацией, созданной в 1953 году бельгийскими членами СС и бывшими солдатами, которые вместе с германскими войсками воевали против Красной армии на Восточном фронте. Несколько видных членов блока продолжали открыто посещать собрания Сент-Маартенфондс.
Сильная еврейская оппозиция блоку мешала Девинтеру. И он решил: если главным препятствием на пути его вхождения в политический истеблишмент являются евреи, то они же могут и открыть двери правительства для его блока. И Девинтер изменил политику партии, убрав подальше исповедуемые блоком нацистские теории. И еще Девинтер принялся публично осуждать расистские и антисемитские высказывания членов его партии.
Между тем волна антисемитских нападений, поднявшаяся в Бельгии с началом интифады, явилась настоящим прорывом для блока. В конце 2000 - начале 2001 годов, когда марокканская молодежь чуть ли каждую неделю вербально или физически атаковала ортодоксальных евреев, блок громко и открыто заявил о своей поддержке евреев. И установил связь с хасидской общиной - посредством активной переписки и на личном уровне.
Есть сведения, что блок начал регулярно направлять письма еврейской общине еще в 1995 году. Блок всегда старался заранее известить хасидскую общину о том, что кто-то из его представителей намерен выступить в парламенте на интересующие евреев темы. Задолго до предполагаемого выступления блок рассылал по еврейским домам тексты речей, часто переведенные на идиш.
Смысл всех этих действий предельно прост: желание внушить еврейской общине, что ее хотят защитить от марокканской молодежи и ее антисемитских действий.
За несколько недель до последних выборов прошли слухи, что за блок намерено голосовать более 80% членов хасидской общины и примерно столько же современных ортодоксов и даже светских евреев Антверпена. По мере приближения дня выборов пропаганда блока в еврейской общине шла все активнее. Политические листовки раздавались в большинстве еврейских магазинов, в общинных домах и даже в синагогах.
На первый взгляд, кажется поразительным, что евреи-хасиды поддерживают ультраправую партию. Однако некоторые наблюдатели считают это вполне естественным. Как группа, говорят они, хасиды очень подвержены пропаганде: хасидская община изолирована, у большинства семей нет телевизоров, а у многих и радио, они не выписывают газет. Хасиды не только живут отдельно от бельгийского общества, зачастую они очень мало вообще о нем знают - и меньше всего о политике и средствах современной политической пропаганды.
Стратегия Фламандского блока "обратить в свою веру" евреев-хасидов долго оставалась незамеченной большинством бельгийских евреев. И только незадолго до выборов разные силы в общине обнаружили, что происходило у них под носом на протяжении нескольких лет. И произошло это благодаря открытому письму с призывом голосовать за блок, распространенному через Интернет по еврейскому списку рассылки Тами Лорье, голландским евреем - сторонником блока. Появление этого письма спровоцировало ожесточенные споры в еврейской общине.
Буквально в последнюю минуту была предпринята попытка убедить евреев Антверпена не голосовать за блок: Генри Розенберг, автор многих известных в стране веб-сайтов, организовал неформальный вечер. Чтобы привлечь на него религиозных евреев, встречу устроили в здании ортодоксальной хасидской организации "Агудат-Исраэль", где была возможность рассадить женщин и мужчин раздельно. Организаторы хотели объяснить евреям, какая опасность исходит от экстремистских партий - как правых, так и левых. Пример последних в Бельгии - партия "Сопротивление". Это название, по замыслу главного местного мусульманского подстрекателя Диаба Абу Яхьи, перекликается с арабским словом "интифада".
На вечер пришли всего человек пятьдесят. Перед собравшимися выступили евреи-политики - Фред Эрдман, уходящий в отставку депутат парламента из Социалистической партии, и Клод Мариновер из Либеральной партии. Они и пытались убедить людей в опасности экстремизма для еврейской общины.
Мариновер, член горсовета Антверпена и президент городской общины современных ортодоксов, который в воскресенье 18 мая был избран в парламент страны, пытался убедить аудиторию, что поддержка, которую выказывает евреям Фламандский блок, не имеет под собой никакой реальной основы. "Они только делают шум, но шум этот совершенно бессмысленный: почти все, что они говорят, они предпочитают говорить громко, - сказал Мариновер. - На самом-то деле, я первым открыто заявил об антисемитских выступлениях молодых марокканцев, рассказал, как они сталкивают с велосипедов евреев, оскорбляют и бьют их. И я до сих пор первым поднимаю подобные вопросы и прилагаю реальные усилия, чтобы изменить ситуацию".
Не поддается точному подсчету, какую поддержку получил блок от еврейской общины: перед выборами среди антверпенских евреев не проводилось никаких опросов, а опубликованные результаты голосования содержат информацию о численности голосов, полученных той или иной партией в городах и крупных районах без указания конкретных кварталов. Так что вычленить из общего хора хасидские голоса не представляется возможным.
Вне зависимости от того, какая доля хасидов отдала свои голоса депутатам блока, примечательно с точки зрения многих наблюдателей то, что евреи-политики из ведущих бельгийских партий, такие как Эрдман и Мариновер, до начала выборов не пытались противостоять пропаганде блока среди евреев. Эрдман и Мариновер, впрочем, заявили, что взялись за дело, едва узнав о происходящем.
Рейчел ЛЕВИ
JTA
Постоянный адрес статьи:
|