На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

19.11.2003
№ 42 (66)

12.11.2003
№ 41 (65)

5.11.2003
№ 40 (64)

29.10.2003
№ 39 (63)

22.10.2003
№ 38 (62)

8.10.2003
№ 37 (61)

1.10.2003
№ 36 (60)

24.9.2003
№ 35 (59)

17.9.2003
№ 34 (58)

9.9.2003
№ 33 (57)

4.9.2003
№ 32 (56)

27.8.2003
№31 (55)

20.8.2003
№30 (54)

13.8.2003
№29 (53)

29.7.2003
№ 28 (52)

23.7.2003
№27 (51)

16.7.2003
№ 26 (50)

9.7.2003
№ 25 (49)

2.7.2003
№ 24 (48)

25.6.2003
№ 23 (47)

18.6.2003
№ 22 (46)

10.6.2003
№ 21 (45)

4.6.2003
№ 20 (44)

28.5.2003
№ 19 (43)

21.5.2003
№ 18 (42)

14.5.2003
№ 17 (41)

30.4.2003
№ 16 (40)

23.4.2003
№ 15 (39)

16.4.2003
№ 14 (38)

9.4.2003
№ 13 (37)

2.4.2003
№ 12 (36)

26.3.2003
№ 11 (35)

19.3.2003
№ 10 (34)

12.3.2003
№ 9 (33)

5.3.2003
№ 8 (32)

26.2.2003
№ 7 (31)

19.2.2003
№ 6 (30)

12.2.2003
№ 5 (29)

5.2.2003
№ 4 (28)

29.1.2003
№ 3 (27)

22.1.2003
№ 2 (26)

15.1.2003
№ 1 (25)

2004 г.
2003 г.
2002 г.


Газета "Еврейские новости"

№ 19 (43)

от 28.5.2003

Хасиды поддержали правых

Бельгийские правые получили на выборах больше голосов, чем прежде, и в этом им помогли антверпенские хасиды.

В воскресенье 18 мая Фламандский блок, давно привлекший к себе внимание своей антииммигрантской программой и заигрыванием с неонацистскими движениями Европы, получил 19% голосов, став третьей крупнейшей партией Бельгии. В районе Антверпена результат выборов оказался поразительным: из 24 представителей различных партий, которые займут свои места в парламенте страны, больше всех - 7 мест получили представители Фламандского блока.

Странно, но, по мнению членов еврейской общины, своим успехом блок, во всяком случае отчасти, обязан евреям Антверпена, и в особенности хасидской общине.

40 тысяч бельгийских евреев - даже объединившись вокруг одного кандидата, не смогли бы обеспечить ему места в парламенте - поровну поделены между Антверпеном и Брюсселем. Брюссельскую общину составляют и светские и традиционные евреи, а в Антверпене живут в основном современные ортодоксы и хасиды.

В прошлом еврейские организации помогали удерживать Фламандский блок на обочине национальной политики. После 1992 года, когда блок впервые добился успеха на выборах, центристские политические партии страны согласились не кооперироваться с ним, чтобы воспрепятствовать вхождению его представителей в правительство. Запрет на кооперирование с блоком получил название "санитарный кордон" и был принят по просьбе евреев-политиков из ведущих бельгийских партий и представителей местной еврейской общины.

Десять лет назад сопротивление растущему влиянию блока было очевидно и достаточно легко объяснимо. В 1992 году все были согласны, что программа блока под названием "70 пунктов" очень похожа на нацистские Нюрнбергские законы. Было известно, что лидер партии Филип Девинтер часто посещает неонацистские сборища в разных городах Европы, числит австрийского политика правого толка Йорга Хайдера своим другом и считает Холокост и нацистские газовые камеры "историческим эпизодом". Также было широко известно - хотя сам Девинтер это и отрицал, - что блок связан с Сент-Маартенфондс, организацией, созданной в 1953 году бельгийскими членами СС и бывшими солдатами, которые вместе с германскими войсками воевали против Красной армии на Восточном фронте. Несколько видных членов блока продолжали открыто посещать собрания Сент-Маартенфондс.

Сильная еврейская оппозиция блоку мешала Девинтеру. И он решил: если главным препятствием на пути его вхождения в политический истеблишмент являются евреи, то они же могут и открыть двери правительства для его блока. И Девинтер изменил политику партии, убрав подальше исповедуемые блоком нацистские теории. И еще Девинтер принялся публично осуждать расистские и антисемитские высказывания членов его партии.

Между тем волна антисемитских нападений, поднявшаяся в Бельгии с началом интифады, явилась настоящим прорывом для блока. В конце 2000 - начале 2001 годов, когда марокканская молодежь чуть ли каждую неделю вербально или физически атаковала ортодоксальных евреев, блок громко и открыто заявил о своей поддержке евреев. И установил связь с хасидской общиной - посредством активной переписки и на личном уровне.

Есть сведения, что блок начал регулярно направлять письма еврейской общине еще в 1995 году. Блок всегда старался заранее известить хасидскую общину о том, что кто-то из его представителей намерен выступить в парламенте на интересующие евреев темы. Задолго до предполагаемого выступления блок рассылал по еврейским домам тексты речей, часто переведенные на идиш.

Смысл всех этих действий предельно прост: желание внушить еврейской общине, что ее хотят защитить от марокканской молодежи и ее антисемитских действий.

За несколько недель до последних выборов прошли слухи, что за блок намерено голосовать более 80% членов хасидской общины и примерно столько же современных ортодоксов и даже светских евреев Антверпена. По мере приближения дня выборов пропаганда блока в еврейской общине шла все активнее. Политические листовки раздавались в большинстве еврейских магазинов, в общинных домах и даже в синагогах.

На первый взгляд, кажется поразительным, что евреи-хасиды поддерживают ультраправую партию. Однако некоторые наблюдатели считают это вполне естественным. Как группа, говорят они, хасиды очень подвержены пропаганде: хасидская община изолирована, у большинства семей нет телевизоров, а у многих и радио, они не выписывают газет. Хасиды не только живут отдельно от бельгийского общества, зачастую они очень мало вообще о нем знают - и меньше всего о политике и средствах современной политической пропаганды.

Стратегия Фламандского блока "обратить в свою веру" евреев-хасидов долго оставалась незамеченной большинством бельгийских евреев. И только незадолго до выборов разные силы в общине обнаружили, что происходило у них под носом на протяжении нескольких лет. И произошло это благодаря открытому письму с призывом голосовать за блок, распространенному через Интернет по еврейскому списку рассылки Тами Лорье, голландским евреем - сторонником блока. Появление этого письма спровоцировало ожесточенные споры в еврейской общине.

Буквально в последнюю минуту была предпринята попытка убедить евреев Антверпена не голосовать за блок: Генри Розенберг, автор многих известных в стране веб-сайтов, организовал неформальный вечер. Чтобы привлечь на него религиозных евреев, встречу устроили в здании ортодоксальной хасидской организации "Агудат-Исраэль", где была возможность рассадить женщин и мужчин раздельно. Организаторы хотели объяснить евреям, какая опасность исходит от экстремистских партий - как правых, так и левых. Пример последних в Бельгии - партия "Сопротивление". Это название, по замыслу главного местного мусульманского подстрекателя Диаба Абу Яхьи, перекликается с арабским словом "интифада".

На вечер пришли всего человек пятьдесят. Перед собравшимися выступили евреи-политики - Фред Эрдман, уходящий в отставку депутат парламента из Социалистической партии, и Клод Мариновер из Либеральной партии. Они и пытались убедить людей в опасности экстремизма для еврейской общины.
Мариновер, член горсовета Антверпена и президент городской общины современных ортодоксов, который в воскресенье 18 мая был избран в парламент страны, пытался убедить аудиторию, что поддержка, которую выказывает евреям Фламандский блок, не имеет под собой никакой реальной основы. "Они только делают шум, но шум этот совершенно бессмысленный: почти все, что они говорят, они предпочитают говорить громко, - сказал Мариновер. - На самом-то деле, я первым открыто заявил об антисемитских выступлениях молодых марокканцев, рассказал, как они сталкивают с велосипедов евреев, оскорбляют и бьют их. И я до сих пор первым поднимаю подобные вопросы и прилагаю реальные усилия, чтобы изменить ситуацию".

Не поддается точному подсчету, какую поддержку получил блок от еврейской общины: перед выборами среди антверпенских евреев не проводилось никаких опросов, а опубликованные результаты голосования содержат информацию о численности голосов, полученных той или иной партией в городах и крупных районах без указания конкретных кварталов. Так что вычленить из общего хора хасидские голоса не представляется возможным.

Вне зависимости от того, какая доля хасидов отдала свои голоса депутатам блока, примечательно с точки зрения многих наблюдателей то, что евреи-политики из ведущих бельгийских партий, такие как Эрдман и Мариновер, до начала выборов не пытались противостоять пропаганде блока среди евреев. Эрдман и Мариновер, впрочем, заявили, что взялись за дело, едва узнав о происходящем.

Рейчел ЛЕВИ
JTA


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки