На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

4.6.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 20 (44)

28.5.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 19 (43)

21.5.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 18 (42)

14.5.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 17 (41)

30.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 16 (40)

23.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 15 (39)

16.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 14 (38)

9.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 13 (37)

2.4.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 12 (36)

26.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 11 (35)

19.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 10 (34)

12.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 9 (33)

5.3.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 8 (32)

26.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 7 (31)

19.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 6 (30)

12.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 5 (29)

5.2.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 4 (28)

29.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3 (27)

22.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 2 (26)

15.1.2003
"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 1 (25)

2003 г.
2002 г.


Газета "Еврейские новости"

"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 19 (43)

от 28.5.2003

Консолидация и размежевание

Совет директоров Европейского совета еврейских общин в Москве.

23-24 мая в Москве, в офисе Российского еврейского конгресса, проходила Встреча Совета директоров Европейского совета еврейских общин (ECJC).
Во встрече приняли участие около 30 руководителей еврейских организаций из стран Западной и Восточной Европы, республик бывшего СССР и России.
ECJC - ведущая европейская еврейская организация, которая объединяет общины и организации практически всех государств Западной и Восточной Европы и координирует их деятельность. С начала 1990-х годов в ее состав входит ряд городских и федеральных российских еврейских организаций, в том числе Российский еврейский конгресс. Многие российские еврейские лидеры представлены в руководящих органах ECJC.

Российский еврейский конгресс впервые собрал еврейских лидеров на территории будущего Московского еврейского общинного комплекса "На Горке": основные рабочие мероприятия проходили в офисе РЕК, а субботние религиозные службы - в Большой хоральной синагоге.

В течение двух дней лидеры еврейских общин обсуждали вопросы еврейской идентичности, антисемитизма, взаимодействия общин с Государством Израиль. Обсуждалось сотрудничество в сфере образования, благотворительности, культуры, молодежных программ.

Воспитание подрастающего поколения является сегодня особой заботой еврейской Европы, поскольку ассимиляция серьезно угрожает будущему общин, оценивающих национальную идентичность как религиозный фактор. Снижение посещаемости синагог привело к тому, что в ряде ведущих европейских общин существование ежедневного миньяна поддерживается за счет оплачиваемых "профессиональных" евреев.

Нынешнее положение в мире ставит перед европейскими евреями ряд вызовов, в частности это и усиление европейского антисемитизма, принимающего откровенно расистские формы. Поджоги синагог, избиения религиозных и нерелигиозных евреев, кампания травли еврейского государства в общенациональных СМИ заставляют европейских евреев с тревогой вглядываться в будущее. Евреи становятся главной мишенью местных исламистов и жертвой конформизма местных политиков.

Палестинская интифада не только консолидировала израильское общество, но и расколола Европу. Еврейские лидеры, еще недавно чувствовавшие себя комфортно в общеевропейском доме, начинают осознавать, что само существование общин находится под угрозой.

Первый день работы был посвящен видению российской еврейской общиной будущего как российского, так и европейского еврейства, а также ее подходу к европейской интеграции. В качестве основного докладчика выступил президент РЕК Евгений Сатановский. После его выступления была развернута дискуссия, связанная в первую очередь с особым подходом российской еврейской общины к строительству общеевропейского еврейского дома. Дискуссия была достаточно бурной, поскольку сегодня российское еврейство отнюдь не готово быть статистом в еврейской Европе.

Российская еврейская община в финансовом плане значительно более состоятельна и динамична, чем европейские общины. Ее институты бурно развиваются, в то время как европейское еврейство переживает период стагнации, и не столько "наступает", захватывая новые культурные плацдармы, сколько обороняется от внешнего противника - местного антисемитизма и агрессивной исламской ксенофобии.

Интеграция российских евреев в общеевропейское еврейство находится сегодня на том же уровне, что и интеграция России в европейское сообщество. Российские евреи, как и Россия, безусловно, часть Европы в культурном и цивилизационном отношении. Однако их внутренняя система, интересы и долгосрочная стратегия расходятся.

"Еврейская Москва" все более консолидирует вокруг себя еврейские общины на просторах бывшего СССР, делая одновременно смелые заявки на присутствие в Германии, США и Израиле. Еврейская Европа, напротив, сталкивается с серьезными проблемами в интеграции восточноевропейского еврейства и выходцев с территории бывшего СССР в своей среде.

Лидеры еврейской России сегодня заинтересованы не столько в интеграции в еврейскую Европу, сколько в отстаивании своих интересов в общемировых программах, где зачастую растворение в европейском пространстве скорее мешает. Российская община все более понимает собственную консолидирующую роль на мировом еврейском пространстве и значительную разницу между европейскими проблемами и проблемами России. Это касается и взаимодействия с Государством Израиль, и уровня антисемитизма, который в Европе значительно превышает российский, и возможностей политического лоббирования. Стоит ли говорить о том, что Россия входит в неформальный антитеррористический альянс с США и Израилем, в то время как основная часть европейских стран лишь демонстрирует символическую солидарность.

Эта позиция вызвала понимание у представителей европейских общин. Тем более что на сегодняшний день российская еврейская община по уровню средств, привлекаемых на свои программы, занимает второе место среди общин диаспоры после общины США.

Бурная дискуссия развернулась вокруг использования русского языка в качестве языка, консолидирующего "русскоязычных" евреев. Агрессивные выступления представителей Эстонии и Литвы, включавшие упоминания об оккупации, легко могут быть объяснены боязнью маленьких, слабых и финансово несамостоятельных общин этих государств показаться "пятой колонной" в условиях роста агрессивного национализма.

Во второй день работы Совет директоров обсуждал ряд внутренних вопросов организации. В вечернем заседании, посвященном актуальным проблемам внутренней жизни, стоящим перед российской общиной, приняли участие ректор Еврейского университета в Москве Александр Милитарев, руководитель Центра иудаики и еврейской цивилизации ИСАА МГУ Аркадий Ковельман, главный редактор газеты "Еврейские новости" Николай Пропирный, президент российского отделения благотворительной организации "ХАМА" Грета Елинсон и директор центра "Сэфер" Виктория Мочалова.

А. ЯРЦЕВ


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки