На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

13.8.2003
№29 (53)

29.7.2003
№ 28 (52)

23.7.2003
№27 (51)

16.7.2003
№ 26 (50)

9.7.2003
№ 25 (49)

2.7.2003
№ 24 (48)

25.6.2003
№ 23 (47)

18.6.2003
№ 22 (46)

10.6.2003
№ 21 (45)

4.6.2003
№ 20 (44)

28.5.2003
№ 19 (43)

21.5.2003
№ 18 (42)

14.5.2003
№ 17 (41)

30.4.2003
№ 16 (40)

23.4.2003
№ 15 (39)

16.4.2003
№ 14 (38)

9.4.2003
№ 13 (37)

2.4.2003
№ 12 (36)

26.3.2003
№ 11 (35)

19.3.2003
№ 10 (34)

12.3.2003
№ 9 (33)

5.3.2003
№ 8 (32)

26.2.2003
№ 7 (31)

19.2.2003
№ 6 (30)

12.2.2003
№ 5 (29)

5.2.2003
№ 4 (28)

29.1.2003
№ 3 (27)

22.1.2003
№ 2 (26)

15.1.2003
№ 1 (25)

2003 г.
2002 г.


Газета "Еврейские новости"

№ 25 (49)

от 9.7.2003

Цена вопроса

Чего больше принесла Октябрьская революция евреям в Российской империи - вреда или пользы?

Геннадий КОСТЫРЧЕНКО, историк
- Мне кажется, Октябрьскую революцию следует рассматривать как позитивное событие для еврейства. Хотя роль Февральской революции была более продуктивной, поскольку именно Февральская революция сняла все национальные и религиозные ограничения с евреев. Но Октябрьская революция имела более существенные последствия, по крайней мере, в том, что открыла реально широкую дорогу в возможности получения образования, в возможности доступа во все сферы государственной, культурной жизни страны, к руководству страной. Широкие массы еврейства получили возможность реально проявить себя во всех сферах новой жизни. То есть Октябрьская революция принесла пользу не столько интеллектуальной верхушке, сколько широким массам еврейского народа. В советский период евреи составляли значительный процент учащихся в вузах, в области культуры, искусства, науки, производства и так далее. Хотя были и негативные явления - репрессии, гонения, предпринятые сверху. Но в целом Октябрьская революция принесла больше пользы и больше возможностей для самореализации, особенно в 20-30-е годы. С 40-50-х годов процесс стал перерождаться в свою противоположность.

Александр СТЕПАНСКИЙ, доктор исторических наук, профессор
- Одним - больше пользы, другим - больше вреда. После Октябрьской революции резко повысилась социальная мобильность евреев. Евреи получили доступ в ранее недоступные сферы - прежде всего, в государственный аппарат и в науку. Повысилась возможность получения образования. Вред, полученный евреями, во многом носил характер, общий для всех жителей Советского Союза. Но к этому, конечно, надо добавить политику государственного антисемитизма. Эта политика в ряде отношений была хуже царской политики. Например, в Российской империи не запрещалась литература на еврейских языках, не происходил полный разгром еврейской культуры.

Лазарь ШЕРЕШЕВСКИЙ, поэт, член Союза писателей
- С точки зрения общечеловеческой, пользы было больше. Правда, несколько раньше Октябрьской революции после Февральской революции была отменена черта оседлости, отменена процентная норма. Евреи получили более широкий доступ к образованию, к престижным государственным и другим должностям. Русские евреи получили такое же количество прав, какое имели европейские евреи еще в XIX веке после Великой Французской революции. Октябрьская революция принесла юридическое освобождение еврейскому населению - равенство перед законом, равенство возможностей, в некоторых случаях льготы, поскольку была установка оказывать больше внимания и давать некоторые привилегии тем национальностям, которые наиболее угнетались в царской России. С этой целью при ЦК КПСС была создана еврейская секция (евсекция). Но деятельность этой секции базируется на сугубо классовом принципе - евреи, как и представители всех прочих национальностей, делились на трудящихся и эксплуататоров. К эксплуататорам относились еврейская буржуазия, купечество и духовенство. Евреи стали бурно приобщаться к общесоветской культуре, построенной на идеологических основах; одновременно происходило разложение специфически еврейской культуры. Большевики ликвидировали хедеры, иешивы; иврит был объявлен языком буржуазии и духовенства, книги на иврите не издавались. Театр "Габима", который работал на иврите, был вынужден эмигрировать, он не получал поддержку государства. Что касается культурных учреждений, работавших на идише и носивших светский характер, то они более 20-25 лет пользовались поддержкой. Выходили книги на идише, работали еврейские театры, были школы с преподаванием на идише. Так продолжалось примерно до начала 30-х годов.
На переломе 1933-1934 годов, когда очень многие молодые люди получили образование на русском, украинском, белорусском языках, число учеников в школах на идише стало сокращаться, и постепенно школы эти закрылись. Я сам учился в русской школе в Киеве, куда при мне перевели ребят из закрывшейся еврейской школы. Это было в 1935 году. Зато огромное количество получившей образование еврейской молодежи влилось в общесоветскую систему науки, культуры, искусства, хозяйствования. А так как, не считая сугубо идеологической сферы, советская наука и хозяйствование в общем строились исходя из тех же принципов, что и общеевропейское и общемировое хозяйство, то широкое приобщение российского еврейства к этому делу, безусловно, оказалось положительным. И сейчас в Израиле работают огромное количество специалистов, получивших общемировое экономическое, хозяйственное, математическое и прочее образование в школах и вузах Советского Союза. Это может считаться пользой.
Вред. Первое - угнетение и уничтожение еврейской культуры, базирующейся на иврите и религиозном наследии еврейского народа. Второе - усиленная естественная, а иногда и вынужденная ассимиляция. Третье - вредоносная антисемитская кампания в послевоенное время, осуществлявшаяся властью, которая считала себя наследницей идей Октябрьской революции, но на практике от этих идей давно отступившая. Все действия, осуществлявшиеся в период между 46-м и 53-м годами в отношении евреев, ничего общего с принципами Октябрьской революции не имели, ибо была подавлена и физически уничтожена культура на языке идиш, закрыты газеты, а также театры и другие культурные учреждения. Поскольку в 20-30-е годы шла борьба по классовому принципу, то было закрыто большое количество синагог. Остались только синагоги, осуществляющие представительские функции, призванные показать, что в Советском Союзе никто не запрещает ходить в синагоги.
Почему я считаю, что Октябрьская революция принесла больше пользы, чем вреда? Во-первых, потому что примерно за четверть века из среды советского еврейства, благодаря принципам Октябрьской революции, вышло очень много просвещенных людей, поднявшихся к высотам мировой науки и культуры. Возможно, что эти талантливые люди все равно добились бы своего, но благодаря возможностям, открывшимся после Октябрьской революции, это произошло быстрее, чем могло бы произойти в дореволюционной России. Во-вторых, польза Октябрьской революции для еврейского населения Российской империи заключалась еще и в том, что совершенно исчезла дискриминация еврейства по религиозному признаку. При царе если еврей принимал христианство, он переставал считаться евреем и не преследовался. После войны преследования евреев носили характер государственно-этнический - евреи преследовались, даже если они принимали другое вероисповедание или были атеистами. В общем, с небольшим перевесом можно считать, что пользы было больше.

Валерий КАДЖАЯ, журналист
- На мой взгляд, Октябрьская революция принесла евреям Российской империи гораздо больше пользы, чем вреда, чего не скажешь о русских, там все было наоборот. Евреи были париями, лишенными не только гражданских прав, но и просто права считаться нормальными людьми. Они были в Российской империи недочеловеки. К 1917 году уже образовалась достаточно большая прослойка евреев, вышедших в люди, - адвокатов, врачей, ученых, политических деятелей и т.д. Но эта прослойка была в высшей степени тонкой. Основная масса евреев продолжала прозябать в положении людей второго сорта. Октябрьская революция ликвидировала понятие сортности, все получили равенство - не формальное, а фактическое. К сожалению, Октябрьская революция была охлократической, то есть революцией черни, толпы. А поскольку часть еврейского населения как раз составляла чернь, то она очень быстро нашла общий язык с российской чернью. И получился тот самый сплав, который мы называем "советская власть". Эта советская власть (охлократия) с одинаковым остервенением уничтожала и русский культурный слой, который был несравненно толще еврейского, но от еврейского вообще ничего не оставила. Обилие евреев в различных институтах власти, культуры, искусства, науки и т.д. в 20-30-х годах объясняется исключительно тем, что они заняли нишу выбитой русской интеллигенции и аристократии. Однако благодаря вековой тяге к духовности и образованию еврейская чернь очень быстро окультуривалась и, сливаясь с новой русской интеллигенцией, создала новый культурный сплав, который мы имеем сейчас. Быстрейшему окультуриванию и очеловечиванию еврейского охлоса во многом способствовал, как это ни цинично звучит, Большой террор 30-х годов. Евреи должны быть признательны Сталину за то, что благодаря тайной политике государственного антисемитизма, начатой им в конце 30-х годов, евреев массово вычистили из карательных органов (НКВД-МГБ), партийных и других властных структур. Правда, под горячую сталинскую руку попало немало честных и порядочных евреев. Но это была всеобщая картина. В результате усиливавшегося с каждым годом государственного антисемитизма евреи воленс-ноленс устремились в науку, культуру, искусство, медицину и другие общественно-полезные сферы деятельности.


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки