На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

19.11.2003
№ 42 (66)

12.11.2003
№ 41 (65)

05.11.2003
№ 40 (64)

29.10.2003
№ 39 (63)

22.10.2003
№ 38 (62)

08.10.2003
№ 37 (61)

01.10.2003
№ 36 (60)

24.09.2003
№ 35 (59)

17.09.2003
№ 34 (58)

09.09.2003
№ 33 (57)

04.09.2003
№ 32 (56)

27.08.2003
№31 (55)

20.08.2003
№30 (54)

13.08.2003
№29 (53)

29.07.2003
№ 28 (52)

23.07.2003
№27 (51)

16.07.2003
№ 26 (50)

09.07.2003
№ 25 (49)

02.07.2003
№ 24 (48)

25.06.2003
№ 23 (47)

18.06.2003
№ 22 (46)

10.06.2003
№ 21 (45)

04.06.2003
№ 20 (44)

28.05.2003
№ 19 (43)

21.05.2003
№ 18 (42)

14.05.2003
№ 17 (41)

30.04.2003
№ 16 (40)

23.04.2003
№ 15 (39)

16.04.2003
№ 14 (38)

09.04.2003
№ 13 (37)

02.04.2003
№ 12 (36)

26.03.2003
№ 11 (35)

19.03.2003
№ 10 (34)

12.03.2003
№ 9 (33)

05.03.2003
№ 8 (32)

26.02.2003
№ 7 (31)

19.02.2003
№ 6 (30)

12.02.2003
№ 5 (29)

05.02.2003
№ 4 (28)

29.01.2003
№ 3 (27)

22.01.2003
№ 2 (26)

15.01.2003
№ 1 (25)

2004 г.
2003 г.
2002 г.


Газета "Еврейские новости"

№ 26 (50)

от 16.07.2003

Цена вопроса

Смешанные браки евреев в XXI веке - aссимиляция или обновление?

Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных объединений и организаций в России, раввин общины современного иудаизма "Гинейни"
- Смешанные браки - это факт, который характеризует еврейскую общину в России, и мы должны сделать все возможное, чтобы эти семьи стали членами наших общин. Это только усилит наши общины. Поэтому община современного иудаизма, в частности, делает все, что может, для того, чтобы такие ассимилированные семьи стали членами общины "Гинейни" и других общин. Есть много примеров того, как из ассимилированных семей получаются замечательные волонтеры, активные члены общины. Я думаю, это путь к обновлению. Ведь каждое поколение привносит в еврейскую жизнь что-то новое. Ассимилированные семьи вносят новые элементы в жизнедеятельность еврейской общины.

Борис КАМЯНОВ, израильский литератор
- "Смешанные браки" - ассимиляция для евреев и, возможно, обновление для тех народов, к которым относятся их партнеры, смотря что под словом "обновление" понимать. У евреев нет понятия "смешанный брак"; если еврей живет с нееврейкой или еврейка - с неевреем, Галаха такую связь браком не считает.

Хаим-Арон ФЕЙГЕНБАУМ, Институт изучения иудаизма под руководством А. Штейнзальца в СНГ
- Я считаю, что происходит ассимиляция. Если у ребенка мать - еврейка, а отец - нет, то есть еще надежда, что ребенок вернется в русло еврейской традиции. Но мне кажется, что в результате смешанных браков происходит полное размывание еврейских традиций.

Элиягу ВАЛК, генеральный директор израильской Ассоциации по изучению еврейских общин
- Для меня лично смешанные браки что в XXI веке, что в XX, XIX, что в V веке - одно и то же. Евреям заповедано вступать в брак только с евреями. Любое отступление является если и не вероотступничеством, то нарушением канонов. В Соединенных Штатах считают правильным привлекать не евреев в еврейские общины с расчетом на то, что эти люди с течением времени примут иудаизм. Я считаю, что нам не нужны смешанные браки. У нас достаточное количество евреев, чтобы можно было жениться на еврейках и выходить замуж за евреев и рожать много детей, чтобы умножать еврейский народ. Если же кто-то хочет перейти в иудаизм, стать евреем, пройти гиюр, то в нашей религии существует четко выработанное отношение - мы не должны отталкивать гера, прозелита. Но евреи не занимаются миссионерством.
Конечно, если смешанный брак уже совершен, то не еврей, вступивший в него, не должен подвергаться остракизму, он должен быть принят в лоно еврейской общины с тем, чтобы впоследствии он перешел в иудаизм. Я не вижу тут никакого обновления, смешанный брак - это путь к ассимиляции, если не в первом поколении, то во втором.

Роман СПЕКТОР, вице-президент Ваада России
- Как и в любом другом социальном явлении, за которым стоят традиционные ценности, трудно разделить угрозы, риски и видимые перспективы. Так что надо согласиться с тем, что у каждой монетки есть две стороны. И самый факт, а также множество случаев смешанных браков могут иметь не столько ситуативные (общественно-политические), но и исторические тенденции, которые мы наблюдаем с весьма развитым и хорошо институализированным американским еврейством, сохраняющие свое влияние и динамику, несмотря на все пессимистические оценки ультраортодоксов. Видеть в этом исключительно процесс ассимиляции - значит, смотреть на монетку только с одной стороны. Анализ процесса и в нашей стране, и на всем постсоветском пространстве не дает пока достаточных оснований, чтобы смотреть на это с пессимизмом. Поэтому все зависит от жизнеспособности еврейских институтов, от того гуманитарного, финансового и организационного ресурса, который может быть задействован для обеспечения стратегии устойчивого развития еврейской жизни в нашей стране.

Евсей ЦЕЙТЛИН, писатель, редактор ежемесячника "Шалом" (Чикаго)
- Вопрос звучит грустно. Потому что ответ давным-давно известен: смешанные браки ведут к ассимиляции, а это - тупик. Главная и безусловная угроза существованию еврейского народа. Об этом много и страстно говорили наши мудрецы. Напоминания об этом - едва ли не на каждой странице нашей истории. Что может изменить здесь XXI век? Разве что подтвердить старую истину. А "обновление" для еврея всегда связано с другим. Он возвращается к Торе, осознает свою миссию на земле, вслушивается в тихий голос еврейской души, который не может заглушить "цивилизация".

Феликс ДЕКТОР, председатель клуба русско-еврейской интеллигенции "Ковчег"
- Умом хотелось бы жениться на еврейке, но сердцу не прикажешь: я с юных лет влюблялся совсем не в еврейских девушек, а напротив, в "гоек", ну, в лучшем случае, "полукровок", не особенно вникая, кто там у нее еврей - мама, папа. Лет в сорок остро почувствовал, что остался последним евреем в своем роду: на мне обрывалась нить, идущая от Авраама и Сары! Это стало последним доводом в пользу алии. Сегодня из шести моих внуков пятеро - евреи, что греет душу. Почему - я сам не знаю, но факт. А уж обновление это или ассимиляция - не мне решать.

Менахем-Мендл ПЕВЗНЕР, главный раввин Санкт-Петербурга
- По еврейской традиции и закону брак должен быть еврея с еврейкой. Но сейчас везде и в России, в частности, много смешанных браков. Поэтому сегодня задача еврейской общины - привлечь семейную пару к изучению традиций и истории еврейского народа, чтобы они смогли принять решение о переходе нееврейского супруга (супруги) в еврейство и дать детям еврейское воспитание. Смешанные браки - следствие недостатка в еврейском воспитании в течение многих лет. Но надо стараться привлечь этих людей в еврейскую общину, чтобы они стали ее частью.

Александр ФРЕНКЕЛЬ, директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга
- Я думаю, что для всех, кто чувствует свою ответственность за еврейское будущее, вопрос должен звучать несколько иначе: что нужно сделать, чтобы в XXI веке смешанные браки не стали инструментом полной ассимиляции, а стали основой обновления нашего народа? Недавно мне пришлось пообщаться с одним молодым петербургским евреем. Узнав, что я работаю в еврейской общине, он не стал скрывать свою глубокую обиду на весь еврейский народ. Жена у него русская, ее родители - потомственные питерские русские интеллигенты. В семье долго и серьезно дебатировался вопрос, отдавать ли маленькую дочку моего собеседника в еврейский детский сад, открывшийся неподалеку. Было принято решение отдать - в знак уважения к национальности зятя. Каково же было разочарование и обида всей семьи, когда в детском саду сразу же спросили о национальности матери ребенка и, получив ответ, резко и не слишком вежливо отказали.
Тут проблема даже не в самом отказе. Религиозный детсад семье моего собеседника явно не подходил. Проблема в форме - просто оттолкнули эту семью, не поговорили, ничего не объяснили, не посоветовали обратиться в другой детский сад, более гибкий и толерантный... Нравится нам это или нет, но смешанные семьи с участием евреев давно составляют большинство практически во всех странах диаспоры. Еврейские общины должны изменить свой подход к ним, изменить и на концептуальном уровне, и на уровне каждодневной практики. Необходимо быть максимально приветливыми и открытыми для смешанных семей, разрабатывать и проводить специальные программы их вовлечения и адаптации в еврейскую общинную жизнь. Психология гетто в XXI веке бесперспективна. Национальное выживание в эпоху глобализации требует новых подходов.

Семен АВГУСТЕВИЧ, кандидат психологических наук, доцент, руководитель Народного университета еврейской культуры
- Смешанный брак - явление в еврейской истории относительно новое, оно стало заметным лишь со второй половины 1860-х. В то время такой брак преследовал, очевидно, ассимиляционные цели: выйти из социальной приниженности и отчуждения, вписаться в окружающую христианскую культуру, отказавшись от иудаизма как устаревшего и бессмысленного пережитка.
Вступая в смешанный брак, еврей тогда ясно понимал, что теряет связь с единоверцами, выходит из еврейской семьи и как бы перестает быть евреем. В таком браке виделась возможность не только приобщиться, как тогда казалось, к более высокой культуре, но и обрести личную свободу от сковывающей национальной обрядовости и постоянного контроля за поведением со стороны общины.
Примечательно, что иудаизм того времени отреагировал на рост смешанных браков, с одной стороны, поиском новых форм осмысления своего духовного наследия, а с другой - реформизмом, в котором ритуал становился более свободным и менее отличающимся от окружающей культуры.
Смешанные браки в России стали заметным явлением позже, в основном на рубеже XIX и XX веков, и резко возросли во время и после революции. Они также преследовали в основном ассимиляционные цели. Для одних это было стремлением обрести личную свободу, для других - выйти самим и вывести своих потомков из-под удара антисемитизма.
Однако с возникновением сионизма ситуация начинает меняться. Становится возможным совместить личную свободу с верностью национальному чувству и при этом противостоять расовой нетерпимости.
Создание государства Израиль и принятие Закона в возвращении, предоставившего детям и внукам смешанных браков, а также нееврейским супругам равные права гражданства в еврейском государстве, закрепило новую ситуацию. Смешанный брак становится обычным явлением национальной жизни, не представляющим фатальной угрозы сохранению еврейства. Он перестает быть неизбежно связанным с ассимиляцией, а следовательно, уже не может быть индикатором ассимиляции. Он становится просто личностным поступком, событием в жизни двух людей разных национальностей, в семье которых вполне может жить еврейская культура.
В 60-е годы прошлого века перестройка еврейского образования в Америке дала возможность детям от смешанных браков приобщиться к современной еврейской культуре и традиции, а реформистские общины приняли их в свои ряды. Это резко затормозило ассимиляционные процессы и впервые позволило говорить об обновлении еврейской нации.
Аналогичный процесс стал наблюдаться и с начала 90-х годов в СССР/СНГ/России. Сегодня смешанные браки достигли, по разным оценкам, от 70 до 85%. Если еврейская община России найдет в себе силы и возможности создать для детей от смешанных браков и нееврейских супругов благоприятные условия для вхождения в общину, для освоения еврейской культуры, то это коренным образом обновит еврейство. Еврейская культура, иудаизм получат мощный импульс, станут привлекательными, притягательными, близкими и понятными.
Сегодня исторические и социальные условия сложились таким образом, что смешанные браки могут служить в подавляющем большинстве целям обновления нации. В наших силах дать этой тенденции развиться или оборвать ее.
Если евреи не религиозная секта, а народ, то смешанные браки не несут фатальной угрозы. Формирование, развитие, воспитание национального самосознания помогает сделать еврейский выбор в соревновании культур.
Еврейская история полна чудес. Но нельзя же жить только ожиданием чуда. Чтобы чудо свершилось, надо и самим что-то делать.


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки