На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

07.08.2002
"Еврейские новости" № 4

31.07.2002
"Еврейские новости" № 3

24.07.2002
"Еврейские новости" № 2

17.07.2002
"Еврейские новости" № 1


Газета "Еврейские новости"

"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 3

от 31.7.2002

ЕУМ - сегодня и завтра

Вопрос 1. В чем сходство Еврейского университета в Москве с любым "нормальным" университетом и в чем его отличие?
- Еврейский университет в Москве - обычный российский университет, который дает стандартное базовое высшее образование в таких областях знаний, как иностранные языки, история и психология. Его отличие от других вузов в том, что в дополнение к общему университетскому образованию мы готовим специалистов в области еврейской истории, литературы, культуры, религии, языка иврит, библеистики и ряда других дисциплин.

Вопрос 2. Hа каких юридических основаниях действует ЕУМ?
- ЕУМ имеет государственную лицензию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации на право ведения образовательной деятельности. Первая лицензия была получена нами в 1993 году, последняя - в 1999-м.

Вопрос 3. Это государственный или частный вуз?
- ЕУМ - негосударственное некоммерческое высшее учебное заведение. Частным его можно назвать лишь в том смысле, что он не получает государственного финансирования, а существует на взносы общественных и частных организаций и лиц.

Вопрос 4. Какие дипломы вы выдаете?
- Диплом специалиста - после пяти лет обучения. Это диплом негосударственного образца. Кроме того, по договору между ЕУМ и Московским государственным открытым педагогическим университетом (МГОПУ) студенты ЕУМ являются студентами МГОПУ и, следовательно, по окончании обучения получают также второй диплом специалиста - от МГОПУ как государственного вуза. Таким образом, после пятилетнего обучения наш выпускник получает сразу два диплома специалиста - ЕУМ и МГОПУ.

Вопрос 5. Предоставляется ли студентам отсрочка от воинской службы?
- Да, как студентам МГОПУ им предоставляется такая отсрочка на время учебы (военной кафедры в МГОПУ нет).

Вопрос 6. Какие факультеты существуют в ЕУМ? Кого они готовят? Как это отражается в дипломе?
- Факультетов три: иностранных языков (или лингвистический), исторический и психологический. Соответственно, в дипломе записана одна из трех специальностей: учитель иностранного языка (иврит), учитель истории, психолог. Hа каждом факультете по три основных направления. Hа факультете иностранных языков: 1) преподавание иврита и литературы на иврите; 2) Библия и языки и культуры древнего Ближнего Востока; 3) сравнительно-историческое языкознание и происхождение языков мира (эту специализацию мы введем, как только наберем желающих). Hа историческом: 1) преподавание еврейской истории и культуры; 2) история евреев России и Восточной Европы; 3) история государства Израиль. Hа психологическом: 1) преподавание социальных дисциплин; 2) социальная психология; 3) педагогика и социология образования. В рамках специализаций под номером один мы готовим в первую очередь специалистов-практиков (школьных учителей, социальных и школьных психологов), под номерами два и три - в основном будущих исследователей, архивистов, ученых, преподавателей вузов. В дипломах различаются три квалификации специалиста: 1) учитель иврита; 2) учитель истории со знанием иврита; 3) социальный психолог, учитель социальных дисциплин в средней школе со знанием иврита. Кроме того, во вкладыше к диплому может указываться специализация, например, "лингвострановедение", "история Древнего мира" или "социальная психология".

Вопрос 7. Как у вас поставлено преподавание иностранных языков?
- В качестве первого иностранного языка у нас преподается иврит. Для лингвистов - 10 часов в неделю, для историков - 8 часов в неделю все пять лет учебы (это больше, чем выделяется на первый иностранный язык в программах факультетов иностранных языков); для психологов - 6 часов в неделю со второго по четвертый курс. Английский дается как второй иностранный язык в течение четырех лет по 6 часов в неделю для лингвистов и историков и по 4 часа в неделю для психологов. "Древники" учат еще языки Библии - древнееврейский и арамейский, а также древнегреческий, латынь и, по выбору, семитские языки (арабский, ассиро-вавилонский, угаритский и др.) и даже могут освоить египетский и шумерский. Израилеведы имеют возможность выучить арабский. Hаконец, студенты, специализирующиеся по евреям России и Восточной Европы, на третьем и четвертом курсах по 8 часов в неделю учат идиш и факультативно по 4 часа в неделю - немецкий.

Вопрос 8. Кто преподает в ЕУМ?
- Hаши преподаватели - видная часть московского научного мира и университетской профессуры. У нас около ста лекторов, из них пятеро действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии наук и Российской академии образования, около 30 докторов и 40 кандидатов наук. Все они работают у нас по совместительству, а основная их работа - в институтах РАH и РАО, в МГУ, РГГУ и других ведущих учебных заведениях Москвы. Ряд курсов читают преподаватели Иерусалимского университета - одного из самых серьезных в мире учебных и научных центров.

Вопрос 9. Обучение в вашем университете платное?
- Для набравших проходной балл, то есть для большинства зачисленных студентов, - бесплатное. Иногда мы зачисляем еще несколько человек, которые не набрали проходной балл, но произвели хорошее впечатление на собеседовании, на контрактное, то есть платное обучение. Его стоимость в год - 1500 у. е. Первокурсник-контрактник, сдавший зимнюю и летнюю сессии без троек, переводится со второго курса в категорию "бесплатников". И наоборот, студент любого года обучения, получивший тройки или не сдавший сессию в срок, может быть переведен на контрактное обучение на один семестр - до следующей сессии. Должен признаться, что для нас эта система не столько источник пополнения бюджета, сколько дисциплинарная мера: когда мы ее ввели, успеваемость заметно повысилась.

Вопрос 10. Какие вступительные экзамены сдают в ЕУМ и когда они проводятся?
- Экзамены начинаются 1 августа. На факультет иностранных языков сдаются следующие экзамены: английский язык устно и письменно, диктант, история России устно. На исторический факультет - английский язык устно, диктант, история России устно, обществознание устно. На психологический факультет - английский язык устно, диктант, история России устно, русская литература устно. Абитуриенты, не добравшие баллов в ведущие гуманитарные вузы Москвы, могут подать свои документы в ЕУМ. Если набранных ими в других вузах баллов окажется достаточно, у них есть шанс поступить к нам после собеседования.

Вопрос 11. Означает ли "еврейская" специфика университета, что при зачислении существуют какие-то национальные, религиозные предпочтения? Или что в нем преподают и учатся только или преимущественно евреи?
- Hет, конечно. Hаш университет недаром возник в 1991 году на волне демократического подъема. Это дитя московской гуманитарной интеллигенции. А для либеральной российской интеллигенции всякий национализм - русский, еврейский, эстонский - неприемлем. Преподаватели у нас подбираются по двоякому принципу: профессиональной и человеческой репутации. Все они принадлежат к одному достаточно тесному сообществу - российской гуманитарной науке вполне мирового уровня, где все знают, кто чего стоит. Hациональность здесь ни при чем. Что касается студентов, то, похоже, половину из них ни по каким критериям к евреям не отнесешь. Точнее ответить не могу - у нас нет обостренного интереса к этому сюжету. Религиозная принадлежность студентов тоже принципиально не наше дело: ЕУМ - сугубо светское учебное заведение.

Вопрос 12. Что, по вашему мнению, привлекает в ЕУМ абитуриентов и удерживает студентов?
- Мы всегда интересуемся мотивацией выбора нашего университета на вступительном собеседовании и прослеживаем ее дальнейшую динамику. Она очень разная. Естественно, всех привлекает возможность получить приличное и при этом бесплатное образование. Поступающие на психологический факультет хотят овладеть популярной и практичной специальностью. Для ориентированных на практическую работу с языком это шанс освоить иврит, на который в наше время, при растущих российско-израильских культурных и деловых связях, немалый спрос. Помимо прагматических соображений многие испытывают интерес к разным сторонам еврейского феномена в человеческой истории, в современном мире, просто в нашей жизни - феномена невероятно любопытного, парадоксального, не укладывающегося во многие рамки. Среди наших студентов есть небольшая, но устойчивая группа тех, кто глубоко интересуется древними ближневосточными культурами, корнями современной цивилизации, истоками монотеистических религий - в первую очередь Библией, происхождением языков. Это наша интеллектуальная элита, возможно, будущее российской науки в этих областях. А явно наблюдаемое в течение пяти лет учебы "усиление мотивации" связано, по-видимому, с атмосферой университета - не казенной, дружелюбной, творческой.

Вопрос 13. Если университет возник в 1991 году и получил лицензию в 1993 году, у него должны быть выпускники. Как они устроились?
- У нас с 1998 по 2002 год уже было пять выпусков. Часть наших выпускников учатся в аспирантуре (в том числе на историческом факультете МГУ, в ИСАА при МГУ, Институте этнологии, Институте славяноведения, Институте социологии РАН, Центре социологии образования РАО), занимаются исследовательской работой в Центре социологии образования РАО, стажируются в Иерусалимском университете. Другие работают в информационных агентствах и пресс-центрах, референтами и менеджерами в различных фирмах и акционерных обществах (в основном с английским или ивритом), школьными психологами, социальными работниками, учителями. Есть среди них и сотрудники еврейских благотворительных и образовательных организаций. Мы стараемся следить за дальнейшей судьбой наших выпускников, кому-то из них помогаем найти работу - к нам нередко обращаются разные структуры с просьбой найти для них молодых специалистов.

Вопрос 14. Каков возрастной состав студентов, откуда они и сколько их?
- В основном поступают сразу после школы, но есть и те, кто уже получил высшее образование. Большинство - москвичи и жители Подмосковья. Есть и приезжие из разных мест России и бывшего Союза, и иностранцы. В самом Еврейском университете на трех факультетах и пяти курсах сейчас учатся около 130 студентов. Еще 100 студентов, магистрантов и аспирантов учатся в тесно связанном с Еврейским университетом Центре иудаики и еврейской цивилизации (ЦИиЕЦ) в Институте стран Азии и Африки при МГУ.

Вопрос 15. Что это за Центр, какое отношение он имеет к ЕУМ, какие дипломы он выдает?
- ЦИиЕЦ действует с сентября 1998 года по договору о сотрудничестве между Еврейским университетом в Москве, Институтом стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ и Иерусалимским еврейским университетом (The Hebrew University of Jerusalem). ЦИиЕЦ - подразделение ИСАА при МГУ. Занятия ведут преподаватели ИСАА, ЕУМ и Иерусалимского университета. У нас действует совместная программа, по которой многие углубленные курсы по еврейской тематике читаются в ЦИиЕЦ и для его студентов, и для студентов ЕУМ, обучающихся на факультетах иностранных языков и историческом. Студенты ЦИиЕЦ могут выбрать четырехлетнее обучение и получить диплом бакалавра или пятилетнее и получить диплом специалиста. После бакалавриата можно, проучившись еще два года, получить диплом магистра. Все это дипломы МГУ. И специалист, и магистр также имеют право поступать в аспирантуру ИСАА.

Вопрос 16. Кого готовят в ИСАА вообще и в Центре, в частности?
- В ИСАА готовят филологов, историков и экономистов-востоковедов. Соответственно, в ЦИиЕЦ обучают специалистов по трем направлениям: филология (иврит, еврейская литература, библеистика); еврейская история от древности до современности; экономика и политика государства Израиль.

Вопрос 17. Как поступить в ИСАА и сколько стоит обучение?
- В ИСАА четыре вступительных экзамена, начинающиеся с 1 июля. Это сочинение, иностранный европейский язык, история России (для всех поступающих), а также русский язык и литература (устный экзамен для поступающих на филологию и историю) или математика (письменный экзамен для экономистов). Обучение бесплатное для набравших проходной балл (обычно он составляет 17-18 из 20) и контрактное, то есть платное, для недобравших. Здесь система жестче, чем в ЕУМ: вы попадаете в разряд или бесплатных, или платных студентов на все время учебы. Стоимость обучения на бакалавра и специалиста - 4000 у. е. в год.

Вопрос 18. Есть ли в ИСАА военная кафедра?
- Да, желающие могут пройти дополнительный курс обучения на военной кафедре МГУ. По окончании им присваивается младшее офицерское звание.

Вопрос 19. Как обстоят дела с общежитием в ЕУМ и ИСАА?
- У ЕУМ своего общежития пока нет, но иногородним студентам, которые хорошо учатся, мы помогаем с оплатой жилья, когда удается получить на это грант. Иногородним студентам и абитуриентам ИСАА (на время вступительных экзаменов) предоставляется общежитие МГУ.

Вопрос 20. Платят ли в этих учебных заведениях стипендию? Есть ли какие-то гранты или льготы для успевающих студентов?
- В ЕУМ мы время от времени даем гранты за успехи в учебе (например, сдачу сессий без троек), иногородним - на аренду жилья. Но это нестабильная ситуация, здесь мы зависим от возможностей и намерений доноров. В ИСАА выплачивается государственная стипендия на обычных основаниях. Для успевающих студентов-контрактников ЦИиЕЦ возможна частичная или даже полная компенсация платы за обучение из средств, которые нам удается получить от международных еврейских фондов, в первую очередь Фонда Майерса и Фонда Пинкуса.

Вопрос 21. Кто оказывает финансовую поддержку ЕУМ и ЦИиЕЦ?
- Финансовое положение университета вполне устойчивое, однако бюджет приходится расходовать весьма экономно, и излишеств мы себе позволить не можем. У нас надежные доноры. Основной из них - Российский Еврейский Конгресс (РЕК). Это благотворительный фонд, поддерживающий, среди прочего, культуру, спорт, образование, науку. Через РЕК нам помогают несколько российских компаний: "Тринити моторс", "Вимм-Билль-Данн", группа "Ариэль", банк "Алеф" и другие. Их представители входят в Попечительский совет университета. Несколько лет назад возникло, а недавно прошло регистрацию Американское общество друзей ЕУМ, одной из задач которого является сбор благотворительных взносов для нашего университета в США. Поддержку ЕУМ оказывают и международные благотворительные фонды и организации - Джойнт, Еврейское агентство в России, Фонд развития еврейских общин в России и на Украине и другие. Что касается ЦИиЕЦ, то часть расходов по нему лежит на МГУ (который, в частности, предоставляет помещение и оплачивает общие для всего ИСАА курсы), часть - на ЕУМ (специализированные курсы, административные расходы). В Иерусалимском университете действует Центр академической иудаики на русском языке, иначе - Центр Чейза (по имени крупного американского филантропа Стенли Чейза, финансирующего деятельность этого центра). С помощью Центра Чейза, грантов правительства Израиля, взносов других доноров и фондов, включая Российский Еврейский Конгресс, Иерусалимский университет оплачивает поездки в Россию своих преподавателей и их работу здесь.

Вопрос 22. За последнее десятилетие многие учебные заведения стали называть себя университетами и академиями. Люди платят немалые деньги и часто получают бледное подобие образования. Почему абитуриент должен верить, что у вас по-другому, и как он может об этом заранее узнать?
- Уже было сказано, что наш университет для подавляющего большинства студентов - бесплатный. Hе исключено, что это вообще единственный частный университет, где деньги за обучение практически не берут. Так что жажда наживы - это не про нас. А по поводу подозрений в халтуре... Что до качества образования, которое получают наши студенты, его можно оценить, например, по проценту выпускников, принятых в аспирантуру, по темам их дипломных работ, по их отзывам о своей alma mater. Еще один способ для абитуриентов - расспросить наших студентов. Мы предоставляем всем такую возможность, проводя дни открытых дверей. А для школьников 8-11 классов, которые хотят не просто услышать про ЕУМ и ЦИиЕЦ, а познакомиться близко с этими и другими московскими высшими учебными заведениями, где есть программы по еврейской тематике, с 2001 года во время весенних и осенних каникул проводятся подмосковные школы, открытые, как и наши вузы, для всех, - туда съезжаются старшеклассники из Москвы и со всего бывшего Союза. В течение четырех-пяти дней они посещают лекции и семинары, которые ведут наши преподаватели, выпускники и старшекурсники, по многообразной тематике - от библеистики до экономики современного Израиля, получают консультации по выбору будущей профессии и требованиям к поступающим в вузы, участвуют в олимпиаде, конкурсе исследовательских проектов, дискуссиях на самые разные темы, психологических тренингах, самодеятельности, дискотеках. Благодаря финансовой поддержке московского отделения американского фонда "Джойнт" и Еврейского агентства в России эти школы бесплатны для их участников, а иногородним еще и оплачивается дорога. Чтобы попасть на школу, надо обратиться в ЕУМ или ЦИиЕЦ за бланком заявки на участие. Сначала мы принимали всех желающих, но когда их число возросло до критической цифры (на последней школе было около ста человек), пришлось ввести конкурс заявок, чтобы отобрать наиболее успевающих по гуманитарным предметам и "мотивированных" детей.

Вопрос 23. Серьезный вуз - это не только учебный процесс, но еще и наука, исследования, экспедиции, конференции, публикации, библиотека. Как обстоит дело с этим?
- У нас преподают и маститые ученые, и перспективные молодые исследователи. Все они активно занимаются наукой, участвуют в проектах, поддерживаемых разными российскими и зарубежными научными фондами. Не все эти проекты формально связаны с ЕУМ, но целый ряд очень важных научных исследований ведется именно в рамках ЕУМ. В его структуре - Институт происхождения языков мира с его главным проектом "Вавилонская башня", и Центр гебраистики и библеистики, и Центр по исследованию еврейской идентичности. Постоянно ведется научная работа с участием студентов на психологическом факультете. С 2001 года мы начали археологический проект, связанный с историей хазар, проводим экспедиции, в которых проходят практику наши студенты. ЕУМ принимает самое деятельное участие во многих научных конференциях. У нас есть и издательская база: израильско-российское издательство "Гешарим" ("Мосты") с начала 90-х годов выпустило с грифом ЕУМ многие десятки книг - отечественные и переводные труды по еврейской истории и культуре, художественные произведения, учебники, научные трактаты. Там же публикуется с 1992 года научный журнал "Вестник еврейского университета". Последние три года мы выпускаем его совместно с Иерусалимским университетом. Он стал ведущим периодическим русскоязычным изданием в этой области науки. Другое издание под эгидой ЕУМ и РЕК - независимый научный журнал "Диаспоры", в котором освещаются проблемы как еврейской, так и других мировых диаспор. Он выходит с 1999 года в небольшом издательстве "Наталис", отмеченном прекрасным вкусом и высоким качеством книг, и вызывает большой интерес у специалистов по этой столь популярной в современной науке и политике теме. Библиотека ЕУМ постоянно обновляется и увеличивается, в том числе за счет международных грантов, хотя она пока еще сильно уступает библиотекам продвинутых зарубежных университетов - в первую очередь из-за нехватки места.

Вопрос 24. Думаете ли вы развиваться дальше, открывать новые специализации, отделения?
- В ближайшем будущем мы хотели бы открыть несколько новых направлений. Одно из них - двухлетнее театрально-музыкальное отделение для людей, уже получивших первое образование - молодых режиссеров, актеров, дирижеров, театральных менеджеров, интересующихся в своей творческой деятельности сюжетами из Библии, еврейской истории, современным израильским искусством. Другая новая специализация - сравнительно-историческое языкознание при проектах "Вавилонская башня" и "Происхождение языков мира", осуществляемого совместно с американским Институтом Санта Фе. Цель - подготовка учеников и продолжателей для ведущей в мире московской научной школы. Еще одно довольно необычное отделение будет называться СТО - строительство толерантного общества. Hашей стране остро не хватает опыта построения открытого гражданского общества - толерантного, терпимого, в котором реализуются все человеческие права и свободы. Для этого нужны молодые лидеры - политики, менеджеры, журналисты - с гуманистической этикой, серьезной гуманитарной подготовкой, знающие историю и умеющие делать из нее выводы. Hо этого мало - они должны владеть современными методами управления, корпоративной психологии, социологии, политическими технологиями. Новая программа объединит в себе элементы менеджмента, политологии, общественных связей (public relations), журналистики, то есть дефицитные специальности на рынке труда, поэтому обучение будет платным с грантами для наиболее одаренных. Это будет отделение для тех, у кого уже есть высшее образование. Почему такое новшество вводится именно в Еврейском университете? Дело в том, что многие гуманистические, либеральные ценности, которых придерживается - или хотя бы пытается придерживаться - современная "западная" цивилизация, уходят корнями в еврейскую Библию, в первую очередь в Книгу Бытия. Представление о человеке как центре мироздания, о единстве человеческого рода, абсолютной ценности человеческой личности, запрете на внутривидовое убийство (заповедь "не убий"), общечеловеческой этике и т. п. по-своему развивали и христианская, и еврейская, и исламская цивилизации. В новейшее время эти линии отчасти переплелись и во многом определяют лицо мира, в котором мы живем и который пытаемся сделать лучше. Hаш университет хочет внести свою скромную лепту в это дело. Мы также планируем ввести специализацию по археологии на историческом факультете с двумя главными направлениями - библейская археология и археология Палестины (с участием наших студентов в раскопках в Израиле) и изучение ранних следов еврейской и связанных с ней культур на территории бывшего СССР (хазары, караимы и др.).
Когда именно мы введем новые специализации, зависит от набора. Для каждой из них требуется хотя бы 7-10 студентов, а учитывая возможный отсев (учебные программы будут напряженными), - еще больше. Набрать столько глубоко мотивированных, очень "штучных" студентов непросто.

Вопрос 25. Когда и где проходят занятия в ЕУМ и ЦИиЕЦ?
- В ЕУМ - с понедельника по четверг во второй половине дня и в воскресенье с утра. Занятия проводятся на факультете журналистики МГУ (Моховая, 9). Если со временем университет получит собственный кампус - здание в центре или другом удобном районе Москвы - распорядок занятий может измениться. А ЦИиЕЦ находится в Институте стран Азии и Африки при МГУ (Моховая, 11), занятия по утрам кажды й день, кроме воскресенья.


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки