На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

9.10.2002
"Еврейские новости" № 13

2.10.2002
"Еврейские новости" № 12

25.09.2002
"Еврейские новости" № 11

18.09.2002
"Еврейские новости" № 10

11.09.2002
"Еврейские новости" № 9

6.09.2002
"Еврейские новости" № 8

28.08.2002
"Еврейские новости" № 7

21.08.2002
"Еврейские новости" № 6

13.08.2002
"Еврейские новости" № 5

07.08.2002
"Еврейские новости" № 4

31.07.2002
"Еврейские новости" № 3

24.07.2002
"Еврейские новости" № 2

17.07.2002
"Еврейские новости" № 1


Газета "Еврейские новости"

"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 9

от 11.9.2002

В интересах ли Израиля внесение изменений в Закон о возвращении?

Представители религиозных партий настаивают на внесении в фундаментальный израильский закон поправки, по которой «нееврейский» внук или внучка еврея сможет приехать в страну только вместе с дедом или бабушкой.

 

Натан Щаранский, вице-премьер Государства Израиль, министр строительства, лидер партии «Исраэль ба-алия»

— В данной ситуации внесение изменений в Закон о возвращении не приведет к желаемым результатам по нескольким причинам. Это не уменьшит количество приезжающих в Израиль неевреев, поскольку как в России, так и в Америке, и в других странах очень высок процент смешанных браков. Поэтому введение в Закон о возвращении поправки, по которой внук еврея не сможет приехать в Израиль, если только он не приезжает со своими бабушкой и дедушкой, не имеет смысла — таких людей очень мало, буквально считанные проценты. А вред от внесения поправок может оказаться чрезвычайно велик, поскольку оттолкнет от Израиля еврейство России, США и других стран в то самое время, когда нам нужна солидарность и поддержка евреев всего мира в той ситуации, в которой находится наша страна. Подводя итог, можно сказать, что вреда от такого решения будет намного больше, чем пользы.

 

Яков КЕДМИ, бывший глава Бюро по связям «Натив»

— Я считаю, что внесение поправок аморально, бесчестно и, кроме того, противоречит самой сути Закона о возвращении. Нет никакой разницы между тем человеком, у которого еврей — дедушка с папиной стороны, и тем, у кого еврейка — бабушка с маминой стороны. Но, по ультрарелигиозным законам, один является полностью неевреем, а другой — полностью евреем. Поскольку большинство еврейского народа было в прошлом веке и будет в этом столетии не религиозным, я считаю невозможным заставлять этот народ жить по религиозным законам. С точки зрения общечеловеческих принципов нет разницы между этими двумя типами евреев. И если они приехали жить в еврейской стране, жить с еврейским народом и в еврейском народе, нельзя делать между ними различия. А те, кто хочет убедиться в том, к чему приводит слепое, схематичное исполнение религиозных законов и какую динамику они развивают, пусть посмотрят на Ирак. Израиль создали нерелигиозные евреи, хотя религиозные принципы в его жизни участвуют. Но будущее Израиля зависит не от того, как будут соблюдаться обряды двух- трехтысячелетней давности или Средневековья, а от того, сколько и какие евреи будут жить в этой стране и захотят ли они жить в этой стране, развиваясь как личности и как евреи. Абсолютное большинство евреев мира нерелигиозны, и количество смешанных браков — хотим мы этого или не хотим — среди евреев всего мира превышает 50 процентов.

 

Зеев ВАГНЕР, заместитель главного редактора Российской еврейской энциклопедии

— Внесение поправок в Закон о возвращении в сторону ужесточения, несомненно, в интересах Израиля. В последние годы в страну прибывают люди, ничего общего не имеющие с еврейством. Дошло до того, что в Израиле создан Славянский конгресс! К людям, которые не являются евреями, может быть, следует применять другие правила. Это относится, разумеется, не только к России, но и, например, к Эфиопии, и к другим странам. Смешно считать евреем человека, у которого был еврей дедушка, которого он никогда не знал, с которым у него не существовало никакой связи.

Принятие поправок к Закону о возвращении будет сопровождаться политической борьбой. Так, премьер Ариэль Шарон заявил, что не допустит внесения поправок, но есть ведь и другие мнения. Недавно в США вышла книга о евреях в вермахте. Из нее следует, что 150 тысяч солдат вооруженных сил Германии, участвовавших во Второй мировой войне, подпадают под Закон о возвращении. Законы еврейского государства не должны приводить к приезду в страну чуждых государству Израиль людей.

 

Адольф ШАЕВИЧ, Главный раввин России (КЕРООР)

— Проблема сохранения национального состава — это проблема не только Израиля, но и любого небольшого государства. Но никто еще ничего не придумал в этом отношении, да и навряд ли это возможно в ближайшее время. Можно что-то ограничивать, можно вносить поправки, но жизнь диктует совсем другие решения, и практика не совпадает с теорией. Те изменения, которые предлагается внести в Закон о возвращении, я думаю, не решат проблемы. Поэтому я поддерживаю точку зрения премьер-министра Израиля Ариэля Шарона и считаю, что в ближайшие годы никаких поправок в Закон о возвращении вносить не стоит.

 

Михаил ХЕЙФЕЦ, израильский историк и журналист

— Мое личное мнение состоит в том, что внесение поправок в Закон о возвращении абсолютно не в интересах Израиля. Это чисто политическая свара, обусловленная частными интересами партии ШАС, которая сейчас владеет министерством внутренних дел. Приезд олим из России, на самом деле, усиливает электоральную базу так называемых русских партий и ослабляет электоральную базу партии ШАС, которая отстаивает свои политические интересы. Из кого реально состоит алия из СНГ? Из евреев, неевреев — членов их семей, из евреев не по Галахе, то есть евреев по отцовской линии, из внуков евреев. Партия ШАС предлагает внести поправки, касающиеся приезда внуков евреев, приезжающих в Израиль без своих дедов — чистокровных евреев. Но таких приезжает примерно 400 человек в год, это менее 1% алии. Естественно, никакое изменение закона не приведет к реальному уменьшению или увеличению алии. Но это, по замыслу партии ШАС, должно настроить общество против «русской» алии, которая как электорат голосует не за партию ШАС. Таким образом, вся эта возня служит политическим интересам партии ШАС, но ни в коей мере не касается интересов государства Израиль.

С точки зрения демографической, любой прирост национального меньшинства, союзного с еврейским большинством страны, это плюс, а не минус для государства Израиль. В настоящий момент евреев в стране 77,2%, мусульман — 15,4%, остальные — 2 с лишним процента христиан и 3,5% людей, не записанных не в одну религию, — это, как правило, люди, приехавшие из стран СНГ. Таким образом, эти 3,5%, приплюсованные к евреям, помогают сохранить еврейское большинство в государстве Израиль, которому угрожает рост мусульманского нацменьшинства, естественно, сочувствующего своим палестинским собратьям. Я считаю, что политика партии ШАС — это удар по союзникам еврейства и тем самым помощь противникам еврейства в этой стране.


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки