На главную



Еженедельная газета
"Еврейские новости"
Учредитель: Российский Еврейский Конгресс


Архив номеров

9.10.2002
"Еврейские новости" № 13

2.10.2002
"Еврейские новости" № 12

25.09.2002
"Еврейские новости" № 11

18.09.2002
"Еврейские новости" № 10

11.09.2002
"Еврейские новости" № 9

6.09.2002
"Еврейские новости" № 8

28.08.2002
"Еврейские новости" № 7

21.08.2002
"Еврейские новости" № 6

13.08.2002
"Еврейские новости" № 5

07.08.2002
"Еврейские новости" № 4

31.07.2002
"Еврейские новости" № 3

24.07.2002
"Еврейские новости" № 2

17.07.2002
"Еврейские новости" № 1


Газета "Еврейские новости"

"ЕВРЕЙСКИЕ НОВОСТИ". № 10

от 18.9.2002

Израильские арабы и будущее еврейского государства

автор:  Алек ЭПШТЕЙН  

Многие в Израиле считают, что в последние десять лет положение израильских арабов улучшилось кардинальным образом. Однако, парадоксальным образом, заключение в 1993 году соглашения между правительством Израиля и ООП, а также дальнейшее продвижение переговорного процесса между сторонами поставили израильских арабов в крайне непростую ситуацию. По словам известного арабского общественного деятеля, профессора социологии Хайфского университета Маджеда эль-Хаджа, они оказались как бы "дважды на периферии": большинство израильтян считают, что сделанных палестинцам уступок более чем достаточно, и не готовы на какие-либо дополнительные шаги в сторону признания коллективных прав израильских арабов. Палестинские же лидеры, вернувшиеся на территории после десятилетий жизни в странах диаспоры, зачастую относятся к израильским арабам как к живущей бок о бок с "сионистским врагом" "пятой колонне", пренебрегающей национальными интересами.
После заключения Норвежских соглашений израильские арабы осознали, что их интересы игнорируются как палестинским руководством, так и израильским правительством. В последние годы израильские арабы заняты созданием собственных национальных институтов. Они копируют сионистскую модель "государства в пути" и уже создали комиссию мэров арабских населенных пунктов, которая выполняет ту же роль, которую играл Ваад ха-ишув - руководящий орган еврейского самоуправления во времена британского мандата. В конце 2001 года ими был создан Земельный фонд - аналог еврейского Керен каемет ле-Исраэль. И это - не считая комиссий по градостроительству и проектированию исследовательских центров, десятков общественных организаций, действующих в самых различных областях: здравоохранение, просвещение, борьба за гражданские права, недвижимость. Минимальные требования израильских арабов сводятся к борьбе за культурную автономию, максималистские требования распространяются еще дальше.
Показательно, что данные устремления не находят понимания ни у израильских, ни у палестинских политических лидеров. Для израильтян болезненные уступки палестинцам должны были среди прочего именно предотвратить превращение Израиля в двунациональное еврейско-арабское государство. Отказавшись от контроля над территориями Иудеи и Самарии (и в том числе над такими значимыми для истории еврейского народа городами, как Хеврон, Шхем, Бейт-Лехем и Иерихо), израильтяне в подавляющем своем большинстве полны решимости сохранить еврейский характер государства, поэтому ни о какой национальной автономии арабов в самом Израиле не может быть и речи. С другой стороны, значительное большинство палестинских лидеров до сих пор не смирились с самим фактом существования Израиля, и с их точки зрения те, кого они определяют как "палестинские арабы, находящиеся под сионистской оккупацией с 1948 года", должны бороться не за автономию внутри Государства Израиль, а за его ликвидацию и создание единого палестинского государства на всей территории британского мандата. Подобное неприятие стремлений израильских арабов как израильтянами, так и палестинцами ставит эту группу населения в крайне уязвимое положение, последствия которого достаточно трудно предсказуемы.
Дальнейший ход палестино-израильского (и в более широком смысле, арабо-израильского) противостояния будет оказывать решающее воздействие на статус и самоидентификацию арабских граждан Израиля. После того как в конце сентября 2000 года палестинская администрация вновь обратилась к террору как к средству политического давления на Израиль, уровень вовлеченности израильских арабов в антигосударственную (а зачастую и откровенно террористическую) деятельность резко повысился. Опрос общественного мнения, опубликованный в начале июня 2001 года, - первый репрезентативный опрос израильских арабов со времени начала второго витка интифады - продемонстрировал всю глубину их отчуждения от Государства Израиль. Всего 33% из 1202 опрошенных израильских арабов сказали, что термин "израильтянин" наиболее точно соответствует их идентификации; в 1995 году подобный ответ дали 63% респондентов. 35% чувствуют, что израильские евреи им ближе, чем палестинцы с Западного берега и из сектора Газы; в 1995 году таких было 50%. 46% респондентов отказывают Израилю как сионистскому государству в праве на существование; в 1995 году это мнение разделяли 35%. Большинство опрошенных (58%) убеждены, что интифада отдалила их от государства, гражданами которого они являются.
В ходе нынешней интифады, а фактически - военного конфликта Израиля и Палестинской администрации значительная часть арабов не только стали активно помогать террористам, но и сами стали заниматься террористической деятельностью. Наибольшую известность получил террористический акт в Нагарии, который совершил в октябре 2001 года Салах Хушейби, израильский араб, житель Галилеи. Впервые в истории страны израильский араб пополнил ряды террористов-самоубийц. Этот террористический акт унес жизни трех человек, более двадцати получили ранения.
Однако этот террористический акт не был единственным. 22 ноября 2000 года в находящемся на полпути от Тель-Авиве к Хайфе городе Хадера была взорвана машина: два человека погибли и около сорока получили ранения. Почти сразу же после этого следователи Общей службы безопасности (ШАБАКа) начали отработку версии о причастности израильских арабов к исполнителям происшедшей террористической акции. Сотрудники ШАБАКа отметили, что именно арабы - граждане страны снабдили шхемских террористов перекисью водорода, которая используется при изготовлении взрывчатки. По этому делу были арестованы четверо израильских граждан арабского происхождения.
В январе 2001 года были арестованы четверо членов радикальной группировки израильских арабов, связанных с организацией "Исламский джихад". Арестованные подозревались в планировании и осуществлении террористических актов на территории Израиля. Всего же, по информации первого канала израильского телевидения, в 2001 году на территории Израиля сотрудниками служб безопасности была раскрыта деятельность 25 террористических ячеек организаций "Хамас", ФАТХ, "Хизбалла" и других.
В августе 2002 года были арестованы две террористические группы, созданные израильскими арабами. Одна из них подготовила и осуществила три террористических акта (два - в Иерусалиме, в том числе в здании Еврейского университета, и один - в молодежном кафе в Ришон ле-Ционе), в которых погибли 35 израильтян, а вторая приняла активнейшее участие в подготовке взрыва рейсового автобуса возле города Цфат (тогда погибли девять израильтян, свыше 40 получили ранения). Всего же за последние три года израильские арабы совершили девять террористических актов, еще 90 попыток совершения террористических актов были предотвращены полицией. За содействие, оказанное палестинским террористам, были арестованы более ста израильских арабов.
Много это или мало? Принимая во внимание тот факт, что сегодня в Израиле проживают 1,2 миллиона арабских граждан (82% из них - мусульмане, 9% - христиане, 9% - друзы), речь, конечно же, идет о сравнительно небольшой группе населения. Вместе с тем нельзя не признать, что речь идет о самой верхушке айсберга: многочисленные опросы свидетельствуют, что в среде так называемых израильских арабов уровень поддержки вооруженной антиизраильской деятельности постоянно растет. Согласно результатам представительного опроса, проведенного во второй половине 1990-х годов под руководством С. Самухи и А. Ганема, 39% арабских граждан Израиля мусульманского вероисповедания поддержали идею ликвидации Государства Израиль и создания исламского государства, существующего по законам шариата, на всей территории Палестины. 44% израильских арабов выразили понимание и поддержку палестинским террористам, убивающим евреев. В этой ситуации происходящий буквально на глазах рост влияния исламского движения среди израильских арабов ставит под сомнение саму возможность мирного существования между двумя крупнейшими национальными общинами в Израиле.
Каковы же могут быть прогнозы на будущее? Прежде всего, каждой из сторон необходимо понять, что они обречены сосуществовать рядом друг с другом. Для Израиля же задача превращения арабских жителей страны в полноценных граждан, идентифицирующих себя с государством, в котором они живут, является вопросом первостепенной важности. Необходимо помнить, что уровень рождаемости израильских арабов - 4,6 ребенка у одной женщины, то есть почти вдвое больше, чем у евреев (2,6); при таком уровне рождаемости через двадцать лет арабы составят треть населения страны. Несмотря на то что за годы, прошедшие после провозглашения независимости Израиля, в страну прибыли более двух с половиной миллионов иммигрантов - евреев и членов их семей, удельный вес арабов среди жителей государства увеличился примерно на 50%: с 14% в 1949 году до 21% в настоящее время. На сегодняшний день темпы еврейской иммиграции в Израиль значительно замедлились (исключение составляют только выходцы из Аргентины, несколько тысяч которых прибыли в Израиль после экономического и политического кризиса, произошедшего в этой стране в 2001 году), а потому удельный вес израильских арабов в общей численности населения страны будет расти еще более интенсивно.
Израильское руководство приняло еще далеко не все возможные меры, направленные на снижение политического влияния арабского меньшинства. Самым простым и даже напрашивающимся шагом могло бы стать решение позволить израильским гражданам, проживающим за границей (в США, России и других странах), участвовать в выборах в Израиле, чтобы уменьшить вес арабских голосов. Можно было бы вернуться в той или иной форме к политике расселения еврейских жителей в проблемных с точки зрения демографии районах, особенно в Галилее, Изреэльской долине и Негеве. Эта политика, призванная исключить создание сплошных блоков арабского населения, активно проводилась в 1950-х годах, однако в последние десятилетия она фактически сошла на нет. Массовая волна иммиграции из СССР/СНГ после окончания "холодной войны" представляла собой значимый ресурс, который мог быть использован в этом направлении, однако переход в 1990 году на политику практически нерегулируемой государственными структурами "прямой абсорбции" привел к тому, что подавляющее большинство иммигрантов осели в окрестностях Тель-Авива и в прибрежной полосе, а не в Галилее и Негеве. Однако еще более важным представляется превращение Израиля в государство, где бы национальные меньшинства реально имели бы те же права и возможности, что и еврейское большинство.
Необходимо отметить и то, что хотя арабский (наравне с ивритом и английским) провозглашен одним из государственных языков Израиля, лишь небольшая часть израильтян неарабского происхождения владеет им. Жестокая реальность арабо-израильского конфликта привела к тому, что в коллективном сознании израильтян арабский однозначно ассоциируется с языком стран, военное противостояние с которыми унесло жизни почти двадцати тысяч израильских граждан. Хотя начиная с VII-IX веков арабский язык стал разговорным языком большинства евреев, проживавших в странах Южного и Западного Средиземноморья, и хотя именно на арабском языке писали выдающиеся еврейские писатели и ученые Средневековья, в том числе Саадия Гаон, который, в числе прочего, перевел Библию на арабский, Хай б. Шрира Гаон, среди других сочинений составивший по-арабски глоссарий трудных слов Библии и Талмуда, Ибн Гвироль, Иехуда ха-Леви и Маймонид, арабский не воспринимается в сегодняшнем Израиле как один из основных языков еврейской диаспоры. Подобное эмоциональное отчуждение от арабского языка привело к тому, что лишь около 50% израильских школьников изучают его на протяжении трех лет средней школы (в седьмом-девятом классах), как рекомендует программа министерства образования. Представляется, что значительное расширение и углубление преподавания арабского языка и культуры в еврейских школах могло бы во многом способствовать улучшению контактов между двумя крупнейшими национальными группами в стране.
Очевидно, что задача строительства государства, в котором бы соблюдался принцип гражданского равноправия при одновременном сохранении (в той или иной форме) еврейского национального характера, является крайне сложной. К сожалению, в последние годы происходят обратные процессы, оставляющие израильских арабов на периферии как израильской, так и палестинской социально-политической и культурной жизни. Существует реальная опасность того, что дальнейшее развитие этих тенденций приведет к значительному обострению обстановки в нашем регионе. От того, насколько Израиль сумеет решить задачу интеграции арабского меньшинства, пожалуй, больше, чем от какого-либо иного фактора, зависит продолжение существования еврейского государства.

  *  *  *

Алек Эпштейн - доктор философии, научный сотрудник иерусалимского института "Шалем", преподаватель кафедры социологии и политологии Открытого университета Израиля.


Постоянный адрес статьи: 






© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки