-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Доктор Н. Портнова

ХАБАД: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

Этапы большого пути, современные проблемы и ситуация в России

Хабад - одно из течений хасидизма. Хасидизм (новый) возник в 1740-1760 гг. В процессе разделов Польши (1648-1795) распадается и еврейское самоуправление; большее влияние начинают оказывать мессианские движения и вообще новые идеи и обычаи. Среди аскетов-одиночек, проводящих все время в занятиях каббалой, медитациями выделился Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов (Бешт).

Он не записывал своего учения, проповедовал устно в местечках и городках Украины. Его опыты мистических прозрений, производили большое впечатление на слушателей, в Меджибоже, где он остановился, собрался кружок последователей, Ученики Бешта стали основателями разных хасидских династий: р. Меир Маргалиот из Острога, Иаков Иосиф из Полонного, р. Дов Бер из Межирича (по прозвищу Маггид-Проповедник). Ученики дополнили учение Бешта, образовалась система, главное в которой было почитание цадика, помогающего человеку находить способы общения с Богом. Наследником Бешта после его смерти стал р. Дов Бер; другие цадики не сразу, но присоединились к нему. Р. Дов Бер был человеком замкнутым, редко выезжал из Межерича, много занимался практической кабалой. Хасидские общины очень быстро стали распространяться по Белоруссии, Польше, Литве.

После смерти Маггида (1773) единый хасидизм начал распадаться на несколько течений. Ученик Маггида р. Шнеур-Залман из Ляд, по прозвищу "Старый ребе"("Алтер ребе"), стал идеологом Хабада, которое не было новым учением, но новой религиозной ориентацией хасидизма. Интуитивное, эмоциональное восприятие жизни (на чем держится хасидизм), по мнению "Старого ребе", необходимо дополнить интеллектуальным усилием, так как мир - не иллюзия чувственного восприятия человека, он обладает и реальной сущностью. Отсюда название: аббревиатура Х.Б.Д. - хохма, бина, да-ат - мудрость, понимание, знание.

Идеал поведения человека -"бейнони", "средний обычный человек", который, в отличие от цадика, личности исключительной, обладающей необыкновенными способностями постигать Божество, стремится к совершенству каждый день, напрягая при этом и чувства, и разум. "Бейнони" борется со своими дурными влечениями, практикуется в созерцании. Большое место в системе Хабада занимает каббала*; главное внимание в ней уделяется не теософской проблематике, а мистике личной жизни, психологическому аспекту. Человек погружается в глубины собственного Я, проходит через все измерения и перегородки в нем и открывает, что Бог - во всем. Каббала становится инструментом психологического анализа и самопознания. Экстатическое поклонение Богу сочетается в Хабаде с пантеистическим истолкованием Вселенной. Смысл праведного поведения человека - не в аскетизме и умерщвлении плоти, а в исполнении мицвот и изучении Торы. Иначе, чем в хасидизме, оценивается роль цадика - перед ним можно преклоняться, но нельзя превращать его в оракула (как это делали хасиды по отношению к украинским цадикам Л.И. Бердичевскому, Баруху из Тульчина, Нахману Брацлавскому, к польским: Я. И. Люблинеру, И. Козеницеру и др.). Цадик только помогает найти путь, идти же по нему и отвечать за свои поступки должен на своем месте каждый хасид. Эта обновленная концепция мира, концепция "сознательного хасидизма" была развернута в трактате р. Шнеур-Залмана "Ликкутей амарим", или "Тания",1796 ("Собрание изречений" - "Учение"), ставшем руководством для духовной и практической жизни.

В истории Хабада было немалоо выдающихся духовных лидеров-цадиков, но адморами, главами движения ("Главами поколения")признавались лишь наследники, члены семьи. За два века истории Хабада таких лидеров было всего 7:

I поколение: р. Шнеур-Залман из Ляды (1745-1812)

II р. Довнер, сын р. Шнеур-Залмана (1773-1827)

III р. Менахем-Мендель, зять р. Довнера (1789-1866)

IV р. Шмуэль, сын Менахем-Менделя (1834-1882)

V р. Шалом-Довбер, сын р. Шмуэля (1860-1920)

<>VI р. Иосиф-Ицхак Шнеерсон, сын р. Шолом-Довбера(1880-1950).

VII р. Менахем-Мендель Шнеерсон, зять р. Иосиф-Ицхака (1902-1994).

Из биографии 1-го адмора

Р. Шнеур-Залман подвергался многочисленным преследованиям, в том числе, виленского Гаона. Иудаизм не нуждается в контроле ни чувства, ни разума, ему следуют слепо - таково понимание иудаизма в раввинизме, поэтому он чужд хасидизму: ведь чувство непостоянно, при перемене настроения человек может совершить деяние, противоречащее Закону. В 1798 Виленский Гаон подал жалобу русскому правительству, в которой Шнеур-Залман и хасиды Литвы и Белоруссии обвинялись в нелояльности по отношению к государству, в презрении к христианам, в нелегальной переправке денег в Турцию для строительства Иерусалимского храма (на самом деле деньги собирались для неимущих евреев Палестины): "И пусть никто не жалеет их, не сочувствует им, и пусть их гонят прочь из всех колен Израилевых". Р. Шнеур-Залман был арестован, привезен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость. Самым трудным, говорил он потом, было объяснить властям глубины хасидизма, искаженного в доносе. Когда властям стало ясно, что донос был следствием религиозных распрей, Aдмор был отпущен.

Но в 1800 г. пинский р. Авигдор подает в Петербург на высочайшее имя свой донос на "секту" хасидов (этот донос совпал с докладом Г. Державина). Р. Шнеур-Залман снова арестован; от него потребовали новых объяснений. Он подал ответное прошение с приложением официальных документов о безвредности учения. В это время хасиды организовали контрудар: пожаловались, что деньги, которые Виленский кагал взимает с них в виде налога, используются на их преследование. И снова, убедившись, что ничего политического в поведении хасидов нет, в 1801 г. власти освободили р. Шнеур-Залмана.

Из преданий

В 1810 г., р. Шнеур-Залман, ездивший по Подолии для сбора средств, пересек "владения" тульчинского цадика р. Боруха, с которым ему не советовали встречаться, ибо оба находились в напряженных отношениях. Но р. Шнеур-Залман явился в Тульчин и остановился в одном доме. Утром вместе с сопровождающими раввинами они пришел в дом р. Боруха; тот накладывал тфилин. Р. Борух спросил р. Шнеур-Залмана: "Зачем вы вторглись в мои пределы?" Р. Шнеур: "Всевышнему - вся земля и всё ее наполнение. Как моя я спокойно отнестись к страданиям изгнанных из сел евреев, которые валяются на улицах местечек, голодные, распухшие и умирающие от голода?" Ответил р. Борух: "Какие Вам дело до этих людей?" Он остался глух к призывам р. Шнеура-Залмана обсудить важнейшие вопросы хасидизма, но необходимость сбора средств для народа Израиля не оставила его равнодушным. "Господь спасет Израиль, а вас кто просил этим заниматься?"* Р. Шнеур сказал после этого, указав на тфилин: "Гордыню эту, что у вас на голове, снимите ее и замените эти тфилин, так как они некошерны. Тфилин, которые не проверяют 7 лет, некошерны согласно Закону, а эти не проверялись уже много лет". Вернувшись к своему дому, в котором остановился, он увидел толпу собравшихся хасидов р. Боруха.

Несмотря на энергичное противостояние Виленского Гаона, еще при жизни р. Шнеура к Хабаду перешли многие белорусские евреи и часть украинских, потом - некоторые обитатели восточных областей Литвы и Латвии, вплоть до внутренних губ. России и части Румынии.

Интересным было отношение хабадников к Отечественной войне 1812 года: хасиды находились во враждующих армиях; усилились мессианские настроения, цадики стремились магически повлиять на ход войны. Р. Шнеур-Залман велел хасидам собирать разведывательные данные для русских войск, опасаясь, что победа Наполеона приведет к улучшению экономического положения еврейства, что будет способствовать разрушению традиционного уклада.

После смерти р. Шнеура-Залмана началось разделение движения: одни хабадники последовали за сыном и наследником адмора Довом Бером ("Средний адмор"), продолжившим развивать непосредственные принципы основателя, другие - за его талантливым учеником р. Аароном бен Моше ха-Леви из Стороселья (Горовиц). Р. Аарон закончил 2-ю часть «Тании», развил ее принципы в сочинениях "Начало раскаяния", "Врата служения", "Служение ха-Леви" (20-40 гг. 19 века). В отличие от прямого наследника 1-го адмора, он настаивал на первостепенном значении эмоционального состояния в постижении Бога, и это сближало его с другими течениями хасидизма. Он сочинил немало прекрасных мелодий. В руководстве Хабадом некоторое время сохранялась власть сразу ряда раввинов.

Р. Дов Бер, 2-й адмор, перенес свое пребывание в м. Любавичи.

Любавичи:

Местечко в б. Могилевской губ., окружен лесами, впечатление полной оторванного от большого мира. Неизвестно его первоначальное название, имя же получил от цадика р. Меира, основавшего в этом заброшенном месте еврейскую колонию: прибывавшие по его приглашению валили деревья, стоили дома. Он очень любил все живое, людей - евреев и неевреев, проповедовал и показывал любовь, поэтому его селение и назвали "Люба", а позже прибавлено окончание "вич". Проживало в нем 110 еврейских семей, когда туда поселился "средний раввин" в 1813г. Одна базарная площадь и три длинные улицы и несколько боковых. Любавичи находились на территории Польши, но вокруг евреев жили не поляки, а русские - и жили мирно. Разбойники, гулявшие по дорогам, не заходили в Любавичи, но однажды явились. Вошли в крайний еврейский дом, один начал грабить, а второй напал на девочку. Та упорно сопротивлялась, закричала, на крик пришел р. Беньямин-коробейник, обычный ремесленник, как думали соседи, грабители обернулись к нему, он произнес каббалистическое заклинание - те упали на пол в обмороке. Явилась полиция, арестовала их, выпорола плетьми - Любавич и вся округа были избавлен от разбойников навсегда.

Дов Бер расширил число учеников, учащих Тору, по его инициативе основано хабадское поселение в Хевроне (просуществовало вплоть до арабского погрома 1929 г.). Противостояние Хабада и украинско-галацийско-польского хасидизма оставалось, но ссоры между ними прекратились после того, как были установлены сферы влияния дворов. В результате Хабад не проник в Польшу и Галицию.

После смерти р. Дова Бера Любавичским адмором избран его зять Менахем Мендл[III], баал "Цветка справедливости". Во время его длительного правления к Хабаду вернулись многие отпавшие ранее хасиды. Его двор в Любавичах унаследовал сын р. Шмуэль[IV]. Хасиды не захотели принять его власть, рассеялись по разным городам и потянули за собой других. Возникли многочисленные партии и группы, между которыми происходили конфликты - не по принципиальным, идейным причинам, а из-за личных свойств цадиков. В конце концов, разрозненные хасиды объединились вокруг Любавичскогог ребе.

После р. Шмуэля следующим адмором избран его сын р. Шалом Дов Бер Шнеерсон (V). Он значительно изменил образ Хабада, подготовив его к последующим тяжким испытаниям после революции. 5-й адмор стал инициатором большого объединения харедим, основателем "Агудат Исраэль", но когда увидел, что она принимает политический характер - отделился от нее (до настоящего времени отношения между Хабадом и "Агудой" остаются прохладными). Тогда же Любавичи определили линию противостояния принципам сионизма (а раньше были противниками Ховевей-Цион, и Герцль напрасно старался привлечь хасидов на свою сторону). Самым значительным эпизодом в деятельности р. Шалома Дов Бера было основание в 1897 г ешивы "Томхей тмимим", в которой сформировался новый тип хасидов, шедших по пути интенсивного и открытого изучения Торы. Ешивы "Томхей тмимим" имели сильное влияние на весь мир еврейской ортодоксии. Хабад вышел из границ русского иудаизма, включил в себя общины Запада и Востока.

Организация и формы бытования Хабада в XIX веке

Своеобразие Хабада, каким он выглядел, начиная с 19 века, - не столько в особой версии хасидизма, сколько в организации, которая создана им.

1. Подчеркивая важность духовной работы каждого человека, адмор остается как бы "общей душой" хасида, инструктор его поступков, заботящийся о каждой мелочи его духовной жизни. В отдельных случаях адмор выносит галахические решения. Все хасиды в большей или меньшей степени занимаются изучением Торы.

2. Адмор посылает в народ эмиссаров двух типов: "шлихим" и "машпиим". Шлихим финансируются общиной и составляют доклады адмору о происходящем на местах и о поведении хасидов. "Машпиим" - люди выдающиеся, обычно старые, которых раби финансирует и посылает в города и местечки в качестве моральных и духовных инструкторов.

Так сохранялось единство Хабада, несмотря на его территориальную разбросанность.

Везде, где жили хабадники, адморы вели себя одинаково: считали себя представителями всех евреев в государстве, в котором они проживают (а не только хасидов) и старались избежать внутренних конфликтов с другими течениями иудаизма. Лидеры Хабада старались сохранить лояльность к властям, поддерживали правительство, пока это возможно. Русские власти даже присудили адморам грамоту "Почетного гражданина поколения". Но вместе с тем, адморы держались своих принципов, во все времена выступали против антисемитизма и страдали от преследований.

С началом I мировой войны ситуация изменилась. Из-за погромов и преследований многие цадики-хасиды переселились из местечек в большие города. После распада Австро-Венгрии много хасидов осталось без своих лидеров. Другие цадики бежали в Польшу. Ортодоксальные евреи в России никогда не занимались политикой и, кроме нескольких объединений (Мизрахи, Кнесет Исраэль, Агудат Исраэль), в организации не входили. Февральская революция сначала вызвала оптимизм; два самых видных ортодоксальных деятеля: Любавичский р. Ш. Дов Бер и глава литваков-митнагидов р. Гродзненский, - поздравили народ Израиля со свободой. Р. Ш. Дов Бер направил послание хасидам: "…мы тоже верные сыны нашего отечества, в один день мы стали гражданами нашей родины". Вместе с тем, оба опасались, что революция несет опасность безверия и разрушения традиций.

После смерти р. Ш. Дов Бера (1920) руководство Хабадом перешло к его сыну р. Иосифу-Ицхаку Шнеерсону (1880-1950)[VI]. Он рано начал помогать отцу, был назначен управляющим ешивы "Томхей-Тмимим". В 1906 г. молодым человеком ездил за границу, чтобы добиться вмешательства влиятельных кругов и остановить погромы. 6-й адмор был очень энергичен: открывал новые ешивы, типографии, центры, укоренил хабадников в Америке ("Агудас Хассидей Хабад США"). В самой России хабадники вели войну за существование иудаизма вообще.

Любавичский адмор стоял во главе образованного в 1922 г. Раввинского Комитета. В 1924 г. р. И.И.Шнеерсон переезжает из Ростова в Ленинград. Переезд и перемещение центра вызвали подъем интереса к религии в еврейской среде ("широких трудящихся масс, а не только буржуазных элементов, как писала "Ленинградская правда"). ОГПУ видела в хасидах и ортодоксах вообще (как и во всякой еврейской организации, кроме Евсекции) идейного врага советской власти. В 1927 г. правительство разрешило проведение религиозного съезда, убрав из повестки его все пункты, кроме благотворительности. Но и в таком виде он проведен не был. 15 июня 1927 г. р. Шнеерсон и его секретарь р. Либерман были арестованы; под давлением европейского общественного мнения власти ограничились ссылкой в Кострому на 3 года. И.И. Шнеерсон сделал очень много: договорился с Джойнтом о помощи в развитии еврейской культуры и образования; около 20 тыс. детей учились в религиозных школах; в 1925 г. в г. Невеле была открыта ешива для подготовки раввинов и шохетов. В конце 20 гг. организованы ешивы для студенческой молодежи в Москве, Ленинграде, Минске, Витебске. В 1926 г. проведена конференция раввинов; почетным председателем которой был избран отсутствующий р. Шнеерсон. В 1927 г. р. Иосиф Ицхак Шнеерсон успел основать сеть ешив в Бухаре для укрепления там иудаизма. Имя ребе стало легендарным. Популярными были его изречения:

Все, кто говорит "не могу", лжет.

Главная работа еврея - превратить АНИ (Я) в АИН (Ничто).

Хасидизм - сито. Правда проходит, ложь отсеивается.

"Положись на помощь Всевышнего" - этот совет человек может дать только самому себе. Ближнему, находящемуся в беде, надо помочь делом, а не советом и поучением.

Популярная песня "Гешер цар миод", завещавшая потомкам стойкость и мужество, тоже связывается с его именем.

Во внутренней религиозной политике Любавичский адмор вел линию на раскол с другими течениями ортодоксии, объединенными в ЛЕРО (Ленинградская еврейская религиозная община). Между тем, в конце 20-е гг. антирелигиозная пропаганда усиливалась, власти задумали создать "живую синагогу" (подобно "живой церкви"). В 1927 г. И.И.Шнеерсон и его секретарь р. Х..Либерман были арестованы; первый сослан в Кострому на 3 года, второй в Тамбов тоже на 3 года. В результате волны протестов р. И.И.Шнеерсон был отпущен за границу.

В 30-е годы антирелигиозная кампаний еще более усилилась, 1932-1937 гг. были объявлены антирелигиозной пятилеткой. Закрывались ешивы, распущен Комитет раввинов, запрещены: выпечка мацы, пасхальные седеры, соблюдение субботы, праздников. В 1937-1938 г. были репрессированы многие служители культа, в Лениграде прошли массовые аресты хабадников. Сам р. И.И.Шнеерсон арестован вторично по доносу Евсекции (за "контрреволюционный саботаж" и "преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений"), потом был освобожден. После освобождения он выехал из СССР - сначала в Ригу, потом - в Варшаву, оттуда в Польшу. Из Польши ему удалось убежать в США. Так начинается последний, современный этап жизни Хабада. В 1941 г. возникает организация "Махане-Исраэль", в следующем году - "Мерказ л’иньеней хинух", в 1944 - общество "Бикур-холим". Выходит первый номер периодического сборника "Ковец Любивич". Раби организовал "Всемирную организацию хасидов Хабада" (1939), наладил выпуск книг, газет.

Оставшиеся в СССР не сразу смогли уехать. В 1946 г. в Самарканде на тайном собрании руководства Хабада было решено воздержаться от выезда, в надежде, что после войны власти не будут преследовать религиозных евреев. Но преследования возобновились, и хабадники изменили свое решение: созданному во Львове нелегальному комитету удалось в 1946 г. организовать выезд по польским документам 1 тыс. человек - в Польшу, откуда они добрались до Эрец-Исраэль.

После войны р. И.И.Шнеерсон организовал "Эзрат плейтим весидуром" - комитет помощи беженцам, с отделением в Париже. По его инициативе хасидами, бежавшими из России в 1948 г., был заложен израильский центр - Кфар-Хабад. Последняя его инициатива - внимание к североафриканским евреям, открытие сети школ в Марокко.

[VII] После смерти р. И.И. Шнеерсона (1950) руководителем Хабада становится его зять р. Менахем Мендл Шнеерсон, 7-й и последний адмор, довершивший строительство движения.

Образ жизни современного хасида-Любавича устойчив и по Галахе один из самых строгих. В литургии хасид любавичский обычно руководствуется "Шулхан Арухом", но когда в сидуре раввина есть другие части, предпочитает их. По разным частностям у Хабада есть свои авторитеты. Версия молитв Хабада - версия "раввина", основанная на израильской системе. Она похожа на сефардскую систему, но лишена некоторых деталей и приближена к ашкеназийской. Каждый день определены уроки по Пятикнижию, псалмам. Есть особые дни памяти и радости: 10 Кислева - день освобождения "раби" из ареста - большой праздник, подготовка "Годичного Главы хасидизма"; 10 Кислева - освобождение "Среднего адмора"; пятая свеча хануки - в память освобождения "Рава" во второй раз; 10 шевета - день смерти адмора; 12-13 тамуза - день рождения и день освобождения его из советского заключения; 18 элула совместные дни рождения (по хабадской традиции) Баал-Шем-Това и "Ребе". Сокровенность и строгость образа жизни каждого члена движения сочетается с размахом общих мероприятий: так, 50 тысяч человек собрались на тель-авивском стадионе, чтобы отметить 50-й год с того дня, как во главе движения стал 7-й адмор ребе М.М. Шнеерсон.

Центром Империи Хабад - Америка, селение адмора в Нью-Йорке. Тут сосредоточивается воспитательная работа, отсюда свет Хабада проистекает на весь иудаизм. Только в Сев. Америки работают около 100 ешив и других воспитательных учреждений. Такие заведения открыты также в Иране, Латинской Америке, Австралии и Новой Зеландии. Достопримечательностью Парижа является Дом Хабад-Любавич. Многочисленные и разнообразные книги, газеты, пособия выходят на иврите, идише, английском, русском, арабском, итальянском и др. языках.

Успех движения в последние десятилетия во многом определен личностью последнего адмора и тем, как смог ее использовать Любавичский двор.

Ребе М.М.Шнеерсон из Любавичей, 7-й цаддик Хабада, - личность необыкновенная, привлекавшая к себе не только верующих евреев, но и христиан, католиков, неверующих и, конечно, повысившая несоизмеримо популярность организации (хотя его самого эта цель, может быть, волновала не в первую очередь). Уникальность его была в том, что он, единственный, был доступен всем. Существовал особый ритуал приема у Ребе, ритуал предсказаний, брохи, дарения доллара… В Израиле Менделе Шнеерсон никогда не был, но Любавичские хасиды Израиля всеми средствами поднимали и поддерживали его культ, вроде готового к приему дома, точного слепка с американского. Задолго до болезни Ребе хабадники готовились к приходу Машиаха, убеждая публику, что он - и есть Машиах. Длительная болезнь цадика, во время которой бюллетени о его состоянии выпускались в правительственном варианте, усилила напряжение до предела. СМИ были организованы таким образом, чтобы можно было поверить в бессмертие Ребе. Физическая смерть Ребе повергла последователей в смущение и вызвала кризис в движении: часть хабадников (особенно среди них оказалось много женщин) отказалась верить в факт смерти Ребе, впадали в экстаз. При этом ведущие раввины не высказывались однозначно. Д.Бергер, Президент ассоциации еврейского обучения в США, видит в таком поведении искажение иудаизма: "нет и никогда не было в иудаизме места для веры, что Машиах, сын Давида, начнет свою деятельность только для того, чтобы испытать смерть, не выполнив свою миссию до конца". Вера в то, что Ребе является Божеством, которому следует молиться, стала руководящей идеей любавичского движения в мире. Внутренней целью такого поведения было стремление как можно дольше сохранить Хабад как движение, аутентичное всему иудаизму.

"Хабад в России больше, чем Хабад…"

Силой вытесненные из Советской России, хабадники вернулись с началом перестройки. С присущей им молодой энергией и оптимизмом они приступили к освоению огромных пространств страны.

Хабад - это пресса (например, "Истоки", Кишинев, "Ор Авнер Хабад", Харьков журнал "Лехаим" 50 тыс. экз.), школы, детские сады, синагоги, филиалы в каждом российском городе, летние лагеря, фонды помощи, организация «Дети Чернобыля». Только в Москве Хабаду принадлежат: 4 синагоги,

Еврейский общинный центр (на месте деревянной синагоги, построенной в 1972 г. и сгоревшей в 1991 г., пл. 72 тыс. кв. м., вмещает: синагогу на 2 тыс. прихожан, резиденцию р. Лазара, офисы, рестораны, библиотеку),

ешива "Томхей-Тмимим Любавич",

школы "Ахей-Тмимим" и "Бейт-Ривка и т. д..

В Днепропетровске гостям показывают хоральную синагогу "Золотая роза", построенную в 1856 г. (в ней читал свои проповеди 3-й адмор) и восстановленную Хабадом. Президент Израиля Моше Кацав во время своего визита в СНГ в январе 2001 г. заезжал в Харьков. Ему продемонстрировали синагогу, построенную в 1913 г., закрытую советской властью и восстановленную общественностью в 1990 г., с прибытием в город шалиаха Хабада Моше Московича. На встрече в Харькове присутствовал Леви Ливаев, который рассказал о деятельности сети этих школ. В Саратове недавно совместно с губернатором Аяцковым запланировано строительство нового еврейского религиозно-культурного центра, которое будет финансироваться общиной. То же можно рассказать о любом городе СНГ.

За этими достижениями стоят внутренние процессы: борьба за власть и в последнее время передел руководства общинами России. Старое руководство Еврейского Конгресса - В.Гусинского и главного раввина Адольфа Шаевича (избран газетой "МЕГ" Человеком 2000 года) - вытеснено вновь учрежденной в июне 2000 г. альтернативной организацией: Федерация Еврейских общин России (ФЕОР). Старый и опытный раввин Шаевич обеспокоен агрессией американских хасидов, стиль работы которых противоречит, как он говорит, духу российского еврейства. В беспримерных условиях преследований русский еврей выстрадал свое еврейство и не разменяет его на пышные демонстрации перед русским народом, отношение которого ему так хорошо известно. А.Шаевич писал правительству, жалуясь на деяния хабадников, доказывал, что ФЕОР не нужна, что она представляет лишь 5% всех общин. Быть раввином - огромная ответственность, считает он. По его словам, "захват" американскими раввинами Хабада, многие из которых, по всей видимости, не имеют смихи, России - это наступление иного климата, коммерческого и беспринципного. Никто из этих молодых людей не прошел с русским евреем того пути, которым он идет к своему раввину.

Духовная атмосфера как следствие деятельности Хабада освещается в российской еврейской прессе неоднозначно: местные газеты, материально зависимые от Хабада, сообщают о ней в тоне панегирическом; пресса же аналитическая, как "Международная еврейская газета" (МЕГ), отражает ее многосложность.

Хабад в России - это, прежде всего, Ребе. Многие еврейские школы, клубы, синагоги в России увешаны портретами 7-го адмора, его грамотами, цитатами. Почти реализован лозунг: "Любавичского ребе - в каждый дом"! Портрет Ребе растиражирован до автоматического значка. Посланники Хабада изображают ситуацию в мировом еврействе в выгодном для себя свете: Ребе - глава поколения, единственный духовный лидер и вождь еврейского народа. На фоне реальной помощи (маца, свечи, брит-мила, бар-мицва, праздники и т.д.) рекламная и шумная кампаний посланников Хабада удается, воспринимается до поры до времени с доверием неискушенными в мировых течениях иудаизма российскими евреями (гл. раввин Кишинева и Молдовы р. Залман Лейб уполномочен давать броху всем, кто попросит, и газета "Истоки" полна благодарностями людей за спасение). Интеллигентной же части еврейского общества, как пишет "МЕГ", претят подобные акции: Ханукка в Кремле, гигантская Хануккия на площади (как перед Белым Домом), скандал с рукописями Шнеерсона; к этому не готово ни еврейство, ни общество. Хабад в нынешней России по стилю своей работы выглядит как иноземное явление, утверждают заинтересованные наблюдатели.

Наконец, у русского еврея иные эстетические представления. Е. Сатуновский размышляет: "От Чукотки до Калининграда можно встретить совершенно этнографического вида ребят в черном, с озарением в глазах и журналом "Лехаим" наперевес. Мы привыкли к тому, что в приемной каждого губернатора сидит по раввину, и по большей части они - хабадники…"

Хабад победил своих соперников: ортодоксов и реформистов, - не только благодаря энергии и особой тактике, но и благодаря большой финансовой подпитке.

Главный раввин ФЕОР Берл Пинхос Лазар, р. 1964 г. - полная противоположность А.Шаевичу. Уроженец Италии, американец, он жил в Москве 10 лет с американским гражданством в качестве раввина синагоги в Марьиной роще. 29 мая 2000 г. Путину кто-то из его окружения предложил подписать указ о присвоении российского гражданства 31 человеку, преимущественно из Узбекистана и Азербайджана; последним в списке стоял гражданин США Б.Лазар. Путин подписал - незадолго перед избранием 25-ю любавичскими раввинами Б.Лазара главным раввином ФЕОР. Через пять дней был арестован В.Гусинский. Б..Лазар, как единодушно сообщают СМИ, имеет прекрасные отношения с президентом, встречался с ним дважды: в первый раз в 1999 г., когда тот был еще премьер-министром (приглашен в субботу на прием в Кремль и пошел на прием, предварительно обзвонив несколько хабадских центров), и второй - на открытии Московского Общинного центра. Б.Лазар очень доволен ролью нынешних российских властей в жизни еврейских общин: "Мне кажется, что в России государство помогает евреям больше, чем в других странах" (Это звучит оригинально, если помнить, что исторически и в принципе Хабад не признает роли государства в жизни верующего иудея). Б.Лазар ведет себя активно: 13.11.00, на заседании Межрелигиозного совета, созданного в 1988 г., он призывал враждующие стороны на Ближнем Востоке к усиленным переговорам и при этом рассказал притчу о Гиллеле, который на вопрос, как можно изложить Учение, стоя на одной ноге, ответил: "Не делай ближнему того, что бы ты не хотел, чтобы сделали тебе"; 20.01. Б. Лазар заявил, что готов использовать любую возможность для достижения мира на Бл. Востоке как духовное лицо.

За спиной Лазара - Леви (Лева) Леваев, один из самых богатых бизнесменов Израиля (190 млн. дол.) и самый щедрый спонсор хасидов. 42 года, из Ташкента. Приехал в Израиль молодым юношей, работал шлифовщиком, первую сделку совершил, скупив сырье у хозяина. Леваев - бухарский еврей, ортодокс, ханжеский на восточный манер: он повторяет всем, что старается исключительно для своих покойных родителей, которые хотели бы видеть его благотворителем.

Сейчас Л.Леваев - гражданин Израиля (семья: жена и 9 детей - живет в Бней-Браке), Греции, Бельгии, Индии. Председатель Федерации еврейских общин СНГ, глава благотворительного фонда поддержки еврейских организаций СНГ (вложил в благотворительность 10 млн. дол.). Президент Всемирного конгресса бухарских евреев. Председатель Израильского конгресса бухарских евреев. Ему принадлежат Афро-Израильская компания по обработке алмазов, компания "Гуткес" (купальники) и др. В детских домах, названных в честь родителей Л.Леваева, висят его портреты. В 1997 г. Леваев по непонятным причинам покинул пост одного из руководителей РЕК, к этому времени разбогатев на продаже российских алмазов, которые вывозил, пользуясь покровительством известного предпринимателя Е. Бычкова. И далее произошел "переворот". Он провел турне представителей ФЕОР по Украине, а потом представил "своего" гл. раввина в Израиле. Стала известной его "ангольская история": правительство этой страны отдало именно Л. Леваеву права на добычу алмазов - благодаря давлению Москвы. Эти алмазы будут обрабатываться в Израиле. Очевидно, что укрепление хабадников в России при помощи российского правительства как-то связано с переделом собственности.

Е. Сатуновский выразил весьма продвинутый, с исторической перспективой, взгляд на ситуацию. "Мы прощаем Хабад за время Гулага, когда они получали и отбывали свои срока, за время застоя, когда они не шли на компромисс с советской властью, за время, когда они были вместе с евреями. Когда их лидеры рассказывали, а не поучали, строили, а не интриговали, советовали, а не командовали" ("МЕГ").

В такой оценке - реальная сложность ситуации.

http://www.iss.org.il/isrtem.htm#NAME1




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100