Центром еврейской жизни в России являлась европейская часть страны, а точнее, та ее территория, через которую проходила так называемая черта оседлости. Но евреи жили и в Сибири, где появились не по доброй воле. Первые упоминания об этом встречаются в деле Сибирского приказа за 1635 г. Речь идет о возвращении из Сибири сосланных "в службу" и на пашню военнопленные, в списках которых значатся и "литовские и немецкие люди и жиды". В документах Московского архива Министерства юстиции сохранилось дело московских евреев, сосланных в Сибирь в 1658-1659 гг.
Известно, что ссылка в Сибирь сделалась постоянной с 1754 г., хотя правительство применяло ее как карательную меру гораздо раньше. В "Обзоре Забайкальской области за 1881 г." имеются данные об образовании рудников: в 1704 г. - Нерчинского, в 1739 г. - Зерентуевского, в 1782 г. - Ачинского. На них в незначительном количестве ссылались и евреи.
Впервые о черте оседлости упоминается в именном указе от 23 декабря 1791 г. Евреям было разрешено жить в 15 губерниях. И после установления в 1794 г. "черты еврейской оседлости", из которой Сибирь была исключена, евреи в течение многих лет попадали за Урал исключительно в качестве каторжан и ссыльных. Они концентрировались преимущественно в восточных районах Сибирско-Иркутской губернии, Якутской и Забайкальской областях. В начале XIX в. ссыльные евреи появились в Западной (Томск, Омск, Канск) и Восточной Сибири (Канск, Нижнеудинск, Красноярск и др).
Документально историю появления первых евреев в Красноярске можно попытаться проследить по материалам Государственного архива Красноярского края, самый ранний из которых датируется 1825 годом.
В Красноярске евреям отвели для поселения подножье Афонтовой горы за пределами городской постройки. Еврейской население образовалось в основном из ссыльных, их детей (привезенных и появившихся позднее) и добровольно приехавших родственников, из родившихся в Сибири детей евреев, уволенных из кантонистов. Обитатели Еврейской слободки (Николаевка) занимались мелочной торговлей, ремеслами.
Еврейская община в Красноярске сегодня
С.С. Кузнецкий
В еврейскую общину входит краевая еврейская национально-культурная автономия "Гаскала" (Просвещение), являющаяся региональным отделением еврейской национально-культурной автономии России и Красноярская еврейская религиозная община, входящая в Федерацию еврейских общин в России.
До 1917 г. в г. Красноярске была прекрасная двухэтажная синагога с более чем тридцатью свитками Торы. Были еще два культовых здания поменьше. В 1918 г. здание синагоги было разгромлено. После Октябрьской Революции молитвенные дома были ликвидированы и все их оборудование было уничтожено, а свитки Торы лишь частично переданы в Краевой музей. Здания были снесены и на их месте построены многоэтажные жилые дома. За семьдесят с лишним лет еврейское население почти полностью ассимилировалось, особенно молодое поколение. Однако, в душах стариков-энтузиастов все эти годы сохранялась тяга к соблюдению основных еврейских традиций и обрядов. В основном, это были евреи, попавшие в Сибирь в результате известной акции 14 июня 1941 года, прошедшей от Прибалтики до Бесарабии. Они получили еврейское образование в Хедере, знали идиш, иврит, еврейские традиции и обряды. Заметим, что проведение этой акции спасло их от Холокоста. Эти люди и были движущей силой при организации еврейской жизни в Красноярске, когда возникла такая возможность. Одним из таких людей был Владимир Соломонович Лурье, попавший в Красноярский край из Латвии и многое сделавший для еврейской общины города.
Принято считать, что еврейскому движению в начале перестройки положил начало I съезд ВААДа СССР в Москве в декабре 1989 года. Однако, Красноярское общество еврейской культуры "Гаскала" было создано еще раньше, в мае 1989 г. (решение исполкома Красноярского горсовета от 25.05.89 за №210 о регистрации общества "Гаскала" и его Устава), поэтому можно считать, что оно было одним из первых в Союзе. Председателем общества был избран В.С. Лурье.
Будучи религиозным человеком, В.С. Лурье не оставлял мысли о возрождении в г. Красноярске религиозной жизни. В октябре 1989 г. исполком Центрального райсовета г. Красноярска было подано заявление о регистрации религиозного общества. Положительное решение было получено, этому помогло вышедшее 2.02.90г. постановление СМ СССР о поддержке религиозных культов. Официальная церемония создания Красноярского еврейского религиозного объединения (КЕРО) произошла 18 февраля 1990г. Проводил собрание уполномоченный по делам религии по Красноярскому краю Адайкин А.В., который и в дальнейшем очень помог общине в получении помещения под синагогу, передачи свитков торы из краевого музея и пр. Он объявил о регистрации КЕРО в Центральном районе г. Красноярске с правом оборудования своего молитвенного дома-синагоги. Председателем правления общества был избран Владимир Соломонович Лурье, духовным лицом в должности раввина утвержден коэн Рафаил Лазаревич Зарецкий.
В последующие три года, вплоть до своей смерти в 1993 году, В.С. Лурье удалось сделать очень многое. Он добился выделения здания под синагогу (ул. Сурикова 65), много сил было положено для приведения его в порядок путем мобилизации средств местных евреев и нахождения организаций - спонсоров; были получены свитки Торы из Краевого музея; была установлена связь с Всесоюзным еврейским обществом (ВСЕРО); В.С. Лурье участвовал в его съездах и семинарах, стал членом его Совета и представителем ВСЕРО по Сибири и Дальнему Востоку; наладил регулярное получение религиозной и другой еврейской литературы; он установил связь с еврейской общественностью Израиля и США (например, Джойнт); посетил Израиль. Много сил он отдал наведению порядка на еврейском кладбище Красноярска; при его участии образовался костяк еврейской библиотеки; он наладил снабжение евреев Красноярска мацой из Израиля, организовал проведение вечеров по поводу проведения еврейских праздников и осуществил много других добрых дел. При этом необходимо отметить неизменную поддержку городских властей.
Вместо умершего В.С. Лурье в июле 1993 г. председателем религиозной общины был избран М. Файтельберг. В августе 1995 года председателем религиозной общины стал Я.В. Бриль. Ему удалось активизировать религиозную жизнь общины путем привлечения приезжих раввинов.
В синагоге начали проводиться утренние службы (Шахарит), а в субботу и послеполуденные (Минха). Регулярно проводились общегородские мероприятия во время еврейских праздников.
В 1998 г. с привлечением спонсорских средств была осуществлена капитальная реставрация Красноярской синагоги, после чего она стала одной из лучших синагог Сибири и Дальнего Востока. Деятельное участие в реставрации синагоги принимали С.Горелик, Я.Бриль, Н.Рашковский. Это мероприятие было бы невозможным без спонсоров А.Быкова - "Фонд Вера и Надежда", Б.Абрамовича - "Красэйр" и других. Во дворе синагоги в 1998 году по идее С.Горелика был сооружен и торжественно открыт памятный камень в честь евреев, погибших во время Холокоста.
В настоящее время известным красноярским архитектором Э.М. Пановым разработан проект трехэтажного здания в качестве пристройки к существующей синагоге, которую назвали Еврейским центром, в котором будет зал собраний - религиозных и светских, библиотека, компьютерные классы и классы для других занятий, трапезная, кабинет для медицинских консультаций, миква и другие помещения для организации религиозной и культурной жизни красноярских евреев. Начата реализация этого проекта.
Образование и деятельность Красноярской краевой еврейской национально-культурной автономии "Гаскала".
После избрания В. Лурье председателем еврейского религиозного общества в феврале 1990 г. председателем общества еврейской культуры "Гаскала" становится О. Фирер. Действие общества было сосредоточено вокруг еврейской библиотеки (Л.Маркович и Р.Рубинштейн) и заключалось в изучении иврита собирающимся уезжать в Израиль, проведением праздников, прослушиванием еврейской музыки и т.д. Деятельность общества в этот период нельзя назвать активной в связи с тем, что оно не имело своего помещения, и в виду отъезда в Израиль ряда его активных членов. Уехал в Израиль и председатель общества О. Фирер.
В сентябре 1991 г. председателем общества был избран И. Кауфман. Общество "Гаскала" было принято в ВААД и в Красноярске организован региональный центр по Сибири и Дальнему Востоку. Действие общества протекало в том же ключе: проведение праздников, собрания в библиотеке, собрания в зимнее время по воскресеньям в Культурно-историческом центре, изучение иврита, благотворительность в небольшом объеме.
В связи с отъездом И. Кауфмана в Израиль в январе1997 г. председателем был избран В. Рудницкий. В этот период начался рост благотворительной деятельности благодаря поддержке Джойнта. Количество подопечных утроилось. Большая заслуга в этом принадлежала руководителю благотворительного сектора Е.Рашковской и Р.Рубинштейн.
На собрании общества "Гаскала" 5.06.1998 председателем был выбран Н. Рашковский, а в августе 1998 года общество еврейской культуры "Гаскала" было преобразовано в Красноярскую краевую еврейскую национально-культурную автономию "Гаскала". При поддержке Джойнта резко увеличилось число благотворительных проектов и благополучателей. Встал вопрос о помещении. К сожалению, ни городская, ни краевая администрации не смогли предоставить автономии в аренду приспособленное помещение, и после 4 месяцев размещения всех служб автономии в комнате площадью 30 кв.м. в июне 1999 года было арендовано большое помещение в центре города, где стало возможным разместить все службы автономии.
Самое большое внимание уделяется благотворительным программам, которые в настоящее время ведутся в рамках "Хэсэда Эстер", который был организован в октябре 1999 года. Продуктовыми наборами обеспечиваются до 500 семей; действует благотворительная столовая; для людей, которые не могут ее посещать, развозятся горячие обеды на дом. Организован патронаж для лиц одиноких и больных, имеется прокат медоборудования, проводятся медицинские консультации по широкому спектру медицинских специальностей, ведется отпуск медикаментов; организуется помощь зимней одеждой и помощь при экстремальных ситуациях.
Все члены общины участвуют в проведении праздников (Песах, Пурим, Ханука и др.).
Широко развита клубная работа. Регулярно один раз в неделю собирается клуб "Золотая осень", где собираются люди преклонного возраста. Для них организуются лекции, как силами членов общины, так и приглашаются лекторы из города. Тематика лекций самая широкая: еврейская история и традиции, научно-популярные лекции, лекции психолога, писателей, живущих в городе и т.п. После лекций организуется чаепитие.
Община имеет очень хорошую библиотеку, при которой действует клуб любителей еврейской книги. Имеются клубы узников гетто, медико-психологической поддержки, семейный клуб, идиш-клуб, интернет-клуб. Действует спортивно-оздоровительный клуб (плавательный бассейн, пинг-понг, гимнастический зал, выезды на природу и т.д.). По пятницам собирается клуб истории и традиций еврейского народа, где обсуждается недельная глава Торы, события еврейской истории и традиции, проводится встреча субботы.
При общине действуют танцевальная и вокальная студии, большое участие в которых принимает созданный два года назад студенческий клуб "Гилель". В недрах студенческого клуба также ведется большая работа (изучение иврита и английского, Интернет-клуб и др.).
С 1999 года издается газета Красноярской Краевой Еврейской Национально-культурной автономии под названием "Гаскала" ("Просвещение"). Учредитель газеты - Наум Рашковский, редактор - Михаил Кисилевский. Издается также газета студенческого клуба "Гилель" - "Хаверим" ("Друзья").
При Красноярской Краевой Еврейской Национально-культурной автономии создан "Музей истории еврейской общины Красноярского края". Директором музея является опытный музейный работник Н.А.Орехова, которая уже развернула энергичную работу, организовав выставку о жизни и деятельности первого председателя общества "Гаскала" и религиозного общества Красноярска В.С.Лурье.
Большое положительное влияние на деятельность еврейской общины Красноярска оказывает созданный в 1998 году Благотворительным фондом "Джойнт" Институт социальных и общинных работников Сибири и Дальнего Востока. Директором Института является профессор Я.М.Кофман. Институт проводит порядка двадцати семинаров в год на самые животрепещущие темы жизни еврейской общины, и многие члены красноярской общины являются непременными слушателями этих семинаров.
Удачным для красноярской общины является то обстоятельство, что в Красноярске располагается региональный офис "Джойнта" для Сибири и Дальнего Востока.
Благотворительные программы (Директор – Анна Леонидовна Воловик)
Помогать всем, кто нуждается в помощи – такова многовековая жизненная позиция еврейского народа. И каждый член нашей автономии это прекрасно ощущает: и тот, кто получает помощь, и тот, кто ее дает. А помогают здесь многим, снимая таким образом социальное напряжение в наше нелегкое время. Особенно чувствуют это пенсионеры, одинокие, больные, малоимущие люди. Одни, те, кто не может сам себе приготовить обед, получают его теплым, только что приготовленным прямо у себя дома, другим привозят домой продукты, третьи получают ежемесячные продуктовые наборы. А таких немало – 560 человек, причем не только в Красноярске, но более 100 человек обслуживается в городах и районах края: Ачинске, Канске, Абакане, Назарово, Лесосибирске, Железногорске, Дивногорске, Сосновоборске. Приедет машина каждый месяц и в Уяр, и в деревню Большие Прилуки Рыбинского района, несмотря на то, что там в помощи нуждается всего 1 человек. И не только продукты везет туда Григорий Михайлович Хайсерверин, руководитель программы «Периферия», но и газеты еврейские, и журналы привезет, и лекарства, какие нужно.
Если кому-то нужна медицинская помощь – на выручку придет Виноградова Лариса Владимировна. А у нее десятки помощников врачей-волонтеров, которые никогда не откажут и в консультации, а если нужно, то и в стационарном лечении. До 60 человек обслуживает программа «Патронаж» (руководитель Фаина Писарева), цель которой – улучшение качества жизни одиноких, больных, нетрудоспособных людей, за которыми некому ухаживать. Есть у нас отдел проката реабилитационного оборудования, и каждому, кто в этом нуждается, привезет его бесплатно Лена Шапиро.
Каждый месяц в квартирах хозяек «Теплых домов» Э.А. Горюновой, И.А. Эйдлиной и Ц.А. Дегтяревой собираются пожилые люди. Цель этого клуба – объединить людей, нуждающихся в общении, помочь им найти друзей. А в уютном зале Еврейского дома еженедельно собираются участники клуба «Золотая осень», которым руководит Элеонора Набокова. Лекции, беседы, встречи с интересными людьми, просмотр кинофильмов, которые даже можно заказать – это каждый раз замечательно организованный праздник. В Клубе волонтеров, а их у нас более 50 человек, проводятся и занятия, и общие дни рождения, мероприятия для отдыха, которые готовит для них Э.В.Набокова. Собираются в общинном центре и ветераны войны, и бывшие узники гетто. Обо всем этом каждый месяц рассказывает газета «Гаскала» - благотворительное издание. Все это стало возможным при благотворительной помощи «Джойнта». Но не только о хлебе насущном заботятся в автономии. Для развития культуры, изучения истории своего народа, воспитания подрастающего поколения здесь созданы
Общинные программы
(директор – Луиза Константинова)
- Библиотека общины располагает богатым собранием книг (более 3670 томов). Читатели все члены общины. Библиотека открыта для всех интересующихся еврейской литературой. Зав. библиотекой К.Г. Фрадкина
- Музей общины считается лучшим за Уралом. Единственный музей в Сибири и Дальнем востоке, рассказывающей об истории евреев в Сибири, об образовании еврейской диаспоры с середины 17 века и до наших дней. Музей постоянно пополняется новыми фактами. Директор музея Н.А.Орехова
- Вокальная студия «Шалом» работает с 1999 года. Руководитель – Чернобельская Л.Г., концертмейстер Лариса Дудникова – преподаватели училища искусств. Ансамбль является победителем международных национальных конкурсов в г. Улан-Удэ, Иркутске. Педагоги работают с детьми разного возраста. В репертуаре – еврейские песни на идиш, иврите, русском языках.
- Танцевальная студия «Шемеш» состоит из студентов, входящих в молодежную организацию «Гилель»
- Мазл Тов программа для малоимущих молодых семей. В программе участвуют 32 семьи. Помощь в медицинских, продовольственных наборах, консультации врачей.
- Газета «Гаскала» -ежемесячное издание, тираж – 600 экземпляров Распространяется не только в г. Красноярске, но и в 10 районах края, рассылается в города России, где есть еврейские центры, и в Израиль, Редактор – Евгения Виленская.
- Выставка на колесах – передвижная выставка еврейских художников. С успехом экспонировались работы Олега и Ильи Фиреров, Владислава Цапа, семьи Еселевич, Олега Пестрякова, Анатолия Симкина. Была организована выставка, посвященная Израилю.
- ЭФЕК – Ежегодный фестиваль еврейской книги. При поддержке «Джойнта» выпущены два сборника стихов: Ильи Ароновича Фирера и – коллективный сборник стихов еврейских поэтов – членов автономии.
- Семейный лагерь – ежегодный загородный дом. В программе участвуют 23-24 семей.
- Семейный клуб – для привлечения в общину людей среднего возраста 35-40 лет. Руководитель Марина Пущенко.
- Ночной Иерусалим – для одиноких людей. Здесь находят друзей, а иногда и спутника жизни.
- Клуб истории и традиции – еженедельный Руководитель – С.С.Кузнецкий.
- Клуб интеллектуалов – еженедельный. Здесь можно услышать лекцию знаменитого профессора, познакомиться с интересными людьми.
- Литературный клуб – еженедельные лекции, беседы об искусстве.
- Клейзмерский ансамбль состоит из профессионалов с консерваторским образованием, выступают на всех праздниках еврейской общины, общественных городских мероприятиях, пропагандируя еврейскую культуру.
- Студенческий клуб «Гилель» - образовательные программы: Лерхауз, периферия, Авдала, семинары, поход к пожилым и одиноким членам общины, и развлекательные.
- Детский оздоровительный центр работает с апреля 2004 года. Организован для группы «Дети Риска» и мало обеспеченных семей. В центре работают педагоги, врачи, психолог, мадрихи (студенты «Гилеля», помогающие детям в подготовке школьных уроков, а также занимающиеся с детьми изучением истории и традиций еврейского народа, музыкой, танцами, освоением компьютера).
- Воскресная школа – для детей. Дети изучают иврит, историю и традиции еврейского народа, занимаются рисованием, лепкой с педагогами.
- Компьютерный класс – занятия проводятся для всех желающих независимо от возраста.
- Изучения иврита. Занятия проводит Перах Дамари
***
Островок обетованный
Судьбы жителей деревни Бондарево (бывшее Иудино), что под Абаканом, не интересуют правительство государства Израиль, совет раввинов и руководство еврейских организаций стран бывшего СНГ. А жаль.
Здесь по законам иудаизма живет сто семей, которых никто кроме них самих не считает евреями. Потомки сосланных во времена Екатерины второй с Волги на Енисей за то, что приняли иудаизм, они бережно хранят веру, живут единой общиной.
В темные времена Екатерины они хотели назвать свою деревню Новым Иерусалимом. Власти сочли это дерзостью, и велели называться Иудино. В 1952 году старое название вновь заменили – теперь на Бондарево. Видимо, в надежде, что вместе со старым названием уйдут в прошлое и традиции. Но этого вновь не произошло.
Три сотни домов в сибирской деревне охраняют мезузы. Здесь на Песах пекут мацу, здесь царит удивительная чистота в избах, и бережно хранятся молитвенники, сидуры и древние Торы.
Вплоть до 1952 года здесь были свои мойл и шохед. Здесь не просто соблюдают традиции иудаизма, но живут ими. Оказывается, для того, чтобы тебя признали иудеем этого мало. Ведь по Галахе все эти люди не имеют к еврейству никакого отношения.
Сары, Давиды, Моисеи и Мойшалы из села Иудино всегда играли значимую роль в жизни региона. Детей здесь воспитывают по еврейским законам, как и в наших семьях. И простые деревенские ребята из сибирской глубинки всегда легко поступали в высшие учебные заведения, прекрасно работали, занимали руководящие должности в регионе, поднимали его экономику и оказали значительное влияние на развитие Красноярского края.
Сегодня многие из жителей деревни хотели бы участвовать в еврейской жизни региона, многие пожилые нуждаются в поддержке, многие хотели бы уехать в Землю обетованную. Но ни по закону о возвращении, ни по критериям , принятым еврейскими организациями за основу деятельности, евреи не признают в них своих единоверцев.
Жители деревни Бондарево, как и три века назад, могут рассчитывать только на себя и свою религию. Им не привыкать…
5 поколений сибирских евреев
Много в России славных городов, но для меня, красноярки в пятом поколении, нет милее моего родного Красноярска.
(из сочинения Жанны Зайцевой, отмеченного как одно из лучших на конкурсе школьных работ).
Перед самой гражданской войной из далекого белорусского города Борисова шла в Сибирь большая бедная еврейская семья стекольщика Семена Каждана. У него и его жены Голды было 14 детей, 13 мальчиков и одна девочка – младшенькая Сара. Шли они долго, трудно, останавливаясь, чтобы заработать на кусок хлеба, но шли по своей воле – уходили от голода и нищеты. Старший сын, 25-летний Макс, спасаясь от мобилизации, уехал в Англию, а затем в Америку. В Сибири, в селе Ачинском Саянского района жила сестра Голды, Рая, у которой тоже была уже большая семья, много сыновей, и был у них и большой дом, и лошади, и коровы, и большое хозяйство. Сильных рабочих рук хватало и урожай вырастить, и за скотом присмотреть, и орехов на продажу набить. Приняли они семью сестры, обогрели, накормили. Гражданская война, Колчак, болезни не пощадили семью Семена, и из 14 детей остались в живых Макс, Абрам, и младшенькая – Сара. А как отгремела гражданская война, объявился здесь Давид Шнейвис, тоже родом из Борисова. Болел долго, и черной оспой, и тифом, но человек он был железной воли, крестьянской закалки и силы. Небольшого роста, с большими рабочими руками и большими стопами, казалось, специально созданными, чтобы крепко стоять на ногах. Полюбился он Саре, и появилась в Сибири новая еврейская семья.
Вскоре перебрались они в Канск, а затем и в Красноярск, поселились в тесной завалюхе с земляным полом на Песочной улице (ныне ул. Урицкого). Был Давид слесарем – лудильщиком, работал на ПВРЗ, но в быту не было такого, что не смог бы он починить, и несли ему со всей округи примусы и утюги, кастрюли и самовары, лампочки и всякую домашнюю мелочь. Он никому не отказывал, чинил, лудил, паял. Был он очень замкнутым человеком, но все его и любили, и уважали. А уж Сара ни о чем понятия не имела, была за ним, как за каменной стеной.
Отсюда, с высокого берега Енисея в 1942 году ушел Давид на фронт, на свою вторую войну. Воевал в районе Донбасса, в самом пекле, где земля адом казалась. Пять ранений, одно тяжелое – челюстно-лицевое. Пять операций перенес без наркоза. Какой уж там на фронте наркоз – дадут когда стакан водки, а когда и нет… Но выжил, вернулся, ведь дома ждали и Сара, и две дочки, Роня и Рива. Получила семья две большие комнаты в центре города. Давид продолжал работать, теперь уже кровельщиком. Вместе в одной артели с отцом знаменитого нашего врача Берзона крыли они крышу на здании нынешней краевой администрации. А детям своим говорил всегда: «Учитесь, дети, учитесь. Образование получите – не будете так тяжело работать!»
Брату Сары Абраму, так же, как и сестре, долго учиться не довелось. 4 класса, по тем временам больше и не требовали. Но был он отличным парикмахером. А в самое трудное для страны время в составе сибирского ополчения ушел воевать. Сибирскую дивизию направили на Ленинградский фронт. Там он и погиб.
За Максом следом в Англию поехала девушка из очень богатой семьи, жившей в Борисове. Очень любила она Макса, не остановили ее ни его бедность, ни чужбина. С ним и в Америку уехала. Макс стал штукатуром-маляром, она родила сыновей, но была одна беда – почти ослепла, и плохое зрение передала и детям. Макс всегда писал родителям, сестре, посылала фотографии. Письма были на идиш. Всегда старался он помочь семье. В страшный голодный 33-й год на купоны, полученные от Макса, в Торгсине можно было купить кое-какие продукты. Так и выжили. Часто из Америки в Сибирь приходили посылки. А во время войны посылки приходили почти каждый месяц. И что интересно – приходили всегда, и никого за них не преследовали. А ведь времена были тяжелые!
Суждено было семье Шнейвисов породниться с еще одной еврейской семьей, также пустившей корни в Сибири. И в этой было 14 детей. И у этой семьи корни уходили в Борисов. Одни за другими еврейские семьи уходили за тысячи верст с насиженных родных мест от голода и погромов.
Шел 1910 год. Царской армии были нужны солдаты. Кто-то должен был идти и из этой семьи. Тогда отец решил: у младшего, Изи, хоть и исполнилось ему уже 25 лет, семьи еще не было. Он был единственным холостым парнем в своей большой семье. Значит, быть ему солдатом. Служил Израиль Абрамович на Кавказе денщиком, а потом, на фронте – артиллеристом. Проявил и смелость, и мужество, испытал и горечь плена. А вернулся с Первой мировой войны кавалером трех Георгиевских крестов. (А четыре Креста – полный кавалер – было высшей солдатской наградой!). Вспоминал, как после возвращения из плена вручал ему эту награду сам царь. Кроме наград получил солдат и новую фамилию – Зайцев. Говорят, записывали их по фамилии ротного. Израиль Абрамович был очень религиозным евреем. Старался исполнять все законы Торы, всегда молился. И вспоминал, что в царской армии хорошо относились к евреям, уважали обычаи каждого народа. Так, например, никогда не поставят еврея в наряд в субботу, а русского – в воскресенье, никогда не дадут мусульманину или иудею свинину. И после возвращения он тоже имел льготы – свой кусочек земли, свой дом в Большой Мурте. А потом был Канск и жена – Рива Исаевна, (урожденная Карасик). Рива была очень общительным человеком. В Канске ее хорошо знали и любили. Канск был местом, куда стекались ссыльные со всей страны. Рива помогала многим, занималась большой благотворительной деятельностью. Десятки репрессированных, морально искалеченных, надломленных людей знали, что у бабы Ривы они найдут и кров, и пищу, и поддержку. Много лет спустя, даже уехав в родные края, вспоминали люди незаметный подвиг этой женщины, и награждали ее, как могли – дружбой, благодарностью, передаваемой детям и внукам. А вот Израиль Абрамович о своих наградах старался не говорить, прятал их за наличником. Как же, еврей, да еще с царскими наградами!
И когда целый квартал пошел под снос, успели только вещи вывезти, а награды не спасли.
Было у Зайцевых два сына, Абрам и Исай. Абрам, окончив в Выборге интендантское училище, служил на Дальневосточном флоте, а Исай после окончания Алма-Атинского юридического института был направлен в поселок Байкит следователем. Затем работа в Канской и Красноярской краевой прокуратуре.
И вот встретились Исай Зайцев и Роня (Рахиль) Шнейвис. Живут в Красноярске, вырастили двух детей, уже и внучки подрастают. Не так давно в возрасте 93 лет ушла в мир иной их мама – Сара Шнейвис. До последних дней сохранила она ясность ума, активную жизненную позицию. Ее интересовала политика, жизнь страны, она читала газеты, была в курсе всех событий, а уж если выходила во двор, то митинг был обеспечен: и недовольство безработицей, и вина Сталина, и просчеты власти. Четко знала курс доллара, а получив сравнительно приличную пенсию, сказала внучке, купившей для нее зимой помидоры на рынке: «Ничего, на эту пенсию помидоры можно есть!» Любила ходить по полу босиком. А как же, пол-то чистый. А как же раньше, говорила, девчонкой я босиком и в енисейскую воду, и по раскаленному песку. А как полы-то вымою, доски добела отскребу, помои вылить – так по снегу босиком. А как белье ходила полоскать на Енисей, ведь я одна девочка была, на всех стирала, полоскала всю корзину в ледяной воде босиком. Братья прибегут, помогут корзину до дома дотащить. Такая вот крепкая была. Брат Макс, который в Америке, тоже долгожитель, около 100 лет прожил. Так уж, видно, судьба распорядилась, чтобы первый и последний ребенок семьи Каждан прожили за всех, кому не довелось прожить жизнь сполна.
Рахиль Давыдовна, ее дочь, на механическом факультете лесотехнического института получила далеко не «женскую» профессию инженера-механика. Теперь, как говорят, на заслуженном отдыхе, радушная хозяйка, внучки ждут не дождутся всяких вкусностей, приготовленных бабушкой. А ее дочь Ольга стала известным врачом. Окончила Красноярский мединститут, 10 лет работала в неврологическом отделении 20-й больницы, затем перешла в институт медицинских проблем Севера Сибирского отделения РАМН. Поступила в аспирантуру – хотелось заниматься наукой, исследованиями. Занималась проблемами Вилюйского энцефалита, защитила кандидатскую в 1995 году. Сейчас специализируется по неврологическим аспектам детского возраста, продолжает исследовательскую работу.
В нашей общине Ольга Исаевна – свой человек. С удовольствием каждый год ездит с дочкой Жанной в семейный лагерь на Бузим, интересуется делами общинного центра. А если кому-то нужна медицинская помощь, консультация – Ольга Исаевна никогда не откажет. И помощь ее по-еврейски бескорыстна и добра. Видно, такие гены заложены многими поколениями сибирских евреев, выходцев из далекой белорусской земли.
«Когда я вырасту, то обязательно стану врачом, как мама, чтобы служить своим землякам-красноярцам». Жанна
Евгения Виленская
***
Солдатский вальс
Они познакомились на танцах в заводском клубе. Сюда, в Канск, в декабре 1945 года на дипломную практику Катя Суворова, выпускница гидролизного техникума, приехала из далекой Вятки. Ладненькая беленькая девушка, она сразу привлекла внимание местных парней, но ей приглянулся Яша - невысокий, худенький паренек, с которым было как-то очень спокойно и надежно. Да и танцевать с ним было приятно, несмотря даже на то, что он слегка прихрамывал, да кто в ту пору обращал внимание на такие мелочи, ведь редкий фронтовик возвращался без отметин войны на своем теле. Зато на всю жизнь запомнились поздние зимние вечера, когда он после танцев провожал ее и читал ей стихи Есенина.
Вскоре девушка уехала на защиту диплома. Яшина мама, Раиса Матвеевна, настряпав печенье из песочного теста, послала их с оказией из Сибири в далекую Кировскую область Кате. Знала она не только, как опухала от голода в 43-м Катя, как ходила и смотрела только под ноги, надеясь найти корочку хлеба, но и сама пережила тот ужас, когда увидела в госпитале своего Яшеньку…
Той весной 41-го десятиклассники города Медвежьегорска, что в бывшей Карело-Финской республике, мечтали о будущем. Яша Кензиор хотел после выпускного вечера ехать в Ленинград, поступать в медицинский. Но судьба повернула по-другому. Его ждал военный Ленинград. В июле вместе с одноклассниками Яша был мобилизован на фронт. Сначала была «учебка» в Гатчине, оттуда трудное отступление через Пулково, шли мимо знаменитой обсерватории, боясь привлечь внимание фашистских летчиков. Ленинград тогда бомбили сильно, город весь был охвачен пожарами. Ребят перебазировали в Ленинград в батальон связи. Там, в короткие перерывы между обстрелами, выступали перед ними Клавдия Шульженко, виолончелист Даниил Шафран.
Сжималось кольцо блокады, начал ощущаться голод. Ослабленных, чуть живых солдат звали «доходягами». В декабре 34 стрелковый полк связи 54-й армии отправили на машинах по льду Ладожского озера защищать стратегически важный объект -Волховстрой. Пришла лютая зима 42-го. У солдат – дистрофиков опухали от голода и холода ноги. Однажды Яша, вернувшись с дежурства, перестал чувствовать ноги. Кололи иголками – он боли не чувствовал. Потом догадались – ноги обморожены. Ходить он не мог, и его на подводе отправили в полевой госпиталь в прифронтовой полосе. Но солдату становилось все хуже, и санитарный поезд привез его в Вологду.
От гангрены было одно спасение – ампутация обеих ступней ног. 19-летний парень стал инвалидом. Да еще нужно было лечить его от дистрофии. Началось долгое путешествие по госпиталям. Сначала на два месяца в город Молотов (ныне Пермь). Несмотря на отчаянье, жизнь брала свое. И вспоминаются в молотовском госпитале концерты, это было радостным событием. Яшу ходячие раненые носили в зал на руках, ходить на обрубках он не мог. Сидеть тоже он мог только на подушке – дистрофия «съела» все мышцы. Потом был Красноярский госпиталь. Здесь недалеко, в Канске, жили тогда родители, эвакуированные из Медвежьегорска. Мать работала, ни отпусков, ни отгулов не было. Отпустили ее на сутки повидать сына. В госпитале не могла сдержать слез: один сын – инвалид, другой вообще пропал без вести. (Только в 46-м году второй сын, Леня разыскал родителей в Канске. На фронте рядовым он воевал под Смоленском, под Тулой, был ранен в руку, стрелять больше не мог, и поэтому был отправлен в Ашхабад, в музвзвод. Каждый день уходили эшелоны на фронт, и их провожали под музыку военного оркестра, в котором играл на баритоне Леня Кензиор.)
С незаживающими ранами Яша был выписан из госпиталя. На поезде доехал до Канска, на костылях по линии железной дороги добрался до Гидролизного поселка, где жили родители. В Канске хирург Ольга Осиповна Оленович сделала ему пересадку кожи, и раны стали заживать. Год мать выхаживала сына. А осенью 43-го Яша уже пошел на работу в СМУ, строившее гидролизный завод, сначала табельщиком, потом экономистом, а когда окончил техникум, стал начальником планового отдела.
Молодость – она требует свое. Научился ходить на протезах, да не только ходить – танцевать. Тут и встретил свою Катю.
А Катя после защиты диплома, несмотря на другие предложения, поехала в Канск, и с поезда – сразу к нему. Раиса Матвеевна встретила хорошо, но только сразу строго задала два вопроса: «Знаешь ли ты, что Яша – инвалид? А знаешь ли, что он еврей?» Что было ответить? Что инвалид – еще догадывалась, но не настолько, а еврей – вообще не знала, что есть такая нация, в детдоме в Вятке таких не было. Увидела ноги – еще больше жалость захлестнула. Мать сказала: коли так, идите в ЗАГС.
С тех пор 56 лет они вместе, в любви и согласии. Вырастили двоих – сына и дочь, которую недаром назвали Любовью. Всегда на работу он ходил пешком, никому не жаловался, не хотел, чтобы кто-либо знал, как ему трудно. Яшу всегда любили и уважали. Канск был городом ссыльных, Краслаг – те места. «Когда начались повальные реабилитации, вспоминает Любовь Яковлевна, - все шли к отцу. Он писал им просьбы о реабилитации, помогал составлять документы. Родители никогда не ссорились, любовь свою хранят до сих пор». Однажды Яша тихо спросил Катю: «Какой только бог мне тебя послал?» «Какой – какой, - смеется она, - конечно, еврейский!»
Евгения Виленская
|