Из жизни общин
         Общины России
         Общины мира


     
    Последние новости
Пятигорск. Заключительный семинар цикла «Еврейские праздники в общине»

Общинный фестиваль еврейской книги в Туле завершился презентацией книг двух тульских еврейских поэтов

Пенза. Новости предханукальной недели

Томск встречает омичей, приехавших с лекцией об истории евреев Сибири

Калужская еврейская община активно взаимодейсвует с некоммерческим организациями города

Брянск. Встреча с известным кинодраматургом, писателем Борисом Хандросом



Поиск по сайту








 
НИЖНИЙ НОВГОРОД    //
|   Община   |   История   |   Персоналии   |   События и факты   |   Пресса  

История еврейской общины Нижегородского Поволжья сравнительно коротка - чуть больше полутора веков. Причина в том, что вся Центральная Россия не была регионом традиционного проживания евреев. С конца XVIII века, после присоединения к России белорусских, украинских, литовских и восточно-польских земель с многочисленным еврейским населением, иудеи-купцы 1-ой и 2-ой гильдии, высококвалифицированные ремесленники, временно посещали и торговали на Нижегородской ярмарке. Постоянное еврейское население появилось в регионе с 1840-ых годов в результате призыва рекрутов-иудеев на военную службу по указу Николая I. Как правило, "николаевские солдаты" оставались на жительство в тех самых городах, где когда-то несли службу, и стали здесь мещанами или купцами. Им-то и принадлежит честь создания нижегородской еврейской общины (от 300 человек к 1850г. до 3 000 человек к 1913г.)

Центральным институтом общины была синагога ("митнагедская" или "литовская", со службой по нусаху "ашкеназ"), которой руководило хозяйственное правление: староста ("габай"), ученый ("талмид-хахам"), казначей ("нееман"). Интересы властей представлял избранный евреями казённый (общественный) раввин, подотчетный губернскому правлению и МВД. При синагоге действовали погребальное общество ("хевра кадиша"), религиозное училище ("Талмуд-Тора"), благотворительное общество. Такая структура способствовала укреплению общины, на рост которой не смогла повлиять политика государственного антисемитизма, погром 1884г. на Нижегородской ярмарке, предпогромные ситуации в 1905-1907гг.

Духовный облик общины определялся её социальным составом: предприниматели, состоятельные ремесленники, дипломированные специалисты (врачи, инженеры, фармацевты, юристы). В силу этого, при всех симпатиях к антимонархическому освободительному движению, большинство нижегородских евреев не принимали непосредственного участия ни в революционной, ни в сионистской деятельности.

Первая мировая война, революция и гражданская война(1914-1920гг.) породили волну беженцев. Нижегородская губерния приняла свыше 15 тысяч евреев Западного края, изменивших социальный облик общины и сделавших её более радикальной. Политика советского режима по отношению к евреям была двойственной, с одной стороны, ликвидировались общинные институты, пропагандировался атеизм, подрывались традиционные экономические отношения; национально-политические движения оказались под запретом, а их лидеры были репрессированы. С другой стороны, советы были единственной властью, осудившей антисемитизм и боровшейся с погромами, что и вынудило евреев к поддержке новой власти. В 1920-е годы (период "нэпа") нижегородское еврейство попыталось восстановить общинную жизнь, вернувшись к традиционным занятиям, однако с конца 1920-ых годов происходит непрерывное ухудшение их положения. К 1938 году были ликвидированы синагоги и клубы, национально-просветительские общества, прекратилось школьное образование на идиш.

Некоторый рост численности еврейского населения в регионе происходит в начале 1930-ых годов за счет приезда молодежи на "стройки первых пятилеток" (в их числе - Горьковский автозавод). Однако этот рост был сбалансирован убылью в результате массовых репрессий 1937-1938гг., которым подверглись в числе прочих нижегородцев и евреи - "выходцы с территории враждебных государств" (Польша, Прибалтика, Манчжурия).

Вторая мировая война вызвала новый поток беженцев, часть из которых осела на жительство в регионе Поволжья, но весь послевоенный период с точки зрения демографии характеризуется неуклонным уменьшением доли евреев в населении Нижегородской (в 1932-1990гг. - Горьковской) области. Происходившие ассимиляционные процессы не смогла компенсировать небольшая иммиграция евреев с Украины в 1950-1970-е годы. Победы Израиля в войнах с арабами обратили взоры евреев к исторической Родине. Общая численность еврейского населения области (по официальной статистике) падала с 20 до 12 тысяч человек. В этот период появились некоторые неофициальные возможности соблюдения предписаний иудаизма (не зарегистрированные "миньяны", прекращение преследований их руководителей). Период 1980-х годов следует рассматривать как начало национального возрождения, результатом которого к концу ХХ века стала "большая алия" и становление традиционных форм еврейской культурной жизни.

Возрождение организованной еврейской общины началось с 1989 г. 2 апреля 1989 г. состоялось первое заседание Клуба еврейской культуры, инициаторами которого выступили Зиновий Либинзон, Илья Бейдер, Михаил Гурович и Борис Пудалов. Позже Липой Грузманом была зарегистрирована религиозная община. Созрела идея добиться возвращения синагоги. За это взялись проф. З. Либинзон и адвокат С.М. Фогель. Наконец, после мучительных хлопот 18 мая 1991 г. здание синагоги было возвращено общине. В сентябре 1991 года была открыта Воскресная еврейская школа, директором которой стала М. Рубинштейн.
17 апреля 2000 г. торжественно после ремонта открыт обновленный молельный зал синагоги. Весной 2000 г. был открыт еврейский детский сад "Ган Менахем" а осенью того же года начались занятия в общеобразовательном еврейском лицее "Ор-Авнер", который сегодня собирает за партами более 100 детей.
В области установились в целом толерантные отношения с представителями разных народов и конфессий, особенно с руководством мусульманской и православной религиозных общин. Однако в городе Н. Новгороде и области периодически происходят антисемитские акции. (В 1993 г. на еврейском кладбище в Н. Новгороде "Красная Этна" разрушено 143 могилы, в ночь на 20 апреля 1999г. (день рождения Гитлера) там же было разрушено 120 могил, 5 июня 2000г. опять на этом кладбище пострадали 37 могил).
По последним официальным данным евреев "по паспорту" насчитывается в Нижегородской области 12 тыс. человек, из которых свыше 10 тыс. - в Н. Новгороде.

Из истории действующих еврейских организаций. 
Общество еврейкой культуры "Цви Гирш" существует с 1989г. под названием "Клуб еврейской культуры", который стал первой еврейской организацией в городе. Цель общества - сохранение еврейских ценностей и ускорение процесса самоидентификации; дать людям возможность познакомиться с интереснейшей историей еврейского народа, с его традицией и культурным наследием, благодаря высокопрофессиональным лекциям и беседам, различным мероприятиям. В конце 1992 г. клуб прошел перерегистрацию и получил название "Нижегородское общество еврейской культуры" (НОЕК), его председателем стала С.Д. Тураева. После создания в 1995 г. благотворительного центра "Хэсэд-Сара" его возглавила С.Д. Тураева, а председателем "НОЕК" стал Михаил Гурович. В середине 90-х годов НОЕК арендовало небольшую площадь в доме, располагавшемся в Лудильном переулке, где работали библиотека, лекторий, различные кружки по интересам. В дни крупных праздников, таких как Ханука, Пурим и т. д., организовывались концерты в крупнейших залах города, где собиралось до тысячи человек. В 1997 году активная работа в Обществе прекратилась: работали лишь библиотека по воскресениям и лекторий Народного университета еврейской культуры. В конце 1998 года исполнительным директором НОЕКа назначается Елена Деречинская и с января 1999 года началась относительно регулярная работа Общества и лектория.
С 1 апреля 2000г. ОЕК "Цви Гирш" имеет свое помещение, где располагаются зал, библиотека, классная комната, оборудованная компьютерной сетью с выходом в Интернет, офис. ОЕК "Цви Гирш" стал известен своими культурными мероприятиями общегородского и регионального масштаба, прежде всего, ежегодными Фестивалями еврейской книги, проходящими регулярно с 1999г.

Нижегородский городской еврейский благотворительный Центр для инвалидов и пожилых людей "Забота - Хэсэд Сара" был организован по инициативе Еврейской общины Нижнего Новгорода (г. Горького) при содействии и спонсорской поддержке организации "ДЖОЙНТ" 30 декабря 1994 года. Его директором стала Сусанна Давидовна Тураева. Высшим руководящим органом Центра является Попечительский Совет, с самого начала возглавляет который профессор, доктор медицинских наук Михаил Грицевский.
Первые свои шаги "Хэсэд Сара" начала с реализации двух программ - "Клуб золотого возраста" и "Мокед и Прокат" (выдача на прокат медицинского оборудования) - охватывавших 162 клиента. Сегодня в задачи организации входят служба помощи пожилым людям, прокат бытового медицинского оборудования, патронаж, медицинские программы (льготные лекарства, очки, диабет и т.д.), питание и многое другое. Хэсэд в Нижнем Новгороде был открыт вторым в мире после "Хэсэд - Авраам" в Санкт-Петербурге. Официальное открытие Центра состоялось 17 января 1995 года. Сегодня у "Хэсэеда" 14 сотрудников и 150 волонтеров, заботой охвачено 4000 человек.

Нижегородский Филиал Благотворительного фонда "Российский Еврейский Конгресс" (НФ БФ "РЕК"), начиная со дня своего создания в декабре 1996 г. ставил своей задачей постоянное расширение благотворительных программ, направленных на выполнение Уставных задач Российского Еврейского Конгресса.

Наряду с оказанием ежемесячной помощи (материальной и гуманитарной) незащищённым и нуждающимся слоям населения, НФ БФ "РЕК" финансировал и организовывал выполнение многих важных и интересных программ: "Вспомни об ушедших" - благоустройство еврейских захоронений на кладбищах города; "Милосердие и здоровье" - приобретение медикаментов и мед. инструментария для малоимущих, больных и инвалидов, резервирование в мед. учреждениях города мест для стационарного лечения; "Здоровье детей - здоровье нации" - целенаправленная помощь больным детям, приобретение медикаментов, мед. инструментария, одежды, игрушек, подарков; Культурные программы: общероссийская научно-практическая конференция "Евреи России: прошлое и настоящее (проблемы диффамации)", фотовыставки (совместно с фондом Сороса), Фестиваль Еврейской Культуры в Нижнем Новгороде и т. д.
Председатель НФ БФ "РЕК", член Президиума, исполнительный вице-президент "РЕК" - Раскин Юрий Константинович.





© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки