Из жизни общин
         Общины России
         Общины мира


     
    Последние новости
Талантливая и искусная рукодельница Алла Закс из Пензы

Семинар ЕАР в Новосибирске

Пятигорск. Семинар «Песах-5764»

Легче воздуха!.. (Владимир Рыскин и рок-группа "Невесома" из Брянска)

Нижний Новгород. Национально-культурные объединения учатся взаимодействовать с властью и СМИ

Пенза. Игра для настоящих мужчин



Поиск по сайту








 
НОВОСИБИРСК    //
|   Община   |   История   |   Персоналии   |   События и факты   |   Пресса  

23.03.04. Наш Дневной центр

 Дневной центр в Хэсэде “Атиква” в Новосибирске начал работать в сентябре пошлого года. Сегодня число подопечных, посещающих занятия достигло более 40 человек, это 4 группы. Каждый подопечный посещает Дневной центр 2 раза в месяц.
 Во всех группах работают психолог, врач-геронтолог, врач лечебной физкультуры. Проводятся занятия по ручному труду.
 Для участников программы работает библиотека “Атиквы”, они получают свежую еврейскую прессу, могут познакомиться с газетами и журналами из многих хэсэдов России. Подопечные Дневного центра пользуются услугами программы “Мокед” – пока   они общаются, мастера починят им утюг, приклеят набойку на каблук, сделают мелкий ремонт бытовых приборов. Для них работает парикмахерская, можно заказать и получить необходимые лекарства.
 В тесном контакте с Дневным центром работает молодежный клуб “Гилель”, помогая изучать и возрождать еврейские традиции в нашей общине.
 Ребята из Детского центра показали в Дневном центре театрализованные сценки “Королевские загадки”, “Алеф, Бет”, “Возвращенная доброта”.
 Клиенты Дневного центра сами проявляют большую активность. Так, супруги М. и Э. Боренко всегда устраивают для своей группы маленький концерт, исполняя песни на русском языке, иврите и идиш.
 Наш подопечный - В.А.Захцер - проводит занятия по изучению недельных глав Торы. Владимир Абрамович окончил Открытый Израильский университет, но после перенесенного инсульта, став инвалидом 1 группы, был лишен возможности участвовать в жизни общины, погрузился в глубокую депрессию. Став клиентом Дневного центра, он почувствовал интерес людей к себе, к своим знаниям, и с удовольствием, очень увлекательно, на каждом занятии рассказывает недельные главы Торы, убеждая, что изучать Тору никогда не поздно.
Зоя Черкасская, координатор общинных программ “Атиквы”

13.03.04. Городницкий приехал в Новосибирск

 Городницкий приехал в Новосибирск в кратком затишье между выборами, когда одна волна пиаровской грязи уже схлынула, а другая просто не успела подняться. Он приехал как-то спокойно, без особой волны рекламы, без ярких плакатов в метро, извещающих о приезде столичной звезды. Но когда за пару недель до концерта спохватилась, билетов «на Городницкого» уже не было. В большом зале филармонии, где проходил концерт барда, не хватило мест. И лица вокруг были знакомые с детства – улыбчивые и умиротворенные, задумчивые и ироничные… Лет пятнадцать уже не видела таких лиц у людей, которых встречаю достаточно часто…
 Концерт Городницкого – место встреч. Здесь увидишь папиных знакомых, давно ушедших на пенсию, и модных художников, на чьи выставки не попасть. Поэтов и журналистов, старого доктора из нашей районной поликлиники и модного хозяина арт-галереи. Журналистов и инженеров, бардов и геологов…
 Концерт Городницкого заставил вспомнить, что каких-нибудь двадцать лет назад Новосибирск был славен не бандитскими разборками вокруг самой крупной в Сибири барахолки, а театром «Оперы и балета» и Академгородком, в которой выступали Галич и Высоцкий, и, несмотря на официальное недовольство властей, проходили фестивали бардовской песни.
 Городницкий  - единственный, пожалуй, бард, не владеющий гитарой. Явление поистине уникальное. Причем это "невладение" отнюдь не сказывается на популярности его песен. "Атланты" и "Над Канадой небо синее", "Жена французского посла" и "Перекаты" – давно стали, народными и любимыми, они – значимое событие музыкальной жизни страны. Кассеты и диски раскупаются почти мгновенно. Новые песни Александра Моисеевича звучат в театральных спектаклях и концертах. Их знают и любят. Выступления барда построены в основном в жанре концертов по заявкам, и двух часов не хватает, чтобы исполнить те песни, которые любят и хотят услышать зрители. Причем просят спеть не только ставших бардовской классикой "Атлантов", но и современные новые песни. Одна из них – "Рахиль" – посвящается матери и внучке Александра Моисеевича. "Моей внучке двенадцать лет, мою внучку зовут Рахиль", еще десять лет назад эта песня просто не могла прозвучать в большом зале новосибирской филармонии. Хотя и сегодня, как говорит сам бард, в родном Санкт-Петербурге после исполнения "Песни серых гномов" ("если ты не очень серый, значит, ты не нашей веры) ему пришла записка с обещанием расправиться со всеми "жидами". Причем подпись была - "серые гномы"…
 После концерта, когда бард рассказывал журналистам о себе и своем творчестве, еврейская тема не была забыта.
- Мой сын от первого брака из Ленинграда уехал в Израиль по религиозным убеждениям, у меня три внучки живут в Иерусалиме. Старшей - 15, а младшей, Рахили, которой посвящена песня - 12. Они в колыбели другого языка, хотя русский знают. Они говорят: «Дедушка, очень интересно, как это вот останавливаются машины на улицах в Иерусалиме, выходят люди, с тобой здороваются? Откуда они тебя знают?
- Это грустно, когда внучки живут в Израиле?
- Я хочу, чтобы они были счастливы. Каждый человек выбирает свой путь. Я не мог отсюда уехать, потому что я - у себя дома. Сын мой этого, к сожалению, не ощущал. Я воспринял бы как трагедию необходимость покинуть эту землю, потому что я ленинградец, блокадник, я тут дома! И это ощущение меня очень тормозит, потому что было много возможностей уехать и в Канаду, и в Штаты. И в Израиль меня брали заведующим лабораторией в свое время, когда я был помоложе и перспективней. Я просто не могу этого сделать. Если б детям моим грозила смертельная опасность, я бы, наверное, уехал, но поскольку дети мои я уже считаю, в безопасности, я могу себе позволить пренебречь опасностью. У меня нет другого языка, другой страны, другой Родины нет. Я не хочу радовать тех людей, которые хотели бы завладеть этим пространством, в том числе и фашистов. Оставить их здесь хозяевами? Нет! Россию жалко.
- Что для вас сейчас еврейство?
- Еврейство для меня - это кровь. В принципе кровь не определяет сущности человека. Но, тем не менее, эта кровь позволяет меня относить к самому униженному, исторически забитому и презираемому слою российского общества.
Я причисляю себя, может быть самонадеянно, к русской интеллигенции. И поскольку в двадцатом веке в России слово "интеллигент" звучало бранной кличкой, и антисемитская карта была главным аргументом, мне кажется, что я имею право себя таковым считать, не переступая через свое еврейство... Как бы это лучше всего сформулировать? Да, пожалуй, лучше всего сформулировать это стихотворением "Родство по слову". Это моя принципиальная позиция.
 
Неторопливо истина простая
В реке времен нащупывает брод:
Родство по крови образует стаю,
Родство по слову -
 создает народ.

Не для того ли, смертных поражая
Непостижимой мудростью своей,
Бог Моисею передал скрижали,
Людей отъединяя от зверей?

А стае не нужны законы Бога -
Она живет заветам вопреки.
Здесь ценятся в сознании убогом
Лишь цепкий нюх да острые клыки.

Своим происхождением, не скрою,
Горжусь и я, родителей любя,
Но, если слово разойдется с кровью,
Я слово выбираю для себя.

И не отыщешь выхода иного,
Как самому себе не прекословь, -
Родство по слову порождает слово,
Родство по крови -
 порождает кровь

 За это стихотворение на меня одинаково ополчились и черносотенцы, и еврейские журналы, - закончил Александр Моисеевич.
 После встречи прошло время, а я снова и снова перечитываю строчки барда, и, хотя во многом мои чувства сродни тому, что написал Городницкий, все же гнетет чувство недосказанности.
 Может быть, потому что, положа руку на сердце, не могу сказать про себя, что выбираю слово, презрев кровь, несмотря на всю мою явную принадлежность к русской интеллигенции… Или, может, потому что не хочу выбирать… А может быть, потому что нет-нет да вспомнятся строки Ильи Эренбурга, написанные в далеком 1944-м:

В это гетто люди не придут.
Люди были где-то. Ямы тут.
Где-то и теперь несутся дни.
Ты не жди ответа. Мы одни,
Потому что у тебя беда.
Потому на тебе звезда,
Потому что твой отец другой,
Потому что у других покой.


 

18.11.03. В Новосибирске поднялась очередная волна антисемитизма

 В Новосибирске поднялась очередная волна антисемитизма. Наш город "известен" тем, что именно в новосибирском Академгородке родилась пресловутая "Память". За последние десятилетия антисемитизм немного сошел на нет. Ну, подумаешь, многократно повторенные на стенах домов надписи "Смерть жидам" - на это уже просто не обращаешь внимания, потому что постепенно привыкаешь ко всему… Но выборы губернатора в 2003 году породили новую волну, которая выплеснулась с такой мощью, что просто пугает.
 С одной стороны, соль явный интерес к еврейскому вопросу, проявленный кандидатами в губернаторы вполне понятен. По непроверенным слухам кто-то из родственников ныне действующего губернатора Толоконского умудрился родиться не с той национальностью.
 А посему все соперники кинулись в еврейский вопрос. Известно почему - этот аргумент всегда был в России выигрышным. Правда, используют его очень по-разному.
 Газета "Правда Сибири", представляющая кандидата от коммунистов Михаила Титова просто и ненавязчиво напоминает, что вот один олигарх - Березовский уже сбежал. Другой олигарх - Ходорковский, уже сидит в камере. А Толоконский - он с ними заодно, потому как все олигархи в России - евреи, а их сплоченность - как в США, так и в России известна…
 Никаких конкретных обвинений - но очень все расплывчато, просто на первой полосе в ряд портреты известных олигархов и рядом с ними - Толоконский. И правда, в профиль вроде похож…
 Зато газета "1-й сибирский фронт", издаваемая известным антисемитом Борисом Мироновым, который тоже жаждет попасть в наши губернаторы, как начинается со слов об еврейской диктатуре, так последовательно и не стесняясь в выражениях клеймит всех "врагов российского народа". На первой полосе - лозунг " Русские не командуют в Израиле, нечего жидам командовать в России". А для тех, кто не понял - объяснение: " Когда нищает, голодает, вымирает русский народ, и на этом богатеет, жиреет и жирует еврейский народ - это и есть еврейский фашизм".
 Цитировать откровения Бориса Миронова можно бесконечно. Здесь есть все - и всемирный заговор евреев, цель которого "низвергнуть христианство, разрушить национальные государства и готовить "добровольное" объединение мира в рамках единой международной политической структуры под властью единого мирового правительства, которое и должно воплотить в жизнь многовековую мечту иудеев о господстве над миром", и констатация того факта, что "жидов не переделать , не перевоспитать. Их бесполезно укорять, стыдить, взывать к их совести". И прямо призыв: "У вас, сибиряки, есть возможность сделать на этом пути, пути очищения России от жидовского ига, свой первый и решительный шаг…"
 А чтобы не было сомнений в том, в какую сторону шаг делать, перечислены известные фамилии - от Чубайса и Ельцина до крупных руководителей области и городских предприятий с фамилиями, которые показались Миронову еврейскими. И вывод: "суть остается неизменной: гузнеры жрут, русские мрут". И для совсем уже непонятливых - стишок : "Вот загадка для детей: кто во власти не еврей?".
 Тираж этой газетки 300000 экземпляров. Десять дней гуляет она по Новосибирску и области. И что интересно - никто из власть придержащих, ни один сотрудник правоохранительных органов, ни одна еврейская организация города не выразили своего протеста. В постовые ящики горожан по-прежнему запихивают эту гадость, и прокуратура, которая обязана контролировать соблюдение законов России, в том числе и тот, который запрещает разжигать межнациональную рознь, молчит. Может, ждут, кто же победит на губернаторских выборах?
 Евгения Буторина

6.11.03. Хэсэд "Атиква" на ярмарке социально значимых проектов и общественных организаций

 В начале ноября в Новосибирске на площадке "Сибирской ярмарки" прошла ярмарка социально значимых проектов и общественных организаций. Ее организаторами были Администрация Новосибирской области. В выставке принимали участие организации, оказывающие социальную поддержку различным категориям населения и организации, работающие по сохранению и развитию культурных и национальных традиции.
 Большой стенд был предоставлен победителю в конкурсе на получение гранта администрации новосибирской области в конкурсе социально-значимых проектов, выполняемых общественными объединениями ЕБЦ "Атиква". Это - единственная в области организация, которая занимается одновременно и социальными программами, направленными на оказание помощи нуждающимся, и работой, направленной на сохранение культуры и традиций еврейского народа. Культурно-благотворительный  центр - "хесед" предложил всем еврейским организациям города принять участие в ярмарке.
 На стенде были представлены "Атиква", Еврейское Агентство в России, новосибирский филиал и синагога. Экспозиция еврейской атрибутики, книг и предметов еврейской традиции, накрытый шаббатный стол и фотографии, отражающие жизнь еврейской общины Новосибирска вызвали значительный интерес посетителей выставки.
 Участие в подобных мероприятиях помогает нам расширять свои связи с другими общественными организациями города и области, - говорит директор ЕКБЦ "Атиква" Алла Ольхова. - Это сотрудничество дает возможности в развитии благотворительных и культурных программ.
Евгения Буторина

24.10.03. Мы учимся быть вместе
 
 У евреев никогда не было легких времен. Вся история нашего народа - это история преодоления трудностей. Впрочем, легких времен для народа и не бывает. Не случайно пословица "Хорошо там, где нас нет" так или иначе присутствует практически во всех языках земли. Но за пять тысяч лет наш народ научился преодолевать трудности и выживать вопреки - желаниям ли государей, экономическим трудностям, климатическим…
 Лишь однажды с неба просыпалась манна небесная, во всех остальных случаях выживать приходилось самим - среди экономических кризисов и враждебности окружающих еврейская община оставалась единым целым, богатые помогали бедным, взрослые заботились о детях, мудрость почиталась наравне со святостью, и цдака была и обязанностью и долгом каждого.
 Удивительно, что в двадцатом веке хватило каких-то десятилетий, чтобы веками сформированная модель обустройства общества была забыта. И вот уже десять лет мы пытаемся воссоздать общину, вдохнуть жизнь в те традиции, которые за жизнь одного поколения стали забываться. Конечно, не все, мы по-прежнему поддерживаем друг друга в трудные времена, мы по-прежнему едины в своем горе. И трагедия с самолетом Ту-154, происшедшая ровно два года назад - лучшее тому доказательство. Та беда сплотила общину, разные люди - врачи и пенсионеры, бизнесмены и школьники по мере сил старались помочь преодолеть, пережить свое горе родственникам жертв катастрофы. Огромную помощь в строительстве памятника оказали городские и областные власти Новосибирска. Специально для работы с людьми, потерявшими близких, приезжали психологи из Израиля, проводили семинары и занятия. Именно психологи из центра катастроф помогли нам осознать такую простую и забытую за годы ассимиляции истину - наш народ сумел выжить и сохранить свою самобытность именно потому, что горе и радость всегда делились на всех членов общины. Коллективному сознанию под силу оказалось пережить ужасы изгнания и рабства, инквизиции и Холокоста. Пока мы осознаем себя единым народом, пока мы знаем, что можем опереться друг на друга, пока рассчитываем на помощь общины, мы преодолеем любые трудности.
 За последние десять лет нами достигнуто немало. Вокруг хэсэда формируется община. Работать в общинный центр приходит молодежь, на еврейские праздники стремятся попасть тысячи семей, и порой огромных залов не хватает, чтобы вместить всех желающих. Мы заканчиваем строительство общинного центра, это очень сложное и дорогостоящее мероприятие. Мы никогда бы не справились без помощи наших новосибирских бизнесменов, которые поддержали идею строительства общинного центра, помогли нам.
 Я уверена - это очень радостная тенденция, что местная община понемногу становится самоокупаемой. Пока, конечно, это только первые ростки, мы в состоянии развивать свои программы и содержать себя лишь на 15-20 процентов. Но еще три-четыре года назад и такой результат казался немыслимым.
 Не только бизнесмены, обеспеченные люди стремятся внести посильный вклад в строительство нашего общего дома. И наши подопечные, понимая уникальность и важность нашей работы, стараются помочь нам.
 У евреев никогда не было легких времен, но мы научились преодолевать препятствия и смотреть в будущее с оптимизмом. Новый год, вопреки всем мрачным прогнозам, мы встретили в новом помещении, где есть и актовый зал для проведения праздников, и комнаты для дневного и детского центров. Мы учимся быть вместе не только в дни горя , не только во время праздников, но и просто в повседневной жизни.
 Мы строим общину . Мы - это и подопечные Хэсэда, и ребята из молодежного клуба Гилель, и члены семейного клуба, и наши певцы из хора "Симха", и все читатели газеты "Атиква". Нас - тысячи, а, значит наша мечта обязательно сбудется. Потому что мы - и есть община.
Алла Ольхова, Директор ЕКБФ "Атиква", Новосибирск

7.10.03. Новый год начинается с праздника Книги
 Наступила чудесная осень. Вольно или невольно начинаешь цитировать Пушкина:" В багрец и в золото одетые леса…". И настроение - самое праздничное, как раз для проведения книжного фестиваля.
 А накануне открытия ОФЕКа вдруг резко изменилась погода, поднялся штормовой ветер, холодный дождь сменил мокрый снег. Мы - организаторы ОФЕКа - в панике. Кто же придет в такую погоду на фестиваль? Но судьба благоволила нам - 24 сентября утром тихо, прохладно, и по-осеннему торжественно красиво. Мы поняли, что затеянное нами мероприятие - Общинный Фестиваль Еврейской Книги - получится.
 Вел этот праздник наш молодежный клуб "Гилель". Ребята разыграли спектакль, где все присутствующие были действующими лицами. Старый дедушка Изя (Рома Рабинович) с внучкой Иланой (Алена Крат) открыли книгу с названием - "ОФЕК -2003". Автор книги - еврейский народ, и это уже 6-е издание. Наши герои начали с интересом читать книгу и на первой же странице нашли добрые слова, сказанные директором ЕКБФ "Атиква" Аллой Ольховой, директором Израильского культурного центра Хаимом Лаевским, раввином Залманом Закласом, руководителем Еврейского агентства в России "Сохнут" Аленой Гольденберг.
 Дедушка с внучкой углубились в чтение книги и обнаружили семь глав, у каждой - свой автор.
 Глава ПЕРВАЯ. Ее автор - директор Городского центра национальных литератур при библиотеке им. Чехова Ольга Михайловна Хоменко представила великолепно подобранную и оформленную экспозицию книг "Хорошая книга в каждый еврейский дом".
 Глава ВТОРАЯ. "Многообразие современной израильской литературы на русском языке." Автор Галина Рафалович из Израильского культурного центра .
 Дедушка рассказал Илане, почему евреев называют "Народом Книги", и они, перелистнув страницу, подобрались к ТРЕТЬЕЙ главе, в которой Ольга Никифорова, представитель Института изучения иудаизма, познакомила всех читателей с проектом института по изучению главной книги для каждого еврея - ТОРОЙ.
 Илана воскликнула: "Какая замечательная у нас книга, дедушка!И как в каждой замечательной книге после строгости печатной буквы ты всегда сможешь найти красочные иллюстрации. И сегодня для нас эти иллюстрации - наши маленькие звездочки из детского сада "Шемеш". Дети принесли свои рисунки и почитают нам стихи". Звездочки оказались маленькими (4-6 лет), но очень яркими и звонкими. Пока эти звездочки звучали, улыбка умиления не сходила с лиц участников спектакля. Провожали ребятишек бурными аплодисментами, маленькие артисты покидали зал со сладкими игрушками в руках.
 Дедушка с внучкой углубились в чтение ЧЕТВЕРТОЙ главы, которая впервые включена в издание. Ее автор - генеральный директор Новосибирского книжного издательства Надежда Константиновна Герасимова, представила экспозицию своего издательства и рассказала о поэтессе Ларисе Клиэ, которая жила в Новосибирске, а теперь она гражданка Израиля. Книгу своих стихов "Корни сбросили листву…" Лариса издала в Новосибирском книжном издательстве. Еще один герой это главы - актриса Светлана Александровна Скрипкина прочитала стихи Л. Клиэ.
 Зачарованный дедушка спросил внучку, слышит ли она музыку? Илана призналась, что всегда думала, что музыка, это когда на инструментах играют. И тут как в сказке заиграл клейзмерский ансамбль "Атиквы". Все герои спектакля - у ведущие и зрители - подпевали, прихлопывали и некоторые даже приплясывали.
 А после музыкального перерыва продолжилось знакомство с Книгой. В ПЯТОЙ главе руководитель музея "Новосибирская книга" областного общества книголюбов Наталья Ивановна Левченко подвела всех читателей к выставке работ художника Хаима Аврутиса., который много лет жил в Новосибирске и оформлял детские книги. Эта выставка посвящена его 75-летию.
 ШЕСТУЮ главу представила Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих. В ней оказались интереснейшие книги, записанные на аудио кассетах и CD дисках. А впереди читателей ждала самая родная глава, дедушка с внучкой приблизились к ней под аплодисменты всех участников праздника
 СЕДЬМАЯ глава - библиотека ЕКБФ "Атиква". Лариса Рожанская представила 65 новинок, рассказала о некоторых из них. Стало смеркаться, дедушка устал и они с внучкой решили посмотреть еще иллюстрации, а чтение пока прервать. И вновь зазвучала музыка, раздалось пение, на сцену вышел хор "Симха". Все пели вместе с хором и аплодировали ему. Герои нашего представления закрыли книгу, но поставили не точку, а многоточие. Участники спектакля - читатели нашей книги потянулись в фойе, где была организована книжная торговля. Это сделали наши старые друзья - "Топ-книга".
 Подошел к концу первый день фестиваля. Участники фестиваля расходились немного усталые, но, надеемся, довольные.
 Второй день фестиваля начался с кулинарного поединка "Сладкий стол к празднику Рош-ха-Шана". Наши хозяйки приготовили чудные блюда! Собралось много любителей полакомиться а, может быть, и поучиться накрывать сладкий стол. Очень трудной оказалась работа экспертной комиссии, хотелось всем дать первый приз, но он, к сожалению, был только один. Его получила Вера Израилевна Верба. Торт назывался "Замок Ахашвероша". Это был замок, где строительным материалом послужило безе и крем, а внутри замка, действительно, жил Ахашверош. Второй приз получила Нина Ивановна Мильштейн за торт "Золотая осень". Золотая осень - это то время, когда проходил, и мы надеемся, будет проходить и дальше наш Общинный Фестиваль Еврейской Книги. Третье место было присуждено сразу двум участницам. Ольге Юльевне Темко за сладкое блюдо - "Редька в меду" и Эльзе Ароновне Кагановой за торт "Розенбаум". Поощрительные призы и признание сладкоежек заслужили и сладкие блюда, приготовленные Галиной Михайловной Коварской (клюква в сахаре и цукаты из тыквы), Людмилой Михайловной Ериловой (Маце-трюфели), Кларой Соломоновной Гриншпун (торт "Звезда Давида"). Огромное спасибо всем участницам кулинарного поединка.
 Второй день фестиваля завершил поэтический вечер. Три поэта Лев Свирновский, Александр Бергельсон и Борис Гринберг, члены нашей общины читали свои стихи.
 Вечер прошел очень камерно. Слушателей было не так много, но те кто пришел получили удовольствие и не пожалели, что свое время посвятили поэзии.
 Так завершился 6-й фестиваль в канун праздника Рош-ха-Шана. И мне кажется, это очень символично, что мы начинаем новый 5764 год с праздника Книги, в проведении которого приняли участие и городские организации культуры и молодежный клуб и подопечные "Атиквы". Книга вечна, и вечен народ, сумевший сохранить сквозь тысячелетия свою Книгу, свою культуру, свою самобытность.
 А в новом году будут новые встречи, новые выставки, новые книги и, мы надеемся, вновь встретиться на очередном седьмом Общинном Фестивале Еврейской Книги.
 Зоя Черкасская
 Координатор общинных программ

2.09.03. Что год грядущий нам готовит?

 Подходит к концу лето, заканчивается время отпусков, дачники возвращаются в город, закрываются детские лагеря, наступило время переселения в собственные квартиры. Еврейский благотворительный центр "Атиква" переехал в свое новое помещение, и сейчас наступает время обжить его. Еще осталось много проблем - нужно достроить здание, оборудовать его всем необходимым, но наш центр уже сегодня готов стать домом для еврейской общины города. По еврейскому календарю сейчас месяц элул, традиционно весь этот месяц евреи готовятся к Рош hа-Шана. Рош hа-Шана - время оценки нашей жизни, время подведения итогов и исправления ошибок, время выстраивать планов на предстоящий год.
 Вот и мы планируем жизнь в начинающемся году. С сентября возобновят работу общинные программы - "Семейный клуб", "Женский клуб", продолжит свои репетиции и выступления наши любимый ансамбль "Симха", молодежный клуб "Гилель". Ежедневно работает библиотека .
 С начала учебного года откроет свои двери "Детский центр эстетического развития"- - новый проект "Атиквы". Его цель - организация внешкольного свободного времени учащихся, знакомство с еврейской традицией и историей. Предусматривается изучение иврита, английского языка, выполнение домашних заданий для общеобразовательных школ, освоение компьютера. Развивающая программа включает еврейские песни и танцы, театральную студию, прикладное творчество, подготовку и проведение еврейских праздников.
 Мы можем все начать танцевать! Планируются танцевальные занятия во всех возрастных группах - для детей, молодежи и для женщин "бальзаковского возраста".
 В сентябре месяце начинает работу программа "Дневной центр", предназначенная для клиентов Хэсэда "Атиква", ограниченных в своей способности к передвижению, но желающих участвовать в мероприятиях группового характера. Для посетителей "Дневного центра" предполагается проведение культурных и оздоровительных мероприятий, медицинские консультации, услуги парикмахера и т.п.
 Планируется возобновить работу программы для молодых семей с детьми в возрасте до 3 лет - МАЗАЛ ТОВ. Мы собираемся начинать работу с семьями, которые только собрались заводить ребенка. Направления работы программы: подготовка семей к родам (приглашение на встречи врача, психолога, тренера); организация пункта проката необходимого детского инвентаря (пополнение предметов проката за счет средств, выделяемых на программу, а так же за счет семей, участвующих в проекте); посещение молодых мам в роддоме, подарки для новорожденных; оказание помощи молодым мамам по социальной адаптации после родов; помощь психолога.
 А еще у нас огромные планы - мы хотим, чтобы в нашей общине был "Бизнес- клуб", в рамках которого работали бы компьютерные курсы, проводились занятия со специалистами по бизнес планированию, интернет-маркетингу, юридические консультации, встречи с ведущими экономистами, психологами. Желающие смогут изучать иврит и английский.
 Первое крупное общинное мероприятие уже готовится - это Общинный фестиваль еврейской книги - ОФЕК, который пройдет 24-25 сентября.

Зоя Черкасская, Координатор общинных программ

2.09.03. Приобщение к идишкайт

 Клуб "Золотой возраст" создан в сентябре 1997 года и с тех пор регулярно собирается в "Атикве". Основные темы клубных встреч - это знакомство с Торой, изучение основ иудаизма, истории еврейского народа, его традиций, изучение иврита, знакомство с мировой культурой, искусством, наукой, а также с их выдающимися представителями.
 Большую помощь в работе клубу постоянно библиотекарь "Атиквы" Лариса Рожанская. Она готовит полезные и интересные лекции, организует тематические книжные выставки, делает обзоры периодических изданий, поступивших в библиотеку. Лариса подготовила материалы для целого цикла лекций под общим названием "Еврейская культура".
 Слово еврей - искаженное библейское слово "иври" - человек с другого берега, так в Торе назван Авраам, праотец еврейского народа. Когда жил первый еврей, на каком языке говорят евреи, может ли не еврей стать евреем? Какова примерная численность евреев в мире? Что такое сионизм? Об этом говорилось в лекции "Происхождение евреев. Земля Израиля"
 Следующая беседа "Б-г Израиля. Тора" отвечает на очень важные для каждого из нас вопросы. Каковы принципы еврейской веры, почему их именно 13, как сформулировал их Рамбам, крупнейший еврейский мудрец (1135-1204гг). Что представляет собой Тора? О чем написано в каждой из пяти книг Пятикнижия? О чем говорят десять заповедей? Что такое Каббала?
 В лекции "Философия иудаизма" мы знакомились с законами и заповедями.. Иудаизм - древнейшая религия на Земле, причем это не только религия, не только философское учение, но в первую очередь закон, регламентирующий все без исключения стороны жизни, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Основой еврейского закона является 613 заповедей, которые Всевышний дал Моисею на горе Синай и которые изложены в Пятикнижии.
 Мы многое узнали о сути иудаизма, о том, что такое хасидизм, что есть галаха. Как ни парадоксально звучит, но мало кто из нас понимал, что доброта и добродетель являются главной целью иудаизма. Что запрет и заповеди направлены на благо человека не только в духовном, но и в физическом смысле. Человек обязан избегать всего, что может повредить его здоровью. Все заповеди Торы, которые должны выполнять евреи, имеют своей целью именно укрепление здоровья человека и в случае угрозы жизни человека, все запреты Торы снимаются.
 Очень интересной и познавательной была лекция на тему "Семейная жизнь. Особые дни в жизни человека". Весь еврейский народ рассматривается как одна большая семья, где все более или менее родственники и каждый в ответе друг за друга. Иудаизм запрещает человеку жить одному. "Мужчина без жены не человек", - утверждает один из мудрецов. Законы семейной жизни составляют важнейшую часть религиозного еврейского кодекса.
 По еврейским законам супруги обязаны избегать всего, что нарушает мир в семье - ссор, раздражения, обид. Тора строжайше запрещает оскорблять жену, особенно на людях. Иудаизм одинаково отрицательно относится к крайностям в семейных отношениях. Развод не приветствуется, но в исключительных случаях допускается.
 Особые дни в жизни человека это его рождение, получение имени, обрезание, совершеннолетие. Тора считает, что со дня совершеннолетия (для мальчиков он наступает в тринадцать лет, для девочек в двенадцать) человек вполне способен нести ответственность за свои дела и отвечать за свои поступки.
 Вот лишь четыре темы, материалы для которых подготовила библиотекарь "Атиквы". А сколько вопросов, материала для размышления и обдумывания. Познавать новое, учиться - не поздно никогда. И члены клуба "Золотой возраст" с нетерпением ждут новых интересных лекций.

Мариэтта Лейзгольд, Руководитель клуба "Золотой возраст"

1.09.03. Еврейских лидеров готовят на берегах Обского моря

 В конце августа в пансионате на берегу Обского моря прошел молодежный семинар лидеров, организованный Израильским культурным центром Новосибирска. Более 50 студентов из Томска, Омска, Новосибирска, Кемерово и Барнаула в течение трех дней учились быть лидерами, вожаками. Мадрихи из ИКЦ проводили занятия и ролевые игры, тренинги и дискуссии. Споры затягивались порой до полуночи. Так что, несмотря на удивительно жаркую для сибирского августа погоду, даже позагорать ребятам было некогда.
 Зато разъезжались уже не просто знакомые - но друзья. И теперь координировать работу в регионе ребятам будет легче, молодые лидеры поняли, что им есть чему поучиться друг у друга, и договорились дружить - клубами, вузами, городами.

01.09.03. Синагогу строим всей общиной

 Активно началось строительство синагоги в Новосибирске. В самом центре города, неподалеку от снимаемого помещения, в котором пока действует синагога, уже заложен фундамент и ведутся работы. Средства на строительство требуются огромные, а потому получить их из одного источника очень проблемно. Какую-то часть выделяют благотворительные организации Америки, частично расходы оплачивают крупные новосибирские бизнесмены, а частично планируется собрать пожертвования - цдаку - со всех членов обины. К ним обратились за помощью. Председатель новосибирской иудейской общины "ЯтаД" Семен Ошеров и главный раввин Новосибирска Залман Заклас.
 "Все еврейские общины мира живут за счет пожертвования членов своей общины. И о новосибирской общине должны позаботиться мы, живущие здесь, а не ждать помощи издалека", - с таким письмом обратились руководители религиозной общины к евреям города. И, хотя большинство активных членов нашей десятитысячной общины - люди преклонного возраста, живущие на пенсию, но на строительство синагоги каждый сумел выделить хотя бы небольшую сумму. Уже в августе, несмотря на то, что многие семьи в отпуске, на даче, на отдыхе в синагоге заполнены ведомости более чем на десять тысяч рублей. Возрождение еврейской жизни очень важно для сибиряков, ведь большинство членов общины - потомки тех, кто вынужден был бежать в Сибирь от погромов с Украины и Белоруссии в начале 20 века, кто был эвакуирован в 1941 г. История новосибирской еврейской общины не имеет давних традиций, городу всего-то сто десять лет. И каждый стремится внести посильный вклад в становление общины.
 "Имя каждого, кто пожертвует на строительство синагоги любую сумму денег или внесет иной посильный вклад, будет занесено в книгу участников строительства и увековечено на стене Благодарности в синагоге", - пообещали авторы письма. В Новосибирске, городе науки, мало воистину религиозных людей, но синагога - это не просто молельный дом, это символ еврейства, это центр и сердце общины. Стена Благодарности должна быть очень большой, потому что практически каждая семья вносит посильный вклад в строительство.
 
 Евгения Буторина

13.08.03. История еврейского бизнеса. Легенда о Когане

 В связи с празднованием 110-летия Новосибирска активизировали работу историки и архивисты. К печати готовится множество книг об истории нашего города, о людях, благодаря которым Новосибирск всего за 60 лет стал городом-миллионером.  При ближайшем рассмотрении выяснилось, что в архивах города есть немало материалов об евреях-бизнесменах, которые стояли у истоков развития Новосибирска, благодаря которым крошечное поселение у станции стало столицей Сибири.
 Один из них - А.К.Коган.
 А.К.Коган был крупным бизнесменом,  он активно участвовал в развитии города, надеялся здесь обосноваться и даже построил себе огромный дом,  этакое родовое гнездо. Он мечтал, что дети и внуки его будут жить в этом доме и трудиться на благо Новониколаевска.
 Но вскоре после Октябрьской революции шестое чувство, интуиция или многовековой опыт древнего народа подсказали бизнесмену, что родовое гнездо желательно строить подальше от Советской власти, и, собрав родных и немалые средства, удачно вложенные в сибирский бизнес, Коган отбыл в Манчжурию. А построенный им дом действительно стал "родовым гнездом" для тысяч новосибирцев. Это здание на Коммунистической, где располагается роддом №1. Тот самый, в  котором многие из нас появились на свет.
 В середине двадцатых годов в Сибири был голод. Практически все зерно, которое продотряды собирали по селам, уходило в Москву. Тысячи раскулаченных, миллионы голодающих - никогда Сибирь не оказывалась в такой плачевной ситуации.
 Несмотря на все попытки советской власти утаить истинное положение дел о голоде в  Сибири стало известно и в  Манчжурии, где проживал бывший новониколаевский бизнесмен А.К.Коган. Он не смог остаться равнодушным к беде своих земляков. Коган купил паровозов, купил несколько вагонов, засыпал его отборной пшеницей, написал на каждом вагоне "Новониколаевцам от Когана" и отправил состав в Советскую Россию.
 Упоминание об этом поступке еврейского бизнесмена дошло до нас только потому, что  на подходах к разъезду Иня зерновой эшелон был остановлен ВЧК, надпись на вагонах закрасили свежей краской и отправили вагоны с зерном в Москву, обеспечивая тем самым выполнение плана продразверстки.
  Дальнейшая судьба А.К.Когана неизвестна, по крайней мере в архивах Новосибирска он больше не упоминается.

30.07.03. Гилель начинает и выигрывает
  Вот уже два месяца в новом помещении новосибирского еврейского благотворительного фонда "Атиква" непривычно оживленно. Юные голоса спорят и поют, взахлеб рассказывают и спрашивают, дискутируют и хохочут… В новом помещении "Атиквы" царит Гилель. Не в том смысле, что главенствует, но задает тон - это точно.
  Неожиданно для всех, в том числе и для руководителей программ, десятки старшеклассников и студентов вдруг обрели интерес к "Атикве" и иудаизму, стали членами общины. Или все же не вдруг…
  Выяснить это я попыталась у координатора Гилеля Ильи Савельева.

- Илья, отчего вдруг эти два месяца жизнь "Атиквы" течет в непривычно напряженном ритме?
- Вы меня в чем-то обвиняете?!

- А разве я неправильно выбрала виновни… извини, собеседника?
- Ну, во-первых, не напряжённом, а насыщенном событиями - это согласитесь, большая разница! А виновник, пожалуй, действительно я. Хотя бы потому, что ритм жизни у нас в "Атикве" на самом деле изменился, стал более энергичным, активным.

- Откуда вдруг такая активность молодёжи?
- Вопрос ведь можно задать и иначе: где эта активность была раньше? Молодёжь в общине была всегда, вот только молодёжная жизнь проходила как в спячке, в должной мере не предусмотренная ни одной из общинных программам. Я же не придумываю набор программ, а создаю атмосферу, способствующую не убийству времени, а творческому самовыражению. Творчество у нас не просто приветствуется, а является неотъемлемой составляющей. И я в этом плане выступил лишь катализатором событий, предпосылки к которым существовали уже давно. Самое главное -- задать тон разговора, действия…

- Тон каких проектов уже удалось задать?
- У нас уже есть своя музыкальная группа. Ребята играют как свою так и чужую музыку. Многие наши встречи заканчиваются импровизированным джем-сейшеном. Мы будем рады приходу новых авторов и музыкантов.
Вовсю развернулся телепроект: ребята снимают сюжеты на актуальные для них темы, а канал предоставляет эфирное время. Уже сейчас на 21-ом канале можно увидеть бесшабашный ролик наших начинающих телевизионщиков. К нам в гости приходят тележурналисты - проводят мастер классы, в тёплой атмосфере, за чашкой кофе, рассказывают о секретах профессии. Приходят и остаются надолго - здесь они находят благодарных слушателей и… атмосферу.
 Тот же самый 21-й готов предоставить нам профессиональное оборудование и помощь в реализации телепроекта. Руководство канала с большим желанием идет на сотрудничество и радуется энтузиазму наших ребят.
 Мы уверены - то, что интересно нам, будет интересно и нашим зрителям. Молодежи - потому что они увидят на экране свою жизнь глазами своих ровесников. А нашим родителям поможет понять нас, объяснит многие наши поступки.
 Совсем недавно состоялось первое заседание дискуссионного клуба. Но беседы ведутся в молодежном формате. На небольшом возвышении играет джаз-квартет - наши музыканты, на импровизированный экран проецируется видеоряд, приглушенное освещение и негромкая музыка создают благоприятную атмосферу для доверительной беседы.
Мы постоянно обращаемся к еврейской тематике. Помимо Шаббата проводятся образовательные семинары, помогающие повысить еврейское самосознание молодежи.  
Мы хотим работать по типу клуба. Чтобы каждый чувствовал себя свободно и раскованно.

 Я хотел бы, чтобы все молодые и активные собрались вокруг Гилеля.

30.07.03. Столетний юбилей
 6 июля сотрудники "Атиквы" поздравляли с юбилеем Анну Марковну Рафалович. В небольшой квартирке, где вместе с женой одного из родных братьев - Евгенией Борисовной Соскиной - проживает старейшина новосибирской общины, звучал добрые слова поздравлений и стихи, посвященные Анне Марковне. Листая альбомы, юбилярша вспоминала свою жизнь и рассказывала гостям о родных, о своей семье, о событиях века, участницей и свидетельницей которых ей довелось стать.
 В большой семье Рафаловичей долгожители были всегда. Старики вспоминали давние событий, дети внимательно слушали и перенимали традиции - как издавна повелось у нашего народа.
 Жили Рафаловичи на Украине, в поселке Юзовка (сейчас это город Донецк), и хотя благодатный климат и позволял кормиться с огорода, но жилось трудно. Родители нет-нет да говорили шестерым своим детям, что вот накопят денег, и переедут они в Америку - страну сказочных возможностей, где каждый еврей может жить где захочет, а не только в черте оседлости.
 Но переезд все отодвигался, дети росли. Потом война, революция, установление Советской власти… Не стало возможности уехать, но зато не стало и черт оседлости. И когда появилась возможность переехать куда угодно, оказалось, что кроме родной Юзовки и жить нигде не хочется.
 Но в 41-м пришлось все же уезжать. Немцы стремительно наступали, а о том, что ждет евреев в плену все были уже наслышаны. Поначалу Рафаловичей приютил Семипалатинск. А потом, уже после войны, Анна Марковна переехала в Новосибирск. Поначалу работала на трикотажной фабрике, а потом, много лет уже и после пенсии - швеей - надомницей.
 Так сложилось, что своих детей у нее не было, но она всю свою жизнь посвятила детям - воспитывала дочь брата, двух ее сыновей, внучку…
 Шли годы, уходило старшее поколение, Евгения Борисовна и Анна Марковна остались одни, многие родственники все же уехали из страны - словно выполняя наказ своих предков. А Анна Марковна , ее сноха и внучатый племянник по-прежнему живут в Новосибирске.
 Анна Марковна практически не принимает лекарства, еще пять лет назад сама ходила по магазинам, да и в свой столетний юбилей чувствует себя неплохо. Правда, ни убрать квартиру ни приготовить обед она уже не может, но пожилым родственницам реальную практическую помощь оказывает благотворительный фонд "Атиква". Дважды к неделю приходит в ним патронажная сестра Лилия Кузьминична Протасова: приносит продукты, помогает приготовить обед и прибрать квартиру. А главное - рассказывает о том, что происходит за стенами дома. Лидия Кузьминична - и помощник, и заботливая хозяйка и добрый собеседник.  

14.07.03. Прискорбный факт в г. Новосибирске
 
 К великому сожалению антисемитизм и сейчас имеет место в нашей жизни. Ведь невозможно искоренить за несколько лет то, что культивировалось десятилетиями.
Так 28 июня с.г. во дворе своего дома тремя молодцами были жестоко избиты Семенченко Анатолий Васильевич с супругой Татьяной. Оба получили сотрясение головного мозга и телесные повреждения. До этого были телефонные звонки антисемитского содержания с бранью и угрозами в адрес всей семьи и их сына Вячеслава.
Умному, молодому человеку не давали спокойно учиться, работать и
главное жить.

10.07.03. Катастрофа ТУ-154 над Чёрным морем: трагедия продолжается

23 мая пошла очередная встреча представителей родственников погибших пассажиров ТУ-154 над Чёрным морем с представителями МИД Украины
 Итоги встречи не удовлетворили родственников погибших. И дело не только в непризнании украинской стороной своей вины и в суммах компенсаций. Сама ситуация, когда на правительственном уровне высокие чины согласны с выводами комиссии о причинах трагедии, а на встречах с родственниками в суде продолжаются разговоры о случайности, не может не вызывать негативного отношения. Но главное, что удручает наших земляков - понимание, что виновники гибели их близких остаются безнаказанными.
 Специально для редакции "Атиквы" итоги последних переговоров комментирует Павел Ефимович Капчиц.  
 - Встреча показала, что правительство Украины признаёт факт поражения самолёта ракетой ПВО Украины. Однако всё случившееся представляется украинской стороной как "досадная случайность", а выплата компенсаций родственникам погибших по-прежнему оценивается как "гуманитарная".
Мы категорически не согласны с подобной формулировкой. Само проведение тех злополучных учений вызывает множество вопросов. Прежде чем чья-то рука нажала кнопку рокового для пассажиров российского самолёта пуска, были фактически приговорены к смерти сотни, а может быть тысячи людей, оказавшихся в момент проведения учений в опасной зоне досягаемости зенитных комплексов. До сих пор открытым остался вопрос, и на него не спешит ответить Генпрокуратура Украины: почему руководители учений оповестили о запрете полётов в радиусе 130 км, тогда как при стрельбе комплексами С-200 и С-300 этот сектор должен был быть обозначен не менее 600 км.
Поскольку на этот вопрос не ответило следствие, можно предположить, опираясь на мнение экспертов и имеющуюся информацию, что:
- предполагалось стрелять из установок с меньшим радиусом поражения, однако, в последний момент, в угоду чьим-то амбициям, пальнули из комплексов большего радиуса поражения;
- в целях экономии средств, которые потребовались бы для компенсации убытков от отмены воздушных и морских рейсов в зоне учений, умышленно был уменьшен сектор запрета полётов и прохождения морских судов.
Все ранее проводившиеся учения ПВО проходили на специальных полигонах в степи, что максимально исключало опасность даже случайного поражения мирных граждан. Пренебрегая этим опытом и просто здравым смыслом, решили применить грозное оружие в районе, где проходят воздушные и морские маршруты.
  В любом случае речь идёт о преступной халатности, повлекшей гибель людей, а за это надо отвечать!
  Второй, не менее важный вопрос, относится к пуску ракеты и поражению самолёта.
Украинские военные и политики лукавят, говоря о случайности, "совпадении целей", "отражений от водной поверхности" и т.п. В заключении МАК ясно сказано, что "ракета сопровождалась до момента поражения самолёта", т.е. локатор подсветки не выключался до момента взрыва.
Учитывая дальность до учебной цели ( около 70 км), скорость ракеты (около 1 км в сек.) и дальность до ТУ-154 (240 км), нетрудно подсчитать, что почти 3 минуты после промаха по мишени, ракету продолжали наводить теперь уже на другую цель, и никто и ничего не сделал, чтобы предотвратить трагедию.
   Здесь также очевиден состав преступления и родственники тех, кто признаны потерпевшими, вправе знать, почему это произошло, и настаивать на привлечении виновных к ответственности.

03.07.03. Лето вместе с "Атиквой"

Весь июнь а "Атикве" работала летняя детская площадка, где ребята из разных школ города отдыхали, играли, изучали историю и традиции еврейского народа и знакомились с музеями и парками нашего города.
 В принципе этот летний лагерь был похож на все летние лагеря, которые работали в обычных школах. Только вместо учителей вожатыми были мадрихи из "Сохнута", и ежедневно они не только проводили экскурсии и игры, но рассказывали ребятишкам библейские истории, по пятницам учили правильно встречать шабат, проводили занятия о культуре Израиля и еврейских праздниках.
 А помимо этого - конечно, была и "обязательная" для каждого летнего лагеря программа - походы в зоопарк и на пляж, знакомство с японским культурным центром, который уже несколько лет работает в Новосибирске, конкурс рисунков…
 Для мадрихов Веры Антоновой, Вики Наставниковой, Паши Дамашева и Жени Харченко этот месяц стал и увлекательной практикой и тяжелой работой, потому что ребятишки были разные по возрасту, по воспитанию по творческим способностям, и каждого надо было увлечь. занять, заинтересовать. Но мадрихи под руководством Надежды Яковлевны Григорьевой, первого директора детского лагеря "Атиквы", со своей задачей справились, и когда 26 июня площадка закрывалась, то расставались ребята уже тяжело - успели подружиться, стать одной командой.
 - Если бы не было лагеря в "Атикве", я бы сидел дома и скучал. - Этими словами начал свое традиционное сочинение о летнем лагере Слава Некрасов. - Мадрихи у нас ребята классные, и время с ними мы проводили классно. Мы ходили на пляж, катались на теплоходе. Но как жаль, что лагерь проходит так мало дней, было бы побольше…
 - Этот лагерь - моя сбывшаяся мечта, - написала Люда Цирулькина. - Здесь неплохо кормят, здоровские поездки, много друзей. Я хочу, чтобы мы были дружнее, и тогда, может быть, я бы здесь и ночевала. Это лагерь дружбы и теплоты.
 - Наши мадрихи проводят уроки истории Израиля, показывают нам фильмы по иудаизму, фотографии Израиля и его достопримечательностей. Мы ставим сценки из Торы, играем в волейбол и бадминтон, гуляем в Нарымском сквере, - рассказывает Сусанна Шаламберидзе. - Один раз мадрихи придумали, чтобы мы рисовали карту Израиля. Мы делали карту из пластилина и бумаги, разрисовывали ее фломастерами… Мне кажется главное, что в этом лагере просто интересно, каждый день приносит что-то новое, а это так классно!
Первый летний детский лагерь при "Атикве" закончился, но хочется надеяться, что ребята расстались ненадолго. Ведь с сентября начнет свою работу детский эстетический центр. И у ребят снова будет возможность интересно проводить время, изучать культуру и историю своего народа, познавать новое и развлекаться.





© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки