На главную

 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 Интернет-лоция




Анонсы материалов


Реклама на IJC





Реклама на IJC


Идол в демократическом храме
автор:  Рони Бризон  
21.07.2004

В государственном законодательстве нет места для принудительной установки мезузы в общественных зданиях

На прошлой неделе в Кнессете первое чтение прошел «закон о мезузах», предложенный членом Кнессета – представителем общины харедим Яаковым Лицманом. Лишь девять членов Кнессета из партии «Шинуй» выступили против законопроекта. Если он пройдет второе и третье чтение, согласно новому закону мезуза должна будет установлена на каждой двери любого муниципального здания. В реформистских синагогах, ответвлениях «Ха-Шомер Ха-Цаир» и столовых кибуцев должны будут установлены ортодоксальные мезузы (закон гласит: кошерные).

Введение закона осуществляется через властную систему. Потому, по всей видимости, тому, кто не установит мезузу, придется разбираться с полицией, его будут судить, и кто знает, может быть, тюрьмы скоро переполнятся «отказавшимися от мезузы»…

Но если посмотреть на это более серьезно, то стоит заметить: что закон либо слишком простой, либо конституционная система должна будет насильно заставлять нас устанавливать мезузу. Самым неудивительным образом этот неприличный закон, ярко выраженное религиозное принуждение, вызывает куда меньше возражений, чем, казалось бы. Харедим берут мицву из «Шулхан Аруха» и напрямую устанавливают подобный закон в демократическо-либеральную законодательную систему Израиля. Но светская законодательная система Израиля не совсем отвечает своей сущности, так как впитывает в себя все, что представляет авторитет для народа страны. Религиозные законы внутри государственного законодательства – это просто кощунство для демократической системы, идол в демократическом храме, особенно когда речь идет о еврейском государстве – ведь во всем мире евреи борются против включения религиозных законов в государственное законодательство и правосудие.

Когда я высказываю все выше сказанное, я получаю довольно странные ответы: «Что ты имеешь против мезуз?», а также «А почему бы и нет? Ведь это еврейское государство». Но ведь у меня нет никаких предубеждений против амулетов, крестов, кристаллов, хамсы, мезузы и прочих талисманов. Но разве это причина закреплять все эти вещи в законодательстве? Я ничего не имею против обычаев – религиозной чистоты-скверны, характерных для ортодоксального иудаизма, но разве это причина делать их обязательными для всех граждан государства, например, это же не повод обязать всех замужних женщин совершать омовение в микве.

Трагическая история научила человечество о необходимости разделять религию и законодательство. Смешение этих двух элементов всегда приводит к угнетению, использованию и неравенству. Тот, кто думает, что противники закона о мезузах – это мелочные скандалисты, просто не понимает, что только тщательное и полное разделение между религией и законом государства сможет завтра защитить личную свободу и права всех нас.

В противовес убеждению о том, что Израиль – это «еврейское государство», стоит сказать: Израиль – это не только государство евреев. Печальная правда заключается в том, что никто по-настоящему не знает, что такое «еврейское государство» (значение этого словосочетания несет в себе такой же смысл, как и «еврейская машина»). Мы бесспорно – еврейское государство, государство, в котором проживает еврейское большинство, но это, само собой, совсем другое. Часть евреев устанавливают мезузы на дверных косяках, а часть – нет, часть из них – целует их, а часть – нет. Есть даже и такие, я видел собственными глазами, которые целовали косяки дверей, на которых и не было никаких мезуз. И это нормально. Есть люди, которые получили правительственную поддержку и построили общественные здания, но при этом не хотят, чтобы на дверных косяках этих домов были мезузы. Это их право. Они в это не верят и не хотят. С какой такой стати Лицман будет навязывать свою ортодоксию при помощи полиции и судов? И что это за наглость с его стороны смеяться над ними в газете харедим: «Принуждение? Где здесь принуждение? Разве не должны мы целовать…?»

Меня спрашивают: «Но что делать еврею, который хочет поцеловать мезузу в общественном здании, но ее там нет?» Я отвечаю: «То же самое, что он делает, когда приезжает в гостиницу или на встречу за границу или оказывается в гостях у своих светских друзей, мусульман, христиан, друзов. Нельзя же, в конце концов сделать все дверные косяки в мире кошерными, чтобы можно было их целовать!»

Кстати член Кнессета – Лицман, очень хорошо знает, что в соответствие с раввинистической Галахой человек обязан иметь мезузу лишь в своем доме (посмотрите у Рамбама, Галаха о тфилине и мезузе – глава шестая и галахот первая и седьмая), даже там сказано, что эта заповедь касается лишь «постоянного жилья» - так что опять же общественное здание никак не отвечает этому описанию. Но постановления Галахи вовсе не важны для Лицмана. То, что для него действительно является важным, так это показать светским гражданам Израиля, что когда речь идет талисманах и суевериях – большинство всегда будет на его стороне.

Автор статьи – депутат Кнессета, принадлежит к центру по делам религии и государства партии «Шинуй»

Оригинал статьи:Ha'aretz, перевод Екатерина Иванова

Постоянный адрес статьи: 


сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту




Другие статьи
Выборы в ПА – первая ласточка

Здравствуй, Дедушка Мороз...

Если закон не нравится, значит, он аморален?

11 израильтян ранены и больше 500 пропали без вести в Юго-Восточной Азии

Ольмерт: Аббас сказал это просто так

За пост главы Палестинской автономии будут бороться выпускники московских вузов


Самые читаемые страницы сегодня




© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100