-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Значение Иерусалимского Храма для еврейского народа
Ш.Нейман

1. Введение в тему. Храм как культовое помещение в различных религиях мира.

Когда мы упоминаем храмы в различных религиях мира, всегда перед нами встает картина некоего культового, религиозного помещения, в котором жрецы и ничтожное количество священников совершают некий культ, совершают некую службу, и этим самым представляют весь остальной народ.

Казалось бы, что нечто похожее происходит и у еврейского народа: есть масса народа, которая служит Всевышнему с по- мощью молитв или с помощью каких-то конкретных приношений, жертв в Храм, но тот, кто совершает службу, - это ничтожное количество священников, ничтожное количество по своим пропор- циям, и эти самые священники представляют всь остальной народ или являются его доверенными лицами для того, чтобы служить Всевышнему, для того, чтобы служить Богу.

Очень трудно, если мы будем так себе представлять, что именно это и есть Храм, то очень трудно нам будет представить, чего нам не хватает сегодня, или что', если точнее сказать, что' изменилось в жизни еврейского народа с разрушением Храма. Ведь казалось бы, согласно определению, которое я дал вначале, казалось бы, поскольку Храм - это место служения немногих людей, то, в принципе, с разрушением Храма, возможно, это тяжело влияет на какой-то моральный уровень народа, но в принципе разрушение Храма не влияет на повседневную жизнь конкретного еврея, конкретного человека, который живет вдалеке от Иерусалима, или даже вблизи от Иерусалима. В принципе ничего страшного не происходит, всего-навсего разрушен Храм; это, конечно тяжелое событие, но не более того.

Мы попытаемся объяснить в нашей статье значение Иерусалимского Храма для еврейского народа. И сделаем это посредством того, что по-настоящему объясним, что такое Храм, какую роль играл Храм для еврейского народа в повседневной жизни, для каждого еврея. И так мы, возможно, поймем, какая перемена произошла в жизни еврейского народа в момент разрушения Храма.

2. Храм как религиозное помещение. Система принесения жертв в иудаизме, ее отличие ои жертвоприношений в других религиях.

Итак, начнем с того, что из себя представлял Храм. Храм, как мы уже сказали, - это культовое помещение, помещение религиозное, которое находится в Иерусалиме, в столице государства, рядом с которым находится дворец царя, царя Израиля. И Храм притягивает к себе, не только к себе, в саму столицу, массу евреев, массу людей, которые на протяжении всего года приходят туда.

Для этого нужно понять, что приношение жертв в иудаизме, принесение жертв в иудаизме отличается от обыкновенного принесения жертв, которое мы знаем в других религиях, и заключается в том, что какой-то конкретный человек хочет принести какую-то конкретную жертву, он идет и жертвует ее в Храм. В иудаизме есть строгая система принесения жертв. Эта строгая система включает в себя целый ряд, целый список обязанностей, когда каждый челвек, при определенных обстоятельствах, обязан принести жертву.

Мы приведем только несколько примеров для того, чтобы понять, насколько принесение жертв было массовым явлением. Допустим, каждый человек, у которого рождался ребенок, должен был принести как минимум одну, иногда две и более жертвы. Поскольку каждая роженица, каждая женщина, которая родила, обязана, согласно религии, принести жертву.

Второй пример - это человек, у которого умер родственник. Когда у человека умирает родственник, он должен очиститься от нечистоты мертвого тела, такой так называемой нечистоты, духовной нечистоты, он тоже должен прийти в Храм и очиститься, прийти в Иерусалим и очиститься от нечистоты мертвого тела.

Еще дополнительный пример - это обязанности принести первые плоды любого посаженного дерева или первенца любого животного, который рождается в хозяйстве у человека. И если мы на секунду вспомним, что речь идет все-таки о сельскохозяйственной стране периода 2000 лет назад, то совершенно понятно, что каждый еврей, который сажал дерево, у которого вырастали плоды, первые плоды, должен был принести их в Храм, в Иерусалим, и там съесть. Каждый еврей, у которого корова рожала первого теленка, нужно было его каким-то образом посвятить Храму. И этот еврей шел в Храм, шел в Иерусалим, для того чтобы сделать это. И т.д. и т.п.

Таким образом, мы видим, что сам конкретный Храм, как здание, притягивал к себе жертвы и жертвоприношения массы евреев, не каких-то праведников, случайных праведников назовем их, которые хотели бы принести добровольную жертву Богу. Евреев обыкновенных, которые просто жили обыкновенной еврейской жизнью, соблюдали обыкновенный еврейский закон, хотели принести эти самые жертвы, обязаны были по закону принести эти жертвы и делали это.

3. Священиики (коhаним и левиим): особенности их службы в Храме, повседневный образ жизни. Духовное влияние священников на еврейский народ.

Кроме того, что Храм притягивал к себе, как я уже сказал, массу евреев для принесения жертв, Храм притягивал еще не только в географическом, но и в духовном смысле, или можно сказать, в духовно-экономическом смысле, Храм притягивал к себе. Та самая каста священников, жрецов, которых мы называем сегодня коhаним или левиим, которые сегодня, всего лишь-навсего благославляют нас в синагоге во время молитвы, не более того, - в период, когда Храм стоял, служили в Храме. Они служили в храме в Иерусалиме, но жили по всей стране. Их было огромное количество. В Храме служили по семьям, по кланам. Поэтому каждому коhену приходилось служить в Храме не более, чем месяц в году. Это неделя каждые полгода и недельные праздники. Выходит, что две недели в году - это обыкновенная служба и еще две недели - Песах и Суккот. Когда выпадают недельные праздники, тоже должны все священники приходить. Таким образом, тоже выходит месяц в году.

Таким образом, постоянно в Храме находится, по скромным подсчетам, максимум одна двенадцатая часть священников. На самом деле намного больше, на самом деле одна двадцать четвертая часть священников, потому что мы должны исключить праздники паломничества, Суккот и Песах, когда собирались все вместе, а не по группам, не по кланам. Итак, одна двадцать четвертая часть священников присутствует в Храме. Остальные двадцать три двадцать четвертых рассеяны по всей земле, живут по всей Стране Израиля и таким образом влияют на те места, где они живут.

Почему? Поскольку по законам Торы священники не имеют права получить удел в Земле Израиля. Что значит удел для того времени? Это не просто место, на котором можно построить дом, как раз дома у них были. Удел - эта почва, которая является пригодной для земледелия, и там можно производить сельскохозяйственную продукцию. Это то, что нам сейчас важно понять: священники не занимались производительным трудом практически вовсе. Они жили в тех местах, где жили, и занимались различными, можно сказать, духовными или культурными ремеслами. Они были учителями, преподавателями, писали книги, писали свитки Торы, писали мезузы, изготавливали "тфилин" и т.д. Занимались различными ремеслами, преподаванием и различными дополнительными ремеслами, связанными с культовой жизнью.

Как Тора заботится о пропитании этих самых священников? У них ведь у всех есть дети, жены, они должны питать свои семьи. Должны, грубо говоря, прокормить свои семьи, прокормить себя. И, поскольку они не занимаются сельскохозяйственной продукцией (другого вида продукции практически не выпускалось, да, мы говорим о стране, которая была сельскохозяйственной), Тора заранее позаботилась о священниках, которые будут служить в Храме, которые будут исполнять всякие духовные миссии в еврейском народе по всей стране: заповедовала, что каждый еврей от каждого урожая своего должен отделять десятину, от каждого теста, которое он замешивает, должен отделять какую-то часть, должен отделять дополнительные места в зарезанном животном, от части мяса, когда он режет животное, тоже должен отделять, и всю эту отделенную часть должен, по закону, приносить в Храм. Часть по закону отдавать коhену, священнику, часть левиту и т.д.

В любом случае, мы видим, что само присутствие священников в конкретной деревне, в конкретном городе влияет на каждого конкретного еврея, поскольку еврей собирает свои сто килограммов яблок и должен десять килограммов этих яблок отделить, часть из них отдать левиту. Еще одну часть отдать священнику, который живет по соседству с ним, еще какую-то часть отнести в Храм.

4. Забота евреев о собственной духовной чистоте и о качестве вырабатываемой продукции, связанная с присутствием Храма

Само присутствие Храма влияло не только на количество людей, на которых делится конкретный урожай, не только на количество выработанной сельскохозяйственной продукции, но и на качество этой самой выработанной продукции. Допустим, если мы скажем, что масло - это один из важных сельскохозяйственных продуктов, который производили евреи 2000 лет назад, в период предыдущей еврейской государственности, то оливковое масло должно быть приготовлено определенным образом, с определенными осторожностями для того, чтобы священники могли пользоваться, для того чтобы можно было им пользоваться в Храме.

Если мы говорим о том, что евреи заботились о своей духовной чистоте, чтобы не быть нечистыми, и должны были заботиться, чтобы не быть нечистыми, то должны были постоянно следить за производством масла, чтобы туда не попали какие-то конкретные вещи, чтобы, не дай Бог, не превратить сельскохозяйственную продукцию в нечистую.

То же самое происходит и с вином, из другой сельскохозяйственной продукции, когда нужно заботиться о ее качестве, когда нужно заботиться о том, чтобы она была пригодна для службы в Храме и пригодна для большинства евреев, чтобы могли ею пользоваться.

Итак, это еще один момент, на который нужно обратить внимание. Евреи, каждый конкретный еврей, выращивающий козлика и режущий его на мясо, или выращивающий маслины и дающий эти маслины на масло, выращивающий виноградник и приготавливающий виноград, из которого будет вино, - каждый еврей должен был следить за конкретным производством сельскохозяйственной продукции, за каждым шагом, который он делает на своем поле, или в своем хлеве, где он содержит своих животных, свой скот.

5. Храм как мощный экономический фактор в жизни Эрец-Исраэль. Храм как "предприятие".

Если мы попытаемся описать Храм как "предприятие", как какую-то организацию, не как место религиозного культа, а как предприятие, что' оно из себя представляет? Нам нужно понять, что Храм был экономическим фактором в Израиле того времени, поскольку в Храме использовалась масса льняной, хлопковой и шерстяной одежды. В Храме использовалась масса дерева, которая должна была быть сожжена на жертвеннике. В Храме использовалась масса сосудов, которые изготовлены, как правило, из драгоценных металлов или из камня, и они тоже использовались в Храме. В Храме использовались различные ткани, которые должны были быть приготовлены определенным образом. Мы говорим о достаточно широком списке продукции, которая употреблялась в Храме и которую кто-то должен был производить.

Мы знаем о том, что в Йерихо, если мы скажем по-русски, то в Йерихоне того времени, находят сегодня археологи гигантские склады продукции для Храма, которая производилась тогда. Мы знаем, что священники, которые одевались в специальные священнические одежды, в которых только и можно было служить Всевышнему и исполнять службу в Храме, - священники эти после недели службы не имели права пользоваться этой одеждой дважды. Эта одежда должна была быть сохранена, ею не могла воспользоваться другая группа священников, которая приходит. Т.е. нужна была новая одежда. Само ткание этой одежды тоже было очень непростым. Нужно было эту одежду соткать, это не тот вид одежды, который можно было сшить. Одежда священника должна была быть специально соткана, а не сшита. Поэтому это еще одна причина, еще один фактор, который указывает на то, что Храм был экономическим фактором.

Все эти вещи кто-то должен был делать: кто-то должен был выращивать деревья, кто-то должен был выращивать животных, которых приносили в жертву в Храме, и это было много животных. Кто-то должен был выращивать лен и хлопок, для того чтобы ткать потом эту одежду. Кто-то должен был заниматься производством сосудов для Храма. Таким образом, мы видим целый ряд специальностей, можно сказать, или занятий, которыми должны были заниматься рядовые евреи для Храма и вокруг Храма.

6. 3аповедь паломничества и связанная с ней деятельность евреев.

Теперь перенесемся еще в одну область, область паломничества. Мы знаем, что были и есть сегодня три праздника паломничества: Песах, Шавуот и Суккот. Как минимум в два из них, в Песах и в Суккот, масса евреев собиралась в Иерусалим. Масса евреев, тысячи, сотни тысяч, иногда даже более, чем сотни тысяч, иногда около миллиона евреев, собирались в Иерусалим и окрестности Иерусалима для того, чтобы исполнить заповедь "алия ле-рэгель", заповедь паломничества. Да, это три раза в году, "шалош паамим б-шана лаалот ле-рэгель". три раза в году подняться в Иерусалим, подняться в Храм, и принести жертвы Всевышнему и поприсутствовать в Иерусалиме, в Храме.

Приход такой массы евреев в Храм задействовал вокруг себя целый ряд профессий, деятельности, которую нужно было осуществить вокруг подъема в Иерусалим, вокруг паломничества в Иерусалим. Допустим, дороги. Говорит нам Мишна (Мишна - это талмудический источник начала новой эры, начала христианской эры летосчисления, который описывает подготовку к паломничеству евреев), что уже за месяц до паломничества, уже за месяц до самого праздника начинали посылаться посланники, для того чтобы проверить состояние дорог по всему Израилю, от Тверии до Иерусалима, от Беэр-Шевы до Иерусалима, от Яффо до Иерусалима, с разных сторон в центр страны.

Нужно было проверить, все ли дороги исправны. Как правило, дороги были неисправны, ведь тогда не было асфальта, дороги были пешеходные более-менее, дороги были не заасфальтированы, и после дождей, после зимы, если мы говорим, допустим, о Песахе. В Суккот было меньше проблем, а в Песах были большие проблемы, потому что только что закончилась зима, и дожди, как правило, разрушили дороги. Итак, после этой самой зимы, после того как дороги разрушены и нужно их чинить, посланники намечают места, которые нужно починить, и начинают чинить эти дороги. Из казны государства выделяются огромные средства для починки дорог перед праздником паломничества.

После того, как дороги починены, это еще не все. Часть людей очищаются от нечистоты мертвого тела еще перед тем, как приходят в Иерусалим, перед тем, как приближаются к столице. Поскольку сам процесс очищения занимает семь дней, часто этот процесс начинается раньше. Поэтому очень опасно, если паломники встретят на своем пути могилы. И если встречается могила, если человек наступает на нее, то вновь человек становится нечистым, вновь ему нужно ждать семь дней для того, чтобы очиститься.

Поэтому многие паломники шли уже в процессе очищения, уже в процессе или в конце этих семи дней, которые они должны были ждать. Поэтому нужно было проследить, чтобы никакие могилы (тогда не было кладбищ, как есть сегодня, огороженные, благоустроенные кладбища. Тогда люди часто хоронили своих мертвых возле дороги. Мы знаем даже из Танаха много примеров, когда кто-то умирает - где умер, там и похоронили), - итак, нужно было проследить, чтобы нигде возле дороги, нигде на дороге не было могилы, чтобы человек случайно не наступил. Для этого посылались еще посланники, и Мишна нам это описывает, как посылается посланник, ищет могилу. Когда он ее находит, он ее красит в белый цвет белой известкой, для того чтобы каждый, кто идет, знал: вот тут, при дороге, есть белый покрашенный камень, это не просто камень, а это тот самый монолит, который кладут на могилу, здесь есть могила, нужно быть осторожным, иначе снова я стану нечистым.

Всю эту работу, работу по починке дорог, работу по обнаружению и раскрашиванию могил, работу по приготовлению Иерусалима к принятию сотен тысяч паломников, животные, деревья, которые нужно было приготовить к сожжению на жертвеннике, - все это требовало огромных рабочих сил, все это требовало огромной казны. И Храм был таким самым центром, куда собиралась казна, и который занимался всем тем, что я уже упомянул.

7. Итог: Храм - центр экономической, культурной, религиозной, юридической жизни.

Для того чтобы немножко сравнить, привести в пример, - не дай Бог нам, конечно, сравнивать, - я приведу в пример церковь. Церковь в России, которую мы знаем, была сама по себе одним из самых, в какой-то период даже самым богатым землевладельцем, самым большим частным собственником. Церковь владела землями, владела деньгами, владела душами на каком-то этапе, и т.д. И теперь представим себе - как церковь это делала? Церковь точно так же брала десятину у своих прихожан, и таким образом приобретала, кроме того, конечно, получала еще массу бюджета из государственной казны и таким образом приобретала со временем всю ту собственность, которая у нее оказалась в итоге.

Теперь подумаем на секундочку, что то же самое происходит в Храме. Храм берет десятину, или не совсем десятину, собирает некий налог с каждого еврея, с каждой живой души. Храм получает какие-то средства от простых евреев, которые просто дают, хотят пожертвовать деньги. Храм приобретает, получает бюджет из государственной казны царя, и т.д. Вместе это вырабатывается в огромные суммы, в огромные владения. Земли у Храма не было, так же, как не было у священников, все это было деньгами.

Эти деньги, если мы вспомним Россию, если мы вспомним христианские страны, там делились на тысячи церквей, на тысячи религиозных учебных заведений. Здесь все эти деньги формируются, концентрируются в одном здании, в Иерусаоиме, и это здание мы называем Храмом, и там все эти деньги концентрируются. Оттуда эти деньги нужно взять, оттуда можно пользоваться этими самыми деньгами. Таким образом, мы говорим о том, что Храм - это огромный частный собственник с экономической точки зрения, который концентрирует в своих рукой достаточно огромные средства, достаточно огромную собственность.

Подумаем еще об одном направлении, направлении религиозной, культовой жизни. Вспомним, что система права, система правоохранения, система судов напрямую связана с Храмом. В Иерусалиме, на территории Храма, сидит Верховный суд Израиля. Поэтому мы знаем, что раз там сидит Верховный суд, Санhедрин, Синедрион, каждый еврей, у которого есть проблема, и он не может ее решить в местном суде, или местный суд не может решить его проблему, направляется в Храм для того, чтобы решить эту самую проблему.

И таким образом, Храм - это не только Иерусалим, это очень важно подчеркнуть, не только Иерусалим, но Храм становится центром экономической, культурной, религиозной, юридической жизни. Иерусалим как столица, казалось бы, должен быть всем этим центром, но все эти вещи концентрирует в себе, внутри себя, Храм, который является вершиной Мерусалима, вершиной столицы. Если бы не было Храма, то сам Иерусалим уже теряет свое предназначение.

8. Храм в повседневной жизни евреев Эрец-Исраэль. Описание паломничества в Иерусалим в праздники Песах и Суккот

Для того, чтобы проиллюстрировать, каким-то образом более ярко проиллюстрировать то, что я говорю, возьмем пример какого-нибудь старика, который живет в районе Тверии или, допустим, Беэр-Шевы, старика, которому 70 лет, и он родился в нулевом году до нового летосчисления. Уже когда он был трехлетним мальчиком, каждый год при наступлении праздника Песах собирались евреи, брали плоды, как говорится, садились на свои повозки, собирали свои манатки и направлялись в Храм.

Неделя пути, очень часто это была неделя пути. Нужно было дойти до Иерусалима. Женщины, дети, мужчины, - все шли. Приходили в Храм, приходили в Иерусалим, останавливались там, как правило, на улице, как правило, в каких-нибудь палатках, в каких-нибудь местах, в каких-нибудь домах, которые были переполнены людьми. В таком месте в Иерусалиме останавливается семья мальчика, с которым мы только что познакомились. Они должны закончить процесс очищения от нечистоты, если они были нечисты, должны приготовить место для "Лейл-седер", для пасхальной ночи. Должны приготовить последний раз жертву. Потом наступает сам праздник. С утра перед праздником нужно принести в жертву того самого пасхального агнца. После того как они это сделали, возвращаются к себе. В том месте, где они накрыли стол на седер, должны приготовить, испечь этого самого агнца, поджарить его на костре. После этого то, что сегодня называется "Лейл-седер", пасхальная ночь, вся церемония, которая сопровождает пасхальную ночь.

9. Паломничество в Храм как средство общения. Нравственное значение паломничества для евреев.

И так не только он, так еще тысячи и тысячи семей, которые находятся в Иерусалиме. Совершенно понятно, что в такой обстановке происходит еще несколько вещей. Есть торговля, массовая торговля, есть огромный обмен между различными сторонами населения. Важно понять, что мы говорим о стране 2000-летней давности, где нет средств общения, где нет телефона, радио, телевизора, где нет постоянных поездок друг к другу. Из Тверии в Иерусалим сегодня можно проехать за два или два с половиной часа, а тогда нужно было ехать неделю. Поэтому понятно, что в принципе одним из важных средств общения было это самое паломничество в Иерусалим, в Храм.

Теперь вернемся к нашему герою, к старику из Тверии, который родился в нулевом году, и год за годом, год за годом, на протяжении 50 лет приходил в Храм, сначала вместе со своими родителями, потом сам, потом уже со своей женой, потом со своими детьми, потом со своими внуками, приходил в Храм, приносил жертвы, совершал то, что совершается, знал, что нужно делать в Песах, выбирал за неделю или за две до Песаха пасхального козлика, агнца. Этого агнца нужно было отобрать, посмотреть, чтобы на нем не было никаких повреждений, и т.д. Песах для него было нечто очень понятное.

Этот самый еврей через какое-то время приближается к своей старости, ему около 70 лет, и вот в 70-м году по христианскому летосчислению Храм разрушается. Представим себе, в Песах 70-го года новой эры еврей еще был в Иерусалиме, еще приносил жертву, еще был во всем этом массовом празднике паломничества, когда миллионы евреев, сотни тысяч евреев приходят в Иерусалим, когда все, что есть вокруг Храма, происходит. Когда он, конкретный еврей, выращивающий козленка у себя, как мы уже раньше говорили, выращивал козленка у себя во дворе, выращивал пшеницу у себя на поле, должен позаботиться о том, чтобы дать часть урожая священникам, часть урожая принести в Храм, часть денег, которые заработаны, нужно проесть в Иерусалиме и т.д., - все те законы, которые я уже упоминал.

10. Разрушение Храма и вызванный им экономический и моральный кризис Эрец-Исраэль. Религиозные проблемы, возникшие после разрушения Храма.

Итак, мы видим, что этот самый старик из Тверии побывал в Песах в Иерусалиме и потом вернулся в Тверию. И наступило 9-е Ава, и римляне разрушают Храм. Храм разрушен. С того момента, когда Храм разрушен, некуда больше идти. Обыкновенный еврей, который живет в любом конце страны, в то время должен знать, что он делает дальше. Приближается Суккот, после этого приближается Песах. Что ему делать? Как ему быть? Ему надо идти к Иерусалиму, и не только ему некуда прийти, поскольку Храм сожжен, но сама столица, сам Иерусалим разрушен. Ему некуда прийти, он должен будет стоять где-нибудь вдали от Иерусалима и смотреть на разрушенный город. В этом состоит мицва паломничества? В этом состоит заповедь паломничества, которая относится к трем праздникам в году? Не может этого быть.

А как быть со священниками? Как священнику себя вести? Ему негде служить. Он не знает, нужно ему теперь брать десятину или нельзя, как вести себя с первенцами, как вести себя с подарками, которые ему приносят, как быть с принесением жертвы, как быть с женщиной, которая рождает ребенка, и должна после рождения ребенка принести жертву и не знает, как это сделать, не знает, что делать, поскольку нет Храма, поскольку нет того самого места, вокруг которого концентрируется вся еврейская жизнь.

11. Экономическое положнеие Эрец-Исраэль после разрушения Храма.

Правильно, что, согласно историческому анализу того времени, римляне после разрушения Храма не начали изгнание еврейского народа. Как правило, нам свойственно отождествлять изгнание с разрушением Храма, и не зря, но исторически это неверно. Изгнание началось через несколько десятков лет после разрушения Храма. Только после восстания Бар-Кохбы началось изгнание, и тогда тоже не было закончено. Прошло еще несколько десятков лет после Бар-Кохбы, когда изгнание было завершено.

Поэтому верно будет сказать, что само разрушение Храма не явилось изгнанием. Евреи продолжали жить в Эрец-Исраэль, продолжали жить в этих деревнях. Только Храм был разрушен, вся остальная страна оставалась неразрушенной. Даже, можно сказать, наоборот, поскольку римляне пытались развить одну из своих провинций, строили мосты, строили свои местные храмы, строили новые деревни, строили новые города, строили для себя дачи, и т.д.

Римляне не разрушали страны, и поэтому жизнь евреев, казалось бы, экономически могла оставаться совершенно цветущей, совершенно нормальной, но - как быть, что делать, если мы видим, что евреи не хотят этой жизни? Состояние еврейского народа накаляется изо дня в день, из года в год, и в итоге взрывается в мощное восстание против римлян. Восстание настолько сильное, что, по некоторым историкам, - это было восстание Бар-Кохбы, - по некоторым историкам, дошло до Иерусалима и даже сумело на короткий очень период времени освободить Иерусалим. Скорее всего, даже не смогло начать или даже возобновить служение в Храме, но, согласно некоторым источникам, Бар-Кохбв дошел до самого Иерусалима. Восстание Бар-Кохбы было около 60-70 лет спустя после разрушения Храма.

Мы видим, что в принципе народ не смирился с тем, что ему дали некую экономическую и культурную автономию, но при этом разрушили Храм и разрушили его религиозную, культовую жизнь. Во-первых, эта самая религиозная жизнь повлияла и на экономические стороны жизни тоже, как я уже описал, Храм был гигантским местом, который концентрировал в себе экономическую, промышленную деятельность. Во-вторых, сельскохозяйственная деятельность, которая концентрировалась вокруг Храма, тут же прекратилась. В-третьих, культурная и религиозная жизнь, которая была вокруг Храма, прекратилась, не просто прекратилась, а была разрушена.

Все состояние еврейского народа было покороблено, изменено. Еврейские мудрецы начали задумываться о том, как продолжать соблюдать Тору, как продолжать соблюдать заповеди, когда почти половина заповедей зависит от состояния Храма, от того, что Храм существует или не существует. Начали писаться новые книги, начала записываться устная Тора, поскольку уже можно было почувствовать запах изгнания, запах разрушения страны.

12. Влияние разрушения Храма на еврейскую диаспору.

И совершенно понятно, что есть еще один фактор, который мы даже не упомянули. У еврейского народа была большая диаспора, которая насчитывала миллион человек, иногда даже, по некоторым подсчетам, намного больше, в разных странах мира, в том числе и в Римской Империи, в том числе и в бывшей Греции, в том числе и в Египте, в том числе в Вавилоне, в Месопотамии. К тому времени была огромная еврейская диаспора. Для нее, для этой диаспоры, Храм являлся единственной связью с Эрец-Исраэль, единственной связью с их братьями, живущими в других странах мира. Евреи из Египта, евреи из Рима могли встретиться друг с другом только в Храме, не говоря о том, чтобы встретиться с самой страной Израиля. Эта встреча тоже прекратилась, была остановлена.

13. Национально-освободительное движение евреев как попытка возвратить Храм.

Мы становимся свидетелями того, что еврейский народ находится в растерянности, в экономическом упаде, в духовном упаде, в поиске дороги, в поиске нового пути. Понятно, что огромная часть еврейского народа в результате этого поиска приходит к выводу, что нужно поднять восстание, что нужно отвоевать Храм, что нужно отвоевать Иерусалим, и нужно вернуть наши еврейские дни, как они были раньше. Нужно вернуть наш еврейскй образ жизни, как он был до разрушения Храма.

Восстание поднимается сначала в диаспоре, массовое восстание диаспоры. После этого поднимается восстание внутри Израиля, и т.д. Мы знаем, что сами по себе восстания потерпели поражения, но при этом восстания заявили раз и навсегда, что нам незачем жить в Эрец-Исраэль, нам незачем жить в Земле Израиля, если мы не можем служить в Храме, если мы не можем быть и соблюдать настоящий еврейский закон, полноценный еврейский закон, жить полноценной еврейской жизнью. Нам незачем не только жить в Израиле, нам незачем жить без полноценного соблюдения еврейского закона.

После прихода к такому выводу евреи поднимаются на восстание. Часть евреев поднимается на восстание, часть евреев уходит от иудаизма. Мы знаем, что к этому периоду как раз относится усиление и создание христианства, которое тогда начинает набирать свою силу и заявляет о себе как о новой мировой религии. Именно тогда оно берет свои источники, в период этого самого кризиса.

Совершенно неверно говорить, что из-за того что экономическое состояние Израиля в принципе не очень было повреждено в результате разрушения Храма, неверно говорить, что влияние на жизнь конкретного еврея, еврея, который живет где-нибудь в Тверии или в Беэр-Шеве тоже было достаточно незаметным или элементарным для сравнения с тем, что могло было быть. Нужно понять, что евреи чувствовали себя в полном кризисе, чувствовали, что цель их жизни, что весь их образ жизни изменен, переломан. И уже не готовы были продолжать эту жизнь обыкновенно. Зачем выращивать плоды, если невозможно отдавать десятину в Храм? Зачем рожать детей, если невозможно после рождения ребенка принести жертвы?

14. Изгнание евреев из Эрец-Исраэль и прекращение еврейской государственности в ней.

Более того, мы знаем, что римялне позже начали и религиозные репрессии, запретили, допустим, обрезание. Как можно было жить в таком состоянии? Понятно, что это было очень тяжело, очень непросто, и в итоге эта жизнь, эти вопросы приводят к восстанию, цель которого однозначна, цель его - восстановить Храм. В этом случае мы являемся свидетелями уникального примера национально-освободительного движения. Как правило, национально-освободительное движение ставит перед собой цель освобождения от чужого ига. В данном случае евреи могли совершенно спокойно оставаться под римским игом, под римской властью. Восстание было направлено, как правило, не против римской власти, а против разрушения Храма и против запрета служить в Храме еврейскому народу.

Таким образом, мы видим, что это уникальное национально-освободительное движение приводит к мощному восстанию, мощнейшему восстанию. Римлянам, с их самой сильной армии в мире, потребуется долгое время, чтобы остановить, подавить это восстание. После подавления восстания римляне пришли к выводу, что евреев нельзя оставлять в Эрец-Исраэль. Мы знаем, что гибнут сотни тысяч евреев от рук римлян, что уничтожены сотни, около тысячи, как говорят историки, городов, деревень, населенных пунктов еврейских, что полностью подрывается экономика страны. Евреи выселяются насильно из Эрец-Исраэль.

В принципе Эрец-Исраэль превращается в течение нескольких лет в пустыню, в которой нет места экономике, в которой нет места культуре, в которой нет места Храму. И это самый печальный итог, к которому могло привести разрушение Храма. После разрушения Храма через несколько десятков лет следует разрушение всей еврейской жизни в Эрец-Исраэль, и евреи оставляют Эрец-Исраэль не по доброй воле, а по указу римских императоров евреи вынуждены оставить Эрец-Исраэль. Евреи покидают свое государство. Так мы являемся свидетелями остановки, прекращения еврейской государственности в Эрец-Исраэль 2000-летней давности. Здесь мы видим, после этого описания мы начинаем понимать, какое значение было у Иерусалимского Храма в жизни еврейского народа. Ключевое значение, можно сказать, и то, что это было ключевое значение, может подтвердить последующая история еврейского народа.

15. 3аключение. Иерусалимский Храм - полноценная еврейская жизнь в Эрец-Исраэль.

Мы знаем, что евреи, как правило, не создали за 2000 лет изгнания не создали литературных произведений, не создали юридических книг, не создали трудов, которые бы говорили о еврейской государственности, которые бы говорили о еврейском независимом государстве в Эрец-Исраэль. Хотя это, конечно очень важно, именно эти упоминания, но все, что касается еврейской культуры, поэзии, религии, когда они имели ввиду изучения Торы. Все, что касается еврейской плодотворной жизни, посвящено, как правило, евреям Иерусалима, посвящено евреям Эрец-Исраэль, посвящено возвращению в Храм и полноценной службе Всевышнему, полноценному исполнению законов Торы.

Это очень важно понять, что евреи в процессе галута, в процессе 2000-летнего изгнания продолжали ставить перед собой целью возвращение в Иерусалим, возвращение в Израиль, возвращение в Храм, отстраивание заново Храма, и менее думали о том, как они смогут создать самостоятельные предприятия, самостоятельную армию, самостоятельную экономику. То, что их волновало, - это полноценное исполнение Торы, полноценная служба Всевышнему.

Совершенно понятно, что остальные вещи: самостоятельная экономика, самостоятельная армия, самостоятельное государство - являются необходимым средством, необходимой ступенькой по дороге к возвращению Храма, к возвращению, о котором мечтали евреи. Но это всего-лишь навсего средство к настоящей цели. Настоящая цель - это полноценная служба Всевышнему.

Итак, если мы в одном предложении захотим обобщить, что такое Иерусалимский Храм, то Иерусалимский Храм - это полноценная еврейская жизнь в Эрец-Исраэль, полноценная служба Всевышнему. Это то, что имели евреи, это то, что они потеряли, это то, чего они продолжали все 2000 лет изгнания ждать, и сегодня продолжают ждать это еще более настойчиво, и продолжают прилагать более настойчивые усилия для того, чтобы вернуть еврейскую жизнь к своим вершинам, на которых она была раньше, и поднять ее еще позже.

МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

http://www.machanaim.org/




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100