-->

 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 









Вкус заповедей

Александр Рыбалка


У заповедей, еврейских обычаев и традиций существует много объяснений - почему делается именно так, а не иначе.
Но существует понятие, именуемое "таамей а-мицвот", "вкус заповедей" - это объяснение того, какие сложнейшие понятия Каббалы и хасидизма стоят за казалось бы простыми, повседневными вещами в жизни верующего еврея.
Начну с чего-нибудь простенького. Например, любой читатель нашего сайта, видевший религиозный евреев "живьем" или хотя бы по телевизору, должен был обратить внимание, что верхняя одежда на них застегнута не слева направо, а справа налево - то есть по-женски в нашем понимании. Этот странный обычай легко понять, если знать простейшую символику Каббалы. Сфира Хесед (Милость Б-жья) символизируется правой рукой, правой стороной, и т.д. Гвура - суровость Б-га - символизируется левой рукой (полный список соответствий можно найти в "Тикуней Зоар", и я вам о нем расскажу).
Перекрывая правой стороной одежды левую, мы как бы символизируем преобладание Хеседа над Гвурой, Б-жественной милости над Б-жественной суровостью.
Совершенно аналогичный процесс - трубление в шофар на Рош а-Шана, еврейский Новый Год. Один из "вкусов" этой заповеди - напоминание Всевышнему об "акеда", жертвоприношении Ицхака.
Слово "акеда" означает "связывание". Праотец Авраам символизирует Хесед (Милость), его сын Ицхак - Гвуру (Суровость). И в день, когда решаются наши судьбы, в начале еврейского года, мы просим Всевышнего, чтобы Его Милость так же пересилила Его Суровость, как когда-то Авраам связал Ицхака.
Основная задача людей, говорит Каббала - сделать Всевышнему "дира бе-тахтоним", жилище в нижних мирах, чтобы Его существование проявлялось на всех уровнях. Даже в нашем грубом, материальном мире, где максимально действует "эстер паним" - сокрытие лика Господа.
Одним из самых больших новаторов в еврейской религии стал Аризаль, великий каббалист (его прозвище расшифровывается как "Акенази рабби Ицхак, зихроно ле-браха (благословенной памяти)"). Исполнение почти каждой заповеди он переделал так, чтобы в ней проявлялась вся структура мира, как его создал Господь - в верхними и нижними мирами.
Возьмем, например, пасхальную трапезу. И сегодня у многих отдаленных еврейских общин (из Йемена или Курдистана) мы не увидим на столе "кеары" - пасхального блюда. Они кладут мацу, листья салата, праздничную пищу - и приступают к еде, читая агаду.
В Цфате, столице средневековой Каббалы, Аризаль велел поступать так.
На блюдо, имевшее шесть выемок, клали справа вверху - куриное крылышко, слева - крутое яйцо, посередине вверху - кусочек хрена цельного, в выемку под ним внизу - хрен струганный, справа внизу - харосет, слева внизу - карпас (лучок или сельдерей). Итого - шесть предметов, да само пасхальное блюдо - семь.
Семь дней недели, семь цветов радуги, семь сфирот - вот что это символизирует.
Блюдо ставили на три переложенные салфетками мацы - они представляли собой три сословия еврейского народа (коэны-левиты-исроэли), а также три высшие сфиры - ХАБАД, Хохма-Бина-Даат. А в сумме - десять.
Десять речений, которыми был сотворен мир, десять заповедей, десять человек в миньяне, десять сфирот. И вся эта символика - на вашем пасхальном столе.
В общинах немецких евреев было принято покупать большую кеару, "четырехэтажную", куда вставляли три листа мацы, на ней же раскладывали все знаки пасхального седера... Но само блюдо было цельным - это символизировало то, что сфира "Малхут", Царство Б-жие, заключает в себя все десять сфирот.
Наряду с теми обычаями, которые мы можем легко объяснить, пользуясь системой сфирот, есть и такие, в которых мы натыкаемся на древнейшие представления о Каббале.
Один из таких обычаев - мыть руки по утрам. Нет, я имею в виду не обычное утреннее умывание, рекомендованное правилами гигиены. Евреи, соблюдающие традиции, ложась спать, ставят рядом с кроватью кружку с двумя ручками, полную воды, тазик, и еще обычно полотенце. И первое, что они делают, проснувшись - омывают руки из кружки, причем делают это по системе: правая рука - левая, правая - левая, правая - левая.
Чем объяснить такой странный обычай?
Известно, что согласно законам иудаизма, мертвое тело ритуально нечисто (мало того, оно само является источником и максимальной степенью такой нечистоты).
Однако Каббала трактует состояние сна как одну шестидесятую часть смерти! Соответственно, спящий человек обладает одной шестидесятой ритуальной нечистоты мертвеца!
Когда утром человек просыпается, и душа возвращается в тело, "дух нечистоты" в основном покидает его, и остается только в кончиках пальцев. Чтобы избавиться от него окончательно, мы обливаем сначала правую руку (тут надо вспомнить, что правая рука символизирует Хесед, Милость Б-га)... Но тут "дух нечистоты" переходит на левую руку... Мы обливаем водой и ее...
И так до трех раз, когда ритуальная нечистота считается уже полностью уничтоженной.
Корни этого обычая уходят в незапамятную древность. Немного понять его нам поможет тот факт, что вода, которой мы омываем руки, символизирует все тот же Хесед, а фаланги пальцев (там, где тело оканчивается, "сжимается") символизирует силы "цимцума", сжатия - и соответственно Гвуру, Суровость Б-га.
Один из самых мистических обрядов, исполняемых евреями в течение недели - это hавдала, разделение между субботой и буднями.
Для того, чтобы плавно перейти от субботы к первому дню новой недели, произносят четыре благословения - чтобы душа, поднявшаяся в процессе субботних молитв на небывалую высоту, плавно спустилась с высшего духовного мира в наш, материальный (всего таких миров четыре, но о них мы поговорим отдельно).
Произносят благословение над бокалом вина, над благовониями, затем над огнем - красивой витой свечкой (огонь символизирует мир Иецира, именуемый в Каббале "огненным столпом")... И при этом (если вы хоть однажды видели этот обряд, то должны были обратить внимание) поступают так - протягивают к огню руку, сложенную горсточкой. Большой палец как бы прикрыт остальными четырьмя.
За этим простым жестом кроется великая тайна.
Когда Моше-рабейну попросил Б-га показать ему истинное лицо, то Всевышний ответил, что это невозможно. Можно видеть Господа только "с оборотной стороны" - и Моше увидел букву "далет".
Символика этого на самом деле не так уж и сложна. "Далет" - четвертая буква еврейского алфавита. Самого Б-га, естественно, видеть невозможно - но можно знать и наблюдать проявления четырех сотворенных им миров.
Это мы и символизируем во время авдалы, протягивая к огню четыре пальца и пряча пятый.
После этого произносят благословение "... разделяющий между святым и будничным", и выпивают вино.
Кстати, у старых хасидских ребе можно было увидеть интересный обычай - для авдалы они брали не серебряный бокал, а обычный стеклянный стакан. Объясняется это тем, что исход субботы - время полутраурное. Традиция говорит, что на исходе субботы умерли Адам - первый человек на Земле, Иосиф-праведник и царь Давид. Поэтому роскошь серебра заменяется простым стеклом.
Вино допивают не до конца, а тем, что осталось в бокале, тушат авдольную свечу. Потом присутствующие макают кончики пальцев в это вино и мажут им глаза (считается, что этим исправляется зрение, несколько ухудшившееся за недельное изучение Торы), кое-кто даже сует мокрые пальцы в карман (вроде бы приносит богатство)...
У каббалистов из восточных евреев можно увидеть и более серьезный обычай. Они мочат палец в вине, которым затушили свечу, и прикасаются им к определенному позвонку.
Этот позвонок в Каббале называется "луз". Считается, что когда с приходом Машиаха произойдет оживление мертвых, то тела умерших давно людей будут восстанавливаться из "луза" (это наиболее крепкий позвонок).
Каждая часть человеческого тела получает энергию от определенного вида питания. Говорят, например, что богатая фосфором рыба полезна для мозга, а от жирной пищи растет живот... Для питания "луза" полезны только две вещи - вино авдалы и трапеза субботним вечером, именуемая "проводами Царицы", и посвященная царю Давиду.
А сейчас самое время поговорить о вкусе - в прямом смысле этого слова. Как вы знаете (а если не знаете, то вот - я вам сообщаю), ежегодно евреи отмечают сразу четыре Новых года. Новый год царей наступает Первого Нисана - эта дата служила отсчета для государственных дел в эпоху Царств). Первого элула - Новый год животных (в этот день отделялась десятина от родившегося за год скота). Первого тишрея (то, что мы называем Рош а-Шана) - Новый год семилетних и 50-летнего сельскохозяйственных циклов...
И, наконец, Новый год деревьев - пятнадцатого числа месяца Шват. В этот день отделяли десятину от растений, однако сам праздник имеет гораздо более глубокое мистическое значение, о котором невозможно рассказать в коротком очерке.
Для начала я только попробую обратить ваше внимание на то, что четыре Новых года в годичном цикле связаны с непроизносимым четырехбуквенным именем Г-спода "йуд-кей-вав-кей".
Что же касается "Нового года деревьев", то его правильнее называть "Новым годом Дерева" - это точный перевод его определения "Рош а-Шана ле-илан". Те, кто знают иврит, обратят внимание, что мы пользуемся не ивритским словом "эц" (дерево), а его арамейским эквивалентом "илан". Слово "илан" по гиматрии (сумме числовых значений букв) составляет девяносто один. Точно так же, как и слово "амен", и сумма двух имен Вс-вышнего - четырехбуквенного непроизносимого и имени Ад-най. А под словом Илан мы здесь подразумеваем "дерево сфирот".
Простейший обычай - в Новый год деревьев (он называется Ту Би-Шват) едят фрукты. Но сколько фруктов нужно съесть, чтобы обычай считался соблюденным? Минимум - семь видов плодов, которыми славится Земля Израиля. Это маслины, виноград, гранат, инжир, финики, пшеница и ячмень. Пшеницу и ячмень, понятно, сырыми не едят - делают из них печенье. Семь видов плодов соответствуют семи нижним сфирам.
Некоторые люди берут двенадцать видов плодов - поскольку имя Вс-вышнего "йуд-кей-вав-кей" при перестановках даст нам ДВЕНАДЦАТЬ РАЗНЫХ комбинаций.
Можно есть и пятнадцать видов плодов: во-первых, поскольку праздник приходится на пятнадцатое число месяца, во-вторых, поскольку среди Псалмов есть пятнадцать, именуемых "Песни ступеней" (шир а-маалот), и наконец, потому что пятнадцать - это гематрия Б-жественного имени "йуд-кей", которое определяет Творца, как действующего в высших сфирах.
Реб Хаим Виталь предлагал есть тридцать видов фруктов! Согласно Каббале он разделял их так:
Десять видов - те, которые едят целиком (например, клубника, малина и т.д.) - они соответствуют десяти сфирам мира Брия, где не бывает зла (клипот).
У других десяти видов едят только оболочку, а косточку выбрасывают. Это вишня, черешня, финик, маслина и пр. - продолжите сами. Они относятся к десяти сфирам мира Йецира, где уже имеются зародыши клипот (в этом мире уже больше сокрытие Б-жественного Света).
И еще десять видов образуют те плоды, у которых едят только мякоть - то, что находится внутри, а оболочку выбрасывают. Сюда относят орехи, апельсины, лимоны и т.п. Они будут соответствовать десяти сфирам нашего, материального мира, именуемого Асия. Ибо у нас Б-жественные искры скрыты под жесткой оболочкой клипот.
Нам так и не удалось рассмотреть всю сложность каббалистических ассоциаций, связанных с Ту би-Шватом - новым годом деревьев. Здесь требуется слишком глубокое погружение в тайны Торы, к которому наши читатели пока не готовы... А главное - почему праздник, связанный с растениями, выпадает на зимний период? Этот вопрос всегда волновал хасидов, и однажды к рабби Менахему-Мендлу из Коцка пришел его ученик с густо исписанной тетрадью.
- Рабби! - сказал он. - С помощью каббалистических вычислений мне удалось доказать, почему Ту би-Шват, новый год деревьев, празднуется зимой!..
И пока великий ребе читает записи своего ученика, мы рассмотрим что-нибудь более простое.
Например, праздник Шавуот - день дарования Торы. На этот праздник принято есть молочные продукты. Простой смысл этого обычая таков - вместе с Торой евреи получили сразу и законы о кошерности мяса. А кошерное мясо приготовить не так просто - нужен кошерный убой животного или птицы, потом мясо вымачивается... Целое дело. С молоком гораздо проще - подоил корову или козу, и пей себе! Поэтому в день дарования Торы евреи питались исключительно молоком.
Но есть и более глубокий смысл. Слово "молоко" на иврите звучит как "халав" - "хет-ламед-бет", в сумме числового значения букв - сорок. Именно сорок дней был Моше-рабейну на Синае, получая Тору.
Еще число сорок связано с переходом от духовного мира к материальному . Отсюда же сорок дней дождя, приведших к Всемирному потопу (очищению материального мира, возвышению его до духовности), и сорок "сэа" - древних единиц объема воды. Ровно столько составляет миква - бассейн для ритуального очищения.
- На Шавуот принято украшать синагоги зеленью. Казалось бы, простой смысл этого очевиден - лето, и гора Синай была покрыта растительностью...

- Да нет, лето в Синайской пустыне - вещь нешуточная, и не было лесов на горе Синай. Зато зеленый цвет символизирует сфиру Тиферет, а в данном контексте - "зеир анпин", "малый лик" Господа, канал, соединяющий Его желания и материальный мир.
- Вся письменная Тора, говорится в Каббале, находится в категории сфиры Тиферет, то есть соединяет нас с Б-гом. О символике цветов я вам расскажу отдельно, а тут еще добавлю, что сфира Тиферет символизируется буковй "вав" из непроизносимого четырехбуквенного имени Б-га "йуд-кей-вав-кей". Ее образ - это некий канал. Письменная Тора допускает колоссальные глубины толкований...
- В отличие от нее, Тора устная - hалаха - еврейский закон - связана со сфирой Малхут, и ассоциируется с буквой "hей", или плоскостью. Закон однозначен для всех - и для простого еврея, и для выдающегося раввина. Если пророчества Даниэля можно понимать по-разному, то законы "Шулхан Аруха" (книга еврейского религиозного законодательства) двусмысленных толкований не допускают.
- Как говорит один мой друг: то, что кошерно только на 99 процентов - некошерно на все сто.
Однако вернемся к Коцкому ребе. Одобрил ли он каббалистические изыскания своего ученика?..
Ребе отложил тетрадь и сказал:
- Ты смотришь за окно, на этот польский городок, где намело сугробы по колено, и удивляешься, почему сейчас празднуют новый год деревьев. Но на Святой Земле в это время текут ручьи и распускаются почки.
Конечно, прав был ребе, а не его ученик: можно сколько угодно изучать каббалистические книги, но все равно - истинный вкус заповедей человек понимает только на Святой Земле.

http://www.jewish.ru/4070-5.asp







Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100