-->

 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 









НЕМНОГО СВЕТА

Рав Авраам Тверский


В мусаре (этическом учении, направленном на совершенствование качеств характера) есть два подхода к проблемам. Они основаны на различиях в интерпретации стиха "Сторонись зла и делай добро" (Теилим, 34:15).
В первой интерпретации говорится, что, прежде всего, необходимо избегать зла, избавиться от плохих черт, чтобы потом перейти к положительным достижениям. Эта идея подкрепляется метафорой: бесполезно одеваться в изысканные одежды и использовать драгоценные благовония, когда человек вымазан грязью. Только смыв грязь, полностью очистив себя, можно улучшать свой внешний вид. Это идею подкрепляет другой стих: "И сказал Всевышний грешникам: для чего вы вспоминаете Мои указы?" (Теилим, 50:16). Это - прямое указание: сначала надо сделать тшуву (раскаяться), избавиться от грехов, и только после этого - заниматься Торой.
Другой подход интерпретирует строку псалма так: избавляйся от зла, делая добро. Метафорическое воплощение этой идеи - маленький лучик света, который рассеивает тьму. Пламя свечи может осветить целую комнату, погруженную во мрак. Так и доброе дело может рассеять плохое. Рабби Менахем Мендель из Коцка говорил: "Не хочу, чтобы мои ученики не грешили только потому, что это плохо. Хочу, чтобы они были так заняты добрыми делами, что у них просто не оставалось времени на грех".
Хасидские учения предпочитают вторую интерпретацию. Не стоит, - считают они, откладывать добрые дела и исполнение заповедей до очищения от грехов. Это - уловка йецер а-ра (тяги к злу), который нашептывает человеку: "Кто ты такой, чтобы учить Тору?". Йецер а-ра просто использует этот стих, утверждая, что грешник не способен учить Тору - чтобы отдалить человека от изучения Торы, успокаивая его тем, что он еще недостаточно хорошо сделал тшуву. Под маской благочестия йецер а-ра может помешать человеку служить Творцу. Йецер а-ра хитроумен, он может превратить благородную скромность в полную противоположность, сказав: "Ты еще недостоин служения Всевышнему".
Мой отец рассказывал мне случай из своей жизни.
В Киеве жил честолюбивый молодой человек. Обнаружив, что пути к успеху в царской России для евреев закрыты, он избавился от всего, что связывало его с иудаизмом и стал вести себя как нееврей. Даже в Йом Кипур он не соблюдал пост и работал. И в результате получил престижную должность в правительстве.
Однажды на берегу реки нашли тело, и невозможно было его опознать. По талиту катан (нижняя одежда с кистями, которую полагается носить всем евреям мужского пола) определили, что погибший был евреем, и тело передали еврейской похоронной службе.
Молодой человек, который отверг все еврейское, услышал об этом случае. Он не хотел, чтобы еврейские обычаи помешали его карьере, но при этом и мысли в его голове не было, что его могут похоронить не по-еврейски. Поэтому он стал надевать талит катан, который не виден посторонним, пока он жив, но, если он умрет, что он - еврей...
Однако с тех пор, как он стал надевать талит катан, в нем начали происходить изменения. Он стал поститься в Йом Кипур и находил повод, чтобы пропускать в этот день работу. Он перестал есть некашерную пищу и постепенно стал соблюдать все заповеди, которые сохраняли его тайну, что он еврей. В конце концов, он отказался от своего поста в правительстве и сделал тшуву. Так одна мицва изменила его жизнь. Рассказывают об одном человеке, который жил недалеко от Люблина. Окружающие презирали его, потому что он был доносчиком. Налоги антисемитов-помещиков были столь чрезмерными, что евреи были вынуждены скрывать свои доходы. А доносчик сообщал сборщикам налогов о всяком незаявленном имуществе.
Несколько хасидов попросили знаменитого Провидца из Люблина, чтобы он призвал на голову этого грешника, который угрожал самому их существованию, гнев Всевышнего. Когда хасиды пришли с этой просьбой к Провидцу, он воскликнул:
- Какой цадик (праведник)! Его сияние освещает Небеса. Приведите его ко мне!..
Пораженные хасиды передали его слова доносчику, и тот согласился посетить Провидца просто из любопытства, чтобы узнать, почему он считает его цадиком.
Провидец радушно встретил этого человека и сказал ему:
- Против тебя выдвинули тяжкие обвинения. Но я увидел, что свет от твоих поступков достигает небесных сфер. Скажи мне, какое хорошее дело ты сделал, чтобы обрести святость?
И человек вспомнил, как праздновал обрезание своего новорожденного сына.
- Вот оно что! - воскликнул Провидец,- я увидел тебя с праотцем Авраамом и пророком Элиягу, которые пришли к тебе, чтобы принять участие в этой великой мицве...
Сознание кдуши (чистоты и возвышенной духовности), которой он может достичь, так повлияли на этого человека, что он больше никогда уже ни на кого не доносил.
Один человек сказал раби Леви Ицхаку из Бердичева:
- Я докажу, что в Торе не все написано правильно. В ней, например, говорится, что если мы будем грешить, Всевышний рассердится и накажет нас. Но вот я - грешник, а при этом здоров и счастлив.
На это раби Леви Ицхак из Бердичева ответил:
Сын мой, единственный способ узнать об этом - читать Шма... Да будет тебе известно, что награда за чтение Шма - даже за один раз - так велика, что всех богатств мира недостаточно, чтобы это компенсировать!
Рав Моше Лейб из Сасова одно время странствовал со своими учениками из деревни в деревню и объяснял людям: "Если у человека где-то далеко есть брат, разве он не поедет туда навестить его? Но все евреи - братья, и я со всеми хочу познакомиться".
Как-то раз в одной из общин ученики попросили его не заходить к известному грешнику.
- Ребе не должен находиться в доме такого грешника, - сказали они.
Рав Моше в недоумении посмотрел на них и ответил:
- Как вы можете называть цадика грешником? Посмотрите, на его двери - мезуза!
Ребе Элимелех из Лиженска составил прекрасную вводную молитву к утренней службе, в которой говорилось: "Пожалуйста, помоги мне видеть в каждом человеке хорошее, а не его ошибки и слабости".
Подчеркивать положительные стороны и достижения важно не только для установления хороших отношений между евреями, но и для эффективного воспитания детей. В нескольких книгах я говорил о роли самооценки: Давайте сделаем человека, 1987; Я это я, 1993; Жизнь слишком коротка, 1995; Позитивное воспитание, 1996. Нередко, родители "ловят" ребенка на чем-то плохом и ругают его. Как часто мы "ловим" ребенка на чем-то хорошем и хвалим его за это? Мы воспринимаем как должное то, что они говорят браху (благословляют Творца) за еду. И мы не обращаем внимание, какое это для нас благо, что они понимают: все исходит от Всевышнего. Разве мы можем надеяться поднять самооценку нашего ребенка, если мы фокусируем наше внимание только на плохом поведении и игнорируем хорошее?
Для воспитания ребенка, для собственного развития, важно самим исполнять заповеди и помогать детям исполнять их, не забывая принцип: одно доброе дело ведет к множеству других добрых дел. Если заповеди исполняются, человек не может долго вести себя неправильно. Скажем, вы купили что-то из мебели, а старый ковер с ней не гармонирует. Наверное, скорее всего, вы уберете этот ковер и купите новый - чтобы было красиво. Постепенно изменится весь интерьер комнаты. А все начиналось с одной вещи...
Так и с характером человека. Человек испытывает неудобство, когда разные черты характеры и правила поведения противоречат друг другу. Поэтому исполнение мицвот (заповедей) создает такое умонастроение, что человеку труднее потом их нарушать. Как с украшением дома, он постепенно все будет менять, пока стиль жизни не изменится совершенно. Как с тем человеком, который начал с талит катана, совершенно оставив до этого иудаизм.
Талмуд, как представляется, поддерживает вторую интерпреетацию приведенной вначале фразы: "Сторонись от зла, делая добро". Он ссылается на слова Творца: "Откройся Мне на ушко иглы, и я расширю врата, чтобы прошел целый воз" (Шир аширим раба, 5:3). Как маленькое отверстие, один лучик света может изгнать тьму и привести к тшуве.
Ребе из Коцка, в своем бескомпромиссном стремлении к истине, говорил об этом мидраше: "Да, достаточно тшувы с игольное ушко, но эта тшува должна быть искренней и пронзить всего человека, как игла, от начала и до конца". Искусственный свет, подобный светящимся стрелкам часов, тьму не изгонит.
Человек должен сделать человек первый шаг, но этот шаг должен быть твердым, неколебимым.

Рав Авраам Тверский,
врач и психолог, автор многих книг, живет в Америке

http://www.evrey.com/tradition/ethics/ns.htm







Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100