|
|
САМСОН - НАДЕЖДА НАРОДА
Давид Гарбар
У каждого народа есть своя Надежда, свой богатырь - Заcтупник. Гильгамеш и Илья Муромец, Давид Сасунский и Тенек-Беке, Манас и Святогор... У евреев это - Самсон. "Шимшен а гибер!" Эти слова я слышал еще от бабушки. И уже тогда понимал, что это означает силу и храбрость. А еще мощь и справедливость...
Традиция относит Самсона к разряду "судей".
Эпоха "Судей" - одна из самых "темных" в истории еврейского народа. Евреи вошли в Ханаан, разделили его территорию между "коленами" (не освободив, между прочим, от населявших ее народов), распустили армию и... продолжали жить "коленами". Жить в стране с оседлым населением, организованным в города-государства, со своей религией, своей культурой, своим укладом земледельцев и горожан. А евреи - скотоводы, кочевники, с более примитивной культурой, только переходящие к оседлому образу жизни, с новой религией, с родо-племенным устройством... Как пишут Х, Тадмор и Р. Надель ("Очерк истории еврейского народа" под ред. проф. Ш. Эттингера, Израиль, 1994; Библейский период): "В течение этого периода (между 1200 и 1025г.г до н.э) почти вся часть Ханаана, расположенная к западу от Иордана, была заселена израильтянами. Они были сосредоточены главным образом в трех районах, отделенных друг от друга полосами коренного ханаанского населения. Израильтяне обосновались в Иудее на юге, в горном районе, в центре и в Галилее на севере, тогда как Иерусалим, Аялонская долина и область, простирающаяся от города Гезера до Средиземного моря, оставались заселенными хананеями. В руках хананеев были также укрепленные города Мегиддо и Танах в Изреэльской долине, город Бет-Шеан на востоке, а в Верхней Галилее, у подножья Хермона, - Лаиш. В западных областях страны израильтяне почти нигде не достигли средиземноморского побережья. Побережье Галилеи, от крайнего севера до города Акко, было занято финикийцами..., а южнее реки Яркона филистимляне основали три крупных города - Ашдод, Ашкелон и Газу - на берегу моря и два не менее крупных - Экрон и Гат - в глубине страны" (с.34; далее ссылка на стр.). В этот период евреи жили племенами, во главе которых стояли т.н. "судьи". И опять цитата из Х. Тадмора и Р. Наделя: "Судьей называли вождя одного из племен или большого рода, который выступал в качестве командующего в бою с внешним врагом, угрожавшим племени ("колену") или группе родственных ему племен... Выдающимися личностями среди вождей этой эпохи были Барак Нафталийский и пророчица Дебора,... Эгуд Венияминский,... Гидеон Менассийский" (с.35) и некоторые другие. Есть мнение, что "полководец, одержав победу на поле брани, становился племенным или областным вождем" (с.35). Всего в истории Иудеи насчитывается 12 "судей". Одиннадцатым из них был Самсон. Не знаю, занимался ли он присущими этой категории лиц делами. Но Самсон дал Народу нечто большее - он дал ему Надежду на защиту, дал пример силы и отваги, а последними днями своей жизни - пример веры и мужества, стойкости и воли.
Согласно преданию, Самсон родился "по завету" в семье Маноха из колена Данова. Его отец очень любил свою жену и они страстно просили Бога о даровании им детей. "И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; Итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; Ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян" ("Судьи", 13, 3-5). И далее: "Жена Маноха вскоре затем забеременела... Когда родился у нее мальчик, то родители назвали его Самсоном, что значит "сильный" (Иосиф Флавий "Иудейские древности", т.1. с. 250).
Как явствует из "указания" Ангела Самсон с детства был посвящен в "назореи Господу" ("Числа", 6, 1-21). И хотя это накладывало на него некоторые обязательства, в остальном он жил так, как жили все окружавшие его люди. Однако уже с раннего детства он отличался от остальных недюжинной силой и вспыльчивостью. А еще влюбчивостью. Причем, последняя была направлена на женщин-филистимлянок.
В частности, вопреки желанию родителей, он женился на женщине-филистимлянке. Однако уже на брачном пиру у него произошел конфликт с ее "брачными друзьями", которые шантажом и угрозами заставили молодую жену выведать у Самсона отгадку на его "загадку", что она и сделала, предав тем самым мужа. И "сказал" он "им: если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки. И сошел на него Дух Господен, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку, И воспылал гнев его, и ушел он в дом отца своего. А жена Самсонова вышла за брачного друга его..." ("Судьи", 14, 18-20). Вообще, справедливости ради, необходимо сказать, что "соседом" Самсон был не самым удобным: то в отместку за нанесенную обиду он поджигает поля филистимлян и выжигает "и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные", а самим филистимлянам перебивает "голени и бедра" ("Судьи", 15, 5, 8), то разрешает своим соплеменникам связать себя и выдать филистимлянам, а затем "челюстью ослиною" убивает "тысячу человек" из пришедших пленить его ("Судьи", 15, 12-17). И при этом продолжает посещать филистийские города и спать с их "блудницами" ("Судьи", 16, ).
И, наконец, влюбляется в "одну женщину, жившую на долине Сорек; имя ей Долида" ("Судьи", 16, 4). И здесь ему опять не везет: Долида за "тысячу сто сиклей серебра" от "каждого владельца Филистимского" обещает вызнать у Самсона "в чем великая сила его". И хотя в первый раз ей это не удается, зато во второй раз она узнает и выдает своим соотечественникам секрет назорея. "И пришли к ней владельцы Филистимлянские и принесли серебро в руках своих. И усыпила его Долида на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его... Господь отступил от него. Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников" ("Судьи",16,18-21). А волосы, между тем, отрастали. Сила возвращалась. Но он назорей. И ему необходимо Благословение Бога. "Владельцы Филистимские (между тем) собрались, чтобы принести великую жертву Дагону, богу своему, и повеселиться..." ("Судьи", 16, 23).
Врагам, кажется, мало пленить и ослепить своего противника. Им надо еще и унизить его: "И призвали Самсона из дома узников, и он забавлял их, и поставили его между столбами. И сказал Самсон отроку, который водил его за руку: подведи меня, чтобы ощупать мне столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним. Дом же был полон мужчин и женщин, там же были все владельцы Филистимские, и на кровле было до трех тысяч мужчин и женщин, смотревших на забавляющего их Самсона. И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! Вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои. И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою. И сказал Самсон: умри душа моя с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей. И пришли братья его и весь дом отца его, и взяли его, и пошли и похоронили его между Цорою и Естаолом, во гробе Маноя, отца его. Он был судьею Израиля двадцать лет". ("Судьи", 16, 25-31).
Вот и вся история Самсона - одиннадцатого Судьи Израиля.
И каждый может сделать из нее, из этой истории, свои выводы.
А вот как услышал Самсона, моего "Шимшена а Гибера" я:
Монолог Самсона
м и н и п о э м а
Глаза! Глаза! Не вижу ничего!
И так до смерти обречен я жить.
Отныне как волу в ярме кружить.
Все потерял я, кроме Бога моего!
А было мне дано: и доля назорея,
И имя сильного, и слава, и почет...
Во мне кровь данова течет...
Бог одарил меня всем этим, не жалея.
А я, чем я ответил Богу ?
Чем оправдал любовь народа моего?
Да, я всегда старался защитить его.
Но к истине лишь нынче различил дорогу.
О, Боже! Сколько сил, ниспосланных тобой,
Вотще потрачено - на женщин волооких.
Как много их, прекрасных и далеких,
Мне переменчивой даровано судьбой!
Их в дымке, с поволокою глаза...,
Изгибы бедер гурий страстных...,
Я знал их - томных и прекрасных...
О, женщины! Их позабыть нельзя.
Но Бог свой счет ведет грехам моим.
И, видимо, исчерпан мой кредит?
Он не сказал, что на меня сердит.
А лишь оставил бережением своим.
И я в плену. Во власти их Дагона!
Бог наказал меня. И некому спасать.
Сегодня праздник. Мне велят плясать.
Самсон, ты сам Судья. И знаешь власть закона.
Плясать мне в Газе! В храме их Дагона!
Ну хорошо! Я вам спляшу...
Вот только космы расчешу.
И выйду из проклятого загона!
О, Бог! Где ты, мой Бог!
Ты так велик. Я так ничтожен.
Я осознал: весь путь мой ложен...
Я знаю выход. Лишь бы ты помог!
Послушайте, плясать в оковах на руках!
Кто видел плясунов, прикованных цепями!
Я не опасен вам! Вы сами
Меня из человека превратили в прах.
Плясать! Плясать велели мне!
Пусть пляска будет общею для нас!
Пусть протрубит и вам Дагона глас!
И пусть вам это снится в страшном сне!
Глаза! Глаза! Стенанья ни к чему!
Ведь два столба уже в моих руках!
Рывок! Храм рушится! Всеобщий крах!
Я возвращаюсь к Богу своему!
Статья опубликована с любезного разрешения редакции журнала "Заметки по еврейской истории"
http://rjews.net/berkovich/
|
|
Самые читаемые страницы сегодня
|
|
|
|