Реклама на IJC |
|
Реклама на IJC |
|
|
Вардван ВАРЖАПЕТЯН. МНОГО ЛИ ЧЕЛОВЕКУ НЕБА НУЖНО?
|
Соня, утешая измученного чеховского дядю Ваню, говорит: "Мы отдохнем. Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка".
Оно над нами - небо в алмазах звезд, жемчужном блеске облаков, многоцветных переливах радуги, слепящей огненности солнца, кромешной тьме безлунной ночи.
|
Не помню, с чего начиналась рубрика "Что я видел", но как бы ни был важен предмет той первой заметки, сперва надо было "устремить взор горе", то есть ввысь. А что выше неба? Что изначальнее его?
"Берешит бара Элогим эт ха-шамаим вэ-эт ха-арец". - "В начале сотворил Бог небо и землю". Как поясняет современный комментатор Торы: "Шамаим" (небо) - множественное число слова "шам", переводимое указательным местоимением "там". "Шамаим" указывает на все то, что существует вне пределов человеческой досягаемости, через что мы получаем свет, что вне и сверху - там и там. (...) Мир говорит, он весь устроен по принципу текста, в котором выражена Его Мысль. То, что говорит Мир своими явлениями, не тупо и бесчувственно. Это разговор. И небо материальное, космос, для нас есть выражение чего-то метаматериального, духовного. Бог, выводя Творение из Себя, творит то, с чем Ему можно общаться, к чему можно обратить Слово, и что может это Слово воспринять".
Как поразительно созвучны этим словам и тем, первоначальным, строки Лермонтова:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь
блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Мне отчего-то кажется, что эти строки написаны в мае - в такой же день, как и сегодня, когда зацвели дуб, черемуха, деревце вишни, но майская жара еще не настоялась на травах, смолистой сосновой коре, белой ветренице, голубых незабудках, желтых одуванчиках. А на закате высоко-высоко летят гуси. Если этот майский день, частичку его заключить в рамку "последнего желания", то осколочек мира приобрел бы для меня неслыханную драгоценность, потому что, если б надо было высказать последнее желанье, что я могу возжелать сильнее, чем этот день, до краев наполненный небом, солнцем, птичьим свистом, цветением черемухи и дуба, запахом листвы, цветов, травы? В прежние годы я много чего пожелал бы и мучался бы выбором, а сейчас (надеюсь, я не обманываю сам себя) выбрал бы крохотный кусочек дня.
Способность сделать выбор самому - пожалуй, главное, что необходимо каждому из нас. Ибо неспособность сделать выбор неизбежно, неотвратимо приводит к одному: человек оказывается в клетке. И первое, что теряет человек, отказавшийся от выбора, продешевивший свою жизнь, - не свобода, а небо.
Возможно, Хаим Нахман Бялик прав: "Каждый человек имеет столько же неба над головой, сколько земли под ногами". Возможно, не прав. Но если переиначить великий вопрос Льва Толстого: "Много ли человеку земли нужно?" и спросить: "Много ли человеку неба нужно?", - как тут ответить?.. Земли человеку и впрямь нужно немного, а небо нужно все. Потому что человек не только "прах", "персть земная", "лагерная пыль", о чем ему без устали напоминали все двадцатое столетье, но и "небесное творенье", о чем ему так редко говорили в этом веке.
Вардван ВАРЖАПЕТЯН
|
|
Самые читаемые страницы сегодня
|
|
|
|