-->

 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 









Почему существуют животные?

Из книги Эзриэля Таубера "Скажи жизни "да!"


Приводимый ниже очерк рассказывает о некоторых основных понятиях, связанных с темой Тора и животный мир: Почему существуют животные? Чем объясняется такое многообразие их видов? Разве Б-г не мог создать мир без них?
Обычно люди не задают этих вопросов, возможно, потому, что мы принимаем существование животного мира как нечто само собой разумеющееся. А может быть потому, что подсознательно мы чувствуем, что на такие вопросы нет ответа. Однако объяснение того, почему существует мир природы, и именно в той форме, которую он имеет, - есть. Б-г сотворил человека не случайным образом, Он пользовался всеми, уже сотворенными к тому моменту, составляющими мира, как палитрой. Духовная сущность всех звезд, планет и животных послужила материалом для создания человека - цели творения.
Сказанное объясняет странное выражение в рассказе о сотворении человека:"И сказал Б-г: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…"(Бытие 1:26) "Создадим"?! Как может Б-г, Чье единство абсолютно, говорить во множественном числе? Мы уже дали ответ на этот вопрос - Б-г использовал все, что он создал до этого как строительный материал для сотворения человека: "Мы вместе создадим человека - Я придам ему форму, а вы послужите материалом, из которого он будет сотворен."
Вот почему в классических трудах, связанных с Торой, человека часто называют олам катан, "малый мир". Человек - микрокосмос всей вселенной, заключающий в себе всю ее суть.
Лучший пример такого понятия о человеке мы находим в рассказе о поколении Ноаха (Ноя). В тот момент Б-г решил уничтожить большую часть существовавшего из-за его греховного образа жизни; речь шла не только о людях, но и о животных и птицах: "И увидел Б-г землю; и вот, она растленна, ибо извратила всякая плоть путь свой на земле" (Бытие 6:12) - "…ибо извратила всякая плоть путь свой на земле." - даже животные и птицы совокуплялись с представителями других видов" (Объясняет Раши, ссылаясь на Берешит Раба 28:8).
Но как могли животные согрешить? Ведь только человек наделен свободой выбора и может выбирать между добром и злом. Как это следует понимать? Сказанное выше о сотворении человека делает ответ на этот вопрос очевидным. В человеке заключена сущность всякого творения, следовательно он неразрывно связан с ними. Когда человек уклоняется от пути истинного, его "корни" следуют за ним. Когда человечество погружается в грех, животный мир эхом отзывается на его поведение.
Связь существует не только между человечеством в целом и животным миром вообще, она есть между конкретными существами и конкретными людьми. Именно поэтому оставались и "несогрешившие" животные, которых Ноах мог ввести в свой ковчег. Это были животные, связанные с ним самим, те, что составляли мир самого Ноаха. Поскольку Ноах не впал в грех, невинными остались и связанные с ним животные. Они, в полном смысле этого слова, спаслись благодаря ему.
Давайте сделаем еще один шаг вперед. Мидраш рассказывает, что когда однажды Ноах не накормил вовремя льва, тот укусил его. Это может показаться несоответствующим нашему утверждению о том, что животные, конкретно связанные с Ноахом, были "безгрешны". Но на самом деле, это только подтверждает сказанное. Лев покалечил Ноаха, потому что тот опоздал. Такая небрежность была проявлением недостатка гевура, качества силы, необходимой для преодоления апатии. Воплощением этого качества является мощь льва; еврейская традиция говорит, что "человек должен быть силен, как лев, чтобы просыпаться по утрам. Лев - это физическая реализация гевура. Поэтому, когда Ноах не сумел воспользоваться своим качеством гевура в нужной мере, недолжным образом повел себя и лев - материальное воплощение этого качества. "Он учит нас через животных земли, и через птиц небесных дает нам мудрость" (Иов 35:11) "Рабби Иоханан говорил: "Если бы Тора не была дана, мы бы учились скромности у кошки, (запрету) красть у муравья, (недопустимости) запретных связей у голубя и дерех эрец (достойному поведению) у домашней птицы." (Талмуд Эрувин 100б).
В каждом живом существе воплощено качество, которому мы должны подражать. Это не означает, конечно, что кошка сознательно ведет себя скромно, или что муравей понимает, каким злом является воровство. Но каждое животное, будучи реализацией определенного качества, отмеченного Торой, может служить живым примером для подражания. Однако пользоваться миром живой природы как руководством к действию, как воплощенной Торой непросто. Ведь откуда нам знать, какому качеству учиться у какого животного?
Ключ к ответу на этот вопрос мы находим в Перек Шира, буквально "Глава песни", - древнем тексте, обнаруженном в некоторых изданиях молитвенников. Происхождение этого текста овеяно тайной: некоторые считают его автором Царя Давида, другие - одного из мудрецов эпохи таннаев. Глубинный смысл Перек Шира чрезвычайно сложен и скрыт. Но на поверхностном уровне Перек Шира представляет собой ключ к пониманию мира живой природы как учебника жизни. На нескольких страницах здесь перечислены основные состовляющие вселенной, включая небесные тела, землю, планеты, животных. С каждым из них связывается определенное предложение из Торы (пасук), содержащее конкретный элемент этического или философского знания. Это и есть песни природы, урок, который воплощает в себе каждый элемент вселенной. В результате складывается Перек Шира - полное руководство к изучению этики и философии Торы через мир природы.
Приведем небольшой пример: в Перек Шира говорится, что "Кит говорит: "Хвалите Г-спода с земли, рыбы великие и все бездны." (Псалмы 148:7) Киты издают скорбный, стонущий звук, с которым Иов сравнивает свой горестный плач. Ответом на стенания Иова является утверждение о том, что суд Б-жий выше понимания человека, как сказано было Царем Давидом: "…суды Твои - бездна великая." (Псалмы 36:7) Стонущий кит прославляет Б-га из глубин, указывая нам на бездну Б-жьего суда. Из этого мы должны сделать вывод, что в годину испытаний следует помнить, что мы не можем, - да и не должны, - надеяться понять эту бездну Б-жьего суда.
Таким образом, глядя на животных, мы можем, с помощью Перек Шира, попытаться понять, чему следует учиться у каждого из них. Тогда нам удасться разглядеть в мире животных воплощение Торы - живущее и дышащее.

http://www.istok.ru/learn-n-teach/zoo/zoo1.html







Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100