-->

 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 









Молитва в полночь

З. Мешков


Большинство людей спит ночью и не любит, когда их беспокоят. Но тот, кто переживает за весь народ и воспринимает его историю как собственную судьбу, тот, кто стремится к праведности, - прерывает свои ночные грезы и встает, чтобы молиться в полночь, или хотя бы после полуночи. Молятся не о куске хлеба (что так же достаточно важно, но всему свое время), а о Храме, плачут о его разрушении и просят Вс-вышнего восстановить былое величие сынов Израиля.
Царь Давид всегда посвящал это время молитве: "И встану я в полночь, чтобы благодарить Тебя за Твои суды праведные" (Псалом, 119:62) - обращался он ко Вс-вышнему. "Благодарить за суды праведные..." - А если решение Небесного суда не в твою пользу (не дай Б-г) и выносится обвинительный приговор - и за это тоже следует благодарить? Царь Давид умел благодарить Вс-вышнего не только за радость, но и за все трудности и горести, выпадающие на долю человека. Великий праведник видит не только наказание, но и то исправление, которое оно приносит с собой, и тот свет и радость, которые раскроются в исправленном мире.
Самое подходящее время для того, чтобы попытаться увидеть, как через горести раскрывается благо, - полночь. В "Плаче пророка Ирмея'у" (Эйха), посвященном разрушению Храма, также есть намек на то, что время плакать о потерянном величии еврейского народа и стремиться к раскрытию будущего величия Йерушалаима - полночь: "Плач, рыдай ночью..." - обращается Ирмея'у к праведным людям. А мидраш говорит: "Тот, кто будет плакать о разрушении Храма, удостоится радоваться его будущему величию". Не только в будущем, но уже сегодня, так как свет конца изгнания, конца того периода, когда дом Б-га лежит в развалинах и Его присутствие не ощущается на земле, приоткроется ему Царь Шломо в Мишлей (Притчах) описывает движения и устремления души праведного человека как сильную жену, которая "и встанет ночью для того, чтобы раздать пропитание всем домашним..." - от его молитвы зависит успех всех его близких и всего еврейского народа в наступающий день. В чем особенность этого времени? Любая смена времен подобна возникновению новой сущности: день не похож на день. Вечерняя молитва начинается словами: "Благословен Ты, Вс-вышний, Царь вселенной, изменяющий времена..." Смена времен - как творение новой сущности, творение всего мира заново, с его новыми потенциалами, новыми возможностями, новыми особенностями. Мы не знаем, в какое мгновение начинается новый день, ибо как таинство творения скрыто от человека, так и тот момент времени, когда оно происходит, остается за пределами нашей возможности познания. С этим связан закон, обязывающий начинать субботу с заходом солнца, а заканчивать немного позже, чем через сутки - с выходом звезд, хотя, казалось бы, что суббота должна заканчиваться в то же время, когда она начинается. Но нам неизвестно, когда начинается новый день.
Единственное, что мы можем утверждать, - это то, что он не начнется раньше захода солнца. А когда он закончится? Примерно через сутки, не позже выхода звезд.

Однако самая таинственная точка времени - полночь. В полночь сила предыдущего дня истекает полностью и рождаются свойства нового времени. Это мгновение аналогично самой таинственной точке пространства - Святая Святых Храма, где стоял Ковчег Завета, про который сказано, что он стоял чудом - ибо не занимал никакого места. Выпадая из пространства и превращаясь в духовную сущность, он распространял свое влияние, хотя и в скрытой форме, на все души. Таково же и мгновение смены времен - оно выпадает из времени, его невозможно уловить - и его влияние распространяется на каждое биение сердца в течение приближающегося дня. Говорят, что даже Моше не знал, когда полночь (Брахот). Таинственное, выходящее за пределы возможности постижения, вырывающееся из любых пространственно-временных ограничений, мгновение.
Оно было выбрано Вс-вышним как момент освобождения из рабства на веки веков: в полночь в Египте были поражены первенцы, а еврейский народ стал свободным по своей природе, потому что родился заново - или, иными словами, был сотворен заново. Народ, который среди других народов не числится, был сотворен в тот момент времени, который не относится ко времени. В праздник Песах в песне, которую поют по окончании седера, перечисляются те чудеса, которые Вс-вышний сделал в полночь.
Ночная учеба или молитва называются тикун ("поправка", "исправление"). Дополнением или поправкой к равномерно текущему и доступному человеческому разуму процессу является крупица бесконечного из области непостижимого.
Тот, кому удастся победить сон, удостоится увидеть величие Храма. Яаков не спал четырнадцать лет, а когда уснул на месте будущего Храма, то увидел сильнейшее пророчество, раскрывающее всю историю до конца времен, когда смерть исчезнет из мира. Царь Давид, когда хотел найти место Храма, дал обет не спать, пока не найдет его. Видимо, место Храма может найти только человек, который победил сон, потому что само по себе отсутствие Храма в мире называется состоянием сна.
Давид почти не спал: до полуночи он учил Тору и дремал, как дремлет конь - стоя, а в полночь начинали звучать струны его арфы - и Давид стряхивал с себя усталость и пел. Полночь - концентрация ночи, сила и могущество сна сконцентрированы в ней. Поэтому победа над полночью самая значительная. Однако человек не должен мучить себя, и у каждого есть свое время, время исправления, когда его душа раскрывается полнее всего. Одному из своих преданных учеников, который все время просыпал полночь, Рабби Нахман из Бреслава рекомендовал вставать уже под утро, так как это наиболее приемлемое время для его души. Точно так же для каждой души есть свой вид деятельности, наиболее пригодный для нее - путь ее раскрытия: для одного это молитва, для другого - чтение псалмов, для третьего - учеба. Каждый сам выбирает себе то, что ближе именно ему.
Вставая в полночь, совершают омовение рук, но не произносят благословение. Благословение перед изучением Торы также (по многим мнениям) не говорят. Но одеваются так, как одеваются днем, ибо человек и ночью находится в присутствии Царя.

Много великих слов сказано о том, кто учит Тору и молится ночью, в момент смены времен путем выхода за пределы времен.

http://www.sedmoycanal.org/article.php3?id=1029







Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100