-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


ДВА ПРОРОЧЕСТВА

Рой МЕДВЕДЕВ

Вянваре 1980 года А.Д. Сахаров был арестован прямо на улице. Сахаров был отправлен на самолете в г. Горький, где ему предстояло жить в полной изоляции более 6 лет. Посещать его здесь могла только жена. Взгляды Сахарова в эти годы сильно радикализировались. Он уже не находил ничего хорошего в советском социализме и призывал Запад усиливать давление на СССР - и не только в торговле, но и в военной области.

А.И. Солженицын, оказавшись в Соединенных Штатах, мог излагать свои взгляды открыто и громко. Он объехал с разного рода выступлениями почти все западные страны. Он критиковал в этих выступлениях всех - и Запад, и Советский Союз, и нейтральные, и неприсоединившиеся страны. Писатель крайне резко отказывался и о советских лидерах, и обо всех наиболее видных деятелях “третьей эмиграции”, в том числе и о своих недавних соратниках по лагерной жизни и по работе в Москве.

Многие страницы его литературного дневника за 1981-1985 гг. полны откликов о Сахарове. Писателю крайне не нравится атеизм Сахарова. “В атеизме же - он прочен, тут он - верный наследник дореволюционной интеллигенции”. Не разделяет Солженицын и сахаровскую концепцию прав человека. Эту правозащитную идеологию Солженицын называет даже одной из форм анархизма: “Надо же помнить и о целом, об обязанностях каждого, о правах государства”.

Но особенно возмущала Солженицына упорная защита Сахаровым права на эмиграцию как главного из всех прав человека; это и многим из нас было непонятно. “Да, - писал Солженицын в 1982 году, - сегодняшний Сахаров достаточно много видит в советской жизни, он не кабинетный удаленец. И - какую же вопиющую боль, какую страстную безотложную нужду он возносит правее и выше всех болей и нужд раздавленной, обескровленной, обеспамятенной и умирающей страны? Право дышать? Право есть? Право пить чистую воду, и не из колодцев прошлого века и не из отравленных рек. Право на здоровье? Рожать здоровых детей? Нет! Первейшим правом - он объявляет право на эмиграцию! Это - сотрясательно, поразительно, это можно было бы считать какой-то дурной оговоркой - если бы Сахаров не произнес и не написал бы этого многажды”.

Сахаров, по мнению Солженицына, идеализирует Запад и совершенно не понимает национальных проблем России. “Развиваясь душевно и выстраивая всечеловеческие проекты, Сахаров доконечно выполняет свой долг перед демократическим движением, перед “правами человека”, перед еврейской эмиграцией, перед Западом - но не перед смертельно больной Россией. Многих истинных проблем России он не поднимает, не защищает так самозабвенно и горячо. Он показывает на высоком взносе возможности русской совести - но будущее наше он рисует безнационально, в атрофии сыновнего чувства. От нашего тела рожден замечательный, светлый человек, но весь порыв своей жертвы и подвига он ставит на службу - не собственно родине. Как и для всех февралистов: Сахарову достаточно свободы - а Россия там где-то поблекла”.

“Казалось бы, - заключает свои рассуждения автор мемуаров, - сколько объединяет нас с Сахаровым: ровесники, в одной стране; одновременно и бескомпромиссно встали против господствующей системы, вели одновременные бои и одновременно поносились улюлюкающей прессой; и оба звали не к революции, а к реформам. А разделила нас - Россия”.

Еще в начале 1974 года американский журнал “Сатердей ревью” попросил Сахарова изложить свой прогноз на положение в мире, каким оно может стать через 50 лет - в 2024 году. Со времени написания статьи “Мир через полвека” прошло уже 27 лет - более половины срока.

Одно из предсказаний - создание не только всемирной телефонной и видеотелефонной, но также и всемирной информационной связи - осуществляется даже быстрее, чем он думал, в форме Интернета. Сахаров предполагал, что для создания такой всемирной информационной системы 50 лет недостаточно. Но другие предсказания Сахарова - разделение всей Земли на “Рабочую территорию” в 30 миллионов кв. км и “Заповедную территорию” в 80 миллионов кв. км, создание сверхгородов с многоэтажными домами-горами, с искусственным климатом и искусственным комфортом, с гигантскими автоматическими и полуавтоматическими заводами, с благополучными и чистыми пригородами, “с летающими городами” на искусственных спутниках, а также с подземными городами и т.д. - все это, кажется, никто и не думает осуществлять.

Не происходит и превращения ООН в какое-то всемирное правительство, о создании которого мечтал Сахаров.

Прочитав эту статью, “Солженицын отозвался о ней как об “опасной утопии”. “Кому нужна, - писал Солженицын, - эта призрачная сверх-страна без ощутимого прошлого, во всяком случае без нашего прошлого”.

Но в том же 1974, году в “Письме вождям Советского Союза” Солженицын изложил и свое видение будущего, если не всего мира, то России. Он предлагал отказаться от военного и космического бюджета страны, а на сэкономленные деньги “растопить” и “растеплить” российский Северо-Восток. Сюда в северные и восточные районы России писатель предлагал перенести “центр государственного внимания, национальной деятельности, центр расселения и поисков молодых - с юга нашей страны и из Европы”. “Построение более чем половины государства на новом свежем месте, - заявлял Солженицын, - позволяет нам не повторять губительных ошибок ХХ века - с промышленностью, с дорогами, с городами”. Города были особенно ненавистны писателю. В стране нужно строить лишь небольшие предприятия, но “с дробной и высокой технологией”. И даже сельское хозяйство можно создавать на Севере (“с большими затратами, конечно”, - добавлял писатель).

И здесь уже Сахаров оценивал проекты Солженицына как утопию и как “опасное мифотворчество”.

Еще через 15 лет, осенью 1989 года, уже в качестве народного депутата и одного из лидеров оппозиционной Межрегиональной депутатской группы Сахаров разработал в форме конституции свой проект переустройства Советского Союза в Союз Советских Республик Европы и Азии.

Это был утопический проект, основанный на идеях конвергенции, интернационализма, демократизма, идеализма и популярной среди физиков идеи Мирового правительства, которую защищал еще Альберт Энштейн. Сахаров пояснял, что он выступает за объединение всех людей на Земле, независимо от их расы, национальности и религии, от пола, возраста и социального положения, что он обращается не к нациям, а к людям.

Всего через несколько месяцев после “Конституции Сахарова” в советской печати был опубликован и проект Конституционной реформы, который был разработан Солженицыным. Это был также утопический проект, но основанный на принципах русского национализма, патриотизма, умеренного авторитаризма и традиционного российского православия. Солженицын предлагал как можно быстрее распустить “покосившийся” Советский Союз и создать новое государство - “Российский Союз” в составе одних лишь славянских народов - русских, украинцев и белорусов, включая и российское население Казахстана. Лишь по необходимости в этот Союз могут войти и меньшие народы Поволжья, Сибири и Северного Кавказа, но “без обременения их государственными образованиями”, т.е. без автономий.

Судьба Советского Союза и Российской Федерации складывалась в последние 12 лет не по Сахарову, но и не по Солженицыну.

Завершая работу над текстом своей нобелевской лекции “Мир, прогресс, права человека”, Сахаров написал: “Я защищаю космологическую гипотезу, согласно которой развитие Вселенной повторяется в основных своих чертах бесконечное число раз. При этом другие цивилизации, в том числе более “удачные”, должны существовать бесконечное число раз на “предыдущих” и “последующих” к нашему миру листах книги Вселенной. Но все это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия бессознательного существования материи, осуществить требования Разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой нами Цели”. Для Солженицына эта главная идея Сахарова была слишком материалистической. И для него наша жизнь на Земле - это только миг, но она дана нам Творцом как испытание. Солженицын верил не только в Разум, но в Высший Разум, даже в Высшего Судию, который наставляет и охраняет наиболее достойных. Главное достоинство как человека, так всего общества - это самоограничение и победа духа над бытием.

© "Литературная газета", 2001



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100