-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Арье Ротман.

Я рад возможности представить сетевому читателю поэта, уже небезызвестного среди русско-еврейской интеллигенции - как в Израиле, так и в России.

В юности Арье участвовал в еврейском культурном подполье в России. Это был круг людей, которых поиск духовных и национальных корней привел в лоно духовной традиции, восходящей к Пророкам и мудрецам Израиля

В поэзии Ротмана продолжается та напряженно -эротическая линия отношения - к миру, к Богу, к людям- истоки которой легко прочитываются в "Песни Песней"- величайшей эротической и религиозной одновременно поэме- в пророчествах Деборы, в служении Иакова...

Стихи Арие литературны в лучшем смысле этого слова- в них видна рука человека, чье отношение с языком- отношения мастера с материалом. И особую полифоничность- незаметную для невнимательного или несведущего взгляда- придают его строчкам образы, рожденные на другом языке- языке Пророков...

Итак, откроем страницу Арие Ротмана

Арие Ротман

Из цикла "Овцы Иакова"

* * *

Ночью

в фойе гостиницы

в коридоре

как овцы Иакова у корыта

мысли мои горячились в любовной ссоре,

плакали,

вскидывая друг на друга копыта.

Вот как взыскивают за грех с мужчины:

его возлюбленную от него прячут.

В жизни ничто не случается без причины

и поэтому все в ней

могло быть иначе.

В детстве

мир написан собственными именами:

Мост. Собака. Гроза. Поляна.

Овцы Иакова, испещренные письменами

после теряются в стаде Лавана.

Четыре ночи не насыщаясь хлебом,

разорванный двумя берегами Яббока,

на переправе я бился с небом,

благословляя его

за то,

что оно жестоко.

У Иакова две жены -

Рахель и Лея.

Одна любима им до сердечной боли.

Другая верна. Иаков ее жалеет.

В могилу он ляжет с верной,

а любимую бросит в поле.

* * *

В яблоке сна,

под небосводом век,

где всех и вся милуют забытьем,

твое лицо появилось как человек

в пустыне

жаждущему протягивающий питье.

Ты луна

занявшая небосвод,

обхватившая мои струны лира.

До разделения вод

мы были каплей росы

на кудрях Творца,

и разлучились

в первое утро мира.

ЕВА

Верной ласточкой,

строчкой Псалтири,

вразумлением детской речи,

Прилегла,

прилепилась, заплескав волосами плечи...

В только что сотворенном мире

друг друга укрыть еще нечем

- только собственным телом.

Земля черна.

Человек взят из нее негативом белым.

Как Адам от дыхания Евы,

позабыв

имя свое и время,

я проснулся с блаженной ношей на левой

стороне груди, с губами

отыскивающими твое темя,

со срывающимся жалобным “ближе”,

со сглатывающим, тревожным

стыдом усилий,

и потом с тем страдальческим,

невозможным

от чего рождаются дети -

и жалеют, что их ни о чем не спросили...

НЕТ

Твои бедра в ладонях моих

теплы

словно две овечки.

- Нет...

Я сдуваю с них пух,

там,

где он начинает

завиваться в колечки.

- Нет...

Любовь моя -

скрипка,

на которой играют дыханьем губ.

- Нет...

Как бы ни был я нежен,

для тебя

я все-таки слишком груб.

- Нет!..

Еще не пора!

Зачем ты зовешь палача?

Я не устал

от предыдущей пытки:

- Нет!

от плачущего плеча

сползти

щекотным путем улитки.

- Нет!

Тропкой закушенных губ

и гусиной кожи...

- Нет!

Я безнадежно груб,

Что же мне делать, Боже!

- Нет!

Никогда иной

не посмеет тебя коснуться...

- Нет!..

Еще мгновенье

побудь со мной!

Не заставляй

проснуться...

НЕ ВЫБИРАЙ

Нежность любимой -

всего лишь рана

поэтому так тонка ее кожа,

в ней все обуглилось от обмана,

любимая

полюбить не может.

В ней столько боли

она совсем

не выносит неволи

Раны ее

я коснулся губами.

От боли любимой

вздрогнули губы.

Любимая,

мы родились рабами

насильников грубых.

Одним из них был мой отец .

Я клеймом его семени выжжен

на руне Господних овец.

Моя любимая выбирает.

Она обещаний давать не может.

Мне кажется, что она умирает,

ее собаки живую гложут.

Не выбирай, любимая,

не выбирай, не надо!

Нас живыми выпустили из ада.

К нам все равно

не пристанет ни капли смрада.

* * *

Субботний дождь смывает следы

кошачьих лапок.

Капли калякают.

Роды воды.

Всхлипы шляпок.

Вади овладевает дождь,

проникает в поры.

Любить тебя -

это боль и дрожь

ребенка

в руках у вора.

Со дна я поднялся

полон твоим

лицом

словно невод

счастьем.

Друзья

нагрузили меня свинцом.

Тоска

разорвала на части.

Но за два десятилетья сна

ты мне привиделась крепко.

Что с того,

что кровь моих ран красна?

пригуби -

вино ее терпко.

Небо сиренево.

Бремя вод

отяжелило хвою.

Мир близок к Богу.

За этот год

он состарился вдвое.

ОДИН

Я поселился в городе

которого нет.

Его нежность сродни моей -

она бездомна.

В сумерках

Иерусалим испускает свет.

Тогда видишь:

рана его огромна.

Я насильно отстроенный город,

который ободран в кровь.

Жизнь мне тесна,

как пиджак

натянутый на экзему.

Котлованы отелей

роют мою любовь.

Оставьте меня в руинах!

Я хочу умереть подземным.

Ночью Иерусалим превращается в свой макет.

Лица мертвецов его в гриме.

Я сажусь в автобус

покупаю лишний билет.

Водитель закуривает.

Его губы шепчут твое имя:

- Эвридика осталась в мире живых.

Пассажиры смеются.

Я ненавижу их.

Ревность рвет меня сворой псов.

Всего четыре часа полета.

Я готов на убийство.

Даже стрелки часов

кричат от боли:

Сделай хоть что-то!

Любимая,

ведь ты добра,

пожалуйста, не убивай меня часто,

Бог создал тебя из моего ребра,

но не дал над тобою власти...

...Утром Иерусалим похож на меня:

воскресает,

радуется прохладе.

В Армянском квартале колокола звенят.

Христос там сходит с креста.

Минута - и он в Ленинграде.

МОЯ ЛЮБОВЬ ГЛУПА

Моя любовь глупа,

выслушивает святош.

(Каждый знает, чего ей надо)

Она давно убита.

Ну,

так что ж?

Это как розу пересадить

в горшочек ада.

Она цветет,

застреленная в упор,

прячется от людей и от Бога.

Из груди моей

она торчит как топор,

сразивший сразу

льва и единорога.

* * *

В июне

в Иерусалиме зной.

Высыхает бумага,

Письма хрустят в конверте.

В начале лета

ты еще будешь со мной.

Конец

я оставил для смерти.

Голодный верблюд в солончаке

выгрызет

до последней колючки

запах верблюдицы на чепраке -

память

об их единственной случке.

Нищенка потеряет хлеб,

отцветет миндаль,

откатится чаша,

чернила высохнут:

в Книге Судеб

не останется

даже строчки нашей.

В С Е .

Но это будет потом.

А сейчас только март,

свежа его мякоть.

Брызги ее

я хватаю ртом -

чтобы жить

надо чем-то плакать.

* * *

Под рев сирен полицейских,

над горой Елеонской,

Святой Георгий гарцует,

сбруей бряцая конской.

Он кричит о бесчестье,

еврейской требует крови.

Внизу апостолы к мести

взывают с арабских кровель.

А месяц еврейский

Нисан

все прячет, прячет

пасхальные чудеса

как ребенок афикоман...

- Видишь,

я снова плачу,

любимая,

прости меня

за обман.

На горе Елеонской

месяц со сбруи конской

повис

остриями вниз

как маленький колокол медный

на колокольне бедной.

- Что ты оттуда видишь,

серп, не жавший пшеницы?

- Вижу твое проклятье,

любовь твою,

сын блудницы!

Змейкой

блеснувшей ядом,

флюгером узкой жести,

узким смеется взглядом

месяц на перекрестье:

- Вижу ее,

нагую.

Моей она будет, русский!

Тебе я швырну другую

с креста колокольни узкой!

Еврейский месяц Нисан,

словно пасхальный ягненок,

на небесных весах

заблеял спросонок.

...Над горой Елеонской

вопли сирен.

От дьявола пахнет газом.

Помнишь?

Ноздри любимой

трепещут

вдыхая тлен,

от которого гаснет разум.

Мне ведома эта истома.

В сорок лет я стал терпелив,

как двенадцать колен

огибающих царство Эдома.

- О еврейский месяц Нисан,

где твое чудо!

Любовь моя,

ледяная роса,

за тысячи миль отсюда!

* * *

Женя, ужас мой,

дымок твоих сигарет

означает ночь.

Трубы раковины урчат

рапсодию постмодернизма.

Ты помыла посуду,

присела

воду в ступе толочь -

целый час

читать мои многословные письма...

Умирая

человек превращается в буквы

священного языка.

Для вечности

ему недостает только гласных.

Имя - его единственная строка.

Зато отныне

она никому не подвластна.

Буквы хлопают крыльями.

Они умеют летать.

Алеф бейт - перелетная стая.

Я люблю тебя так,

что мечтает стать

твоим именем

каждая запятая.

Ты догадываешься, что у меня запой.

Нет, все хуже:

я наркоман твоего тела.

Целый месяц

я не менял постель,

с твоим запахом -

пока она не истлела.

От тоски я глохну.

Но душа не бывает слепой.

Твоим голосом

она зовет меня с марта.

Помнишь?

Сотни раз

стояли мы под хупой.

Лишь в последней жизни

судьба нам спутала карты.

* * *

Самой скучною из рутин,

нотой “си” в комарином плаче,

вялость августовских паутин

одолеет тебя на даче.

Дети вырвутся по грибы

в темный папоротник преисподней.

Дальним гомоном их гурьбы

отзовется печаль Господня.

Вдруг захочется уколоть

всю себя о густую хвою,

расчесать, окровавить плоть,

защемить виски тетивою.

Что же было? И где оно?

Сквозь подлесок, сырой с изнанки,

бликом неба поманит дно

заржавелой консервной банки.

Ты попробуешь побежать

так, как в детстве, без всякой цели,

спрятать э т о и удержать,

затаиться в объятьях ели.

Дети кинутся вслед, крича,

и затеют возню под елью...

Ты стряхнешь паучка с плеча,

и заплачешь над их весельем.

ЯНВАРЬ

Термометр ртутный

натягивал струны,

касался звуков щипком морозным,

и пальцы воздуха были юны

когда грозили:

- не трогай,

поздно.

Я целовал

на стволах ледышки,

я признавался в любви

сугробам,

я с горок скатывал

как мальчишка,

и взглядом нищего

женщин трогал.

Скрипящий снег

был укатан плотно,

хороших вин

не имелось в лавке,

и лихорадкою предполетной

уже томилась

разлука в давке.

А я любил

отвернувшись к выси,

молился Богу

как очумелый,

и щекотал меня

хвостик лисий

словами женщины

неумелой...

Ночь выходила

темнее тучи,

скрипела дверь

и штакетник цокал,

валилась ревность камнями с кручи,

в паденье грех

клекотал как сокол.

Все было зло,

скукота,

ловушка.

И не дала мне судьба

поблажки.

Но я любил,.

и январь из пушки

стрелял стволами осин в овражке.

Я так любил,

как на голый провод

высоковольтной

звездой мгновенья

садится аист,

давая повод

благословить

красоту творенья.

И я любимой дарил подарки,

я зиму праздновал

до рассвета,

Пока мне тернии

пряли Парки,

и обещало

все муки лето.

Я принял яду

тоски гриппозной,

бред источил меня

соком страсти,

А жаркий воздух,

кричавший “поздно”,

летал на север,

к моей напасти.

Любимая!

Ты как мышка в клетке

луну обнюхала

- ломтик сыра.

Я в дар твои получил

объедки,

обгладывал

за тобою дыры.

Но я любил до того незряче,

что из корней

в лабиринте мышьем

сплел книгу страсти

и книгу плача

и на одежде своей их вышил.

Так я любил обвиняя землю,

срывая тучи с небес

как ветошь,

чтоб крикнуть:

- Господи,

не приемлю

того,

что Ты мне опять ответишь...

Мир нечестив

и суды опасны,

дымится скверна

на каждом блюде,

но до чего же они прекрасны,

Господи,

все эти злые люди!

Разве судьей

Ты меня назначил?

Разве я сведущ в законах отчих?

Я полюбил,

я не мог иначе -

ближних,

и самую грешную

дочь их..

* * *

Лето.

Больше нет стихов.

Мирьям умерла с тимпаном.

Колодец высох.

Я как аист,

затесавшийся на Мидрахов,

как горящий куст -

посмешище кипарисов.

Бог не помог.

Он не любит зла.

Как горько.

Все еще не могу молиться.

Месяц Ияр

посещает Ближний восток.

Мир.

Друзья зовут веселиться.

Ночь погромов.

Страдальческий стон

погребений в церквях Сиона.

облака очистили небосклон

для колокольного звона.

Крестный ход с хоругвями.

Нынче ночь

православной Пасхи.

Иерусалим,

я люблю твою дочь,

как прокаженный

- ласку.

СЖИГАНИЕ КВАСНОГО

Огонь листает кипы газет

у железнодорожного полотна.

Словно ищет новость

которой нет,

прозрачными пальцами Сатана.

Черепки галет и трупики хал

мешочки с заплесневелым хлебом

огонь вылизывает, как шакал -

у него свои счеты с небом.

Над шпалами стелется горький дым.

Ручейком канцерогенных смол

утекает жизнь.

Быть молодым

отвратительно,

как вступать в комсомол.

Я бросаю свою закваску в огонь.

Сбитой ласточкой бьется пульс.

Ничего.

Душа что голландский конь -

тащит прямо.

Люблю.

Боюсь.

Из под пластика искры брызжут как жир.

Пахнет ворванью.

Жгут хамец.

Год уходит.

Любовь обновляет мир -

тот,

в котором ее конец.

© Арье Ротман , 1998



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100