-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


МИФОЛОГИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

Рублику ведет Глеб Гилинский

Есть распостраненная теория, что нация, народ формируется на основе своего, специфического эпоса.

Мы, люди выросшие вне традиционого религиозного и культурного окружения еврейского народа, практически ничего не знаем о наших героях и мудрецах. Русские символы, в общем-то, близки и понятны. Как повлиял на становление и развитие народа богатырь Пересвет, князь Иван- Калита или священник Сергий Радонежский может сказать почти каждый. Когда дело касается евреев, то современная мифология подбрасывает нам, например, имена А. Эйнштейна и З. Фрейда. Но эти гении уже родились в совершенно определенной национальной среде , которая сформировалась задолго до них. Иными словами не они создали еврейский народ, а он породил их.

Итак, что является нашей базой, совместным мировосприятием, которое и определяет наше отличие от других, пусть даже близких по религии соседей (например, караимов или самаритян)?

Есть у евреев люди- символы, определившие лицо народа. И все они жили в исторический период, который принято называть талмудическим. Может возникнуть возражение: «А разве царь Давид или Моисей не являются такими символами?». Безусловно да. Но ведь они не принадлежат только нашему народу! И у христиан и у мусульман эти герои занимают почти то же место, что и у иудеев! В качестве примера можно привести картины и статуи эпохи Возрождения, да и имена современных европейцев и арабов доказывают это. (Есть и более занимательные примеры. Так в известной сказке «Старик Хоттабыч» используется имя реального персонажа исламской мифологии- Сулеймана ибн Дауда. Это никто иной, как Соломон, сын Давида- наш царь Шломо!). Кто они?

Осмелюсь утверждать, что современный облик еврейского народа сложился в период между разрушением Второго Храма (70 г. н. э.) и кодификацией Мишны (250 г. н.э.).

Рассказывая о людях той эпохи, я постараюсь удержать равновесие между историческими фактами, большинство из которых были подтверждены лишь в последнее столетие и описание их в мифологии, чему уже почти 2000 лет. Все они так или иначе связаны с религией, но иное и невозможно у евреев, национальное и религиозное у нас не разделимо!

Итак, до 70- го года стоит Второй Храм и иудаизм того времени не похож на теперешний. Вера- та же, культ- другой. Его основой являются храмовые жертвоприношения, а лидером народа- Первосвященник. Кстати, уже в это время большинство евреев жили вне Эрец- Исраэль и не говорил на одном языке. Тем не менее, Храм связывал всех в единый народ- сюда совершали обязательные паломничества три раза в год, платили не менее обязательные пожертвования (полшекеля- весьма серьезная по тем временам сумма!), здесь устанавливался календарь. Последнее особенно важно, так как еврейский календарь лунно- солнечный, который не использует ни один другой народ и для определения дня праздника человеку необходимо было обращаться в Иерусалим. Сангедрин, заседающий в Храме, был высшим органом правосудия. Там наряду со священниками заседали и так называемые мудрецы. Здесь важно отметить, что в тот момент еврейский народ жил по кастовому признаку. Если человек родился в семье когена или левита- он осуществлял храмовые обряды, если нет- никакие личные заслуги не могли дать ему эту привелегию. Вершиной для человека из народа было место в Сангедрине, которое мог получить только великолепный знаток Торы и исключительный праведник. Тем не менее и ы этом органе ведущую роль играли священники. Они же контролировали и все денежные средства, поступающие в Храм, весьма и весьма значительные. Из них, в том числе, финансировался ремонт дорог в Эрец Исраэль.

В результате Великого Восстания, которое потерпело сокрушительное поражение, Храм был разрушен, жертвоприношения прекратились. По логике исторического процесса еврейский народ должен был исчезнуть. Но тем не менее этого не происходит. И все благодаря мудрецам - фарисеям.

Надо сказать, что они не очень поддерживали выступление против Рима. Если можно провести такое сравнение, то идеи восставших сродни мыслям современных сионистов- сохранить народ может национальное государство, а фарисеи близки к ультроортодоксам- единство через изучение Торы.Не хочется проводить парралели, тем не менее поражение Великого восстания принесло, пожалуй, больше слез и горя, чем Катастрофа.

Иоханнан бен Заккай

Первый из чреды героев, сформировавших современный облик народа- раббан Иоханнан бен Закай. В Талмуде с ним связана очень красивая история. Во время осады Иерусалима его защитники запретили кому- либо покидать город. Раббан Иоханан, видя к чему идет дело, притворился мертвым и ученики с плачем пронесли его по улицам. В римском лагере произошла встреча еврейского мудреца и командира гарнизона. Иоханнан бен Заккай предсказал последнему блестящее будущее и оказался прав. Его собеседником был будущий император Рима (скорее всего - Тит, первый из Флавиев). Раббан Иоханан просит завоевателя об одном- разрешить ему основать иешиву и преподавать Тору и получает такое позволение. Уцелевшие в пламени карательной экспедиции его ученики переселяются в город Явне, который и становится центром еврейского мира в замен разрушенного и разоренного Иерусалима.

Надо заметить, что Иерусалим был действительно духовным центром, а провинции сильно отставали от него. Не должно нас обманывать и то, что мудрецов звали «такой то из города…». Это не более чем констатация факта места рождения. Если кто то и жил в провинции, то все равно большую часть времени проводил в столице. Впервые центр еврейской учености перемещается в другое место. Так что же произошло на самом деле? Что говорят исторические факты?

По всей видимости, жители города Явне не участвовали в Великом восстании (кстати, это был не единичный случай). В связи с проявлением благонадежности он не был разрушен и сюда разрешили переселятся тем евреям, которые не выступали против Рима. Важно отметить, что власти преследовали не народ, а сепаратистов, требующих создания независимого еврейского государства. По скольку фарисеи не относили к их числу, то им была предоставлена возможность жить и учить Тору в Явне. История из Талмуда является, скорее всего, не более чем преданием.

Традиция гласит, что р. Иоханнан бен Заккай основал новый Сангедрин- верховный суд, признаваемый таковым всеми евреями.

Однако у историков это вызывает серьезные сомнения. Первое из них связано с тем, что раббан Иоханнан- рядовой мудрец. Но, как известно, титул руководителя этого органа передавался по наследству по линии Гилеля Великого. Причем наследники были живы!

Второе возражение можно вывести из анализа самих текстов постановлений суда в Явне. В них отсутствует категоричный тон, присущий решениям Иерусалимского Сангедрина. Скорее это правила обязательные лишь для учеников данного бейт- мидраша. Кроме того, таких постановлений крайне немного и касаются они весьма ограниченного набора тем.

В чем несомненная заслуга р. Иоханнана бен Заккая? Именно его концепция- научится жить без Храма так, что бы в любой момент быть готовым к тому, что Храм возродится- позволила объединить одну веру в рамках двух культов.

Гамлиэль Второй

Следующая эпоха связанна с именем р. Гамлиэля Второго. Он является потомком Патриархов Сангедрина. После непродолжительной, но ожесточенной борьбы р. Иоханнана бен Заккая смещают и законный наследник занимает свое место. Вот теперь верховный суд в Явне принимает все полномочия Иерусалимского. Впервые за всю свою историю, евреи признают такой перенос легитимным! Святость Иерусалима и Эрец Исраэль защищена теперь не географически (нигде кроме…), а законодательно. Что само по себе создало настолько сильный национальный менталитет, что он привел через почти два тысячелетия к созданию Еврейского государства!

Раббан Гамлиэль Второй кроме суда создал еще и верховную иешиву, а так же принял принципиально важное постановление. Храмовые богослужения могут быть заменены тремя вещами- изучением Торы, Молитвой и добрыми делами. Таким образом, к краеугольному камню, который был заложен р. Иоханнаном бен Заккаем и обеспечивал приемственность, он добавил прочный фундамент раввинистического иудаизма.

Впервые полноправным лидером еврейского народа становится раввин, мудрец Торы, а не храмовый священник. Теперь можно спокойно жить и оставаться евреем и без Храма. Религиозный центр теперь в синагоге и иешиве.

Со всех сторон в Явне начинают стекаться мудрецы. Можно только удивляться скорости, с какой Сангедрин начинает принимать решения по сложнейшим вопросам. И это непосредственно после величайшей национальной трагедии, тяжелейшей и кровопролитной войны, на фоне разорения и порабощения народа, конфискации земель! Мощь и величие Палаты тесаных камней Иерусалимского Храма сменяется скромной тенью виноградника. Да, да верховный суд заседал под открытым небом! Воистину, сила евреев не в стенах и пушках, а в душах и головах!

http://www.judaicaru.org/




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100