--> |
|
МИФОЛОГИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДАРублику ведет Глеб Гилинский
Есть распостраненная теория, что нация, народ формируется на основе своего, специфического эпоса.
Итак, что является нашей базой, совместным мировосприятием, которое и определяет наше отличие от других, пусть даже близких по религии соседей (например, караимов или самаритян)? Есть у евреев люди- символы, определившие лицо народа. И все они жили в исторический период, который принято называть талмудическим. Может возникнуть возражение: «А разве царь Давид или Моисей не являются такими символами?». Безусловно да. Но ведь они не принадлежат только нашему народу! И у христиан и у мусульман эти герои занимают почти то же место, что и у иудеев! В качестве примера можно привести картины и статуи эпохи Возрождения, да и имена современных европейцев и арабов доказывают это. (Есть и более занимательные примеры. Так в известной сказке «Старик Хоттабыч» используется имя реального персонажа исламской мифологии- Сулеймана ибн Дауда. Это никто иной, как Соломон, сын Давида- наш царь Шломо!). Кто они? Осмелюсь утверждать, что современный облик еврейского народа сложился в период между разрушением Второго Храма (70 г. н. э.) и кодификацией Мишны (250 г. н.э.). Рассказывая о людях той эпохи, я постараюсь удержать равновесие между историческими фактами, большинство из которых были подтверждены лишь в последнее столетие и описание их в мифологии, чему уже почти 2000 лет. Все они так или иначе связаны с религией, но иное и невозможно у евреев, национальное и религиозное у нас не разделимо! Итак, до 70- го года стоит Второй Храм и иудаизм того времени не похож на теперешний. Вера- та же, культ- другой. Его основой являются храмовые жертвоприношения, а лидером народа- Первосвященник. Кстати, уже в это время большинство евреев жили вне Эрец- Исраэль и не говорил на одном языке. Тем не менее, Храм связывал всех в единый народ- сюда совершали обязательные паломничества три раза в год, платили не менее обязательные пожертвования (полшекеля- весьма серьезная по тем временам сумма!), здесь устанавливался календарь. Последнее особенно важно, так как еврейский календарь лунно- солнечный, который не использует ни один другой народ и для определения дня праздника человеку необходимо было обращаться в Иерусалим. Сангедрин, заседающий в Храме, был высшим органом правосудия. Там наряду со священниками заседали и так называемые мудрецы. Здесь важно отметить, что в тот момент еврейский народ жил по кастовому признаку. Если человек родился в семье когена или левита- он осуществлял храмовые обряды, если нет- никакие личные заслуги не могли дать ему эту привелегию. Вершиной для человека из народа было место в Сангедрине, которое мог получить только великолепный знаток Торы и исключительный праведник. Тем не менее и ы этом органе ведущую роль играли священники. Они же контролировали и все денежные средства, поступающие в Храм, весьма и весьма значительные. Из них, в том числе, финансировался ремонт дорог в Эрец Исраэль. В результате Великого Восстания, которое потерпело сокрушительное поражение, Храм был разрушен, жертвоприношения прекратились. По логике исторического процесса еврейский народ должен был исчезнуть. Но тем не менее этого не происходит. И все благодаря мудрецам - фарисеям. Надо сказать, что они не очень поддерживали выступление против Рима. Если можно провести такое сравнение, то идеи восставших сродни мыслям современных сионистов- сохранить народ может национальное государство, а фарисеи близки к ультроортодоксам- единство через изучение Торы.Не хочется проводить парралели, тем не менее поражение Великого восстания принесло, пожалуй, больше слез и горя, чем Катастрофа. Первый из чреды героев, сформировавших современный облик народа- раббан Иоханнан бен Закай. В Талмуде с ним связана очень красивая история. Во время осады Иерусалима его защитники запретили кому- либо покидать город. Раббан Иоханан, видя к чему идет дело, притворился мертвым и ученики с плачем пронесли его по улицам. В римском лагере произошла встреча еврейского мудреца и командира гарнизона. Иоханнан бен Заккай предсказал последнему блестящее будущее и оказался прав. Его собеседником был будущий император Рима (скорее всего - Тит, первый из Флавиев). Раббан Иоханан просит завоевателя об одном- разрешить ему основать иешиву и преподавать Тору и получает такое позволение. Уцелевшие в пламени карательной экспедиции его ученики переселяются в город Явне, который и становится центром еврейского мира в замен разрушенного и разоренного Иерусалима. Надо заметить, что Иерусалим был действительно духовным центром, а провинции сильно отставали от него. Не должно нас обманывать и то, что мудрецов звали «такой то из города…». Это не более чем констатация факта места рождения. Если кто то и жил в провинции, то все равно большую часть времени проводил в столице. Впервые центр еврейской учености перемещается в другое место. Так что же произошло на самом деле? Что говорят исторические факты? По всей видимости, жители города Явне не участвовали в Великом восстании (кстати, это был не единичный случай). В связи с проявлением благонадежности он не был разрушен и сюда разрешили переселятся тем евреям, которые не выступали против Рима. Важно отметить, что власти преследовали не народ, а сепаратистов, требующих создания независимого еврейского государства. По скольку фарисеи не относили к их числу, то им была предоставлена возможность жить и учить Тору в Явне. История из Талмуда является, скорее всего, не более чем преданием. Традиция гласит, что р. Иоханнан бен Заккай основал новый Сангедрин- верховный суд, признаваемый таковым всеми евреями. Однако у историков это вызывает серьезные сомнения. Первое из них связано с тем, что раббан Иоханнан- рядовой мудрец. Но, как известно, титул руководителя этого органа передавался по наследству по линии Гилеля Великого. Причем наследники были живы! Второе возражение можно вывести из анализа самих текстов постановлений суда в Явне. В них отсутствует категоричный тон, присущий решениям Иерусалимского Сангедрина. Скорее это правила обязательные лишь для учеников данного бейт- мидраша. Кроме того, таких постановлений крайне немного и касаются они весьма ограниченного набора тем. В чем несомненная заслуга р. Иоханнана бен Заккая? Именно его концепция- научится жить без Храма так, что бы в любой момент быть готовым к тому, что Храм возродится- позволила объединить одну веру в рамках двух культов. Гамлиэль Второй Следующая эпоха связанна с именем р. Гамлиэля Второго. Он является потомком Патриархов Сангедрина. После непродолжительной, но ожесточенной борьбы р. Иоханнана бен Заккая смещают и законный наследник занимает свое место. Вот теперь верховный суд в Явне принимает все полномочия Иерусалимского. Впервые за всю свою историю, евреи признают такой перенос легитимным! Святость Иерусалима и Эрец Исраэль защищена теперь не географически (нигде кроме…), а законодательно. Что само по себе создало настолько сильный национальный менталитет, что он привел через почти два тысячелетия к созданию Еврейского государства! Раббан Гамлиэль Второй кроме суда создал еще и верховную иешиву, а так же принял принципиально важное постановление. Храмовые богослужения могут быть заменены тремя вещами- изучением Торы, Молитвой и добрыми делами. Таким образом, к краеугольному камню, который был заложен р. Иоханнаном бен Заккаем и обеспечивал приемственность, он добавил прочный фундамент раввинистического иудаизма. Впервые полноправным лидером еврейского народа становится раввин, мудрец Торы, а не храмовый священник. Теперь можно спокойно жить и оставаться евреем и без Храма. Религиозный центр теперь в синагоге и иешиве. Со всех сторон в Явне начинают стекаться мудрецы. Можно только удивляться скорости, с какой Сангедрин начинает принимать решения по сложнейшим вопросам. И это непосредственно после величайшей национальной трагедии, тяжелейшей и кровопролитной войны, на фоне разорения и порабощения народа, конфискации земель! Мощь и величие Палаты тесаных камней Иерусалимского Храма сменяется скромной тенью виноградника. Да, да верховный суд заседал под открытым небом! Воистину, сила евреев не в стенах и пушках, а в душах и головах! http://www.judaicaru.org/ |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|