--> |
|
АвтоантисемитизмАдин Штейнзальц
Вера в уникальность и избранность нашего народа вынуждает их приписывать ему исключительное значение и пристально исследовать любую проблему, так или иначе связанную с еврейством. Примечательно, что именно те, кто уверяет евреев в своей пламенной любви к ним (преувеличивая, как правило, силу своей страсти), зачастую становятся впоследствии яростными антисемитами. Наличие общих корней у антисемитизма и юдофильства помогает объяснить достаточно распространенное ныне явление: многие тяготятся своей принадлежностью к еврейскому народу, причем спектр эмоций при этом широк - от гипертрофированной требовательности к своим соплеменникам до иступленной ненависти к ним, да и к самим себе. Глубоко укоренившаяся в сознании вера (совершенно иррациональная и зачастую неосознанная) в уникальность и избранность Израиля, в его необычайные способности и возможности приводит к тому, что собственный народ всегда находится в фокусе внимания этих людей и является для них постоянным объектом критики. То, что для всего человечества является приемлемой этической нормой, стандартом поведения, по отношению к избранному народу часто рассматривается как нечто непростительное и заслуживающее всяческого порицания. Если же самобичевание таких евреев принимает наиболее острые и крайние формы, то подсознание вытесняет вызвавшие его реальные причины и весь шквал гнева обрушивается на собственное происхождение. Это может перерасти в болезненную антипатию к еврейству вообще, а то и в настоящую ненависть, "автоантисемитизм". Наверное, всем известно, что представляет собой комплекс неполноценности: злость на самого себя, стыд за свои истинные или мнимые недостатки, болезненная страсть к выискиванию их. Многие люди в той или иной степени подвержены ему и жестоко страдают при этом. Но существует и комплекс национальной неполноценности, странным образом присущий многим евреям, в частности, ассимилированным интеллектуалам, и выражается он, прежде всего, в их отношении к иудаизму. Причина этому заложена, в первую очередь, в удивительной, уникальной способности евреев к мимикрии, особенно ярко проявляющейся в области культуры. Они словно перенимают покровительственные формы и окраску, уподобляясь другим, более сильным видам. Для ассимилированного еврея это не просто стало маскировкой, но вызвало изменение его внутреннего мира, приведя к отказу от системы ценностей и образа жизни своего народа. Страсть к подражательству порой оказывается настолько сильной, что перестает коррелировать с реакцией господствующего окружения. Даже если последнее остается враждебным или просто индифферентным, но не желает принимать "чужака", он продолжает обезьянничать. Способности имитатора, вызванные необходимостью выжить в нееврейском окружении, в разной мере присущи каждому еврею, но усиливаются чрезвычайно, если он не унаследовал представления о своих национальных корнях. В таком случае этот человек вообще перестает считать себя евреем; это может быть верным и для общности индивидуумов - например, семьи, - и, казалось бы, через некоторое время от всех внешних и внутренних признаков еврейства не остается и следа. Но отказ от национальной самоидентификации не приводит к ее полному исчезновению. Какие-то слабые ее проблески все же продолжают мерцать, по крайней мере, на подсознательном уровне. Еврей, который полагает, что сроднился с чуждой культурой до такой степени, что она стала его естеством, глубоко-глубоко в душе хранит веру в уникальность своего народа. Более того, он осознает, что эта уникальность обязывает и его, предъявляет к его поведению особые требования и завышенные стандарты. Замысловатое сочетание признания миссии Израиля в мире и отчуждения от собственных корней почти неизбежно вызывает враждебное чувство к еврейству. Страх и подозрительность по отношению к чужакам порождают болезненное отклонение от психической нормы: ксенофобию. А когда их к тому же наделяют уникальными талантами или особенностями, она приобретает самые зловещие формы. Однако, как уже говорилось в начале статьи, антисемитизм амбивалентен: наряду с ненавистью в нем содержится немалая толика зависти и благоговения. К этому смешанному чувству, на проявление которого влияют разнообразные факторы, обусловленные общественной моралью, культурой и т.д., примешана все-таки и некоторая доля стыда; именно поэтому антисемиты так часто предпринимают попытки самооправдания. Если кто и оказывается абсолютно свободным от этой амбивалентности - так это еврей-антисемит. Он презирает свое происхождение и при этом не чувствует ни тени смущения, не испытывает никакой неловкости, равно как и необходимости для самооправдания, ведь он сам - еврей. И уже одного этого достаточно для ненависти к не отпускающему его народу, когда не остается места для элементарного чувства - стыда. Только такой человек и может быть неисправимым, законченным юдофобом, ненавидящим свой народ, а значит и самого себя, всем сердцем и всей душой. http://www.judaica.ru/ |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|