Реклама на IJC |
|
Реклама на IJC |
|
|
Грех - это помрачение разума
Раввин Адин Штейнзальц
|
Еврейские классические тексты, начиная с книг Танаха (особенно пророческих) и кончая позднейшими моралистическими комментариями, полны обличений всевозможных грехов. Вместе с тем само понятие «грех» до сих пор не получило исчерпывающего разъяснения. |
Рассмотрение греха (а в значительной мере и проблемы зла) в качестве самостоятельной проблемы расценивалось как нечто заведомо бессмысленное, ибо в грехе видели «тень» заповеди, ее негативное отображение, не признавая за грехом автономного бытия.
Ведь и в галахическом (практическом), и в чисто теоретическом смысле грех сводится исключительно к нарушению или отрицанию заповеди. И в случае запретительных заповедей, равно как и в случае заповедей, побуждающих к действию, грех выражается в отказе следовать высшему императиву, то есть в отрицании Торы. В большинстве еврейских источников, несмотря на все различия между ними, мы найдем лишь негативное определение греха. Зло всегда только «изнанка» добра. Пустота и тщетность зла очевидны, злое деяние воспринимается как напрасная трата сил. Зло хаотично, суетно и эфемерно.
Долг человека - не только самому идти путями праведности, но и наставлять в этом других, причем речь идет не только о моральном долге, но и о социальной обязанности. Общество в целом тоже обязано следить за поведением своих членов, пресекая грех и поощряя праведность, поскольку грешник ставит под угрозу благополучие целого народа, более того - само существование мира. И все-таки, несмотря на все это, грех остается всего лишь зыбкой тенью, колеблющейся на плоской изнанке бытия, и сам по себе не представляющий никакого интереса. Поэтому, например, мудрецы, исследовавшие положительные душевные свойства, ничего не говорят об отрицательных. Последние получают какое-то освещение лишь в связи с соблюдением заповедей, но не более того. Конечно, мудрецы осуждают зависть, тщеславие, леность, гордыню. Однако душевные наклонности существуют объективно, и их квалификация в качестве добрых или злых зависит исключительно от взаимоотношений с миром святости. Поэтому с моральной точки зрения важны не человеческие качества сами по себе, а применение, которое им дается. Например, в Танахе мы встречаем качества и поступки, обычно имеющие отрицательную коннотацию, в таком контексте, где они предстают положительными. Поэтому в моралистической литературе внимание сосредоточено на теоретическом аспекте «правильного пути», на убеждении и разъяснении того, как следует творить добро, каким образом человек должен восходить по ступеням праведности и милосердия.
О том, что «зло в сердце человека от юности его», говорится уже в первой книге Пятикнижия. Этот факт констатируется на заре человечества, и с тех пор мало что изменилось. Но, поскольку зло не обладает собственной сущностью, его живучесть невозможно объяснить некоей врожденной склонностью человека к извращению своего естества. Аномалия питается многими причинами, и они все время разные, но проистекают не из объективного «природного зла», а из субъективной человеческой слабости. Борьба тела и духа, к которой часто стараются свести объяснение внутреннего конфликта, вовсе не есть борьба добра и зла. В этой борьбе сиюминутные желания и стремления, требующие немедленного удовлетворения, сталкиваются с более разумным и полным видением мира. Иными словами, сиюминутное благо борется с вечным, мимолетное удовольствие - с тем, что объективно полезно. Грех можно рассматривать как помрачение разума, заставляющее человека забыть о своем долге, о своих истинных интересах ради минутного увлечения. Об этом сказано: «Не согрешит человек, пока не обуяла его глупость». Заблуждение и даже злой умысел рассматриваются при таком подходе как следствие ошибочного взгляда на мир, как неправильная оценка происходящего.
Такое понимание греха не ведет к всепрощенчеству, но позволяет по-новому понять смысл наказания, постигающего грешника, независимо от того, исходит оно от Б-га или от общества. Небесная кара - не месть. С определенной точки зрения ее можно рассматривать как естественное следствие неправильного поведения. Протест против законов природы, стремление поступать вопреки им вредят лишь самому безумцу, затеявшему безнадежную борьбу. Столь же бесплодна и попытка не считаться с заповедями. Таким образом, пафос морального служения состоит не столько в актуализации свободы выбора, когда перед лицом зла человек избирает добро, сколько в углублении самосознания, ибо чем осознаннее человеческое поведение, тем труднее греху сбить человека с толку. Истинный обличитель пороков (подобно пророку в первоначальном понимании этой миссии) - тот, чьи глаза открыты, чье духовное зрение проникает глубже, чем у других людей. Он призван помочь им увидеть то, что открыто ему, и воспитать, пробудить в людях более глубокое и полное осознание происходящего, осознание своих поступков и их последствий..
«Мекор Хаим»
Институт изучения Иудаизма в СНГ
http://www.judaicaru.org/home/makor41.html
|
|
Самые читаемые страницы сегодня
|
|
|
|