-->
|
|
МИСТИКА ЭЛУЛЯАвтор Р. Нохум-Зеэв Рапопорт Во многих еврейских общинах существует обычай в канун рош-ходеш (новомесячья) каждого из месяцев года в молитве «Минха» добавлять слихот - просьбы о прощении. Некоторые также постятся в этот день. Канун рош-ходеш принято называть Йом-Кипур катан («Малый Йом-Кипур»). Даже те, кто не отмечает постом и молитвами Йом-Кипур катан перед рош-ходеш каждого из остальных месяцев года, перед наступлением месяца элуль соблюдают этот обычай по рекомендации некоторых законоучителей. Йом-Кипур (День Искупления) - уникальный по своей святости и своему значению день. В текстах молитв Йом-Кипура и в книгах мыслителей подчеркивается, что он единственный в своем роде в году. Пост евреев и служба первосвященника в Храме, а также сегодняшние пост и молитвы в День Искупления не могут быть перенесены на какой-либо другой день года. Упущенное в служении в Йом-Кипур невосполнимо. Поэтому странно, что канун рош-ходеш называют «Йом-Кипур», пусть даже и «малый». Следовало бы назвать его «днем поста», «кануном рош-ходеш» и т.п. Формально (на уровне простого смысла) такое название для кануна рош-ходеш связано с тем, что в эти дни к молитве «Минха» добавляют те же самые слихот, которые произносят во время молитвы «Минха» в Йом-Кипур. Однако существует и более глубокое объяснение. После того, как народ Израиля согрешил, изготовив золотого тельца и поклонявшись ему, Моше спустился с горы Синай, на которой находился сорок дней, и разбил у подножья горы дарованные Всевышним скрижали, которые принес с собой. Он уничтожил тельца и наказал виновных в служении ему. Это случилось 17-го тамуза. На следующий день Моше вновь поднялся на гору Синай, чтобы вымолить прощение еврейскому народу. Раши в своем комментарии к словам «И пал я ниц пред Б-гом… сорок дней и сорок ночей не ел хлеба…» («Дварим», 9:18) пишет: «[Моше говорит]: “…поднявшись в тот раз, я задержался там на сорок дней”. Получается, что эти сорок дней закончились 29-го ава, ведь он поднялся 18-го тамуза. В этот же день [29-го ава] Всевышний выразил Свое согласие простить Израиль и сказал Моше: “Выруби себе две скрижали из камня” (“Шмот”, 34:1). Моше провел затем еще сорок дней [рядом со Всевышним]. Выходит, что эти сорок дней завершились в Йом-Кипур. В этот же день Всевышний с радостью выразил Свое согласие простить Израиль и сказал Моше: “Простил Я по просьбе твоей”. Поэтому установлен [Йом-Кипур]: для прощения и избавления от грехов». Из этого комментария Раши видно, что 29-е ава, канун рош-ходеш элуль, подобен Йом-Кипуру. Ведь про оба дня он пишет: «В этот же день Всевышний выразил Свое согласие простить Израиль». Единственное отличие между 29-м ава и Йом-Кипуром состоит в том, что в Йом-Кипур Всевышний сделал это «с радостью». Из сказанного следует, что название Йом-Кипур катан относится к кануну рош-ходеш элуль. А канун всех остальных дней рош-ходеш в году получил такое название по аналогии с 29-м ава. Наверное, этим и объясняется рекомендация законоучителей особо отмечать Йом-Кипур катан накануне рош-ходеш элуль . К месяцу элуль относится следующая комбинация букв тетраграмматона: гей -гей - вав - йод. Эта последовательность зашифрована в последних буквах слов стиха У-цдака тигье лану ки… («И в заслугу зачтется нам, если…» («Дварим», 6:25). Она образуется следующим образом: последняя буква в слове цдака - гей, последняя буква в слове тигье - гей , последняя буква в слове лану - вав, последняя буква в слове ки - йод. Гиматрия остальных букв этих слов (без букв, образующих последовательность букв тетраграмматона) равна: вав (6) + цади (90) + далет (4) + коф (100) + тав (400) + гей (5) + йод (10) + ламед (30) + нун (50) + каф (20) = 715. Она равна гиматрии слова би-тшува («с раскаянием»): бет (2) + тав (400) + шин (300) + вав (6) + бет (2) + гей (5) = 715. В этом содержится намек на то, что месяц элуль - благоприятное время для раскаяния. Аббревиатура первых букв этих слов образует слово ва-телех («и пошла»). Гиматрия этого слова: вав (6) + тав (400) + ламед (30) + каф (20) = 456, что, в свою очередь, равно гиматрии слов тамуз, ав: тав (400) + мэм (40) + вав (6) + заин (7) + алеф (1) + бет (2) = 456. В этом можно усмотреть намек на то, что высшая суровость, которая проявляется в месяцах тамуз и ав, смягчается в месяце элуль и вообще как бы удаляется («и пошла» прочь). В слихот, которые принято читать в элуле, мы говорим: «Немногочисленны заслуги и добрые дела наши, когда мы предстаем пред Тобою; как бедные и обнищавшие стучим мы в двери Твои». Месяцы тамуз и ав называются даль («бедными» - бедными радостными событиями) и раш («нищими», «скудными» - ибо тогда обнищал Израиль, лишившись своего сокровища: Храма). В кабале есть термин милуй отийот («дополнение букв»). Он означает, что каждая буква рассматривается как набор букв, составляющих ее название. В имени Всевышнего А - до - най (указывающего, что Он - Владыка и повелевает временем и пространством) - двенадцать букв, если принять во внимание милуй отийот: буква алеф - алеф, ламед, пей софит; буква далет - далет, ламед, тав; буква нун - нун, вав, нун; буква йод - йод, вав, далет. Согласно мнению р. Ицхака Луриа, величайшего авторитета в учении кабалы, каждая из этих двенадцати букв соответствует определенному месяцу из двенадцати месяцев года: в нисане мир озаряет свет, заключенный в первой из этих букв - алеф, в ияре - ламед, в сиване - пей софит, в тамузе - далет (первая буква в слове даль), в аве - ламед (вторая и последняя буква в слове даль), в элуле - тав. Если соединить буквы, относящиеся к месяцам ав и тамуз, с буквой, относящейся к месяцу элуль, то получается слово делет («дверь»). В этом содержится мистический намек на то, что в месяце элуль Всевышний открывает нам дверь, ведущую в Его обитель, даже в те времена, когда мы небогаты духовно и скудны наши добрые дела. Evreikrug http://www.evreikrug.com/11_elul/p_elul.htm |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
![]() |