-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


СВЯЩЕННИК КОГАН

Давид МАРКИШ

У нас в лагерях любят слово «спец»: спецмаршрут, спецконвой. Спецпаёк. Или даже просто «спец», «спецы», с начала 30-х их хватали как капиталистических вредителей. Но они, кажется, и до лагеря, ещё на воле тоже назывались «спецы», специалисты. Значит, на воле тоже любят это слово, но у нас в зоне крепче любят, потому что если у нас говорят «спец» - значит, что-нибудь особенное должно обязательно произойти.

В августе 49-го меня взяли на спецэтап. Ну, вы, наверно, знаете, как это делается. Приходят в барак, ночью, и говорят: «Белоцерковский, с вещами! Быстро! Быстро!» А если говорят: «Без вещей!» - значит, берут на расстрел. Это ещё зависит от года: в 47-м, например, почти каждую ночь брали людей на расстрел, а в 49-м уже иногда могли и не брать. Но когда ночью берут и говорят «Без вещей» - это очень плохо.

А меня взяли с вещами, и я не особенно беспокоился. Этап так этап. Людей везде хоронят, и дальше кладбища меня всё равно не увезут.

Спецконвой уже ждал - два солдатика с детскими губами и страшными глазами. Мы добрались до полустанка, сели в рабочий поезд и поехали. К утру мы были на разъезде «38-12», там угольные шахты и кругом одни лагеря, а всё же глаз радуется с отвычки, после зоны. Голое место, и торчат эти терриконы. И тут я удивился: зачем меня со спецконвоем посылать на шахту? Я больше полугода под землёй не протяну. Так зачем? У Перебийноса, в нашем лагере, я хорошо работал, никто на меня не жаловался. Может, за сионистов опять взялись? Или за бундистов? И стало мне грустно.

В Управление меня приводят со всем почётом, конвой топает и сдаёт меня какому-то офицеру, нервному человеку.

-Я капитан, - этот человек говорит, - вы можете присесть. Меня звать Коган Арон Лазаревич. - И смотрит на меня так, как будто уже рассказал мне историю всей своей жизни.

-Зек Белоцерковский, - говорю я этому Когану и уже хочу встать со стула, а он руками замахал и отчаянно так шепчет, даже морщит лицо:

-Сидите! Сидите! Хотите есть? Роман Ильич вчера скончался, наш замполит. Понимаете?

А что я мог тут понимать? Ну, умер замполит, какой-то Роман Ильич, ну, похоронят его, мимо земли не пронесут. В каждом лагере похоронщиков хватает, а начальство, тем более, хоронят свои, на спецкладбище, а не на нашем. Из ружей стреляют, оркестр играет... А меня привезли со спецконвоем, чтоб Коган, выходит дело, сказал мне про Романа Ильича, про которого я даже никогда не слыхал? И, всё-таки, ко мне это имеет большее отношение, чем, например, к учителю или артисту. Просто профессионально, если хотите знать.

- Он, что, болел? - спрашиваю.

- Он пил, - говорит Коган и пальцами по столу стучит: «туп-туп, туп-туп». - Тут, понимаете, дело не совсем обычное.

А что тут необычного? Пил Роман Ильич и умер от белой горячки. Жена поплачет и выйдет за другого, офицерские вдовы одни долго не сидят. У ней, наверно, и дом есть, и коровка. Умер человек - житейское, извините, дело, и нечего из этого устраивать историю. Вот когда рождается человек на свет - это, действительно, история! Но у нас в лагерях не рождаются, только умирают.

- Он, видите ли, был не совсем Роман и не совсем Ильич, - говорит Коган и смотрит на меня как бы на брата или другого близкого человека. - Он был, между нами говоря, Рувим... Вы ведь еврей?

- Еврей, - я говорю. - Да.

Ну вот, - говорит Коган. - Так его жена, Рувима Израилевича покойного, хочет похоронить его по нашему обычаю. И он тоже так хотел.

-Он был замполит? - спрашиваю.

-Ну и что? - пожимает плечами Коган. - Замполит. Что, по вашему, еврей не может быть замполитом? Нет-нет, вы мне скажите!

-Вот он же был, благословенна его память, - говорю я этому Когану. Там было так тепло, в его комнате, так чисто, и мне хотелось ещё посидеть и поговорить.

-Да, это был незаурядный человек, - говорит Коган. - Хотите выпить рюмку? Ну, пожалуйста! Он, всё-таки, оставался евреем, а это, вы сами понимаете, нелегко. Поэтому он так пил. У него даже была книжка Шолом-Алейхема. Я, например, никогда не читал Шолом-Алейхема, а теперь обязательно возьму и почитаю. И он после смерти тоже хотел оставаться евреем. А ведь это могло ему стоить партийного билета!

-Ну, теперь уже не исключат... - говорю я и развожу руками.

-Да, но у него ведь жена, - не соглашается Коган, - это тоже понимать надо. Пенсия и всё такое...

-А что, пенсию отобрать могут? - спрашиваю я.

-А вы разве не понимаете? - понижает голос Коган. - Всё могут, всё! Член партии, председатель месткома, и вот нате вам - еврейские похороны. Ведь тут кругом одни гои, что они скажут?!

И так он всё это говорил, как будто не в лагерном управлении мы с ним сидели, а в синагоге, и он был не начальник, а я был не зек. И я в первый раз в жизни почувствовал, что все евреи - братья и сёстры, не всегда, конечно, не при всяком случае, а хотя бы изредка, хотя бы на десять минут, вот как тогда: мы сидит с Коганом в чистоте и тепле и говорим как сыновья одного отца.

Похоронить еврея не намного трудней, чем похоронить гоя. Тут всё дело в привычке. Например, некоторые думают, что в гробу покойнику лежать лучше и почётней, чем без гроба. Но мы, евреи, хороним без гроба: мы привыкли, а попробуйте отговорить еврея, если он уже к чему-то привык. И почему, действительно, в гробу «под мрамор» и с кружевами, а не в кровати с панцирной сеткой и блестящими шариками? Почему в чёрных штанах, а не в полосатых? Я не говорю, что это плохо, просто гои это взяли в привычку и на том стоят... Но мы-то хотели похоронить Рувима Израилевича как полагается: без гроба и без чёрных штанов. Для этого меня и доставили со спецконвоем сюда, на разъезд «38-12», потому что хоронить - это моя профессия, а хоронить по-еврейски - это моя душа.

Нам нужен был миньян. Найти десяток евреев в любом лагере - плёвое дело, для этого даже очки не надо надевать. Но десять зеков на спецкладбище, у замполитской могилы - это уже контрреволюция, это скандал! Коган обещал привезти одного майора и ещё одного еврея из посёлка, завпочтой - а остальные?

- Есть ещё Розалия Борисовна, - предложил Коган. - Вдова.

Женщина не годится для миньяна, - сказал я. - Вы, что, не знаете? Какой же вы еврей?

- Я не знал, - смутился Коган. - Простите...

- А больше тут нет евреев? - спросил я.

- Нет, только майор, - сказал Коган. - И почтарь.

В ВОХРе евреев не было, это же ясно.

- Тогда придётся взять зеков, - решил я.

- Да, да, - сказал Коган. - Если нет другого выхода... А пять нельзя? Ну, шесть?

- Десять! - сказал я. - Миньян! Что вы тут со мной торгуетесь?

- Я не торгуюсь, - сказал Коган. - Берите, если надо. Но тогда придётся взять конвой, без этого никак нельзя.

- Пусть будет конвой, - разрешил я. - Постоят где-нибудь...

Евреев я, конечно, сразу нашёл в зоне. Я видел: это будет для них праздник - вот так собраться, все свои, и молиться Богу, вместо того чтобы идти на работу. И я хорошо думал об этом Романе Ильиче, об этом замполите: вот, он умер, и евреям вышел праздник.

Коган достал в санчасти носилки, и наших зеков привели. Гои тоже пришли - сослуживцы покойного, человек двадцать. Они толпились в сторонке в своих парадных сапогах и думали, что это кино, а не похороны на спецкладбище. Могила была уже готова, зеки тащили носилки от грузовика. И тут я заметил Когана у самой ямы.

- Нельзя! - закричал я Когану и стал толкать его от могилы. - Нельзя! Ждите за воротами!

- Как нельзя? - удивился Коган.

- Вы же Коган, Боже мой! - он даже не знал, почему нельзя, этот еврей. - Кто будет служить в Храме, когда придёт Мессия?!

- Когда придёт Мессия? - переспросил Коган. - При чём тут Мессия?

Гои молча смотрели на нас, им было интересно.

- Когда придёт Мессия, - объяснял я Когану, выпроваживая его с кладбища, - ему понадобятся священники для Храма. Только Коганы могут служить в Храме, чистые Коганы. Я не могу, другой не может, а вы можете! Это великая надежда для еврея, вы понимаете? Но Коган может иметь дело только с живыми, иначе он осквернится и его не пустят в наш Храм. Вам нельзя заходить на кладбище! Идите же!

- Но я... - промычал Коган, отступая к воротам.

- Мне можно, другому можно, - твердил и уговаривал я. - Вам нельзя. Откуда вы знаете, что, когда придёт Мессия, священником Храма будет какой-нибудь профессор Коган, а не капитан Коган с разъезда «38-12»? А?

Он больше не спорил и твёрдо шагал. Через ворота он глядел, как мы закапывали могилу и читали Кадиш. Ему, капитану Когану, вдруг захотелось стать священником в иерусалимском Храме и, может быть, он верил, что так когда-нибудь и случится.




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100